Геокэшинг: новое развлечение в стиле hi-tech

Новые технологии порождают и новые формы человеческой активности: так было всегда. Тот же Интернет одни используют для заработка, другие — для онлайновых игр, ну, а третьи — просто как супергазету и развлекательный журнал. Однако еще чаще нечто интересное появляется на стыке нескольких различных технологий. Именно так зародился геокэшинг — модное высокотехнологическое увлечение последних лет, объединившее интернет-технологии и технологию GPS.

Для участия в игре требуется спутниковый навигационный GPS-приемник и доступ к Интернету. Суть геокэшинга состоит в следующем: кто-нибудь прячет пластиковый или другой водонепроницаемый контейнер с какими-нибудь "сокровищами", а затем публикует на специальном сайте в Интернете его координаты. После чего любой желающий может зайти на сайт геокэшинга и из списка тайников выбрать тот, который спрятан в районе его местонахождения (или вообще где угодно, если он не против совершить путешествие). Затем участник игры задает координаты тайника своему спутниковому приемнику и отправляется на поиски. Дело в том, что навигационная система имеет определенные ограничения по точности, причем в "гражданские" приемники GPS погрешность заложена специально — чтобы ими не могли пользоваться террористы и уголовники. В результате зона поиска тайника после получения окончательного сигнала составляет от нескольких метров до нескольких десятков метров. Причем контейнеры с "секретом" обычно тщательно замаскировываются или просто хорошо прячутся — тут уже все зависит от фантазии того, кто этот тайник закладывает. По традиции в тайник его создатель упаковывает несколько приятных мелочей — компакт-дисков, брелоков, зажигалок, монеток, фотоаппаратов-"мыльниц", детских игрушек и т.п. К "кладу" прилагается блокнот, в котором участник игры должен отметиться, указав свое имя, дату и время его обнаружения. Тот, кто находит тайник, должен забрать себе то, что было в нем спрятано, и заложить новые "сокровища". Ну, а затем участник игры должен как можно скорее добраться до Интернета и сообщить на сайте геокэшинга о находке (не раскрывая секретов ее закладки). То есть единожды заложенный тайник автоматически становится "многоразовым". По недавним подсчетам, уже 215 тысяч тайников ждут своего часа по всему миру.

Лично мне все это очень напоминает спортивное ориентирование, которым довелось серьезно заниматься в студенческие годы. Там тоже требовалось разыскивать тщательно укрытые "пикеты" и отмечать на них свое посещение. GPS-приемников, разумеется, не было — их заменяли карта и компас, однако общий смысл соревнований был примерно тем же. Геокэшинг появился на свет в 2000 году — именно тогда президент Клинтон разрешил использовать спутниковую технологию GPS не только для военных, но и для гражданских нужд. Система из 24 спутников глобального позиционирования, созданная на исходе "холодной войны" сразу стала доступной широкой публике. В частности, именно из-за "милитаристского" происхождения GPS на Западе многие обозреватели считают, что геокэшинг придумали отставные военные стран НАТО, которые активно использовали GPS-системы во время службы в армии. Другие приписывают создание геокэшинга бывшим сотрудникам спецслужб. Так или иначе, но официально новая игра появилась в США, и ее создателем считается некий Дэйв Алмер из Орегона. Впервые он предложил друзьям новую игру на одной из сетевых конференций. Однако настоящим проповедником геокэшинга стал Джереми Айриш из Сиэтла, который создал сайт, на котором сегодня зарегистрировано около полумиллиона геокэшеров. Во многом именно благодаря активности Айриша геокэшинг быстро вышел за пределы США — первая "неамериканская" игра прошла в Новой Зеландии. И понеслось… Как и любая игра, геокэшинг имеет свои собственные правила. Во-первых, от игроков требуется сохранение тайны игры — посторонние ("непосвященные") не должны заметить активность геокэшера. Со стороны он обязан казаться обычным туристом. В результате любители новой игры напоминают членов некоего международного секретного общества. Тех, кто ничего не знает о геокэшинге, они называют "маглами", позаимствовав это слово из романов о Гарри Поттере. В этих романах маглы ("чайники") — это те, кто не наделен магическими способностями. Кроме того, существует более-менее определившийся список предметов, которые нельзя (или, точнее, не принято) закладывать в тайники. Это спиртное, оружие, предметы "нездорового образа жизни" и из разряда "только для взрослых", а также заведомо очень дорогие вещи. Также нельзя прятать еду и пахучие предметы: во-первых, они могут привлечь диких животных, а во-вторых, быстро портятся. Кроме того, если тайник создается в таком месте, доступ в которое достаточно сложен, игроки должны быть с самого начала оповещены обо всех опасностях и требующемся специальном снаряжении.

В России и странах СНГ игра появилась в 2002 году благодаря инициативе ряда технически "продвинутых" туристов-экстремалов. Поначалу несколько единомышленников создали тематический сайт в Сети и заложили первые тайники в Московской области. Вскоре на карте российского геокэшинга появились Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие регионы. А затем геокэшинг начал быстро распространяться в Украине и Казахстане (по другим странам СНГ у меня данных нет). Что интересно, на территории СНГ правила геокэшинга имеют свои особенности. Во-первых, тайник рекомендуется создавать только в месте, которое представляет природный, исторический, культурный или географический интерес. Видимо, это связано именно с тем, что родоначальниками этой игры в СНГ стали туристы-экстремалы, которые всегда могли похвастаться богатыми собственными традициями. Для таких людей геокэшинг стал уникальной возможностью совместить Интернет и физическую активность. То есть появился вид спорта, который объединил в себе высокие технологии и прогулки на свежем воздухе. Как заметил кто-то из IT-журналистов, "геокэшинг заставил взрослых и детей выйти из дома ради длительных походов, плаванья, лазанья и прочих прелестей, связанных с поиском кладов. Многих устраивает ненавязчивость этого хобби — его всегда можно отложить на день, когда погода будет хорошая".

Компании IT-индустрии не были бы сами собой, если бы не воспользовались новым "высокотехнологическим" увлечением. Сейчас прямо на глазах зарождается целая отрасль по производству товаров и услуг для геокэшинга. Вот самый свежий пример: компания BenQ Mobile представила на международной выстаке CeBit новый смартфон P51, разработанный совместно с Siemens. Его отличительная особенность — встроенная система навигации GPS и расширенная поддержка работы с беспроводными сетями WLAN. Полные технические характеристики смартфона пока не опубликованы, однако уже известно, что новинка будет оснащена 128 мегабайтами оперативной памяти. Фиксированная память, в которую будет записана операционная система Windows Mobile 5.0, под управлением которой станет работать телефон и программное обеспечение для отправки электронной почты direct push от Microsoft, также составит 128 Мб. BenQ-Siemens P51 будет оснащен 2,8-дюймовым 65536-цветным сенсорным дисплеем разрешением в 240х320, а разрешение сенсора встроенной камеры составит 1,3 мегапикселя. Помимо этого, смартфон будет оснащен MP3-плейером. Вес нового мобильника составит 170 г, а продолжительность работы без подзарядки, по заявлениям разработчиков, — 150 часов в режиме ожидания и 4 часа в режиме разговора. Новинка появится в продаже в начале третьего квартала 2006 г., цена ее пока не сообщается.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2006 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета