Покупаем "экстремально новый" телефон

Общеизвестно, что среди пользователей сотовых телефонов (особенно в молодежной среде) есть определенный процент тех, кто гонится за новейшими разработками и считает своей едва ли не обязанностью всегда пользоваться самой новой и "навороченной" моделью мобильника. Пользователей, живо интересующихся новыми технологиями, компании-производители часто называют емким словом — "Techi". Слово, кстати, позаимствовано из известной повести "Джонни-мнемоник" писателя-киберпанка Уильяма Гибсона. Аудитория "Techi" относительно невелика, но постоянна; эта группа также очень предсказуема в своем потребительском поведении. Достаточно обнародовать сведения о модели с некими новыми характеристиками (пусть даже и малоприменимыми в реальной жизни), как "Techi" начнут активное обсуждение новинки и будут стараться ее приобрести. Другая распространенная причина для покупки новой модели сразу после ее появления — желание подчеркнуть свой социальный статус, привлечь внимание к себе с помощью необычного (еще) телефона. Стоит помнить, что мобильный телефон продолжает быть статусной вещью в большинстве стран мира.

Особенности рынка новинок


Как правило, в первые дни после выхода на рынок новой модели на нее возникает ажиотажный спрос, и порой купить аппарат оказывается крайне сложно. Более того, бывают ситуации, когда подобный дефицит поддерживается производителем искусственно. Но и тут не все так просто. Например, в европейских странах наиболее развит операторский бизнес, в рамках которого аппарат продается оператором вместе с подпиской на определенный тарифный план. Таким образом, в свободной продаже сотовых телефонов оказывается немного. Невозможность купить телефон в первый месяц где-либо помимо офиса оператора, в свою очередь, часто провоцирует пользователей перейти на обслуживание к этому оператору. Однако сами операторы часто стараются не иметь дело с "экстремальными новинками".

На рынках, где влияние операторов не столь велико (пример — страны СНГ и Азии), намного большую роль играют фирмы-дистрибьюторы. Сознательно ориентируясь на готовых платить любые деньги "технофанатов", дистрибьюторы порой даже устраивают соревнование: кто первым сможет завезти в страну новинку. В результате в первые дни продаж нередко можно наблюдать цены на отдельные разрекламированные модели, в два-три раза превышающие не только оптовую стоимость, но и последующую розничную цену. Как рассказывают сами торговцы мобильниками, многие их коллеги даже специализируются на "скоростной доставке" новых моделей и, соответственно, получении сверхприбылей. При этом нет необходимости везти большое количество новых аппаратов — достаточно 20-30 штук. Покупатели на них на "сером" рынке найдутся наверняка. При этом высокая цена характерна не только для изначально дорогих моделей, но и для новинок бюджетного сектора или среднего ценового сегмента, хотя наценка на них все-таки меньше.

Проблемы новинок и их владельцев

Мобильная экзотика, попавшая на прилавки (чаще всего по "серым" каналам), нередко создает проблемы своим владельцам. Как правило, покупатель такого телефона не получает гарантийного обслуживания со стороны производителя. При необходимости продавец обеспечивает ремонт своими силами. Естественно, такой продавец не имеет доступа к обновлениям ПО телефона, а на рынке нет запасных частей для его ремонта. То есть возможности ремонта ограничиваются ликвидацией незначительных повреждений и исправлением ошибок пользователя, которые (к слову) легко разрешаются после внимательного чтения инструкции. Кроме того, такие телефоны как правило не локализованы под местный рынок. Меню на незнакомом языке (а то и еще хуже — в виде иероглифов), невозможность приема и отправки русскоязычных SMS-сообщений, совершенно непонятная инструкция — вот самые часто встречающиеся "прелести" ультрановых аппаратов. Сразу стоит подготовиться и к тому, что бесплатной поддержки со стороны производителей данной модели не будет: за каждое обновление программного обеспечения, каждый ремонт придется платить, причем немало (наценка "за эксклюзивность").

Дальше — только хуже. Начинаются уже официальные новинки на наш рынок. Теперь вроде есть и гарантия, и локализованный софт, и достойно переведенная инструкция… Но тут нужно сделать небольшое лирическое отступление. В наши дни новые модели телефонов разрабатываются примерно с той же скоростью, с какой плодятся кролики. Модельные ряды у производителей увеличиваются, а количество функций, включенных в новые аппараты, растет. При этом корпорации экономят на всем, на чем только могут включая количество и качество задействованных специалистов. Понятно, что качество разработок от этого отнюдь не улучшается. В результате у вышедших "сырыми" новинок постоянно возникают те или иные проблемы. Потом, конечно, выходят новые версии прошивок, совершенствуется элементная база и т.д., и т.п. Вот только первым покупателям от этого не легче. Более того, зачастую в ситуации ажиотажного спроса продавцы, даже зная об имеющихся недостатках аппарата, скромно о них умалчивают — чтобы не пришлось уменьшать маржу.

Итак, каковы же самые распространенные недостатки "экстремальных новинок"? Недостатки сборки, люфт панелей, неточное позиционирование деталей. Наличие бракованных деталей. Ошибки в программном обеспечении. Ошибки в локализации. Плохая совместимость с оборудованием операторов сотовой связи. Большинство проблем решается достаточно быстро, но иногда вопрос брака остается актуальным на протяжении всего жизненного цикла модели — как правило, это брак, связанный с изначальными недостатками конструкции. Как ни парадоксально это звучит, но иногда производителю дешевле выпускать бракованные аппараты, а потом ремонтировать их бесплатно по гарантии.

Советы и секреты

Разные специалисты дают разные рекомендации относительно покупки "особо новых" аппаратов. Сходятся в том, что для избежания эксцессов с новой "трубкой" следует прежде всего оценить количество и "проверенность" имеющихся в ней новых технологий. Дело в том, что добавление любой новой функции потенциально может привести к увеличению риска нестабильной работы. В свою очередь, чисто количественное наращивание характеристик (увеличение цветности экрана, разрешения камеры, полифонии, памяти и т.п.) не играет большой роли — принципы работы телефона остаются прежними. На втором этапе стоит посмотреть на схожие модели этого же производителя, почитать их описания в специальной литературе и — обязательно — почитать отзывы уже "состоявшихся" пользователей, которые в изобилии можно найти в Интернете.

Если в таких телефонах нет большого числа проблем, то и следующий аппарат потенциально будет работать стабильно. Тогда на каком же этапе после выхода новинки (через какой срок) имеет смысл покупать телефон? Специалисты говорят так (вот цитата из специализированного издания): "Если вы готовы заплатить наценку за новизну, а также не боитесь столкнуться с потенциальными проблемами, то можно смело покупать аппарат из первых партий. Для тех же, кто исповедует взвешенные решения, стоит присмотреться к покупке через три месяца после выхода аппарата.

В этот момент снижается стоимость модели, известны ее слабые места из отзывов первых пользователей. Важно выбирать телефон исходя из версии установленного программного обеспечения и даты производства, существует вероятность купить модель из первых поставок". Стоит также помнить и о предстоящем (и неизбежном) выходе новых моделей. Дело в том, что в отсутствие конкурирующих решений ни один производитель не решится на снижение цены, не станут снижать цены и дилеры на местах. Словом, оптимальным выглядит время в 3-6 месяцев после появления модели — покупать стоит именно в этот период. В этом случае срок жизни телефона у вас будет близок к максимальному, а проблемы минимальны. Можно, конечно, купить и позже, но тогда вы станете владельцем уже не ультрамодной новинки, а просто хорошего мобильника.

Нюансы вопроса

Есть у феномена "экстремально новых телефонов" и другие нюансы, о которых выше не говорилось. Дело в том, что прослойка любителей новейших аппаратов важна для производителей в плане продвижения своих продуктов, формирования образа компании в целом на рынке. Ведь "Techi", по сути, занимаются PR-деятельностью в пользу производителя, рассказывая своим менее просвещенным знакомым о преимуществах новой модели и постоянно упоминая производителя телефона. В этот момент, кстати, интересы производителя вступают в конфликт с интересами дилеров. Последние хотят заработать на новинке, а потому выставляют максимальные розничные цены. А производители, наоборот, хотели бы эти цены максимально сбить, чтобы охватить новинкой максимальное число "Techi". Результат — где как получится.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2006 год в рубрике мобиле

©1997-2024 Компьютерная газета