Дни высокой рекламы

Это название мероприятия, проходившего в Минске 25-27 января 2006 г. Именно мероприятия! Преимущественно такое слово в Интернете и
традиционных СМИ используют при освещении этого "праздника белорусского рекламиста".


Для современного активного человека реклама все больше воспринимается только из электронных СМИ. А концептуальные айтишники нового поколения иную рекламу, кроме как из компьютера, и не признают. Не зря Интернет просто раздувает от ссылок на контенты с серьезными названиями типа "центр электронного бизнеса". Эти "центры" в первую очередь предлагают рекламные услуги в Сети, от которых и идут основные доходы от деятельности крупных интернет-порталов. То, что в настоящее время Байнет может использоваться как серьезная площадка для масштабных рекламных проектов, не вызывает сомнения. Последние официальные данные "Белтелекома" за позапрошлый год говорили о 2,5 млн пользователей. По другим статистическим оценкам, в Беларуси сейчас 3 млн компьютеров, что прогнозируется и будет оглашено "Белтелекомом" по количеству пользователей за 2005 г. То есть можно говорить о 25% уровне проникновения компьютерной информатизации. Это уже достаточно весомый показатель, чтобы утверждать о необратимом пути перехода к информационному обществу. А для бизнеса сия данность — однозначно сформировавшийся привлекательный рыночный сегмент. Тем более сейчас с улыбкой вспоминается о исторически пройденном этапе "медленного" Интернета, когда на скачивание картинки уходило по полчаса. Результатом 2005 года, названного годом ADSL, можно считать то, что от корпоративных пользователей выделенок практически исчезли жалобы на медленное открытие белорусских сетевых ресурсов. В ближайшем будущем "Белтелеком" планирует перейти на общую внешнюю скорость трафика в 1 Гбит. Соответственно и взрыв интереса к рекламе в Интернете неудивителен. Показательно то, что в сравнении с прошлогодними "Днями высокой рекламы", в мероприятиях активно участвовали несколько интернет-порталов, в том числе и молодые. А очередь на возможность рекламироваться на центральных страницах ведущих белорусских интернет-порталов уже составляет несколько месяцев.

Выставочный центр "Белэкспо" по ул. Я. Купалы, где проходили "Дни", выделялся множеством собравшихся людей. Как обычно на подобных мероприятиях, царила легкая организационная неразбериха, вызванная переизбытком посетителей, желающих узнать новейшую информацию из образовательных докладов. Семинары по разным темам проводились одновременно, и надо было делать выбор. Мне показалось, что наибольший спрос имела именно тема "Практика интернет-маркетинга в Беларуси". Большинство собравшихся были молоды, и их, судя по разговорам, просто тянуло к Инету. Но выделялись и солидные мужчины в возрасте, которые громко переговаривались: "Ну шо, Иваныч, будем поднимать сайт?" — "Ну шо ж — надо рабить!" Растянувшаяся очередь на регистрацию на все семинары была в одно окно, и устроители заметно волновались. Среди них импозантно выделялся председатель совета директоров TUT.BY Юрий Зиссер. Этот человек, как обычно привык, все готовил для своего выступления самостоятельно, ни на кого не надеясь. Носился по залу с ноутбуком, проектором и даже стульями. Неудивительно, что время начала первого выступления сдвинулось. Публика на семинаре собралась разношерстная: представители рекламных агентств, сайтосоздатели служб маркетинга крупных предприятий, провайдеры услуг Интернет, web-дизайнеры, айтишники. Как обычно, мудрый Зиссер взял на себя удар общения с аудиторией. Профессионалы не очень-то церемонятся с обсуждением сути волнующих проблем, и принялись дискутировать с эмоциональным энтузиазмом. Вопросы аудитории были острыми и актуальными: "Не означает ли Ваше присутствие здесь, что на TUT.BY окончательно остается только реклама?" Юрий не растерялся: "Мы собрались здесь поговорить по тематике рекламы в Интернете, и будем это делать. Когда будут темы социальных, просветительских или иных аспектов Сети, обсудим и их. TUT.BY зарождался как информационная ниша, служащая для всех белорусов, призванная их объединить, помочь в решении проблем. Если рассматривать коммерческую сторону вопроса, то да, предоставление площадок для рекламы — это наш основной источник доходов. Такой бизнес их обеспечивает на 80 процентов, оставшиеся 20 — это доходы от хостинга". Поведал наш герой и об изменениях на известном белорусском портале, отвечая на соответствующий вопрос. А именно об улучшении подготовки новостной информации. В штате есть главный редактор, и оформлена подписка в ведущих информационных агентствах "БелТА" и "БелаПАН". Сейчас на портале всегда присутствуют горячие новости, которые для удобства выделяются красным. "К сожалению, пока обновления новостей идет на сайте не поминутно, но мы прилагаем все усилия, чтобы это было. Вся проблема в том, что в Беларуси нет такого количества новостей, которые можно давать в таком быстром режиме обновления", — подытожил Юрий.

Далее разговор пошел о наболевшем, о набившей всем оскомину проблеме. Зайти на излюбленный TUT.BY не всегда бывает просто. Ведь физически серверы портала располагаются в Москве. А это зарубежье. При возникновении каких-то проблем с выходным каналом "Белтелекома" на Россию туда просто невозможно подключиться. Как бы перенести контент TUT.BY поближе к Минску? Кто считает это неактуальным в рамках современных сетей, заблуждается. Думаете, проблемы с выходом в Сеть за пределы нашей страны стали редки? Отнюдь. Юрий Зиссер поведал невеселую статистику: каждый день внешние каналы "Белтелекома" хоть пару минут, но лежат. Проблема известная, и дирекция TUT.BY уже несколько лет прилагает усилия к перебазированию сердца и мозгов TUT.BY в Минск. Три года TUT.BY ведет переговоры с "Белтелекомом" о размещении своего оборудования на площадях телекоммуникационного гиганта. Белорусские связисты не против, но до конца все проблемные вопросы не решены. Тут активно оживились коммерчески заинтересованные представители провайдеров: "Какой хостинг вам нужен? Перечислите требования!" Понятное дело, каждый хотел бы хостить TUT.BY. Это и юзеру ясно. Пылкое обсуждение состояния хостинга в Беларуси ввело дискуссию в стадию стокатты. Опытный дипломат Зиссер все разложил по полочкам. Время анархичного провайдинга в Интернете закончилось. Сейчас рынок преимущественно поделен между серьезными провайдерскими организациями. Это касается и Беларуси, и России. По уровню тарифов на хостинг у всех приблизительно все одинаково. Отличие конкурирующих компаний в качестве сервисного обслуживания и уровне надежности. Что касается требуемого хостинга для TUT.BY, то тут нужно, во-первых, обеспечить физическое размещение 9 уникальных серверов TUT.BY на стороне провайдера. Почему уникальных? Потому, что серверы TUT.BY эксклюзивного самосбора. Их концептуального отличие — относительно небольшие мозги и громаднейшая память! Произвести замену на альтернативное или лучшее по характеристикам железо весьма проблематично. Дирекцией TUT.BY прорабатывался вариант перевода контента для размещения в США как более надежный в смысле устойчивости канала доступа. Но загвоздка оказалась именно в железе. Серверов, подходящих под имеющиеся, не оказалось. А альтернативная платформа на базе американского супервычислителя с несколькими сотнями дисков, подходящая TUT.BY, потянула по стоимости на пару миллионов долларов. Поэтому переезд в Америку пока отложили:). Во-вторых, высокий трафик TUT.BY требует соответствующего канала. По расчетам, это 20 Мбит/с. Реально такие требования может обеспечить "Белтелеком". Но прямые тарифы на эту услугу сейчас оказываются просто запредельными. Подобные расходы на содержание TUT.BY в Москве составляют пару тысяч долларов в месяц, и это кажется дирекции сравнительно приемлемым. Другая проблема с "Белтелекомом", которая недавно сдвинулась с мертвой точки — это именно регламентационная возможность физического хостинга стороннего оборудования. Сейчас политика физического хостинга у наших связистов стала облекаться в конкретные формы, но еще надо какое-то время подождать. Существуют и другие подводные камни. Например, публичные почтовые ящики многих белорусов располагаются на российских серверах (yandex.ru и mail.ru). Как им переписываться с людьми, имеющими e-mail на tut.by? Ведь трафик исходящей почты с TUT.BY будет преимущественно международным. Попробуй его оплати по существующим расценкам! Лектор из Ю. Зиссера просто потрясающий! Его официальный доклад все слушали просто с открытыми ртами. А содержание доклада было не менее интересным, чем прямая дискуссия с залом. Только аналитика, без лишней воды. Интереснейшие факты о Байнете хочу привести.

О состоянии Байнета касательно субъектов хозяйствования

В Беларуси сейчас порядка 14.000 сайтов. 3000 из них — сайты крупных предприятий. Не более 400 из них сделаны профессионально. Статистическая неожиданность как следствие логики — в Сети большей частью представлены средние и малые предприятия. Объяснение простое. Крупные предприятия либо не нуждаются в рекламе, либо предпочитают нанимать рекламные агентства. А у рекламных агентств свои налаженные связи с традиционными СМИ, доля интернет-рекламы на фоне других медиасредств пока незначительна. Малые же предприятия ограничены в средствах на традиционную рекламу и услуги рекламных агентств, а продвижение своей продукции и услуг очень нужно. Поэтому заявить о себе через Интернет — самый предпочтительный способ.

О сайтостроителях

В РБ существуют следующие виды конкурирующих web-разработчиков:

1. Студенты или программисты, подрабатывающие дизайнерами. Качество любительское. Стоимость услуг — до $300.

2. Студии при компьютерных фирмах или рекламных агентствах. Можно и получить профессиональное качество разработки, и нарваться на
дилетантское. В одной и той же студии работа может быть сделана и отлично, и неудовлетворительно. Стоимость услуг — от $300 до $3000. 3. Независимые разработчики с уважительной репутацией. Гарантированно высокий уровень качества. Стоимость услуг — от $3000.

Рекомендации

1. Не ставить в качестве основных требований при выборе разработчика сайта критерии минимальной цены и минимальных сроков. Демпинговые предложения с короткими сроками разработки — явный признак последующей полной переделки такого информационного ресурса.

2. Бюджет по продвижению сайта должен превосходить стоимость разработки в несколько раз. В мире 60 миллионов сайтов, Google индексирует 8 миллиардов страниц. Сможете не потеряться со своей? Без серьезного медиапланирования никак не обойтись.

Прогнозы

1. Не так давно большинство предприятий позиционировали интернет-маркетинг как работу компьютерного отдела. Всю стратегию работы отдавали на обязанности программистов или информационно-вычислительного центра. Сейчас видение задач продвижения поменялось, и в ближайшее время интернет-маркетинг на предприятиях будет выделяться в отдельную медиаслужбу.

2. Две трети любительских сайтов предприятий будут переделаны на профессиональный уровень. Эта тенденция стала обыденной.

3. Доля интернет-рекламы предприятий будет расти ускоренными темпами.

4. Рекламные агентства начнут использовать интернет-рекламу более интенсивно.

Вопросы, волновавшие аудиторию

1. С каким минимальным бюджетом интернет-рекламу можно считать эффективной?
Ответ:
За $20 можно купить слова в поисковике, и прибыль предприятия уже увеличится.

2. Что является основным в проведении рекламных компаний через Интернет?
Ответ:
Формализованные цели. Например, обеспечить 10 тысяч показов баннера за 10 дней.

3. Как оценить эффективность сайта предприятия с точки зрения прибыли?
На этот вопрос, увы, четкого ответа не прозвучало. Действительно, полно примеров, когда сделан классный сайт, масса посещений, все восторженно отзываются о разработчиках, а у предприятия абсолютно нет продаж. Какими формулами связать увеличение посещаемости сайта и число заинтересовавшихся продукцией? А без этих четких зависимостей разговаривать с работодателем о выделении средств на сайт очень проблематично. Существует категория товаров, например, автомобили, которые вообще никто в мире не покупает через Интернет. При этом численные механизмы работы интернет-рекламы автомобилей нигде не описаны. Тут однозначно не обойтись без тесного взаимодействия интернет-рекламщиков и сбытовых подразделений заказчика. Но обычно сбытовые отделы держат в тайне свои уровни продаж и их временную корреляцию. Для оценочной конкретики Юрий предлагает использовать накопившуюся у него статистику по проведенным рекламным проектам, где зафиксирована зависимость посещаемости ресурса от того или иного вида рекламы в Сети. Но это по отдельной договоренности. Для примера — появление рекламы нового сайта, который до этого был массово неизвестен, на главной странице портала увеличило его посещаемость в 10 раз. По окончании рекламной кампании посещаемость сократилась в 1,5 раза.

4. Для кого действительно беспроигрышна, в смысле изначально однозначно прибыльна, реклама в Сети?
Ответ:
Интернет-магазины, конечно же. А какой же еще основной упор на рекламу, кроме как в Интернете, для них может быть?

После выступления Ю. Зиссера последующим лекторам не пришлось налаживать контакт со слушателями. Он уже имел рабочую направленность и профессиональную непринужденность. Последующие выступления ответственных лиц носили прикладной специализированный характер. Каждый специалист из аудитории почерпнул для себя много нового о показателях эффективности, поисковых инструментах, разновидностях рекламы в Сети.

Мои субъективные выводы таковы. Положение с интернет-рекламой сейчас такое, как было у нас 10 лет назад с прикладным софтом. Когда каждый под свои задачи писал что-то специализированное, а какие-то ориентиры были неявны. Сейчас же софт де-факто в каждой области имеет своих лидеров от известных компаний. Интернет-реклама в Беларуси только начинает облекаться в какие-то рамки и структурированность. Еще слишком много вопросов об эффективности и отдаче, не говоря еще о возможности широкого выбора белорусских интернет-площадок под те или иные рекламные проекты. Не зря Ю. Зиссер настоятельно рекомендовал информационные ресурсы, рассчитанные на иностранных пользователей, размещать на зарубежных серверах. Наша национальная черта — консерватизм, поэтому отказ от доли традиционных средств рекламы в пользу Интернета будет происходить болезненно и тяжело. Но в общем уже достаточно удачных рекламных проектов, по которым можно судить и о достоинствах Интернета, и о увеличении доходов предприятий. Надо понимать, что прямую функцию продаж Интернет может и не нести, но выполнять ознакомительные, убеждающие задачи и обеспечивать быструю коммуникацию. Результат этого — опосредованное увеличение присутствия предприятия на рынке.

Александр Оакли, oakly@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2006 год в рубрике событие

©1997-2024 Компьютерная газета