Sony PlayStation Portable: меньше — не значит хуже!

Компанию Sony безо всякого преувеличения можно назвать законодателем мод на рынке игровых систем. Вспомните, как содрогнулся мир в далеком 1996 году с выходом первой PlayStation. Вместо привычных дорогостоящих картриджей в роли носителей выступали CD-ROM-диски, гораздо более дешевые в производстве. А качество графики в играх вызывало зависть даже у обладателей мощных по тогдашним меркам настольных компьютеров. Nintendo со своей Dreamcast проиграла конкурентную борьбу, а консоль от Sony обрела громадную армию поклонников и принесла своему создателю мировое признание. С выходом PlayStation 2 в 2000 году компания окончательно закрепила за собой позицию лидера.

Microsoft со своим Xbox и Nintendo с GameCube выглядели рядом с PS2 беспомощными котятами. Возможно, сказано несколько преувеличенно. Но взгляните на данные о продажах как самих консолей, так и игровой продукции! Так, последние 5 лет прошли при полном доминировании Sony на рынке игровых приставок. Сейчас грядет новая эра домашних игровых систем, и, увидев ошибки прошлых лет, конкуренты в лице Microsoft и Nintendo сегодня настроены гораздо серьезней. Однако параллельно с разработкой PlayStation 3 Sony принялась осваивать новое направление — портативные игровые системы. Так на свет появилась "карманная" консоль PlayStation Portable, или же просто PSP. Разумеется, Sony подходила к созданию этой системы со свойственным ей чувством собственности. Диски нового формата UMD, запись которых в домашних условиях невозможна, карты памяти Memory Stick, продающиеся по сравнительно высоким ценам и имеющие не самую высокую скорость чтения/записи, и очень модная система защиты, постоянно совершенствующаяся с каждой новой версией Firmware. Что ж, давайте посмотрим, на что горазда малютка PSP и попробуем предсказать ей будущее.

На первый взгляд

Смотрится PSP просто шикарно. Однако, прекрасно зная о том, что первое впечатление зачастую обманчиво, мы дали себе отдохнуть и первые два дня привыкали к новой гостье. И оказалось, что кажущаяся красота куда-то исчезла, и перед нами — просто устройство, выполненное в стиле игровых систем от Sony: качественно, симпатично, но в то же время без изысков. Более того, окончательно сойдя с позиции добродушного обывателя, можно найти в PSP ряд недостатков. Но этим мы займемся чуть позже. Пока же рассмотрим комплект поставки, который оказался довольно скромным. Вместе с самой консолью поставляется зарядное устройство, карта памяти Memory Stick DUO Pro на 32 Мб, аккумулятор емкостью 1800 мАч, миниатюрный кусочек полотна, напоминающий салфетку, а также наушники с пультом. Это если рассматривать Value Pack — среднюю комплектацию. Помимо нее, существуют еще Standard Pack и Giga Pack. В стандартной поставке отсутствуют наушники и карта памяти, а в гигаупаковке есть флэшка на 1 Гб.

Кусочек ткани предназначен для протирания устройства. И заниматься этим придется часто. Передняя сторона корпуса выполнена из черного лакированного пластика, словно созданного для снятия отпечатков пальцев. "Пальчики" оседают на поверхности моментально, и это портит внешний вид устройства. Что касается экранной области, то она тоже недалеко ушла — правда, к нам в руки попал экземпляр с защитной пленочкой с антибликовым покрытием. Она продается как дополнительный аксессуар. Что касается самого экрана, то им можно в самом прямом смысле восхищаться. Здесь используется широкоформатная (16:9) TFT-матрица с разрешением 480х272. Углы обзора отличные. Точных данных нам найти не удалось, однако, по субъективному мнению, экраны большинства ЖК-мониторов по этому показателю уступают, а устройства вроде КПК и рядом не валялись. Дабы окончательно в этом убедиться мы пошли на небольшой эксперимент: показали PSP c запущенным фильмом 10 людям, далеким от техники (преимущественно девушкам), и спросили, на что они в первую очередь обращали внимание. И 8 из 10 опрошенных пришли в восторг от качества изображения.

Яркость дисплея регулируется всего лишь в три шага — для этого выделена отдельная кнопка. Само собой, чем ярче уровень подсветки, тем меньшим будет время автономной работы. В целом же дизайн можно описать как "стильный", что эквивалентно выражению "дизайн от Sony". Расположение клавиш управления близко к тому, какое мы могли наблюдать на контроллерах к PlayStation и PlayStation 2, что, несомненно, многие оценят по достоинству.

Под левым большим пальцем расположилась четырехпозиционная навигационная клавиша и аналоговый джойстик, который некоторые люди почему-то принимают за динамик. А вот динамиков у PSP четыре: два из них расположены на нижней торцевой грани, а вторая пара — на лицевой стороне. Звук неплох и даже хорош, если учесть размеры. Есть переключатель — нижние/верхние динамики. Под правым большим пальцем располагаются четыре стандартные для приставок Sony кнопки (треугольник, кружок, квадратик и крестик). Все кнопки имеют достаточный запас хода и нажимаются не слишком туго. Нажимать их удобно — руки не устают даже после нескольких часов активной игры. Под указательными пальцами справа и слева находятся дополнительные кнопки "L" и "R", знакомые владельцам PS и PS2.

Задняя сторона PSP, на первый взгляд, пуста. Однако на ней старательно замаскирован UMD-привод, крышка аккумуляторного отека и слот для карточек Memory Stick DUO Pro.

Привод украшен большим логотипом PSP и… пожалуй, на нем стоит остановиться подробнее. Первое, что заслуживает отдельного упоминания — формат дисков. UMD расшифровывается как Universal Media Disc. Слово Universal означает, что носитель предназначен для различных типов данных: игры, видео, аудио. Формат разработан самой Sony и создан (по крайней мере, сегодня) только для PSP. Сам диск очень небольшой: его диаметр всего 6 см.

А вот храниться на нем может до 1,8 Гб. Согласитесь, немало. Для нужд разработчиков этих объемов более чем достаточно. Автор этого материала, например, не встретил ни одной игры или фильма на двух и более UMD-дисках.

Записывать UMD-диски в домашних условиях невозможно, а это значит, что пиратских копий игр и фильмов для PSP нет и, по всей видимости, не будет. Однако к этому мы еще вернемся. На нижнем торце консоли расположены разъемы для подключения наушников и зарядного устройства, на верхней грани — разъем miniUSB. Что касается удобства использования, то оно на высоте. Расположение органов управления, как уже отмечалось, максимально подогнано под таковое на контроллере PlayStation 2. Габариты позволяют без проблем носить PSP в карманах джинсов или куртки.

Меню, интерфейс, возможности

Главное меню выполнено довольно просто: два ряда иконок. Горизонтальный — главные разделы, а открывающиеся вертикальные ряды — подразделы. Навигация осуществляется навигационной клавишей, а подтверждение — кнопкой "Х". Разобраться в меню — дело двух минут: все просто и интуитивно понятно. Цветовое оформление может меняться на усмотрение пользователя. Разрешено даже устанавливать собственные обои, записанные на карту памяти. Язык интерфейса тоже можно изменить — на выбор предоставлено 10: английский, немецкий, испанский, итальянский, французский, португальский, голландский, китайский, японский и русский. Вполне возможно, что последующие версии прошивок внесут поддержку еще нескольких языков, хотя нам вполне хватает русского и английского.

Обзор возможностей PSP начнем с малого — просмотра фотографий. На карточку Memory Stick можно записать любые графические файлы и просматривать их с экрана консоли. При сравнительно небольших габаритах и довольно больших доступных объемах карт памяти MS с функцией фотовьювера PSP справляется прекрасно. Единственное, что немного осложняет жизнь — разрешение экрана. Для более качественного отображения соотношение сторон фотографий желательно подогнать до стандартных 4:3 до PSP'шного 16:9. Интерфейс при просмотре фотографий весьма удобен — отображаются даже уменьшенные копии картинок. Что касается скорости работы, то jpg-файлы с разрешением 960х544 грузились почти моментально. Видеовозможности приставки, в общем-то, удивить ничем не способны. PSP способна воспроизводить фильмы с UMD-дисков, а также с карты памяти. Правда, чтобы консоль смогла увидеть и проиграть ролик, записанный с РС, его нужно перекодировать в нужный формат. Для этого существует множество утилит, "легких" и простых в использовании, так что не будем останавливаться на тонкостях процесса. Больше всего поражает качество изображения — это заслуга экрана. Картинка насыщенная, четкая, контрастная и в меру яркая. Безо всякого преувеличения, дисплей PSP даст фору многим матрицам для настольных мониторов. Размеры экрана, конечно, не позволяют смотреть фильмы на большом расстоянии. Собственно, на это приставка и не рассчитана. А вот при удержании на расстоянии втянутой руки все отлично. Можно также установить PSP на панель в автомобиле и смотреть фильмы во время стоянки. Тоже довольно удобно. Помимо всего прочего, приставка оснащена Wi-Fi-модулем, который с ранними версиями прошивок позволял лишь играть по сети. А в версии Firmware 2.50, которая была установлена на том экземпляре, который попал к нам в руки. Теперь же PSP обзавелась web- браузером, с помощью которого можно просматривать любые сайты. Никаких проблем с кодировкой, отображением картинок и т.п. у нас не возникло. С музыкой все тоже без проблем. MP3-файлы проигрываются нормально. Вот только владельцы комплектных наушников жалуются на низкое качества звука в них. Купить что-то более качественное — например, KOSS — в принципе, можно, но в таком случае не удастся задействовать пульт, с которым прослушивание все же удобнее.

Ну и, наконец, игры — главная задача PSP. Производительность этой приставки, по словам экспертов, где-то посередине между PlayStation и PlayStation 2. И для портативной платформы это огромный шаг вперед. Возьмите для сравнения самый современный на сегодняшний день КПК — Dell Axim X50v — и сравните, как выглядят игры на нем и на ПСП. Почувствуйте, как говорится, разницу. Нам довелось посмотреть всего две игры (Dynasty Warriors и Metal Gear Ac!d), и этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы в полной мере оценить потенциал PSP. Для портативной приставки, разумеется, был очень важен такой показатель, как скорость загрузки. И, надо признаться, игры грузятся довольно быстро. Вам придется подождать секунд 20-50 перед началом игры, в дальнейшем вы не встретите никаких задержек — динамическая подгрузка работает исправно. Также стоит отметить быструю скорость сохранения игр на карту памяти. Качество графики, безо всякого преувеличения, лучшее на мобильных платформах. Главный конкурент PSP — Nintendo DS — показывал куда более скромную картинку. Хотя на показатели его продаж это никак не повлияло.

С какими либо проблемами вроде подтормаживания или зависаний мы не столкнулись ни разу, хотя приставка пребывала в наших руках почти 10 дней. Число игр, выпускаемых для PSP, растет не по дням, а по часам. С тематических форумов периодически приходят сообщения о портировании РС-хитов на консоль от Sony. Так, например, недавно мы узнали о порте Quake 2. Неудивительно наличие на PSP исконно PS'ных тайтлов. Например, Metal Gear, Final Fantasy, Burnout, Gran Turismo и т.д. В новом году заявлено более двух десятков громких игр, так что в светлом будущем PSP сомневаться не приходится.

Что касается времени автономной работы, то здесь никаких сюрпризов мы не встретили. По изначальному предположению, консоль в среднем должна была проработать часа три. Однако в действительности она работает чуть больше. Например, при просмотре видео среднее время работы от батареи составляет без малого 4 часа, а при прослушивании МР3 — около 7 часов. А навороченные игрушки вроде той же Dynasty Warriors способны посадить аккумулятор за три часа. Разумеется, не дремлют производители сторонних аксессуаров. В интернет-магазинах то и дело появляются различные чехлы, аккумуляторы более высокой емкости, колонки, подставки, держатели и т.д. Например, устройство, которое вы видите на фото, увеличивает емкость стандартной батареи в 2 раза (до 3600 мАч) и подключает к приставке жесткий диск объемом 4 Гб.

Или вот, например, колонки от Logitech. Здесь имеется подставка для приставки. По отзывам покупателей, качество звука впечатляет, да и, согласитесь, в таком виде для просмотра видео PSP куда лучше.

Вообще по числу всевозможных аксессуаров от сторонних производителей PSP вполне может сравниться с плейерами iPod от Apple. Что касается "железной" стороны вопроса, то здесь PSP есть чем нас удивить. В основе консоли лежит 333 МГц процессор MIPS R4000 с шиной на частоте 166 МГц. Процессор, как это сейчас заведено во всех портативных устройствах, адаптируется под текущие задачи. Это значит, что камешек не будет работать на полную мощность, когда вам нужно, например, послушать музыку. MIPS R4000 разделен на две части: первая — игровой блок, вторая — мультимедийный. При просмотре видео и прослушивании аудио, разумеется, первая часть почти не используется. Это позволяет достичь более высоких показателей времени автономной работы. Реальную производительность платформы при всем желании замерять не удастся, но можно привести данные, заявленные производителем: 35 млн полигонов в секунду со скоростью заполнения 664 млн пикселей в секунду.

Заключение

Если не считать Nintendo DS, которая до нас пока не добралась, то прямых конкурентов у Sony PlayStation Portable на сегодняшний день нет. Sony сделала большой шаг вперед, что определенно повлечет за собой последствия. Рано или поздно появятся многочисленные конкурирующие устройства. Но пока PSP удачно сочетает в себе функции игровой платформы, аудио/видеоплейера, просмотрщика фото и сетевые возможности. Единственное, что может оттолкнуть покупателя — это цены на игры (от $30 до $50). Все-таки для жителей нашей страны это дороговато. Хотя все версии прошивок, кроме последней, уже взломаны, и можно без труда запускать на приставке стороннее ПО и игры. Мы в тонкостях крэкерского дела не разбирались, но на форумах эти темы обсуждаются весьма активно. А это значит, что для нас PSP может быть еще привлекательнее, чем для американцев или японцев. На сегодняшний день цена Value Pack PSP составляет $360 — это даже ниже, чем для отдельных моделей мобильных телефонов.

Виктор Зайковский, rolly@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике железо

©1997-2024 Компьютерная газета