GNU: история и идеология

Информационные технологии в современном обществе уже однозначно играют определяющую роль. Но сами люди до сих пор основное внимание уделяют технической составляющей этих технологий. Ну, еще, наверное, организационной, культурной, финансовой и медицинской — хоть и в меньшей степени. Но мало кто задумывается о составляющей социальной, то есть о том, как инфотехнологии влияют на человеческое общество. А ведь влияют очень сильно. И пример того — Проект GNU, созданный Ричардом Столлманом. Давайте посмотрим, как получилось так, что одинокий программист смог эффективно противостоять огромному миру IT-бизнеса. И, к тому же, стать основателем совершенно новых правовых и моральных норм информационного века.

История


Именно Проект GNU оказался крупнейшим катализатором социальных перемен — последствий информатизации общества. Но мало кто сейчас знает, что вся история с GNU началась еще в 1983 году. Тогда известный программист (был известен как создатель популярного текстового редактора EMACS) Ричард Столлман работал в Лаборатории искусственного интеллекта знаменитого Массачусетского технологического института (MIT AI Lab). В то время компьютерный парк MIT состоял из систем PDP-10. Для них уже тогда накопилось огромное количество ПО, основанного на ОС ITS. Уже тогда все эти программы могли использовать все желающие без каких бы то ни было ограничений. Более того, благодаря свободному обмену идеями это ПО непрерывно совершенствовалось. Но уже в начале 1980-х на смену этой архитектуре пришла более совершенная система VAX. И вот тут-то для компьютерщиков MIT начались неприятности. Уже тогда создание компьютерных программ превратилось в серьезную отрасль бизнеса — со всеми вытекающими последствиями в виде всевластия топ-менеджеров (а не разработчиков). Появилось понятие авторских прав, и торговцы ПО начали заставлять пользователей эти права соблюдать. Ясное дело, пошли всевозможные лицензионные ограничения, а привыкшие к свободе компьютерщики MIT начали громко возмущаться. Все это было в 1982 году — именно тогда администрация AI Lab приняла решение использовать на очередном приобретенном компьютере коммерческое программное обеспечение, свобода пользования которым была ограничена лицензией.

Ричард Столлман не захотел мириться с таким положением вещей. Он придумал простой вариант: тот, кто не удовлетворен коммерческим ПО, может попросту написать его сам. Но, конечно, целиком переписать все программное обеспечение для определенной платформы крайне сложно. Для решения этой проблемы должно быть создано некое сообщество, в котором каждый пользователь будет одновременно и соавтором используемых программ. В 1983 году Столлман опубликовал для общественности "Предварительный анонс Проекта GNU". По его словам, GNU означало "Gnu's Not Unix" ("GNU — не Unix"). Позже появился Манифест GNU, где впервые были обоснованы все преимущества использования свободного ПО. Идею подхватили очень многие программисты, которые оказались в той же ситуации, что и Ричард Столлман. Они начали разрабатывать свободные программы для своих собственных нужд. Соответственно, начала возникать практика их взаимодействия. В свою очередь, Столлман предложил использовать в качестве общего прототипа Unix, чтобы впоследствие обеспечить интеграцию свободных программ в единую систему. Однако проблемы совместимости все же неизбежно возникали. Короче, работа участников проекта требовала четкой координации. Тогда Столлман организовал Фонд свободного программного обеспечения (Free Software Foundation) объединяющий усилия независимых разработчиков, а также сам занимающийся разработкой свободных программ. Именно тогда началось жесткое противостояние сообщества свободных программ и индустрии коммерческого ПО. Оно продолжается и сегодня и наверняка будет длиться еще долго.

Сегодняшняя суть

В наши дни Фонд свободного ПО занимается не только собственным ПО и координацией проекта, переросшего в крупное международное движение. Сегодня одна из основных его задач — пропаганда GNU среди конечных пользователей (за это Столлмана больше всего не любит Билл Гейтс.) Для пользователей создана особая философия, основным положением которой, разумеется, стала свобода программного обеспечения. Другое "общественное" направление сводится к защите свободного ПО от производителей софта, которые могут захотеть нажиться на чужом бесплатном труде. Именно для этого программы Проекта GNU сознательно не объявляются объектами общественной собственности (public domain). Формально они считаются объектом авторского права своих создателей, которые применяют право контролировать использование своего произведения совершенно по-другому. Авторы устанавливают, что использование ПО должно подчиняться Универсальной общественной лицензии GNU (GNU General Public License, или GNU GPL). То есть в данном случае авторское право на свободную программу служит не ограничению пользователей, а, наоборот, гарантирует их свободу. Такой принцип в шутку называют "сopyleft" — "авторское лево". Но сейчас существует различное толкование термина "free software". Вот основные трактовки в русскоязычной прессе: "свободное ПО", "бесплатное ПО", "открытое ПО", "свободно распространяемое ПО". Понимание сущности обычно сводится к тому, что "free software" — это ПО, которое можно получить бесплатно с исходными кодами и как угодно модифицировать.

Но на деле все сложнее. Вот какие у GNU основные "ответвления":
1. Свободное ПО можно распространять и за деньги (пример — RedHat).
2. Бесплатно распространяется ПО без исходных текстов (примеры — Netscape, Opera).
3. Некоторые программы распространяются бесплатно и в исходниках, но не позволяют модификаций (пример — библиотека Qt версии 1.2.1). 4. Некоторые программы распространяются бесплатно и в исходниках, но не позволяют коммерческого использования.
И это еще не все…

Обозримое будущее

Сегодня Проект GNU уже набрал такую массу приверженцев по всему миру, что может практически на равных противостоять грандам коммерческого ПО. Качеством "free software" уже не то что не хуже, а во многих случаях откровенно превосходит коммерческие разработки. К тому же, развернутая по всему миру борьба с пиратством в сфере программного обеспечения очень даже серьезно привлекла внимание общества к свободному ПО. Рискну предположить, что Microsoft и иже с ними сами роют себе яму, преследуя пиратов: люди начинают пользоваться "free software" и, освоив его, теряют потребность в монструозных программных пакетах лидеров софтверной индустрии. Причем речь тут идет не только о частных пользователях, но и об очень даже серьезных корпорациях. Уже довольно давно существует полностью свободная операционная система GNU/Linux, достаточно мощная для решения повседневных домашних и рабочих задач. В результате в последние годы эта система пользуется все возрастающим вниманием крупных компаний — производителей программ и "железа". Это одно. Второе состоит в том, что благодаря такому "синтезу интересов" на использование GNU/Linux в своих производственных системах уже массово переходят крупные промышленные корпорации, банки, медиаконцерны и т.д.

Конечно, пока сложно сказать, как дальше будут развиваться взаимоотношения большого бизнеса и свободного сообщества. Но процесс пошел, и это очевидно. Вспомните, с чего мы начинали статью — с социальной роли Проекта GNU. Именно этот проект, по сути, поставил своей целью формирование по-настоящему свободного информационного сообщества, построенного на принципах свободы взаимоотношений его членов. Появление программных средств, не требующих постоянных денежных вливаний и лицензирования, не зависящих от политики фирмы-производителя — это нечто сродни окончанию Ледникового периода. Сейчас Проект GNU развивается по двум параллельным направлениям. Первое — так называемое "Движение за свободу ПО" (Free Software Movement), второе — "Инициатива открытых исходников" (Open Source Initiative). Причина такого раскола — в разном понимании "философии свободного ПО" различными активистами Проекта. В обоих направлениях достаточно своих харизматических лидеров, хорошо известных в программистском сообществе. История Проекта GNU пишется на наших глазах, но не всемогущими корпорациями и не безликими государственными министерствами, а яркими неординарными личностями — такими, как Ричард Столлман или Линус Торвальдс. Они меняют богатый и пестрый мир информационных технологий, причем делают это весьма успешно.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике другие

©1997-2024 Компьютерная газета