Компьютерная студия звукозаписи — 2006

Практика, практика, и еще раз практика. Перед вами первый материал из эксклюзивной серии "Компьютерная студия звукозаписи — 2006", в рамках которой мы будем обсуждать практические аспекты, связанные с комплектацией домашней/проектной студии звукозаписи, навыками работы и всем с этим связанным. В первом выпуске мы повторим некоторые ключевые моменты, ну, и пойдем дальше…

Укомплектовываемся ПО


На самом деле с программным обеспечением в ближайшее время будет очень много вопросов. Нужны оптимальные конфигурации. И на самом деле можно не только упростить ситуацию на рабочем столе, но и значительно сэкономить на средствах. Как это сделать, покажу на примере программы Skylife Sounddesign SampleRobot ($329 — на цену пока не смотрите — есть варианты дешевле).

SampleRobot

SampleRobot не единственная в своем роде, но является, пожалуй, первой в этой нише — и, соответственно, самой дорогой. Программы такого уровня может написать любой хороший студент-программист, что не раз прослеживалось на новостном сайте KVRAudio, где уже успело отметиться несколько намного более дешевых программ, работающих по принципу SampleRobot. Итак, изначально идея была следующей. По MIDI-интерфейсу к вашему компьютеру подключается любой внешний синтезатор. Программа Sample Robot в автоматическом режиме с помощью посылаемых MIDI-команд нота за нотой, банк за банком сэмплирует этот синтезатор, составляя тем самым библиотеку сэмплов подключенного устройства, которую потом можно будет использовать во множестве сэмплерного ПО! С точки зрения MIDI опрос идет по следующим параметрам:

. Note on/off.
. Velocity, release velocity.
. After touch.
. Pitch bend.
. Program change.
. Другие контроллеры с MSB и LSB.

Запись происходит в WAV-формат (single sample/multi sample) с возможной разрядностью 8, 16 и 24 бита и частотой дискретизации вплоть до 192 КГц в моно или стерео. Помимо этого, прямо в программе можно сразу же адаптировать записанную библиотеку под форматы VSampler, Steinberg HALion 3.1, SoundFont2, Reason NN-XT и т.д. Причем конвертация возможна в любую современную программу-сэмплер. В принципе, ничего сложного в самом процессе сэмплирования нет, причем на выходе мы получаем готовую библиотеку, которую можно использовать в любом софте. Например, сейчас на сайте www.samplerobot.com в формате SF2 можно найти (только зарегистрированным пользователям) библиотеки звуков:

. Akai VX600.
. Hartmann Neuron.
. Korg MS-20.
. Korg Sigma.
. Oberheim Xpander.
. Roland Jupiter-8.
. Sequential Circuits Prophet-5.
. Sequential Circuits ProphetVS.
. Waldorf MicrowaveXT.
. Yamaha CS01.

Обратите внимание на Hartmann Neuron (один из величайших синтезаторов нового столетия) и Roland Jupiter-8 (один из величайших аналоговых синтезаторов прошлого). Встретить их вместе в рамках одной коллекции пока больше нельзя нигде. Но, помимо всего прочего, на данный момент Sample Robot уже позволяет сэмплировать… программные (!), то есть виртуальные, инструменты. Это, с одной стороны, очень удобно, например, в случаях, когда вы нашли эксклюзивное звучание, и его нужно зафиксировать в виде библиотеки, а во-вторых, отпадает всяческая необходимость в покупке дорогих VSTi. То есть, например, у вас спросят лицензию на что-нибудь типа Reaktor или Absynth, а вы можете показать им лицензию на SampleRobot и на программный сэмплер, которым вы пользуетесь, и все — вопрос исчерпан. Чем не экономия?

Еще раз напомню, что цена в $329 на SampleRobot оправдана, поскольку их можно по праву считать первооткрывателями, а первое упоминание о данной программе было весной этого года в рамках Musikmesse 2005. Но уже сейчас у SampleRobot появляется множество конкурентов, что родит целое течение, поскольку данный тип ПО очень прост в программировании, а идея очень востребована на рынке. Именно во многом и поэтому разработчики из Skylife Sounddesign сэмплируют дорогущий Hartmann Neuron и раритетный Roland Jupiter-8 — нужно выделяться и оправдывать цену. С другой стороны, SampleRobot практически "убивает" рынок программных синтезаторов и сэмплеров.

Укомплектование ПО-2

Достаточно пристальное внимание следует уделить программам-мультитрекам. Наиболее открытой и дешевой профессиональной программной архитектурой является Mackie/RAW Material Tracktion 2 ($149). Нужно сказать, что ее разработчики особо не заморачивались с наворотами, что мы можем увидеть в Nuendo или Samplitude, и просто дали необходимый профессионалам минимум и полную свободу действий. Причем в комплекте поставки уже имеются сэмплер, синтезаторы, эффект-процессоры и т.д. На сайте www.karmafx.com вы можете найти бесплатный профессиональный модульный синтезатор/сэмплер с кучей эффектов — KarmaFX. Автор всего лишь просит пользователей по возможности дотировать его деятельность, но и не настаивает на этом. Хотя я посмотрел на уровень KarmaFX и понял, что в этом синтезаторе можно сделать практически все, что требуется профессионалам. Этот софт — бесплатен! Многие ремиксеры не могут перейти на Tracktion 2 из-за достаточно классического представления программного интерфейса, хотя в нем и имеются некоторые возможности по работе с loop'ами. На самом деле можно обратиться к датчанам из LiveLab.dk и за сумму около $40 приобрети программу- плагин LiveSlice, что в чистом виде напоминает ACID и Ableton, а подключается к Tracktion как дополнительный модуль.

Итого профессиональная студия в софтовом плане по данной раскладке, а я бы ее назвал раскладкой 2006 года, стоит $149 (Tracktion 2) + $0 (KarmaFX, хотя дотация в пределах $10 приветствуется) + $40 (LiveSlice) + $329 (SampleRobot). Насчет звуковых редакторов говорить не буду, потому как есть простейшие бесплатные, кои вы без труда можете найти на сайте Hitsquad.com, либо платные со всеми настройками. Итого получается $199 + цена на SampleRobot, дешевые клоны которого уже появляются. Для примера download-версия 6-го FL Studio XXL Edition стоит $348, а цены на ACID/Vegas, Nuendo и Samplitude приводить вообще не следует. В общем, несмотря на то, что есть тенденция к удорожанию профессионального софта, буквально перед 2006 годом вырисовалась очень красивая конфигурация.

Создание спецэффектов движения

Теперь перейдем к рабочей практике и повторим то, о чем уже говорилось много раз, но многие из тех, кто слышал мои работы в плане звуковых спецэффектов, опять постоянно спрашивают: "Как ты это делаешь, по пунктам…" Конечно, всех ноу-хау раскрывать не буду, но часть из них освещу, причем оные алгоритмы частично описаны в документации к программам от HMI (или WaveArts) и RossBencina AudioMulch, а также в некоторой научной литературе. Итак, простейший пример — подлетающий к вам и после улетающий от вас самолет. Описываю по пунктам:

1. Берете обычный сэмпл самолета. Лучше, чтобы он был долгим по звучанию, но если такового нет, зацикливайте короткий фрагмент таким образом, чтобы не было слышно стыков. Как вы понимаете, речь идет о лицензионном производстве, поэтому я думаю (предполагаю:)), что сам сэмпл самолета вы записали возле аэропорта.

2. У вас должно быть две так называемых "точки реверберации" — это временные моменты, когда уровень отраженных (реверберационных) волн выше уровня самого звука. То есть изначально человек слышит реверберационный сигнал, потом начинает различать основной, потом основной
становится доминирующим, после этого, когда самолет начинает улетать, картина зеркально повторяется. Поэтому сформируйте от основного реверберационный трек, для чего можно воспользоваться практически любым плагином реверберации, выставив параметр MIX в 100%. Получилось два трека.

3. Расставьте все в мультитрековой программе по временной сетке: самолет подлетает, самолет над слушателем, самолет улетает. Для осуществления "точек реверберации" и громкостных взаимоотношений используйте огибающие (envelopes).

4. Добавляем новый трек — шум ("цвет" выбираете по предпочтению). Его громкостные настройки соответствуют огибающей трека с основным звуком.

5. Делаем микс трех полученных треков в отдельный файл, который обрабатываем специально эквалайзером или плагином типа Waves MaxxBass таким образом, чтобы у нас получился низкочастотный (сабвуферный) гул.

6. Опять возвращаемся к многодорожечной программе и обработанный файл ставим четвертым треком (низкочастотным).

7. Движение обычно подчеркивается эффектом Допплера. Тут вам нужно выбирать, поскольку данный эффект можно применить только к треку шума либо ко всем, кроме низкочастотного. Сам эффект Допплера не должен быть резким для уха, то есть необходимо плавное изменение в небольшом диапазоне.

8. Все. Картина готова. Если вы создаете стереоспецэффект, то во время, когда самолет пролетает над слушателем, между каналами можно сделать небольшую задержку — картина получается намного объемнее.

Вот, примерно так все и делается. На самом деле это основы. Гораздо более сложные варианты — комбинированные спецэффекты, включающие множество фрагментов (взрывы и т.п. — все как и в 3D-графике:)), а также спецэффекты для многоканальных систем. На самом деле, когда вы делаете звуковые спецэффекты для игр или кино, то должны понимать, что они обязаны быть не столько правдивыми, сколько яркими (но (!) похожими на правду). Поэтому так активно задействован сабвуферный диапазон, очень много получено синтезированным путем. Это — индустрия развлечений, а не "прожектор перестройки".

Новая жизнь General MIDI

Итак, программа Native Instruments Bandstand, являющаяся, по сути, профессиональной сэмплерной заменой набора 128 инструментов банка General MIDI, уже в давно продаже, а недавно мне посчастливилось услышать результаты работы этой программы применительно к обычным MIDI-файлам. На сайте разработчиков также можно найти МР3-примеры и соответствующие им MIDI-файлы. Поэтому делюсь своими субъективными впечатлениями. Да, немцы постарались. Конечно, слышна некоторая рафинированность MIDI-аранжировки, но по звуку это гораздо лучше, чем обычные MIDI-синтезаторы, воспроизводящие General MIDI. Все напоминает профессиональные звуковые модули прошлого и настоящего. Конечно, я ожидал большей темброфоничности, но, в принципе, если послушать радио с потоковой не эксклюзивной поп-музыкой, то существенной разницы нет.

Программа базируется на сэмплере Native Instruments Kontakt 2 и совместима практически со всеми современными технологиями включая VST, Audio Units, RTAS, DXi, ASIO, Core Audio, DirectSound. Помимо этого, она может работать в stand-alone, т.е. в самостоятельном режиме. На сегодня ее стоимость составляет $219.

Подытожим

Часто многим кажется, что количество музыкантов, звукорежиссеров и домашних студий очень уж велико. На что могу сказать, что ниш, где они востребованы, гораздо больше. Но у нас как-то все не через то место, что ли. Например, часто по ТВ в программах и социальной рекламе я слышу "подложки", нарезанные с The Prodigy, Metallica и т.д. Не знаю, платят ли за это данным группам, но считаю, что у нас есть музыка не хуже. Рынок должен работать, а уже потом можно "думать о вечном".

Да, кстати, с Новым годом!

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 2005 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета