Обзор видеокарты ATI RADEON X800 GTO. Активация заблокированных конвейеров рендеринга и разгон

Думаю, не будет ошибкой сказать, что появление на рынке этого видеоадаптера всполошило оверклокерскую общественность. Главной темой для обсуждения была, конечно же, возможность активации заблокированного процессора квадов. После непродолжительного пиара серии X800 GTO на рынке появилось большое количество модификаций этой видеокарты. И именно обильность "урезаний" базовой модели, применяемых производителями, плюс неразбериха с устанавливаемым чипом, а также некоторый дефицит продукта на рынке являются основными причинами, по которым адаптер так и не смог вырваться в хиты продаж. Сегодня мы рассмотрим эталонный образец ATI RADEON X800 GTO, а также увидим, насколько реально переделать эту видеокарту в более серьезное и производительное решение канадцев — Х800 ХТ.

Технические характеристики


TTX представителей серии X800 GTO — просто верх неоднозначности. Варьируется все, что только можно варьировать, а именно: модель графического процессора, ширина шины видеопамяти, тип и количество видеопамяти. Помимо этого, производители свободно экспериментируют с электрическими элементами и разъемами питания, "играя" с их номиналами и наличием на плате. Жирным шрифтом в таблице выделены характеристики, соответствующие нашему сегодняшнему образцу.

ATI RADEON X800 GTONVIDIA GeForce 6800
Графический процессорR423/R430/R480NV41
Технологический процесс, мкм0.11/0.130.13
Число транзисторов, млн160190
Частота работы ядра, МГц400400
Тип видеопамяти, ширина шиныDDR-I/GDDR2/ GDDR3 SDRAM, 256/128 bitDDR-I, 256 bit
Частота работы памяти, МГц980/700700
Пиковая пропускная способность видеопамяти, Gbps30.4/2222.4
Поддержка пиксельных шейдеров2.0b3.0
Поддержка вершинных шейдеров2.03.0
Поддержка версии DirectX9.0b9.0c
Количество активных пиксельных конвейеров1212
Количество текстурных блоков на конвейер11
Количество вершинных процессоров66
Теоретическая скорость пиксельного заполнения (Fillrate), MPixel/s48003900


Как видите, человеку, собирающемуся покупать X800 GTO, есть над чем подумать. Если тип, рабочую частоту и шину видеопамяти можно определить до приобретения карты, то наличие того или иного графического процессора носит характер лотереи. При этом стоит отметить, что при покупке данного видеоадаптера больше внимания стоит уделять ширине шины и типу памяти, низкая пропускная способность которых может свести на нет весь оверклокерский потенциал чипа. Явным конкурентом рассматриваемой видеокарты является NVIDIA GeForce 6800. Соперница использует более медленную память, но при этом является более перспективной ввиду поддержки шейдеров версии 3.0. В свете выхода игровых новинок F.E.A.R., Serious Sam 2 и т.д. это выглядит существенным недостатком.

ATI RADEON X800 GTO
Смотрится плата довольно просто: красный цвет текстолита не использовался только совсем уж ленивыми, система охлаждения довольно заурядна. Дизайн почти полностью повторяет базовый для серии RADEON Х800. При этом пустых мест на плате практически нет, глобального урезания по питанию — тоже. Хотя, конечно, можно заметить отсутствие некоторых резисторных сборок в районе GPU.

Существует предположение, что именно их отсутствие может стать причиной невозможности разблокировки недостающего процессора квадов. Забегая вперед, отметим, что в нашем случае предположение не подтвердилось. Принудительное охлаждение имеет только GPU. Полностью медный радиатор довольно массивен. На толстом основании мы видим уже знакомый по предшественнице выступ, обеспечивающий гарантированный контакт с кристаллом процессора.

Вообще вырисовывается забавная ситуация. Когда такой выступ делают другие производители, то все понятно — ликвидируется известная проблема. Суть ее в том, что предохранительная рамка GPU в ряде случаев не дает гладкому основанию радиатора плотно прижаться к кристаллу.
Таким образом, окантовка, защищая кремниевую пластину от раскола при чрезмерном давлении, иногда является причиной перегрева ядра. Но вот совсем непонятно, для чего сами ATI'шники, устанавливая такую защиту от сколов на GPU, при изготовлении видеокарт ликвидируют ее, используя радиаторы с выступами. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Поверхность подошвы достаточно хорошо отполирована. С обратной стороны к основанию приварен изогнутый гармошкой лист меди. Сверху эта нехитрая конструкция накрыта кожухом из плексигласа, создающим аэродинамическую трубу.

Система оснащена достаточно большим вентилятором, обороты которого могут регулироваться как самой картой автоматически, так и пользователем с помощью программ. Записанная в BIOS таблица зависимостей скорости вращения крыльчатки от температуры ядра выглядит следующим образом.

Температура, °С07075808590
Скорость вентилятора, %4354678096100


При работе в 2D-приложениях шум турбины практически невозможно различить. При длительном разогреве видео в режиме 3D вентилятор разгоняется с постоянных 43% (от максимальной скорости) до 54%, а после, поддерживая постоянную температуру ядра в районе 75°С, циклически переключается на 67%.

При 100% скорости вращения крыльчатки система охлаждения издает ощутимое шипение, но звук этот имеет постоянную тональность и не раздражает. При этом он замечательно заглушается рокотом автомата и воем срикошетивших пуль в том же F.E.A.R.;). Микросхемы памяти никак не охлаждаются. Более того, часть их поверхности прикрыта турбиной, что не даст нормально установить на них радиаторы, купленные отдельно. С обеих сторон на плате установлено по четыре 32 Мб чипов GDDR-3-памяти, упакованной в корпуса FBGA с номинальным временем выборки 2 нс, что соответствует рабочей частоте 500 (1000) МГц. При этом микросхемы функционируют при 486 (972) МГц.

На обратной стороне адаптера присутствует VIVO-чип ATI Rage Theater. Конечно, отдельную плату видеозахвата он не заменит, но вполне сносно оцифровать свои видеозаписи с VHC можно. Автору удалось получить видеопоток с разрешением 720х576 и скоростью 25 кадров/с., что соответствует формату DVD. А подключив к входу видеомагнитофон, вы становитесь еще и обладателем внешнего аппаратного TV-тюнера:).

На своем обычном месте распаян дополнительный шестиконтактный разъем питания 12 В, а также четырехпиновый CD-Audio, характерный для VIVO-карт ATI.
Поскольку плата была предоставлена на тестирование российским представительством ATI как образец-эталон, упакованный в антистатический пакетик, о комплектации говорить не приходится. На заднюю панель выведен стандартный набор разъемов: аналоговый VGA, цифровой DVI-I с дополнительными аналоговыми выводами и обычное для VIVO-видеокарт ATI гнездо с девятью выводами, похожее на S-VIDEO. Найти в продаже переходник для такого разъема практически невозможно, потому его наличие в комплекте лучше проверить сразу при покупке.



Разблокировка недостающих конвейеров и разгон

Конечно же, разблокировку конвейеров стоит начинать с демонтажа радиатора и тщательного изучения используемого графического чипа. В нашем экземпляре GTO в качестве термоинтерфейса используется густая, как будто слегка подсохшая, термопаста серого цвета, количество которой вызывает сомнения относительно вменяемости сборщиков. По крайней мере, наляпанного вещества, если наносить его как нужно, хватило бы минимум на три таких процессора. Благо интерфейс легко отчищается как с кристалла, так и с текстолита. Но все труды по удалению пасты были напрасны — на кристалле вместо марки процессора удалось обнаружить лишь надпись ATI RADEON X800.

Диагностическая утилита EVEREST версии 2.20.462 и утилита ATI Tool 0.25b8 распознали чип как R423. Оснований не доверять им нет. Операционной системой видеокарта распознается как ATI RADEON X800 PRO. Рабочая частота кристалла рассматриваемой карты составляет 398 МГц, что на 2 МГц ниже положенной по спецификации.

Как известно, изначально R420/423 имеют 16 пиксельных конвейеров, но в X800 GTO четыре из них заблокированы. Исправить данную несправедливость в ряде случаев достаточно просто. В правом верхнем углу на текстолитовой подложке видны две пары контактов. Нас интересуют два крайних левых. У R420 перемычка между ними пережигается лазером на заводе. Потому контакты нужно просто зачистить от лака и замкнуть друг с другом токопроводящим клеем либо другим проводником. Думаю, что у многих бывалых оверклокеров эта операция вызовет устойчивые ассоциации с разблокировкой множителя у вошедших уже в историю процессоров AMD K7. При изготовлении нашего R423 ATI'шники не стали заниматься вандализмом — перемычка оказалась целой, и соединять нам ничего не пришлось.

Вся работа свелась лишь к прошивке в карту BIOS от Х800 ХТ.

Но не обошлось и без жертв. Поскольку все попытки найти BIOS от RADEON X800 XT c VIVO от какого-либо производителя оказались тщетными, пришлось пожертвовать чипом видеозахвата. Вообще, на наш взгляд, невелика потеря. Как часто среднестатистический пользователь пользуется VIVO? Правильно: редко или никогда. Ну, а если функция все-таки очень понадобится, никто не мешает "залить" на время родной BIOS. Была также предпринята попытка записи микрокода от ATI RADEON X800 PRO VIVO, но закончилась она провалом — после прошивки карта успешно инициализировалась, но изображение на монитор не выводилось. Вставив во второй слот материнской платы GeForce 7800GT и загрузив операционную систему, можно было увидеть, что адаптер успешно распознавался как системой, так и утилитами в качестве X800 PRO с 16 активными линиями рендеринга. Однако заставить видеоадаптер выдавать изображение на монитор так и не удалось. Откат на "родной" BIOS пришлось выполнять вслепую. Та же история повторялась еще с несколькими микрокодами. Стоит заметить, что во всех случаях прошивальщик flashrom ругался о несоответствии SSID видеокарты тому, что обозначен в записываемом BIOS, что, в общем-то, логично, ведь "заливался" неродной BIOS. Потому прошивку приходилось форсировать, используя ключ -f. Таким образом, после всех стараний мы получили полноценную RADEON Х800 ХТ с четырьмя активными процессорами квадов и рабочими частотами 500 МГц для GPU и 500 (1000) для видеопамяти. Разобравшись с конвейерами, не будем забывать и про разгон.

В этом деле карта также порадовала. Графический процессор продемонстрировал способность работать на частоте вплоть до 585 МГц, что на 48% больше исходной. Чипы памяти, несмотря на номинальное время выборки 2.0 нс. и отсутствие охлаждения, смогли достигнуть отметки 585 МГц. Таким образом, по какому-то странному стечению обстоятельств у нас получился синхронный режим работы видеопамяти и GPU. Причем видеокарта оказалась очень чуткой к перекосу частот при разгоне, засыпая экран артефактами при любом их расхождении в значениях свыше 570 МГц. Правда, наблюдения показали, что от памяти можно было бы добиться и большего, если бы она имела охлаждение. Выводы были сделаны исходя из того факта, что при частоте чипов около 600 МГц плата спокойно проходила 1-2 раза тест Mother Nature из пакета 3DMark 2003, а после начинала демонстрировать выбитые полигоны. Таким образом, из нашей RADEON X800 GTO удалось получить видеокарту, превосходящую по характеристикам даже X850 XT PE — верхнюю в линейке.

Теоретическая скорость закраски (Fillrate) по сравнению с номинальной выросла в два (!) раза. Конечно же, в результате активации дополнительных конвейеров и разгона вместе с производительностью возросло и тепловыделение. Но все же штатная система охлаждения справилась и с этой задачей. Чтобы стабилизировать температуру GPU на отметке 79°С в тяжелых 3D-режимах, вентилятору приходится постоянно вращаться лишь с 67% скоростью. Попутно, замедляя крыльчатку вручную, удалось выяснить, что максимально допустимая температура ядра составляет 85°С. Разогреваясь до этой отметки, GPU гарантированно зависал.

Как уже было сказано выше, чипам памяти очень не помешал бы теплосъемник. Потому организация их нормального охлаждения после экстремального разгона ATI RADEON X800 GTO — это еще одна тема для полета мысли пытливого оверклокера.

Тестирование

В качестве тестового стенда использовался компьютер следующей конфигурации:
. материнская плата: DFI LANPATY NF4 SLI-DR (nForce4 SLI);
. процессор: AMD Athlon64 3500 (Venice E6), 2200 ГГц (11x200);
. оперативная память: 2х 512 Mb, DIGMA DDR400 SDRAM (SPD 3.0-4-4-8 200 МГц);
. жесткие диски: Seagate ST3200822AS 200 Гб SATA 7200 об./мин. и Seagate ST3120827AS 120 Гб SATA 7200 об./мин.;
. блок питания: PowerMan 350 Вт;
. кулер: Spire SP779 В3-1, 3000-6000 об./мин.;
. ОС: Windows XP Professional SP1.

Процессор был разогнан до 2728 МГц, для чего напряжение питания было поднято до отметки 1,55 В. Оперативная память функционировала на частоте 248 МГц с задержками 3-3-3-8 1Т при напряжении 3,1 В. При тестировании использовались драйверы видеокарт ATI Catalyst 5.11 и NVIDIA ForceWare 81.85, а также системные драйверы NVIDIA nForce 6.66. К сожалению, для тестов не удалось достать явных соперниц нашей видеокарты — NVIDIA GeForce 6800/6800 ULTRA — их просто не найти в продаже. И это еще больше усиливает позиции GTO. Потому соревноваться нашей героине, кроме как с собой, придется еще и с двумя GeForce 6600GT PCI-E (500/1000 МГц) 128 Мб, работающими в режиме SLI — более сложным и дорогим решением, превосходящим по производительности GeForce 6800 ULTRA.
Результаты тестирования получились довольно неоднозначными. В самой старой игре из нашего сегодняшнего набора — Call of Duty — RADEON X800 GTO совсем немного проигрывает двум GeForce 6600GT только лишь в номинальном режиме, и уже после простого разгона происходит смена лидера. Игра Far Cry характерна тем, что создает большую смешанную нагрузку на блоки пиксельных шейдеров 1.1 и 2.0. В этом тесте GTO бесспорно лидирует даже в номинальном режиме. В Half-Life 2, активно использующей блоки вершинных и пиксельных шейдеров 2.0, повторяется та же ситуация, что и с Call of Duty: стоит немного разогнать GTO — и связка GeForce остается позади. OpenGL-игра DOOM 3 традиционно является стихией видеокарт NVIDIA. В нашем случае традиции нарушены не были — вырваться вперед X800 GTO не помогает даже ее переделка в ХТ. Победить связку GeForce в The Chronicles Of Riddick видеокарте от ATI позволяют только проделанные над ней модификации. В новинке F.E.A.R., сильно нагружающей блоки вершинных и пиксельных шейдеров 2.0 и 3.0, разогнанная GTO с шестнадцатью активными пиксельными процессорами идет почти вровень с двумя 6600GT. Примерно та же картина наблюдается и в Serious Sam 2. Довольно интересно, что в полусинтетических тестах 3DMark 2001SE и 3DMark 2005 результаты примерно одинаковы: простой разгон позволяет Х800 ХТ догнать 2х6600GT, а победить в 3DMark 2003 не помогает даже активация дополнительных конвейеров. Осмысливая этот факт, волей-неволей вспоминаешь скандалы двухлетней давности, причиной которых была "заточка" драйверов NVIDIA под 3DMark 2003. Но в данном случае это не доказано да и не имеет особого смысла для NVIDIA.

Выводы

ATI RADEON X800 GTO — карта с отличным потенциалом для разгона. Как вы могли убедиться, воспользовавшись возможностью переделки в ХТ- модификацию, удалось весьма значительно поднять общий уровень производительности этого ускорителя. Жаль, но как бы нам ни хотелось назвать ATI RADEON X800 GTO мечтой оверклокера, делать этого нельзя. Причин как минимум две. Во-первых, переделке подвергся эталонный образец, полученный в российском представительстве ATI. Во-вторых, серия этих видеокарт является просто зоопарком для различных чипов ATI 4хх серии. Нет никаких гарантий, что пользователь получит карту с процессором, подлежащим разблокировке. Хотя, как удалось выяснить, у протестированной эталонной карты есть и сестра-близнец — Connect 3D Radeon X800 GTO, VIVO-модификация которой также может быть легко разблокирована. В большинство серийных образцов остальных производителей устанавливаются чипы R430 и R480, и простой заменой BIOS в Х800 ХТ их не переделать. При этом весьма вероятно, что вскоре, если уже не сейчас, в эти видеоадаптеры будут устанавливаться отбракованные GPU, деактивированные конвейеры которых будут неработоспособны. Но все же при сочетании некоторого количества знаний и везения можно, потратив немногим более 200 долларов, раздобыть себе заготовку в виде ATI RADEON X800 GTO, которая после "легкой обработки напильником" превращается в X800 XT PE. Такая вот мечта оверклокера с оговоркой.

ATI 
RADEON
X800 GTO 
398/972 MHz 
12 Pipelines
ATI 
RADEON
X800 GTO 585/
1170 MHz 
12 Pipelines
ATI 
RADEON 
X800 GTO 585/
1170 MHz
16 Pipelines
2xPALIT 
GeForce 
6600GT 500/
1000 MHz
Call of Duty
1024x768x32368383413377
1280x1024x32298347367310
1600x1200x32242302320263
1024x768x32+ AA4x+Aniso16x237298321270
1280x1024x32+ AA4x+Aniso16x169215234197
1600x1200x32+ AA4x+Aniso16x130165181150
Far Cry
1024x768x329010812886
1280x1024x32799311378
1600x1200x3261769355
1024x768x32+ AA4x+Aniso16x67779564
1280x1024x32+ AA4x+Aniso16x49667646
1600x1200x32+ AA4x+Aniso16x30385831
Half-Life 2
1024x768x3299114121114
1280x1024x3266899486
1600x1200x3254758567
1024x768x32+ AA4x+Aniso16x59799487
1280x1024x32+ AA4x+Aniso16x36496546
1600x1200x32+ AA4x+Aniso16x29394537
Doom 3
1024x768x327395102114
1280x1024x3250688096
1600x1200x3237506074
1024x768x32+ AA4x+Aniso16x43576371
1280x1024x32+ AA4x+Aniso16x30404647
1600x1200x32+ AA4x+Aniso16x22293433
The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay
1024x768x3281919491
1280x1024x3256747875
1600x1200x3239566052
1024x768x32+ AA4x+Aniso16x52737957
1280x1024x32+ AA4x+Aniso16x34464938
1600x1200x32+ AA4x+Aniso16x24363829
F.E.A.R.
1024x768x3246627170
1280x1024x3231435049
1600x1200x3221293433
1024x768x32+ AA4x+Aniso16x25334041
1280x1024x32+ AA4x+Aniso16x17232928
1600x1200x32+ AA4x+Aniso16x11151816
Serious Sam 2
1024x768x327485101108
1280x1024x3260749288
1600x1200x3238526361
1024x768x32+ AA4x+Aniso16x35465552
1280x1024x32+ AA4x+Aniso16x24334239
1600x1200x32+ AA4x+Aniso16x16222523
3D Mark 2001SE v.330
1024x768x3223819257772631525781
3D Mark 2003 v3.6
1024x768x3210324129101391515350
1280x1024x328045102831091511715
1600x1200x326343832488419412
3D Mark 2005 v1.2
1024x768x324690628269366890
1280x1024x323750505655125110
1600x1200x323049414243794205


Александр Гуриненко, chrom@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2005 год в рубрике железо

©1997-2024 Компьютерная газета