Непривычный energyXT 1.3.6

Рассматривая некоторые программы нового поколения, я как-то совсем не нарочно обходил стороной разработку от Jorgen Aaas — energyXT. Вместе с тем, она популярна и пользуется некоторым успехом у современных композиторов и аранжировщиков. Поддерживая все современные стандарты и характеристики аудио, данная программа стоит всего $48,60. 15 ноября вышла очередная новая версия этого продукта — 1.3.6. Вот ее-то мы и рассмотрим. Скачать демо этой программы можно с сайта www.xt-hq.com.

Общее описание продукта


Итак, energyXT, или, сокращенно, eXT — это аудио/MIDI-секвенсор. Его интерфейс построен по модульному типу и очень напоминает программу Ross Bencina AudioMulch. Но это только внешнее сходство, поскольку за каждым модулем в eXT скрывается целый многофункциональный подблок, и все далеко не ограничивается настройками нескольких параметров. В качестве примера приведу вариант, когда между Master In и Master Out вы ставите модуль Sequencer (секвенсор). По существу он является отдельной мультитрековой программой, в которой вы можете записывать, сводить и обрабатывать аудио и MIDI. Так вот, таких секвенсоров можно подключать одновременно сразу несколько вплоть до максимума ресурсов вашего РС. В качестве основного стандарта подключаемых плагинов и инструментов используется VST. От вашего звукового устройства требуется обязательная поддержка ASIO.

Среди уникальных возможностей eXT, чего в другом софте мною замечено не было — компенсация задержек при программной обработке плагинами. То есть вы сами указываете посэмплово время задержки, которое нужно исключить. Для чего это? В принципе, многие знают, что программная обработка не делается в буквальном смысле в реальном времени. На "прохождение сигнала" через алгоритмы тратится некоторое небольшое время. В принципе, это не так критично и на слух обычно неощутимо. Но многие разработчики заметили эту тему и сделали из нее "рекламную фишку", поэтому среди дорогих плагинов распространилась мода на процессоры с линейной фазой, т.е. компенсацией задержек при обработке. Данную опцию уже давно можно было вставить в мультитрековое ПО, но почему-то никто об этом не задумался, то есть eXT — пионер в данной области. Что касается подключенных VST- плагинов, то всеми их параметрами можно управлять с помощью графиков огибающих (envelopes). С точки зрения MIDI в программе реализовано практически все включая поддержку MIDI-плагинов и использование некоторых специфических функций типа Groove.

Описание работы

В принципе, все достаточно просто, хотя и непривычно. Изначально на рабочем поле имеются значки Master In и Master Out. Это комбинированные модули, в которых производится настройка по подключенным аудио/MIDI-входам-выходам, которых может быть сколь угодно. Далее вы оперируете сравнительно небольшим количеством компонентов, среди которых есть секвенсор, сэмплер, арпеджиатор, несколько различных MIDI-блоков и т.д. Программа достаточно сложна в освоении, и ее интерфейс нельзя назвать интуитивно-пользовательским. Поэтому изначально поэкспериментируйте над составлением простых цепочек Master In > Arpeggiator > VSTi > Master Out, а после Master In > MIDI Part >VSTi > Master Out. Потом попытайтесь вклинить в различные участки этих цепей плагины эффектов, посмотрите на результат и уже после всего этого откройте новый проект и создайте цепь Master In > Sequencer > Master Out. Теперь вы уже работаете с полноценным мультитреком. Во всех модулях есть свои настройки и подблоки, и, работая с программой, я поймал себя на мысли, что…

Выводы

Очень часто современные программы критикуют за то, что в них столько всего наворочено, что человек отвлекается от главной своей цели — производства музыки. Ха! Это говорят о Nuendo/Cubase, Reason, Samplitude и т.д. Вы не видели eXT! Вот там вы действительно на 100% забудете о музыке. Во-первых, очень много ненужного дубляжа, почему-то разнесенного в разные подразделы, во-вторых, терминология… Я, конечно, за сокращения, но не до такой степени, когда открываешь модуль, а там — сплошные "K.rng", "V.rng", "Trnsp" и т.д. И это все при том, что у программы вообще нет хорошей документации и файла помощи. В общем, два балла по пятибалльной шкале. Лично мне непонятно, за что эту программу многие считают интересной. Лучше заплатить дороже и получить вполне доступные для интуитивного изучения и быстрой работы Tracktion, N-Track, ACID, Cubase, чем возиться с таким грузом для мозга. Зачем усложнять простые вещи?

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2005 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета