Горячая линия мультимедиа

Уважаемый Christopher! Спасибо, что обратили внимание на мою просьбу, за то, что почувствовали ее эмоциональную ценность! Но тем не менее моя ЭСТОНИЯ-001 тихо скончалась уже давно, ВЕГА унитровская еще крутит, но и она уже просится на покой. Покупать новую смысла не вижу, пластинки тоже не вечные. Мы с Вами просто обязаны оставить эту МУЗЫКУ для потомков! Помогите оцифровать, пока крутится вертушка, и мои дети-внуки слушают ее! Если нет ничего попроще, то хотя бы в SoundForge, основные действия и установки. Только, пожалуйста, с учетом того, что мы не звукоинженеры, а, впрочем, и вовсе не инженеры, а простые юзики. Снова с нетерпением будем ждать Вашей помощи! Спасибо.

ОК. Если вам позарез нужно оцифровывать грампластинки и исправлять их звучание, приведу наиболее полезные рекомендации. Перед тем как заняться этим непростым делом, нужно установить все плохие моменты, присущие грампластинкам и технике, их воспроизводящей — шум, гул на определенных частотах, скрипы, щелчки, низкое значение RMS, достаточно узкий частотный диапазон.

Теперь разделим все действия на несколько этапов:
1. Запись. Выбор звукового редактора — SoundForge 8 или WaveLab 4 или 5. Опишу ситуацию сразу для двух случаев. Для качественной записи вам нужно сбалансировать уровни таким образом, чтобы проигрыватель давал максимально больший по уровню сигнал, но при этом не должны появляться искажения. Звуковая карта в данном случае — более качественное устройство, поэтому более низкий уровень записи входного сигнала там не даст серьезных последствий. Записывая аудиоматериал в звуковой редактор, отстройте уровень таким образом, чтобы он не был низким, а пиковые значения, которые видны на экране волны, были близки к максимуму. В модулях записи SoundForge и WaveLab сделаны установки для обрезания шума и т.п. В принципе, если они имеют стандартные значения, то их работа будет влиять несущественно. Также поставьте на автомат функцию DC Adjust, если записываете в Sound Forge, откалибровав ее с помощью кнопки Calibrate. Пластинки лучше писать целиком, чтобы все композиции были записаны с одинаковым уровнем (соответственно, там будут одинаковые уровни шума, что облегчит автоматизацию процесса). После того как вы записали пластинку в один файл, обнулите уровень DC Offset с помощью Process —> Eliminate DC Offset (в WaveLab) или Process —> DC Offset (в Sound Forge), а потом используйте функцию Normalize (нормализация) только для пиков, а не по RMS, как это еще предлагается в Sound Forge, указав значение -0,0 дБ. После этого нарезаете все песни по файлам и складываете их в отдельную папку.

2. Обработка. SoundForge и WaveLab — это только оболочки. А для работы вам понадобятся дополнительные программы-плагины, специализирующиеся в данной тематике. Лучшие из них — набор Waves Restoration Bundle, включающий четыре плагина X-Noise (удаление шума), X-Click (удаление щелчков), X-Crackle (удаление скрипов) и X-Hum (удаление гула). Все четыре вы загружаете в Master-панель (WaveLab) или Plug-in Chainer (Sound Forge) в следующем порядке следования: X-Hum > X-Noise > X-Click > X-Crackle. Таким образом, мы сначала удаляем любой очевидный гул выше -60 дБ и в очередной раз исправляем DC Offset, после чего удаляем шум, щелчки и скрипы. Во всех плагинах есть готовые пресеты, то есть уже набранные комбинации из значений параметров. Можно воспользоваться ими. Потом всю эту громоздкую модель вы настраиваете таким образом, чтобы звук был максимально чистым. Сохраняете все настройки в пресетах для Master-панели или Plug-in Chainer. Опять делаете Normalize до -0.00 дБ. На этом работа не заканчивается. Следующим этапом идет обработка многополосным компрессором. На сегодня среди лучших их два — Waves L3 Multimaximizer и WaveArts MultiDynamics (рекомендую последний). Здесь вы производите многополосную динамическую обработку — звук становится громче и ярче. На данном этапе все можно и прекратить, хотя, если вы хотите еще большей громкости, проведите дополнительную обработку чем-то из Waves L2 или L3 Ultramaximizer (пресет CD Master), WaveArts FinalPlug (пресет CD Master) или Sony Wave Hummer (пресет Master for 16-bit).

3. Автоматизация обработки. Сохранив все пресеты, вы можете на автомате обрабатывать множество файлов. В WaveLab модуль автоматизированной обработки называется Batch Process (меню Tools), в Sound Forge это Batch Converter (тоже меню Tools). В WaveLab все гораздо проще и удобнее, причем в нем можно загрузить все этапы, следующие после записи и описанные мною выше, на автомат. Сопутствующие вопросы, которые я предполагаю, а именно: какую частоту дискретизации и разрядность выбрать, максимально возможные для беспроблемной работы вашего компьютера; можно ли это сделать проще? Я описал достаточно профессиональный вариант, поэтому он довольно сложен для юзеров. Есть специальные программы в сегменте реставраторов винила, но они очень слабы алгоритмически и дают гораздо худшие результаты. Хотя можете посмотреть сами, зайдя в каталог www.hitsquad.com, раздел звукового ПО и подраздел Vinyl Restoration.

Недавно вы писали о выборе мониторов. Планирую приобретение для домашнего производства эстрадных аранжировок в среде Cubase или Sonar с интерфейсом типа M-Audio Audiophile. Изучив цены, выяснил, что бюджетные bi-amped мониторы типа M-Audio BX5 стоят ~$360. С другой стороны, есть в продаже непрофессиональные мониторы с неплохими характеристиками от Creative, Microlab, Defender ценой до 100 у.е. или чуть выше. А существует ли что-либо подходящее для домашней DAW, находящееся по цене между вышеназваными, т.е. ок. 150-250 у.е.? Подскажите наиболее подходящие модели. Спасибо!

Что-то подобное я видел у Behringer, но сам их не слышал — посмотрите на сайте этого производителя. А во-вторых, чем вам не нравятся Microlab? Они достаточно качественны, современны и широко используются в домашних и проектных студиях.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2005 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета