Дальнобойщик 2: ультразум Canon PowerShot S2 IS

Объектив

В цифровой камере PowerShot S2 IS установлен объектив с фокусным расстоянием, изменяемым в пределах от 6.0 до 72 мм (38-432 мм в эквиваленте 35 мм фотографии) и максимальными значениями светосилы f/2.7-f/3.5. Оптическая схема — 11 элементов в 9 группах, один из которых с асферическими поверхностями, другой имеет ультранизкий коэффициент дисперсии (UD). Предлагаю остановиться и посмотреть, что же дает применение таких элементов в конструкции.

Итак, одна из главных задач хорошего объектива — сведение всех лучей света, исходящих или отраженных от какой-либо точки объекта, в одну- единственную светоприемника (фотопленки или CCD-сенсора). Однако осуществить это на практике не так просто. С фокусировкой лучей, проходящих через середину оптической схемы, особых проблем не возникает, а вот те, что проходят по краям, могут собраться перед или за плоскостью приемника. Особенно сильно это проявляется при больших значениях относительного отверстия. Когда мы прикрываем диафрагму, свет, прошедший через проблемные точки, в этом случае отсекается, и оптическое качество объектива увеличивается. Эффект получил название сферической аберрации. Снизить его может только применение в конструкции линз измененной формы — с асферическими поверхностями. Напомню, что поверхность "обычных" линз сферическая. И если поначалу объективы с такими элементами стоили заоблачных денег, то с развитием технологий они стали устанавливаться и в решения для любителей. Что мы и видим в нашей камере. Наряду со сферической аберрацией в большинстве объективов мы можем наблюдать другой паразитный эффект, называемый хроматической аберрацией. Наверное, все помнят со школьной скамьи опыт, в котором луч белого света расщепляется на составные части, образуя маленькую радугу. То же самое, только не в таких количествах, происходит и в фотооптике. Каждый из цветов, составляющих белый, фокусируется в разных точках светоприемника, в результате чего иногда мы можем наблюдать на фотографиях цветные ореолы вокруг контрастных объектов. Эффект проявляется по всей плоскости линзы, и диафрагмирование объектива почти не влияет на положение дел. Еще в XIX веке было открыто, что уровень хроматической аберрации можно снизить, применяя в оптической конструкции корректирующие элементы из природного материала флюорита. Вот только в природе он встречается в виде кристаллов, размеры которых слишком малы, чтобы применяться в объективах. В 60-х годах прошлого века Canon научилась изготавливать искусственный флюорит. Но производство его и по сей день настолько дорого, что материал применяется только при изготовлении объективов топовой линейки L. Немного позже той же Canon была найдена более доступная замена флюориту — элементы с ультранизкой дисперсией (UD — Ultra Low Dispersion). Сегодня они широко применяются в потребительской и бюджетной оптике. Объектив S2 IS, как уже было отмечено выше, оснащен системой стабилизации изображения, что отражено и в названии камеры (IS — Image Stabilizer). Еще совсем недавно эта технология использовалась только в решениях для профессионалов. А сегодня мы видим ее в складном (!) объективе любительского аппарата. В основе системы лежит подвижная линза, корректирующая колебания оптики, вызываемые в результате естественного тремора мышц человека при съемке "с рук". Помимо этого, стоит отметить, что механизм трансфокатора объектива приводится в движение тихим и быстрым многоскоростным двигателем, возведенным в ранг фирменной технологии — USM (Ultrasonic Motor). Тишина наиболее важна при съемке видео. Кому может понравиться слушать жужжание зума за кадром? Мотор может работать с тремя скоростями: высокой, средней и низкой, при использовании которых весь диапазон фокусных расстояний объектив проходит за 1, 4 и 6 секунд соответственно.

Система автофокусировки однозонная. Нажав кнопку SET в режиме записи, можно перемещать джойстиком рамку, указывающую, по какому объекту будет осуществляться наводка на резкость. Для фокусировки в условиях слабой освещенности предусмотрена лампа подсветки зеленого цвета. Примечательно наличие супермакрорежима, активировав который, можно осуществлять съемку объектов буквально в упор — 0 см от объектива (лишь бы собирающую линзу не поцарапать). Предвидя скептическое недоверие к данным словам опытных любителей, спешу сообщить, что для его проверки мной был проведен специальный тест. Заключение: камера действительно способна фокусироваться на точке объекта, которая касается собирательной линзы, что и есть 0 см. У основания объектива имеется крепление, спрятанное под съемным хромированным кольцом, для переходного тубуса, одев который, можно использовать широкоугольный, теле- или макроконвертер. Также, надев тубус, можно использовать любые светофильтры с диаметром крепежного кольца 58 или 52 мм.

Скоростные характеристики, энергопотребление

Скоростные характеристики S2 IS во многом обусловлены применением нового процессора Canon DIGIC II. Действительно, с ним камера стала значительно быстрее своей предшественницы. От момента поворота рычажка включения до готовности сделать первый снимок теперь проходит всего 1,1 с. На выполнение одного кадра у вас уйдет примерно 0,9 с. включая время, требующееся на фокусировку (при нормальной освещенности) и на замер экспозиции. Если же до срабатывания затвора уже был осуществлен экспозамер и наводка на резкость, то есть пользователь наполовину нажал спусковую кнопку, то готовое изображение появится на дисплее через 0,4 с. По скорости серийной съемки аппарат уже готов конкурировать с любительскими пленочными зеркальными камерами. S2 IS имеет 2 режима фотографирования серии: нормальный, при котором между появлениями отснятых кадров на экране отображается вид снимаемого объекта в реальном времени, и гипер, при использовании которого мелькают только готовые кадры. Скорость "стрельбы" в нормальном режиме серийной съемки составляет 1,4 кадра в секунду для первых 14. Используя опцию гипер, можно получать 2,5 кадра в секунду для первых 10 снимков. Стоит отметить, что количество фотографий, которые можно сделать без перерыва, требуемого для сбрасывания файлов из буферной памяти камеры на флэш-карту, полностью зависит от выбранного размера изображения, степени его сжатия и максимально возможной скорости записи носителя. Указанная "скорострельность" верна для съемки изображений разрешением 2592х1944 пикселей при минимальной степени сжатия и использовании SD-памяти производства Kingston (48х). Например, после изменения JPEG-сжатия изображения до среднего уровня (приблизительный размер файла — 1 Mb) серийная съемка в нормальном режиме может вестись уже непрерывно вплоть до полного заполнения памяти. Вкупе со стабилизатором изображения такие скоростные характеристики камеры позволяют снимать динамичные спортивные сюжеты. Правда, без "следящего" автофокуса делать это будет все равно трудно. По уровню энергопотребления камера показывает просто выдающиеся результаты. Четырех никель-металлгидридных аккумуляторов емкостью 2500 мАч хватило для выполнения 400 изображений (25% со вспышкой) и их просмотра. При этом постоянно использовался большой дисплей, автофокусировка в режиме реального времени и система стабилизации изображения (IS). Превосходный результат.

Меню

Как и все новые модели цифровых любительских фотоаппаратов Canon, PowerShot S2 IS имеет экранное меню, переведенное на 21 язык, среди которых есть и наш, великий и могучий. Все пункты переведены качественно, грамотно, без нелепых сокращений и прочих ляпов. И хотя для автора, как и для многих других пользователей, понимание английского не составляет никакого труда, наличие русскоязычного меню оставляет очень приятное впечатление. Вся информация может выводиться как на большой поворотный дисплей, так и в видоискателе. По нажатию кнопки FUNC на экране появляется "фирменное" съемочное меню, все основные пункты которого знакомы любому пользователю камер Canon. Навигация осуществляется джойстиком. Выбрав определенный параметр, можно тут же сделать кадр или убрать его, нажав кнопку SET. Воспользовавшись этим списком параметров, можно быстро выбирать и настраивать:

. экспокоррекцию;
. баланс белого;
. эквивалентную чувствительность матрицы;
. различные съемочные эффекты;
. автобрекетинг экспозиции и фокуса;
. мощность импульса встроенной вспышки;
. разрешение и частоту кадров видеороликов;
. разрешение и степень сжатия фотографий.

Некоторые настройки могут быть недоступны в определенных съемочных режимах или сюжетных предустановках. Остальные параметры, которые, по мнению инженеров фирмы, пользователь настраивает не столь часто, спрятаны в меню записи, вызываемом кнопкой MENU. Здесь мы можем настраивать и включать:

. синхронизацию вспышки по первой или второй шторке;
. медленную синхронизацию вспышки;
. использование функции понижения эффекта красных глаз;
. режим серийной съемки;
. количество секунд, отсчитываемых таймером перед срабатыванием затвора;
. точку экспозамера;
. использование увеличения центра кадра при ручной фокусировке;
. режим работы автофокуса;
. вспомогательную лампу подсветки для автофокусировки;
. использование цифрового зума;
. время задержки полученного кадра после съемки;
. реверс изображения на дисплее при его повороте;
. тип используемого конвертера для объектива;
. режим съемки с определенными интервалами;
. назначать функцию программируемой кнопки;
. сохранять все параметры для пользовательского режима.

В режиме просмотра список настроек будет другим. Становятся доступными следующие функции:

. назначение выборочным фотографиям защиты от стирания;
. поворот изображения;
. диктофон;
. очистка флэш-памяти;
. слайд-шоу из отснятых кадров;
. метка фотографий которые в последующем будут печататься напрямую с принтера (без компьютера) или в фотоателье;
. метка фотографий, которые будут передаваться в компьютер.

В обоих режимах меню имеет еще две закладки. Первая из них содержит опции, в которых можно осуществлять следующие действия:

. выключение всех звуков, издаваемых динамиком камеры;
. регулировка громкости звуков;
. регулировка яркости дисплея;
. настройка энергосбережения;
. настройка даты и времени;
. форматирование флэш-карты;
. настройка функции автоповорота;
. настройка единиц измерения;
. выбор языка;
. указание формата сигнала на видеовыходе.

Вторая закладка предназначена для выбора изображения, появляющегося при включении камеры, и звуков различных событий. Все они могут быть записаны самой камерой или переданы с компьютера. В режиме просмотра на экран можно вызвать гистограмму яркости. При этом "передержанные" участки изображения мерцают. Довольно удобная функция.

Тестирование

К сожалению, формат газеты не позволяет привести все тестовые снимки в требуемом объеме и качестве, а также отобразить выявленные дефекты изображения. Потому привожу только самые показательные. На минимальном фокусном расстоянии достаточно сильно проявляется бочкообразная дисторсия, а на максимальном немного заметна подушкообразная. Ничего не поделаешь — это свойство всех объективов с переменным фокусным расстоянием, и этими болезнями болеют (правда, не в такой степени) значительно более дорогие решения. При съемке в контровом свете камера ошибается во всех трех режимах замера экспозиции. В оценочном и центральновзвешенном снимки получаются "недодержанными", в точечном, напротив, налицо "передержка". Без экспокоррекции здесь не обойтись. Во всех остальных случаях система экспозамера работает превосходно. Хроматические аберрации заметны, но в глаза не бросаются. Применение в объективе UD-элемента явно пошло на пользу. В телеположении объектива их несколько больше, чем в широкоугольном, что, впрочем, закономерно. Тем не менее, их уровень все равно необычно низок для камеры такого класса.
Система стабилизации изображения показывает просто превосходные результаты. Видимые проблемы начинаются только на выдержках длиннее 1/125 с. Резкость с включенным стабилизатором при выдержке 1/125 с, выше, чем без него при 1/640 с(!). Как известно, при возрастании эквивалентной чувствительности матрицы возрастает и количество шумов на изображении. По этой причине даже малоопытные обладатели цифровых камер стараются снимать при минимальных значениях ISO. И рассматриваемая камера по этой части ничем не отличается от аналогичных по цене. Результат довольно тривиален. Если при ISO 100 уровень шумов возрастает незначительно, то при ISO 200-400 изображение нельзя назвать иначе как испорченным.

Выводы

Итак, вывод будет достаточно однозначным. Canon PowerShoot S2 IS — отличный выбор для фотографа-любителя, не желающего быть ограниченным узким диапазоном фокусных расстояний. Большая кратность зума при приемлемых габаритах аппарата в сочетании с удобным корпусом, интуитивно понятным интерфейсом и выдающимися скоростными характеристиками делают процесс съемки исключительно приятным занятием. При этом действительно эффективная система стабилизации изображения позволяет не таскать всюду с собой штатив, экономя ваши силы и время. Тестирование показало, что качество встроенного объектива сравнимо с качеством бюджетной оптики для зеркальных фотокамер. При этом стоит отметить, что такая оптика для зеркалки будет стоить почти как весь S2 IS. Единственным видимым недостатком фотоаппарата можно назвать отсутствие возможности записывать фотографии в сыром формате RAW. Но, как показывает практика, им пользуется всего несколько процентов любителей. Потому, учитывая позиционирование камеры на рынке и ее цену, к серьезным недостаткам данный факт мы причислить не можем.

Александр Гуриненко aka Chrom, sapph@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2005 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета