Creative Audigy 2ZS Video Editor. Двухслойный кремниевый пирог для гурманов

Полки видеолюбителей, вооруженных камкордерами всевозможных форматов и размеров, каждодневно пополняются бравыми новобранцами, пристально вглядывающимися в окружающий мир сквозь глазок видоискателя. "Мгновенье, стой!" — лозунг отцов и дедов, щелкающих затворами фотоаппаратов под сполохи вспышек, сегодня уже не актуален. Зачем обеднять восприятие событий набором статичных картинок, коль скоро есть реальная возможность запечатлеть их в динамике и цвете? Незачем, конечно, тем паче, что стеклянные полки магазинов ломятся от обилия камер на любой вкус и цвет. Толщина кошелька не в счет, коль скоро есть банки и кредиты. Любой обыватель может приобщиться к процессу видеосъемки легко и непринужденно. И пусть полученные сюжеты не встанут в один ряд с творениями Феллини и Лукаса — они, тем не менее, имеют право на существование, поскольку для участников съемки субъективно более значимы. Но запечатленные сюжеты — это только половина дела, это сырец, до тех самых пор, пока не попадут на компьютер и не подвергнутся дополнительной обработке. А вот вторая половина — уже совсем другой разговор.

Если видеокамера цифровая, а системный блок — стационарный Desk Top, то все более или менее просто решается добавлением в конфигурацию контроллера FireWire (I-Link). А если это ноутбук? Задача переходит в разряд нетривиальных? Уже нет! Коль скоро появляется потребность, то в стане производителей возникает оживленное движение, и через некоторое время на рынке появляется продукция, способная ее, потребность то бишь, удовлетворить. В данном конкретном случае ближе познакомимся с гибридным решением от Creative. Итак, Creative Sound Blaster Audigy 2 ZS Video Editor — карта видеозахвата и звуковая карта "в одном флаконе".

Знакомство. Что там внутри большой коробки?

Не секрет, что для придания весомости продукту его упаковывают в коробки значительных размеров. Дополнительные затраты с лихвой окупаются повышением интереса конечного потребителя. Маркетинговые уловки, ну и Бог ними, лишь бы содержание было достойным! Вот и в нашем случае коробка имеет внушительные габариты. А после вскрытия обнаруживает значительные вакуоли незадействованного пространства, кои, по всей видимости, являются фирменной технологией "Воздушного Антишокового Демпфера" :). Но кроме воздуха, собственно, есть и большое количество полезных вещей, как-то: пластиковая коробка саундбластера, сетевой адаптер, 4-контактный шнур DV, пульт дистанционного управления, USB-кабель, 6 компакт-дисков со всевозможным софтом и драйверами, россыпь рекламных листовок и буклет мануала.
Пока все это "добро" извлекалось из упаковки, взгляд наткнулся на надпись, гласящую (цитирую дословно): "прилагается документация на русском языке". Неужто наконец в Creative осознали, что на территории России не все потенциальные покупатели владеют иностранными языками? Забегая вперед, огорчу: кириллические символы обнаружились лишь в разделе установки софта и оборудования в соответствующем разделе мануала и на коробке. И все. Достаточно! Лед тронулся, но уплыл пока недалеко. Особенности настройки драйверов, тонкости использования прилагаемого софта и мануалы придется изучать "по старинке" на аглицком или одном из прочих европейских наречий — кому какое ближе.

Сетевой адаптер рассчитан на применение в большом количестве стран с различными базовыми напряжениями в электросетях начиная от 100 и заканчивая 240 вольтами в автоматическом режиме. Об этом свидетельствует как табличка на его корпусе, так и та часть шнура, которая завершается сетевой вилкой (не секрет, что штепсель на 110 вольт Азиатского региона имеет совершенно другой вид и к евророзеткам не подходит) и может быть заменена на необходимую легким движением руки. На выходе адаптера наличествуют два напряжения на 5 и 12 вольт. По этой причине лишь бы какой адаптер подсоединить не получится, тем более, что используется трехштырьковый разъем, специально изготовленный для этой цели (в других устройствах не встречается). Штекеры питания от Creative — это песня, это эксклюзив, это творческий подход и отсутствие унификации!? Для коммутации с системным блоком компьютера используется обычный кабель USB без нетрадиционного подхода — и на том спасибо. Цифровые камеры подключаются и управляются посредством входящего в комплект поставки кабеля с двумя четырехконтактными штекерами.

Практически все внешние звуковые карты от Creative снабжаются пультами дистанционного управления, не исключение и наш случай. Однако следует заметить, что клавиш, после нажатия на которые что-либо происходит, наличествует больше, нежели у аудиособратьев. Функциональность устройства выше, имеется, в частности, возможность управлять софтверным DVD-проигрывателем, входящим в комплект прилагаемого софта. Если посидеть и помудрить с программкой Sly Control (славянские программисты стоят на страже наших интересов), то можно получить очень удобного помощника во многих распространенных пакетах от сторонних производителей (не имеющих в названии слова Ulead). Питание "ленивца" производится одной трехвольтовой "таблеткой" Energizer, уже установленной в батарейном отсеке и защищенной от саморазряда тонкой пленкой диэлектрика. Дерни за вере… пленочку — пульт и заработает.

Электроника устройства расположена внутри пластикового корпуса 240х128х58 мм со стойким к истиранию и царапинам покрытием. На переднюю панель вынесены органы управления громкостью звука, уровнем чувствительности микрофона, а также кнопка питания и кнопка аппаратного управления режимом CMSS (Creative Multi Speaker Surround), позволяющим распределять двухканальный стереофонический сигнал между элементами многокомпонентной акустики (4.1 и более вплоть до 7.1). Данная возможность может потребоваться при использовании звуковой карты отдельно от персонального компьютера в качестве аппаратного декодера. Поддерживаются три режима, которые задействуются последовательным нажатием на клавишу CMSS, а о том, какой режим используется, сигнализирует двухцветный светодиод. Если индикатор не светится, то карта задействует CMSS I. Входящий сигнал распределяется между доступными колонками без каких-либо спецэффектов. При последующем нажатии на кнопку выбора режимов индикатор загорается оранжевым цветом и сигнализирует о режиме Stereo Surround. Еще одно нажатие на кнопку включает режим CMSS II с наложением спецэффектов объемного звучания в соответствии со спецификацией, а индикатор становится зеленым. Различие в восприятии существенно. Кроме того, на передней панели расположены входные разъемы S-Video, композитный видео, два композитных аудио для левого и правого каналов, 3,5 мм female для микрофона. Цифровые видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели могут быть присоединены посредством оптического кабеля, наличествуют Optical SPDIF in и out. Также на лицевой панели находятся два из четырех USB-разъемов встроенного HUB'a, а это позволяет спокойно спать владельцам ноутбуков с двумя доступными портами, поскольку отпадает необходимость в приобретении разветвителей. Здесь же и порт DV для цифровых камкодеров. Таким образом, наличествует возможность законнектить с Video Editor практически любой бытовой источник видео\аудио быстро и удобно.

Количество доступных разъемов на задней стенке корпуса еще больше, однако почти все они отвечают уже за вывод видео\аудиосигналов. Близнецы- братья расположенным на передней панели входам, выходные разъемы S-Video, композитный видео, два композитных аудио для левого и правого канала. Ниже — четыре female под "тюльпаны" stereo in и stereo out. К звуковой карте можно подключить как аналоговые акустические системы при помощи трех 3,5 мм гнезд, так и цифровые по SPDIF или 9 pin DIN. В остатке имеем два USB-порта, гнездо питания и ответный разъем шнура коммутации девайса и компьютера посредством, опять-таки, USB. На передней и задней панелях Creative Audigy 2 ZS Video Editor ровными рядами разместились все возможные разъемы, применяющиеся в бытовой электронике, за исключением, разве что, SCART, который проигнорировали из-за громоздких размеров, по всей видимости. Но и того, что имеется, хватает с избытком.

Дальнейшее знакомство. Что под крышечкой таится?

Корпус "видеоредактора" испещрен отверстиями для пассивного охлаждения устройства. Они повсюду: на верхней крышке, с боков и даже на задней стенке. И это неспроста: после 20-30 минут работы температура поверхности девайса достигает 45 градусов по Цельсию на верхней пластмассовой грани, а металлическая задняя стенка разогревается до 54 при температуре окружающего воздуха в 26 градусов (однако, будет рядом с чем погреться зябкими зимними вечерами:)). При всем при этом блок питания остается практически холодным, что дает надежду на его долгую работу.

Если предоставляется возможность забраться внутрь устройства, то я никогда не отказываю себе в удовольствии ею воспользоваться. Тем более интересно, по какой причине Video Editor так разогревается? А посему, вооружившись подручным инструментом, произведем аккуратное вскрытие. Винтик раз, винтик два — процесс пошел. Всего пара минут, и творение китайских инженеров лишилось защитных покровов, представив пытливому взору свою электронную начинку. А посмотреть, право, есть на что: количество использованных компонентов на квадратный дюйм впечатляет. Компоновка устройства двухуровневая, нижняя печатная плата отвечает за звук, верхняя же несет на себе чипы, обрабатывающие видеопоток. В частности, процессор от LSI, обеспечивающий аппаратное сжатие захватываемых видеоданных в формат MPEG1/2 на лету с использованием фирменной технологии DoMiNoFX . Кроме этого, есть аппаратные кодеки Perfect View Pro Encoding и True View Pro, улучшающие качество конечного видеофайла. Стоит заметить, что все эти прелести доступны при кодировании в MPEG-формат — при переносе цифрового контента с видеокамеры в DV-формате они не задействуются, что, впрочем, и не требуется. Благодаря вышеописанным технологиям нажатием пары виртуальных кнопок прилагаемого софта можно перенести видеофильм с кассеты VHS на DVD-диск с вполне приемлемым качеством и сохранением звуковой дорожки в формате Dolby Digital.

Сверху дизайн и изготовление на высоком уровне, а вот внутри есть небольшие огрехи, заключающиеся в том, что некоторые элементы припаяны криво. На конечном результате это, скорее всего, не отразится, но, тем не менее, настораживает, как, впрочем, и то, что плата, относящаяся к захвату видео, несет на себе остатки флюса, а это может привести к коррозии, поскольку при монтаже чаще всего используется паяльная кислота. По всей видимости, попавший ко мне экземпляр изготавливался в некоторой спешке. Ну да ладно — ватка со спиртом решает проблемы с чистотой. Пора приводить аппарат в первоначальное состояние и от визуального знакомства переходить к тестированию.

"Полевые испытания". Впечатления

Софтовая комплектация стандартной поставки впечатляет — в нее входит шесть дисков. Три из них относятся к видеозахвату, на них спецредакция программных пакетов от Ulead для Creative:
— Ulead Video Studio 8SE;
— Ulead Movie Factory 3SE;
— Ulead DVD Player 1.5;
— Обучающий диск по работе с вышеозначенными пакетами.

И все бы хорошо, но для приобщения к прекрасному потребуется сносное знание английского языка, в том числе и разговорного, поскольку Tutorial выполнен в виде видеофайлов с уроками исключительно на международном, как, впрочем, и интерфейс. Но по этому поводу расстраиваться не стоит, поскольку все драйверы и программы звуковой карты также не предполагают наличия "великого и могучего". Россия до сих пор где-то в стане стран третьего мира, в отличие от Польши, которая есть в приоритетах производителей софта и железа. Дабы продемонстрировать аудиопотенциал изделия, в поставку включен диск DVD Audio, а со спецэффектами в играх ознакомит Demo Disc, предназначенный именно для этой цели. Ну и, конечно, есть диск с драйверами и сопутствующими программами. Здесь все традиционно для семейства Audigy 2 с сохранением преемственности до мелочей. Подробная информация есть на сайте www.ixbt.com, по этой причине не буду повторяться.

О возможностях устройства относительно захвата и обработки видеоданных поговорим более подробно. Какие выгоды дает Video Editor по сравнению с дешевыми TV-тюнерами, способными также захватывать видеосигнал? Первое, и, пожалуй, наиболее интересное отличие — отсутствие подтормаживаний при захвате видеосигнала разрешением 720х576 пикселей с битрейтом вплоть до 9,5 Mbps в реальном времени с одновременной конвертацией аудиопотока в формат Dolby Digital. Отсутствуют потерянные кадры, и в целом процесс по простоте ничем не отличается от обычного копирования с одного аналогового источника на другой по принципу "включил, дождался окончания, выключил". Но, к сожалению, на этом получение удовольствия и заканчивается, поскольку всевозможные фирменные технологии улучшения качества входящего видеосигнала задействуются только при захвате в MPEG1/2. При работе с цифровой камерой в AVI-формате (больше подходящем для дальнейшей обработки с меньшими потерями качества) процесс ничем не отличается от такового с использованием контроллера FireWire, данные копируются один к одному без использования аппаратных фильтров. Мне кажется очень сомнительной возможность записи фильма с камкордера на DVD-диск напрямую минуя обработку в видеоредакторе, поскольку даже профессиональные видеооператоры не в состоянии позволить себе подобной роскоши — в лучшем случае в конечный фильм попадает 1/5 часть исходных материалов, а зачастую — и того меньше. По этой причине на ум приходит только один вариант использования аппаратного кодировщика — перевод домашней видеотеки с VHS-кассет на DVD. Насколько оптимальным будет приобретение весьма недешевого устройства (стартовая цена — от 8000 рублей) для подобной узкоспециализированной цели, судить не берусь — решайте сами.

Следующим не очень приятным моментом оказалась жесткая привязка к программному обеспечению, входящему в комплект поставки. Video Editor при попытке использования совместно с Pinacle Studio 9 наотрез отказался захватывать звуковую дорожку, а с Adobe Primere Pro 1.5 то и дело возникали проблемы с входящим сигналом, снимаемым с композитного разъема. То бишь, Ulead Video Studio 8 SE будет жить на винчестере компьютера столь же долго, сколько будет использоваться само устройство. А в чем тогда проблема, возникает вопрос? "Капчуринг" можно осуществлять посредством Ulead, а в дальнейшем для редактирования использовать другой пакет, с большими возможностями. Все так, если установленные программы не вступают в конфликт друг с другом. К примеру, после установки драйверов для "видеоредактора" перестал функционировать InterVideo WinDVR, который использовался для записи программ с ТВ-тюнера Genius Wonder Pro III по расписанию (Fly 2000TV также забыл о том, что раньше мог использоваться в качестве цифрового видеорекордера). После запуска Pinacle Studio 9 "родной" софт отказывался распознавать девайс до перезагрузки системы. Каковыми могут быть перипетии при попытке использовать "подопытного" и USB ТВ-тюнер совместно с ноутбуком, предсказать вообще невозможно — здесь на первое место выйдет фактор везения. Согласитесь, играть в экономический вариант "русской рулетки" — занятие не из самых приятных, тем более учитывая, что на дворе уже XXI век, и от детских болезней пора бы избавиться.

Выводы

Creative Audigy 2ZS Video Editor относится к устройствам, ориентируемым на узкую категорию пользователей, желающих заниматься обработкой видео- и аудиоконтента на ноутбуке, поскольку для Desk Top'ов наличествуют более приемлемые варианты. Он займет промежуточное положение между, с одной стороны, широко распространенными ТВ-тюнерами, обладающими возможностью захвата и оцифровки видеосигнала. С другой же стороны будут карты для видеомастеринга, "не умеющие петь", но обладающие куда как большим потенциалом в обработке Video, а не только его захвате. Если бы устройство обладало функционалом, объединяющим в себе оба полюса, то, без сомнения, стало бы "хитом сезона" и оправдало свою цену на все 100 процентов, а в существующем виде это выбор узкоспециализирующихся энтузиастов, не обремененных отсутствием финансов.

Максим НЕМЦЕВ, nma71@ngs.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2005 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета