Компьютерный бизнес: дни неуверенности рынков

На минувшей неделе события и тенденции на основных компьютерных рынках мира были настолько противоречивыми, что порой прогнозы не решались делать даже самые опытные эксперты. Тем не менее, произошло несколько событий, которые уже сейчас можно смело назвать знаковыми.

Курсы акций "высокотехнологических" компаний на американских биржах на минувшей неделе "прыгали" вверх-вниз, впрочем, не слишком сильно. Так, например, индекс Nasdaq Composite, в котором доминируют технологические компании, в конце концов, понизился на 4,16 пункта до 2137,25, или на 0,19%. Неуверенности рынкам придают скачки цен на нефть. Логика здесь проста: от цен на нефть зависит состояние промышленности, а промышленность — основной потребитель продукции IT-индустрии.

Тем не менее, несмотря на высокие темпы роста продаж компьютеров, доходы производителей ПК падают. Очевидно, это связано с резким падением цен на рынке. Ожидается, что в этом году рост продаж персональных компьютеров по всему миру составит 12,7%, однако, одновременно с этим доходы компаний-производителей возрастут лишь на 0,5%. Такая ситуация сложилась из-за тотального снижения цен на рынке ПК. Совокупный объем продаж ПК в 2005 году должен составить 206,6 млн. штук, а доходы от продажи — 202,7 млрд. USD. Такая информация содержится в предварительном прогнозе на этот год от исследовательской компании Gartner. Аналитики компании считают, что в 2006 году объемы продаж компьютеров вырастут на 10,5%, но одновременно произойдет снижение доходов на 0,4%. Такая тенденция обусловлена постоянным снижением средней цены компьютера. "Стремление увеличить объем продаж заставляет вендоров устанавливать предельно низкие цены", — говорит аналитик Gartner Джордж Шиффлер. — "Такая динамика во многом вызвана тем, что покупатели ожидают дальнейшего резкого снижения цен".

По словам другого сотрудника Gartner Микако Китагава, цены падают даже на мобильные ПК и ноутбуки, рост объемов продаж которых в этом году ожидается на уровне 31%. "Производителям удалось увеличить долю продаж более рентабельных мобильных ПК, однако это привело к существенному падению доходов от продаж настольных систем, так как вендоры пытаются поддерживать их привлекательность в нижнем ценовом сегменте рынка", — говорит Китагава.
Впрочем, все аналитики сходятся в одном: производители испытывают рыночное давление, которое заставляет их снижать цены, несмотря на рост издержек. "Как видно из публикуемых сообщений об ожидаемых прибылях, конкурентное давление на компании весьма велико", — сказал Джордж Шиффлер. — "При замедлении темпов роста рынка это давление может возрасти еще сильнее. У вендоров нет другого выбора, кроме снижения цен и выпуска более дешевых машин с ограниченной функциональностью".

Противоречия налицо и в индустрии компьютерных медиа. Две группы компаний, одну из которых возглавляет Sony, а другую — Toshiba, так и не смогли договориться об унифицированном формате DVD нового поколения. Об этом стало известно в понедельник, 22 августа, из источников, близких к переговорному процессу. Как известно, Sony, Matsushita и еще ряд компаний поддерживают формат Blu-ray, а группировка во главе с Toshiba разрабатывает формат HD DVD. В августе истек последний срок для того, чтобы внести изменения в технологический процесс и выпускать DVD единого стандарта. Следствием того, что оба производителя не смогли договориться, станет появление на рынке в следующем году двух несовместимых форматов DVD и соответствующих программных продуктов.

Переговоры велись с февраля этого года, однако в мае были приостановлены. Toshiba планирует вывести на рынок DVD-плейер для своего формата уже в конце года. Sony весной следующего года предложит потребителям игровую приставку PlayStation 3, которая сможет использовать диски формата Blu- ray. Оба лагеря пытаются переманить на свою сторону кинопроизводителей и звукозаписывающие компании. В августе сторонники Blu-ray во главе с Sony получили поддержку кинокомпании 20th Century Fox и одной из крупнейших музыкальных компаний мира Universal Music Group. Ранее на сторону этого формата встали Apple Computers и Walt Disney.

В активе Toshiba и ее формата HD DVD совместная разработка нового плейера с Microsoft, а также поддержка таких голливудских мейджоров, как Warner Bros., Paramount Pictures, Universal Pictures и New Line Cinema. Напомню, что на кону стоят как минимум несколько десятков миллиардов долларов — объем медиа-рынка развитых стран мира. В свое время с аудио-CD подобных проблем не возникло — и компакт-диски покорили мир. Sony обещает, что емкость диска в формате Blu-ray составит 25 гигабайт, тогда как HD DVD будет вмещать только 20 гигабайт информации. Однако Toshiba утверждает, что ее диски будут несколько дешевле, чем продукция конкурентов.

А вот корпорация Microsoft, в свою очередь, намерена освоить принципиально новый для себя медиа-рынок. А именно: покорить Голливуд при помощи фильма, снятого по сценарию компьютерной игры Halo. Главным действующим лицом фильма станет главный герой игры — генетически модифицированный суперсолдат, спасающий человечество от злобного инопланетного альянса. Как стало известно журналистам, Билл Гейтс предложил сценарий предполагаемого блокбастера уже двум киностудиям — Universal и Fox — и всеми силами убеждает их вложить в создание фильма не менее 40 миллионов долларов. Корпорация Microsoft, по мысли Гейтса, будет оказывать киностудиями всяческую поддержку при съемках. Гейтс учел и то обстоятельство, что до сих пор большая часть фильмов, снятых по мотивам компьютерных игр, имела весьма ограниченный успех из-за неудачных сценариев, и поручил написать сценарий для фильма Halo британскому писателю Алексу Гарланду, автору сценариев таких фильмов, как "Пляж" и "28 дней спустя". За свою работу Гарланд получил 560 тысяч фунтов. Предполагается, что фильм появится на экранах в 2007 году, одновременно с выходом новой версии игры. И напоследок — снова про рынок операционных систем.

Доля мобильников на базе ОС Symbian растет высокими темпами во всем мире. Тем не менее, чтобы сделать свою платформу по-настоящему массовой, Symbian планирует сконцентрировать свои усилия на недорогих телефонах, ориентированных на среднего покупателя. По оценкам компании Symbian, разработчика операционной системы для смартфонов и КПК, объем продаж мобильных телефонов на базе данной ОС за последний год увеличился в три раза. Так, за второй квартал 2005 года было продано 7,8 млн. Symbian-телефонов по сравнению с 2,4 млн., проданными во втором квартале 2004 года. В первой половине этого года в общей сложности было продано 14,5 млн. мобильных устройств на базе Symbian, и, таким образом, совокупный рост объема продаж составил 191% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года. Компания отметила также увеличение объема продаж лицензий на ОС Symbian: ее технологии используют семь производителей мобильных телефонов. Кроме того, на основе Symbian было разработано больше 3G-телефонов — из 54 телефонов с ОС Symbian 16 моделей предназначены для стандарта W-CDMA.

Тем не менее, Найджел Клиффорд, исполнительный директор Symbian, отмечает, что у компании еще остается над чем работать, чтобы сделать свои технологии по-настоящему массовыми: несмотря на многообещающие результаты первого полугодия, Symbian хотелось бы еще увеличить долю своей ОС на рынке мобильников в целом. Он добавил также, что компания нацелена на увеличение продаж за счет использования своей ОС в ожидающихся недорогих моделях телефонов, ориентированных на среднего потребителя и поставляющихся в больших объемах.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2005 год в рубрике разное :: бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета