Станислав Лем. Автомобильная фантоматика

Cорок лет назад в книге "Сумма технологии" я опубликовал концепцию, которую назвал "фантоматика". Теперь для нее используется другое, очень модное, определение: виртуальная реальность [много размышлений на эту тему — в книге "Лем С. Молох — М.: изд. АСТ, 2005 — В.Я.]. На пути ее создания сделан новый шаг — в области автомобилестроения. Исследователи французской фирмы Renault используют специализированный имитатор для испытания водителей и поиска способов адаптации механических систем автомобиля с целью предугадать поведение человека. Суть системы заключается в том, чтобы не только выявлять человеческие реакции при управлении машиной, но также успешно их опережать и дополнять.

Вице-президент исследовательского института Renault сообщил, что они намереваются создать математическую модель психики водителей, чтобы непосредственно использовать ее для совершенствования производства автомобилей. Современные имитаторы не ограничиваются созданием виртуальной реальности, а используют также реальные автомобили, размещенные на гидравлически управляемых платформах и окруженные датчиками. Водитель ощущает ускорение и торможение, как если бы ехал по настоящей дороге. Специалист из французской фирмы заверил, что благодаря имитаторам достигается экономия многих миллионов долларов, так как уже нет необходимости посылать прототипы новых автомобилей ни в Сахару, ни на север Швеции.

Установлено, что 70% всех аварий являются следствием ошибочных действий пользователей автомобилей, которые неверно или с фатальным опозданием реагируют на другие объекты, участвующие в движении. Благодаря имитаторам можно оптимизировать и тем самым сократить тормозной путь. Mercedes Benz намеревается в 2007 году внедрить такую тормозную систему — дополнительного ассистента, которая применяет радар для измерения дистанции до идущего впереди автомобиля и в аварийных ситуациях выполняет действия, необходимые для предотвращения столкновения.

Когда в Берлине сто водителей проводили испытания такой системы, только одиннадцать из них ударили в бампер неожиданно затормозившему перед ними транспортному средству. Зато без системы помощи торможению уже в сорока четырех случаях произошел виртуальный карамболь. Прогресс в этом направлении может привести к созданию синтетических водителей, более надежных, чем люди, что станет очередным шагом на пути создания искусственного интеллекта. 20 июля 2005 г. "Przegl?d", №30.

Перевод с польского и фото Виктора Язневича, yaznevich@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2005 год в рубрике чтиво :: Станислав Лем

©1997-2024 Компьютерная газета