Обзор видеокарты AOpen Aeolus GeForce 6600 GT AGP

Не будет преувеличением, если мы скажем, что семейство графических процессоров NVIDIA GeForce 6600 Series стало настоящим хитом продаж. Это было обусловлено сразу несколькими факторами. В первую очередь, конечно, сыграли роль отличные технические характеристики самих чипов GeForce 6600 и GeForce 6600 GT, однако завоевать кошельки пользователей было бы не так просто, если бы не второй немаловажный фактор — отсутствие на рынке реальных конкурентов от ATI.

Канадцы весьма и весьма просчитались в своих маркетинговых планах относительно рынка PCI-Express- и AGP-карт. Ставка была сделана на новые PCI-E- видеокарты с активной поддержкой нового интерфейса передачи данных в самом чипе, что не позволило компании в максимально короткие сроки произвести аналогичные чипы для AGP-сектора рынка. NVIDIA в этом плане поступила более грамотно, учитывая латентность многих пользователей при переходе на новую платформу. Компания выпустила переходный мост HSI, который мог преобразовывать сигнал от чипа PCI-E — AGP и обратно. Это позволило в максимально короткие сроки и при этом с минимальными затратами производить на свет сразу по 2 варианта плат: с интерфейсом AGP и с новым интерфейсом PCI-Express. 

Споров по поводу реализации PCI-E ходило достаточно много, и ATI высказывала достаточно много аргументов против переходного моста NVIDIA, однако сейчас в итоге выпустила свой собственный переходный мост Rialto, который призван делать то же самое, что и HSI у NVIDIA.

Однако сегодняшний материал посвящен вовсе не рассуждениям о том, кто наиболее правильно ведет себя на рынке. Сегодня мы рассматриваем изделие на популярном чипе от компании AOpen. Данный брэнд до недавнего времени не был представлен у нас достаточно широко, однако в последнее время появились все предпосылки к тому, чтобы ситуация изменилась в лучшую для AOpen сторону. Перед непосредственным описанием карты будет неплохо напомнить TTX нашего сегодняшнего героя.

Графический чип NVIDIA GeForce 6600 GT

В нашей сравнительной таблице характеристик графических процессоров находится, помимо прямого ценового конкурента NVIDIA GeForce 6600 GT — чипа ATI Radeon 9800 Pro, еще и чип NVIDIA GeForce 6800, с тем чтобы можно было оценить степень урезанности чипа NVIDIA GeForce 6600 GT по сравнению со его более старшим собратом по семейству.

Чипы GeForce 
6600 GT
GeForce 
6800
ATI Radeon 
9800 Pro
Кодовое название NV43 NV40 R350
Технология чипа 256 бит
Техпроцесс 0,11 мкм 0,13 мкм 0,15 мкм
Число транзисторов 146 млн 222 млн ~107 млн
Шина памяти 128 бит 256 бит 256 бит
Пропускная способность памяти 14,4 Гб/с ~22.4 Гб/с 21.8 Гб/с
Скорость пиксельного заполнения 4,0 Гпкс/с 3,9 Гпкс/с 3,04 Гпкс/с
Шина AGP 8x
Память 128/256 Мб
Частота чипа 500 МГц 325 МГц 380 МГц
Частота памяти 450 МГц (900 DDR) 350 МГц (700 DDR) 340 МГц (680 DDR)
Число пиксельных конвейеров 8 12 8
Число вершинных процессоров 3 5 4
Число текстур на конвейер 1 1 1
Версия вершинных программ 3.0 3.0 2.0
Версия пиксельных программ 3.0 3.0 2.0
Поколение DirectX 9.0c 9.0c 9.0b


Сказать что-то новое по поводу чипа NV43 уже нельзя. Все, что могло представлять какой-либо интерес, мы уже сообщили в нашем обзоре по самому чипу. Можем только вновь отметить довольно высокие тактовые частоты работы как графического процессора, так и памяти у NVIDIA GeForce 6600 GT. 500 МГц чип во многом стал заслугой 0,11 мкм техпроцесса. Единственное, что портит "малину" в TTX GeForce 6600 GT — 128-битная шина памяти, однако, если бы ее сделали 256-битной, это существенно удорожило бы конечные решения на базе данного чипа, да и 256-битная шина памяти — уже удел Hi-End-плат, а не Middle. Хотя это вещи весьма относительные. Однако все это было известно нам гораздо раньше, поэтому сейчас переходим к описанию непосредственно виновницы сегодняшнего обзора — видеокарты AOpen Aeolus GeForce 6600 GT.

Плата AOpen GeForce 6600 GT AGP


Комплект поставки


Плата попала к нам в retail-варианте, а это означает, что мы можем сказать несколько слов о комплекте поставки. В коробке с довольно интересным тематическим рисунком в традиционном стиле компании AOpen удалось обнаружить:
. непосредственно саму плату;
. переходник DVI-to-D-SUB;
. руководство по эксплуатации;
. 1 CD с драйверами для видеокарты;
. 1 CD с игрой Spell Force;
. 1 CD с игрой Arx Fatalist;
. 1 CD со сборником демо-версий игр (Game collection);
. видеокабель.
Как мы можем видеть, retail имеет весьма приличный уровень. По прошлому нашему знакомству с картой от AOpen (обзор AOpen Aeolus GeForce FX 5900XT) и по рассмотренному только что retail'у мы можем точно сказать, что в деле комплектации изделий у компании наблюдается прогресс, что не может не радовать потенциальных покупателей.

Дизайн и компоновка платы

С первого взгляда в изделии от AOpen привлекает система охлаждения. По своей сути идея ее заимствована из референсной у NVIDIA, однако даже невооруженным глазом видно, что ее доработкой инженеры компании занимались. Об охлаждении карты мы еще сможем поговорить более подробно, а пока перейдем к вопросу дизайна PCB у AOpen Aeolus GeForce 6600 GT.

Как только снимается система охлаждения с карты, становится понятно, что перед нами — абсолютная копия референсной PCB от NVIDIA. Лишь уже упомянутая выше система охлаждения дает понять, что это не полная копия карты от NVIDIA.

Графический чип и мост HSI повернуты друг к другу на 45 градусов. Мост HSI размещен традиционно — в горизонтальном положении в нижней части PCB, а вот графический процессор NV43 повернут. Вокруг него размещены чипы памяти. Сделано это было, по-видимому, как и со всеми другими уже рассматривавшимися нами картами на базе GeForce 660 GT, для того, чтобы не делать ее слишком массивной — ведь необходимо, помимо графического процессора, разместить на PCB и переходной чип HSI. Карта имеет традиционный для AOpen зеленый цвет PCB, несет на борту 128 Мб DDR 3 памяти с шиной передачи данных в 128 бит (все 4 чипа памяти размещены на лицевой стороне печатной платы).

Видеокарта имеет интерфейс AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT.

Место для чипа VIVO предусмотрено на оборотной стороне PCB, однако сам чип не установлен. Видимо, он устанавливается на другие версии плат. В нашем же случае возможности VIVO никак не задействованы.
Помимо этого, на лицевой стороне печатной платы можно увидеть разъем для дополнительного питания, который необходим платам AGP-версии на базе чипа NVIDIA GeForce 6600GT ввиду того, что потребности в энергопотреблении чипа не погашаются полностью за счет интерфейса AGP.

Для чипов памяти производства Samsung (K4J553230F-GC20) предусмотрена BGA-упаковка. Время выборки микросхем памяти — 2,0 нс, что соответствует частоте работы 500 МГц (1000 МГц DDR), однако память функционирует на положенной по спецификациям частоте 900 МГц. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 500 МГц. Как видим, компания AOpen не стала "играть" с частотами в своей версии GeForce 6600 GT — перед нами изделие с абсолютно стандартными частотами памяти, однако время выборки у микросхем памяти дает нам все основания рассчитывать на успешный разгон.

Сам чип NV43 прикрыт крышкой и, как видно на фотографии, изготовлен на 50-й неделе 2004 года и имеет ревизию А4. Очевидно, что точно такие же чипы устанавливаются и на PCI-E-версии плат.
Ниже графического процессора разместился уже упомянутый выше переходный мост HSI. Система охлаждения представляет собой цельное решение в виде сплошного радиатора, который накрывает площадкой сразу и чипы памяти, и графический процессор, и переходный мост HSI.

Охлаждение осуществляется за счет небольших размеров кулера, который размещен чуть поодаль от основной площадки, которая накрывает связку GPU + HSI + чипы памяти. Он прогоняет воздух внутри, между ребер радиатора, чем и обеспечивает теплоотвод.

В качестве термоинтерфейса для чипов памяти, к нашему удивлению, не использовалось вообще никакого теплопроводящего вещества. Микросхемы просто очень плотно прилегали к радиатору, и таким образом обеспечивался отвод тепла от памяти. Высокоэффективным такой подход назвать вряд ли можно, однако как он показал себя на практике, мы сможем увидеть в нашем тесте на разгон. Чипы HSI и NV43, как и полагается, покрыты слоем термопасты.

Тестирование
Качество 2D


Прежде, чем дать оценку качеству изображения, выдаваемому видеокартой AOpen Aeolus GeForce 6600 GT AGP, повторимся, что на сегодняшний день нельзя дать более или менее объективную оценку данному параметру для серии видеокарт, так как качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D также зависит от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, привносит солидную долю субъективизма в методику оценки.

Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х85Гц и 1600х1200х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в этом плане выявлено не было ни у одного из протестированных экземпляров.

Разгон
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения ("выбитые" пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты проходили успешно, то и разгон считался удачным. Дополнительное охлаждение не применялось.

Итак, видеокарту AOpen Aeolus GeForce 6600 GT AGP со стандартных для этого акселератора 500 МГц/900 МГц удалось разогнать до 560 МГц/1100 МГц для ядра/памяти соответственно.

Разгонный потенциал видеокарты от AOpen оказался просто замечательным! Для 2.0 нс памяти мы получили сверх номинала еще 50 МГц (100 МГц), и результирующая частота памяти в разогнанном режиме составила 1100 МГц. Чип NV43 также смог разогнаться очень значительно: 560 МГц — это своеобразный рекорд среди карт, которые уже побывали у нас в тестлабе. О том, насколько большим оказался прирост от разгона, мы сможем судить по результатам сегодняшнего тестирования, куда включили, помимо результатов карты на номинале, еще и тесты разогнанной платы.

Тестовый стенд:
. Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400).
. Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц).
. Память: 2x512 Мб DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2).
. Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Гб (8 Мб Cache).

Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система:

. Microsoft Windows XP SP1 ENG.
. DirectX 9.0b:
. драйвер для видеокарт NVIDIA — ForceWare 71.82 WHQL;
. драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 5.3 WHQL.

Драйверы NVIDIA: оптимизации трилинейной фильтрации включены, анизотропной также включены по умолчанию. Драйверы ATI: оптимизации трилинейной фильтрации включены по умолчанию.
Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.

Тестовые программы:
. FutureMark ( сайт ) 3DMark2003 v340 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0);
. FutureMark ( сайт ) 3DMark 2005 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0с тест, Vertex Shaders 2.0/3.0, Pixel Shaders 2.0/3.0);
. Digital Extreme ( сайт )/Epic Games ( сайт ) Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
. сайт Ward ( сайт ) Call of Duty 1.4 (OpenGL, мультитекстурирование);
. Ubisoft ( сайт ) Prince of Persia: Warrior Within (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, мультитекстурирование);
. Codemasters ( сайт Colin McRay Rally 2005 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
. Crytek ( сайт )/UbiSoft ( сайт ) FarCry 1.3 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, мультитекстурирование);
. Valve Software ( сайт )/Vivendi Universal Games ( сайт ) Half-life 2 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0);
. Activision ( сайт Software ( сайт ) Doom 3 (OpenGL, мультитекстурирование).

Результаты тестирования

Прирост от достаточно успешного разгона видеокарты AOpen Aeolus GeForce 6600 GT составил порядка 12-15%. Весьма неплохой результат, который данная видеокарта дает абсолютно даром. Что касается уровня производительности видеокарты AOpen Aeolus GeForce 6600 GT на номинальных частотах, то он полностью соответствует скорости референсной NVIDIA GeForce 6600 GT. Более подробно на этом вопросе мы уже останавливались при тестировании GeForce 6600 GT в базовом материале по чипу с тестами в 27 игровых приложениях. Однако даже приведенных в данном материале тестов с лихвой хватает, чтобы оценить производительность GeForce 6600 GT — она гораздо выше, чем у ныне существующего на рынке ее конкурента в лице ATI Radeon 9800 Pro (за исключением отдельных игровых приложений, производительность которых — лишь вопрос оптимизации драйверов ForceWare).

3DMark2005 3.0 1024x768x32 1280x1024x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 3243 2534 1984
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 3789 2953 2256
ATI Radeon 9800 PRO 2557 1945 1463
NVIDIA GeForce 6600 1609 1242 980
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 1005 776 600
Unreal Tournament 2004 1024x768x32 1280x1024x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 122.79 98.05 87.5
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 130.15 106.4 95.74
ATI Radeon 9800 PRO 111.46 82.92 62.58
NVIDIA GeForce 6600 87.35 65.19 57.36
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 79.77 57.04 48.87
Unreal Tournament 2004 1024x768x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1280x1024x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1600x1200x32 + AA4x + Aniso8x/16x
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 56.86 39.95 31.94
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 63.86 45.12 36.24
ATI Radeon 9800 PRO 63.15 45.79 34.84
NVIDIA GeForce 6600 50.8 37.55 32.77
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 47.17 33.52 27.96
Call of Duty 1024x768x32 1280x1024x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 259.3 238.3 189.7
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 261.6 248.6 216.5
ATI Radeon 9800 PRO 230.7 188.7 143.4
NVIDIA GeForce 6600 223.7 153.6 108.3
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 163.5 113.3 80.1
Call of Duty 1024x768x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1280x1024x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1600x1200x32 + AA4x + Aniso8x/16x
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 190.3 124.8 87.1
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 219.6 147.8 104.8
ATI Radeon 9800 PRO 134.9 95.4 70
NVIDIA GeForce 6600 112.5 70.6 46.9
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 122.7 84.6 60.6
Unreal Tournament 2004 1024x768x32 1280x1024x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 122.8 98.1 87.5
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 130.2 106.4 95.7
ATI Radeon 9800 PRO 111.5 82.9 62.6
NVIDIA GeForce 6600 87.4 65.2 57.4
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 79.8 57.0 48.9
Unreal Tournament 2004 1024x768x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1280x1024x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1600x1200x32 + AA4x + Aniso8x/16x
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 56.9 40.0 31.9
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 63.9 45.1 36.2
ATI Radeon 9800 PRO 63.2 45.8 34.8
NVIDIA GeForce 6600 50.8 37.6 32.8
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 47.2 33.5 28.0
Call of Duty 1024x768x32 1280x1024x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 259.3 238.3 189.7
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 261.6 248.6 216.5
ATI Radeon 9800 PRO 230.7 188.7 143.4
NVIDIA GeForce 6600 223.7 153.6 108.3
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 163.5 113.3 80.1
Call of Duty 1024x768x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1280x1024x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1600x1200x32 + AA4x + Aniso8x/16x
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 190.3 124.8 87.1
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 219.6 147.8 104.8
ATI Radeon 9800 PRO 134.9 95.4 70.0
NVIDIA GeForce 6600 112.5 70.6 46.9
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 122.7 84.6 60.6
3DMark2005 3.0 1024x768x32 1280x1024x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 3243 2534 1984
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 3789 2953 2256
ATI Radeon 9800 PRO 2557 1945 1463
NVIDIA GeForce 6600 1609 1242 980
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 1005 776 600
Prince of Persia: Warrior Within 1024x768x32 1280x960x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 57.0 40.9 28.7
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 63.2 45.5 33.7
ATI Radeon 9800 PRO 50.8 36.6 25.6
NVIDIA GeForce 6600 29.4 20.5 13.9
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 23.1 16.2 10.9
Prince of Persia: Warrior Within 1024x768x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1280x960x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1600x1200x32 + AA4x + Aniso8x/16x
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 41.1 28.8 19.5
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 46.2 34.8 23.1
ATI Radeon 9800 PRO 20.2 13.7 9.4
NVIDIA GeForce 6600 21.0 14.0 8.5
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 17.7 11.7 7.9
Colin McRay Rally 2005 1024x768x32 1280x960x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 62.2 42.5 24.9
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 68.2 49.1 29.1
ATI Radeon 9800 PRO 81.5 58.1 32.7
NVIDIA GeForce 6600 36.4 24.9 14.4
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 38.3 26.9 12.7
Colin McRay Rally 2005 1024x768x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1280x960x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1600x1200x32 + AA4x + Aniso8x/16x
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 33.7 22.3 12.6
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 39.3 26.2 16.3
ATI Radeon 9800 PRO 51.1 35.7 21.0
NVIDIA GeForce 6600 19.5 12.6 7.8
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 10.0 6.0 2.0
FarCry 1024x768x32 1280x1024x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 61.6 53.1 44.7
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 65.8 58.6 47.8
ATI Radeon 9800 PRO 54.1 46.1 34.0
NVIDIA GeForce 6600 51.5 37.0 26.8
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 42.2 29.2 21.0
FarCry 1024x768x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1280x1024x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1600x1200x32 + AA4x + Aniso8x/16x
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 46.0 31.1 20.4
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 50.2 33.3 21.6
ATI Radeon 9800 PRO 34.0 24.7 14.7
NVIDIA GeForce 6600 26.8 17.1 11.4
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 26.7 17.8 11.2
Half-life 2 Techlabs003 1024x768x32 1280x1024x32 1600x1200x32
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 81.1 55.2 44.3
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 87.5 63.1 51.0
ATI Radeon 9800 PRO 77.6 45.9 34.7
NVIDIA GeForce 6600 52.4 32.8 26.2
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 55.4 34.7 25.9
Half-life 2 Techlabs003 1024x768x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1280x1024x32 + AA4x + Aniso8x/16x 1600x1200x32 + AA4x + Aniso8x/16x
AOpen GeForce 6600 GT (500 / 900) 49.8 30.9 21.3
AOpen GeForce 6600 GT (560 / 1100) 56.4 35.7 23.4
ATI Radeon 9800 PRO 23.5 13.8 10.7
NVIDIA GeForce 6600 29.0 18.4 13.7
NVIDIA GeForce FX 5900 XT 23.8 15.3 11.5


Выводы


Выводы по чипу NVIDIA GeForce 6600 GT уже были нами сделаны, причем неоднократно. Однозначный успех в своем секторе рынка, и пока ему не видно достойного соперника, однако все может измениться в самое ближайшее время.
По карте AOpen Aeolus GeForce 6600 GT. Отличный продукт с вменяемой ценой. Превосходная комплектация, которой могут позавидовать и достаточно именитые брэнды первого звена, которые уже не первый год присутствуют на рынке, отличное качество исполнения платы, а также просто отменный разгонный потенциал делают плату потенциально выгодной покупкой, если вы решили приобрести видеокарту в районе $200.

Видеокарта AOpen Aeolus GeForce 6600 GT предоставлена московским представительством компании AOpen

Алексей Бурдыко, info@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2005 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета