Тест наушников мониторного типа. Пять моделей

Общеизвестный факт, что наиболее комфортными и практичными среди всех видов наушников можно назвать мониторные, если, конечно, отбросить фактор компактности. Уж так получилось, что они имеют максимальный размер, большую мощность и отличные качественные показатели, до которых обычным накладным наушникам, затычкам, вкладышам еще очень далеко. Естественно, это утверждение верно при соблюдении ценовой адекватности. Многие склонны полагать, что название "мониторные" уже говорит о приемлемом качестве, но это не так. Львиная доля таких товаров действительно предназначена для мониторинга записей всевозможного рода, однако не меньшая часть (если не большая) подобных наушников служит для других целей. Поэтому не пугайтесь, когда увидите наушники мониторного типа с ценником 10 долларов США и тут же рядом образчики по 300-400 тех же самых долларов.

Первый вопрос: а с чего начинается хороший звук? И довольно неутешительный для нашего контингента ответ: хорошее звучание наушников мониторного типа можно получить при минимальной цене 40-50 у.е. Есть, конечно, единичные модели чуть подешевле (где-то 30 у.е.), обладающие неплохими данными, но их можно пересчитать по пальцам. Столь популярные у нас товары с ценниками 10-20 у.е. не могут играть хорошо по определению! И тут сразу второй вопрос: а что значит хорошо играть? Действительно термин "хорошо" для разных областей использования очень разнится, для большего понимания попробуем перечислить все области применения мониторных наушников и сделать соответствующие выводы. Первоочередной является задача мониторинга музыки, отсюда и термин "мониторные". Т.е. это образцы, используемые звукорежиссерами или ди-джеями при написании/обработке/сведении композиций. К таким наушникам предъявляются самые высокие требования. Прежде всего они должны обладать равномерной и широкой рабочей характеристикой, а также не вносить побочных окрасов в звучание. Это особенно важно при регулировании уровней, т.к., например, в сильно басящих наушниках звукорежиссер намеренно регулировал тембр в определенном положении.

На самом же деле при прослушивании на другой качественной аппаратуре баса уже будет мало, т.к. басили сами наушники, а не музыка. И так во всем звуковом диапазоне. А чтобы не ошибиться, лучше вообще выбирать образцы с рабочим диапазоном что-то вроде 10-40.000 Гц, да еще и при малой неравномерности. Известно, что частоты свыше 20 КГц и ниже 20 Гц среднестатистический человек не слышит (разные индивиды слышат по-разному, границы могут смещаться как в большую, так и в меньшую сторону), но они все же воздействуют на сознание и принимают непосредственное участие в формировании мозгом "оценки" той или иной звуковой сцены. Стоить такие наушники будут не одну сотню "баксов", но что делать — потом проблемы дороже обойдутся. И, что самое печальное, прекрасные паспортные данные совершенно не гарантируют приятного исхода дела — в таком вопросе, как подбор наушников для студии, без визуального прослушивания обойтись нельзя. Опытный специалист достаточно быстро определит все недостатки и преимущества конкретной модели, в крайнем случае можно посоветоваться с коллегами. О хороших студийных наушниках ходят легенды, и каждый звукорежиссер имеет свои собственные предпочтения. Это и понятно, ведь для разных задач даже в одной области используются совершенно разные приборы.

В последнее время мониторные наушники стали широко применяться и в других областях, в частности, диджеями (при проигрывании музыки) и геймерами. Отсюда и новомодные линейки от многих производителей, которые сразу выдают индекс "DJ". С диджеями все понятно. Представьте ситуацию: кругом музыка, грохот, а ему (ей) необходимо четко ориентироваться и следить за состоянием аппаратуры. Как следствие по звуковым показателям "ди- джейские" наушники не такие качественные, как мониторные. Это и понятно, ведь музыка уже играется, а не пишется. Как правило, немалое внимание сконцентрировано в области НЧ, т.е. басят такие "уши" реально. А ведь это тот самый ложный бас, который так вреден при мониторинге — теперь же он только полезен. Не менее важна здесь и конструкция. Для улучшения изоляции серии DJ выполняются преимущественно в закрытом акустическом оформлении. Используется большая прижимная сила, чтобы наушники попросту не слетели с головы. Ситуация с геймерами похожа: им тоже важно изолироваться от лишних звуков, чтобы сосредоточиться только на игровом моменте. Третьей группой идут любители просто послушать музыку в наушниках, например, в позднее время суток. Для них выпускаются простые хайфайные модели — про хай-энд в рамках этой статьи умолчим. По виду эти наушники могут быть любыми: если в студии или на дискотеке сама обстановка диктует требования, то тут каждый выбирает, руководствуясь только своим вкусом.

А разновидностей мониторных наушников не так уж и много. Прежде всего производят деление по виду акустического оформления. Существуют модели закрытого, открытого и полуоткрытого типов. Выбор следует производить исходя из конкретных требований при эксплуатации. Если необходимо изолироваться от внешнего шума, например, в клубе/большом зале, используйте мониторные наушники закрытого типа. Они же поспособствуют и тому, чтобы ваша музыка не мешала окружающим людям. Если внешний шум не критичен, можно использовать полуоткрытые или открытые наушники, только следует учесть, что окружающие тоже будут слышать все проигрываемое на высокой громкости. Также при выборе настоятельно рекомендуем вам не только проверить качество звучания и подобрать тип акустического оформления, но и обратить пристальное внимание на конструкцию. Смотрите, чтобы она не оказалась откровенно "хлюпкой", ведь наушники покупаются не на один день. В рамках этой статьи постараемся рассказать вам о пяти популярных на нашем рынке моделях, дать им полные характеристики и посоветовать их по назначению. При составлении списка участников мы намеренно подобрали продукты с доступными ценниками. Это:
— Technics RP-F880;
— Technics RP-HD1200;
— Fostex T-7;
— Beyerdynamic DTX700;
— Sennheiser EH-250.



Technics RP-F880 Technics RP-HD1200 Fostex T-7 Beyerdynamic DTX700 Sennheiser EH-250
Тип наушников (акустическое оформление) открытые закрытые полуоткрытые открытые закрытые
Диапазон частот, Гц 5-30000 5-30000 20-20000 10-22000 14-19000
Сопротивление, Ом 50 50 70 32 32
Чувствительность, дБ 105 - 96 107 113
Длина кабеля, м 3 3 (витой) - 3 3
Переходник в комплекте есть есть нет есть есть
Вес, г 280 - - 180 130

* Данные заявлены производителем.

Итак, начнем…

Комплект поставки
Практически все наушники продаются в красивых, но бюджетных картонных коробках. Только Fostex T-7 поставляется в небольшом пластиковом чемоданчике. По дефолту все модели, опять же, кроме Fostex T-7, имеют 3,5 мм аудиоштекер. В комплектах есть переходник на "большой" джек.

По одежке встречают…
Начнем наше повествование о внешнем виде в порядке первоначального перечисления.

Technics RP-F880

Сразу видно, наушники классического типа. Стяжка происходит не за счет оголовья, выполненного из двух пластиковых дуг, а из-за натяжения ленты, расположенной чуть ниже. Внешне она отделана под замшу, которая очень приятна на ощупь. Для скрепления всей конструкции используется по нескольку болтиков с каждой стороны. Амбюшуры сделаны из мягкой ткани.

Это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что благодаря открытой системе и тканевым амбюшурам уши и голова слушателя не испытывают напряжения даже в течение долгого прослушивания. При использовании синтетической кожи уши очень быстро потеют, и ничего приятного в этом нет. Плохо потому, что ворсистая ткань служит "накопителем" пыли и мелкого мусора. Если вам важен эстетичный вид наушников, то сразу можете прикупить специальную щеточку для очистки амбюшур. Сила прижима к голове небольшая. В целом наушники сидят неплохо, не давят и не раздражают. Провод имеет внешнюю тканевую оплетку. Это повышает его прочность на разрыв. Говорить о превосходстве таких кабелей над обычными (с полимерной изоляцией) сложно, т.к. большая часть успеха кроется во внутреннем строении: используемых материалах, способах сплетения и т.д. Штекер имеет покрытие желтого цвета — этакая стилизация "под золото". Золотом тут, конечно, и не пахнет, но все равно приятно, тем более, что современные материалы уже ненамного отстают от него по параметрам, а в рамках исследуемого ценового диапазона это вообще не столь важно, т.к. на слух практически неразличимо.

Technics RP-HD1200

HD1200 — совершенно иной продукт того самого новомодного "ди-джейского" класса — это прямым тексом указано и в официальном описании. Из-за нестандартных требований мы столкнулись с весьма нестандартной конструкцией. Но, что ни говори, надежность на великолепном уровне. Оголовье сделано из толстых пластиковых дуг, сила прижима велика. Благодаря ей наушники отлично сидят на голове.

Для большего комфорта сверху дуга обделана синтетической кожей. Но наиболее интересен механизм крепления чашечек: для этого предназначены специальные шарниры, благодаря которым возможны вращение и трансформация практически в любые положения. Амбюшуры сделаны из толстой синтетической кожи, жесткость умеренная. Естественно, долгое пребывание в таких наушниках не слишком комфортно: из-за высокой прижимной силы и закрытого акустического оформления уши и голова будут потеть, — но это вынужденная и неизбежная жертва, т.к. даже сильные внешние звуки в таких "ушах" не слышны. HD1200 — единственная модель в нашем тесте, укомплектованная отдельным проводом. Сам провод с двух сторон имеет обычные разъемы типа мини-джек, один конец вставляется в левую чашечку и закрепляется там благодаря небольшим защелкам. Второй конец вставляется в выходной разъем используемого устройства: усилителя, плейера, звуковой карты и т.д. Но основное удобство кабеля заключено в следующем: он витой и в штатном положении имеет длину порядка метра, но может растягиваться вплоть до трех метров. Такая особенность позволяет избежать путаницы проводов на рабочем месте. И, наконец, последний плюс — компактность. Отсоединив провод и сложив наушники до минимального размера, их можно легко переносить в сумочке, которая поставляется в комплекте.

Fostex T-7

Этот экземпляр явно предназначен для работы со стационарной аппаратурой. Об этом косвенно говорят большой штекер и незаурядная внешность. Сразу видно, что упор сделан на уменьшение массы. Оголовье представляет собой довольно тонкую дугу, при этом нет ущерба прочности, потому что внутри находится пружинящая пластина из металла. Сверху имеется отделка материалом, похожим на кожу. Естественно, размер оголовья можно регулировать в широких пределах. Регулировка происходит не то что дискретно, а с четкими характерными челками. Амбюшуры очень мягкие, они отделаны тонким синтетическим материалом. Внешне наушники заманчивы, т.к. чашечки скорее квадратные, чем круглые. Да и на голове Fostex T-7 сидят неплохо: давление умеренное, масса малая, амбюшуры мягкие — благодаря таким особенностям даже почти закрытое акустическое оформление нисколько не напрягает.

Beyerdynamic DTX700

DTX700 обладают незаурядным внешним видом, который сразу говорит о вкусах своего владельца. Сами чашечки крепятся на оголовье в виде "коромысла". Для увеличения комфортности сверху находится мягкая вставка, внешняя сторона которой обделана резиновым материалом. Далее идут тонкие выдвижные пластиковые дуги для регулирования размера, к которым с помощью оригинальных держателей прикреплены сами наушники.


Безусловно, Beyerdynamic — это контора, которая "веников не вяжет", но все же данная конструкция нам показалась не слишком надежной. С новыми наушниками мы, естественно, проблем не испытали, но что с ними станет при длительной эксплуатации, может показать только время. Амбюшуры имеют внешнее покрытие из ткани, похожей на бархат. Если у 880-х Technics'ов ткань на амбюшурах собирала много пыли, то примененный тут материал еще больше подвержен засорению. Однако на голове эти наушники располагаются отменно: давление умеренное, а бархатная ткань просто ласкает уши. Слушать музыку с использованием Beyerdynamic DTX700 очень комфортно.

Sennheiser EH-250

Эти наушники были включены в наш тест после долгих раздумий: компактная внешность и малое сопротивление намекают на использование с переносными источниками. Также можно поспорить, накладные это наушники или все же мониторные.

Действительно, многие предпочитают эти и схожие модели от Sennheiser для юзания с переносными плейерами. При невысокой цене они способны обеспечить звучание на порядок лучше, нежели при использовании вкладышей или затычек. Оголовье этой модели представляет собой тонкую пластиковую дугу без возможности изменения длины. Размер регулируется следующим образом: сами чашечки двигаются по длине оголовья, правда, в небольших пределах. Амбюшуры достаточно мягкие — не такие, конечно, как у Fostex T-7, но все равно комфортные. Внешне они отделаны тонким синтетическим материалом. По форме чашечки напоминают овал, поэтому к данным наушникам необходимо кратковременное привыкание. Естественно, они не так комфортны, как все остальные перечисленные в этом тесте, но данная модель самая компактная, и это ее неоспоримый плюс.

Прослушивание и тестирование

Тест проведем по уже устоявшейся схеме: прослушивание и снятие основных характеристик. Для прослушивания будем использовать музыку всех стилей и направлений (ну, или почти всех:)) и несколько источников конкретно:
— звуковая плата Creative Audigy 4 Pro;
— звуковая плата Creative Audigy 2 ZX;
— ресивер SVEN HR-970;
— плейер Samsung MCD-CM600B;
— плейер iRiver N10.

А вот при измерении АЧХ мы столкнулись с определенными трудностями. Дело в том, что снимать характеристики наушников надо в условиях, максимально приближенных к реальным. Для этого мы изготовили макет головы средних размеров, вмонтировав в него (в предполагаемое место нахождения левого уха) измерительный микрофон Behringer ECM-8000. Но даже такая схема не может дать единственно верный результат, т.к. он зависит от многих параметров. Например, частоты в диапазоне 20-1000 Гц очень критичны к силе прижима — уровень их может отличаться на 10 дБ, если слегка надавить или, наоборот, ослабить наушники. С учетом разных размеров головы у каждого конкретного человека, а, следовательно, и разного давления это уже дает некоторую неоднозначность. Плюс наш макет повторяет очертания головы только внешне. После данного эксперимента мы еще раз убедились, что не зря профессиональное измерительное оборудование подобного типа стоит тысячи долларов, ведь на его разработку затрачено колоссальное количество средств и времени. Наши же измерения, как,впрочем, и все остальные, сделанные без такого оборудования, дают возможность судить о результате, если так можно выразиться, в первом приближении. Итак, поехали…


Экземпляр с очень качественным и детальным звуком. Также немаловажно то, что данные Technics'ы обладают правильным частотным балансом. На графике видно: середина имеет отличную неравномерность, если не считать пика в районе 2,5 КГц. Слух очень чувствителен к неравномерности в диапазоне 1-3 КГц, и этот пик не может остаться незамеченным: он придает звучанию легкие металлические оттенки. Однозначно можно сказать, что по детальности воспроизведения модели RP-F880 лидируют в рамках этого теста. Наиболее комфортно наушники играют на половинной громкости, т.к. при максимальной уже начинают раздражать резкие призвуки. 880-е можно порекомендовать как реальные мониторные наушники для начинающих музыкантов с небольшими бюджетами.


У ди-джейских наушников мы, наоборот, видим сильный провал на частоте 1,5 КГц и, как следствие, невыразительное воспроизведение СЧ. Зато НЧ- область проработана неплохо. И действительно, при прослушивании бас четко превалирует над всеми частотами звукового диапазона. Точно так, как мы и предполагали. Для techo, dnb и им подобных это неплохой вариант, хотя и не лучший. Если слушать эти направления на улице, в клубе, метро, где посторонние шумы велики, то такое решение оправдано. Если же хочется полежать на диване, слушая любимую музыку, то рекомендуем поискать другие модели.


Fostex'ы порадовали. Они обладают отличной амплитудно-частотной характеристикой. Весь звуковой диапазон охвачен полностью, да еще и неравномерность не выходит за рамки дозволенного. На слух так оно и есть! Частоты приятно сбалансированы, и в общем звучание получается достаточно мягким и довольно правильным. Причем даже с ростом громкости звук не приобретает посторонних окрасов. На наш взгляд, это те самые хайфайные наушники для качественного прослушивания музыки. Даже штатный штекер намекает, что его положено втыкать в выход хорошего ресивера или классной звуковой карты. Для домашнего использования эти наушники подходят очень хорошо.


Модель DTX700 тоже неплохо подходит для домашнего использования. На графике видно, что низ, да и верх, имеют характерный завал. Средние частоты относительно равномерны. Отсюда и некоторые проблемы со звучанием: на слух явного частотного дисбаланса не заметно, но звучание можно охарактеризовать некоей сжатостью. Не чувствуется динамики и полноты звуковой сцены. Но, тем не менее, наушники не так плохи, и для домашнего использования их можно рекомендовать. Более того, они обладают прекрасным сопротивлением для работы с плейером и при этом легки и удобны.


А вот Sennheiser EH-250 точно предназначены для работы с плейерами или чем-то подобным. Низкое сопротивление, прекрасная эргономика, малая масса, уменьшенный размер — вот основные доказательства тому. На коробке яркими буквами написано о мощном басе и рекомендации ди-джеям. Следовательно, Sennheiser'ы — это продукт, подобный Technics RP-HD1200. Так оно и оказалось. Басы действительно хороши: мощь в них чувствуется сразу, да и по графику видно, что уровень -3 дБ достигается ниже 50 Гц. Хотя нам кажется, что некоторые нечистые на руку производители указывают рабочую полосу чуть ли не по уровню -10-15 дБ — уж очень сильны отличия некоторых реальных продуктов от паспортных описаний. Но вернемся к нашим ЕН-250. Опять же, по характеристике видно, что на СЧ равномерность очень мала, но на слух все же средние и высокие частоты отличными назвать сложно. Возможно, проблема даже не в них, а в слишком сильном упоре на бас. Диагноз: наушники для динамичной басистой музыки на улице, в дороге и прочих подобных местах.

Выводы

Что ж, данный тест прояснил многое. Как мы и говорили в самом начале, даже внешне похожие наушники предназначены для совершенно разных вещей. Поэтому при покупке задайте себе вопрос: а для чего они мне нужны? И исходя из ответа — например, для написания музыки, для игр и использования с плейером или для того, чтобы просто применить дома — делайте ваш выбор. Обратите внимание на конструкцию. Если вам важна компактность, прибегните к складному варианту. Определитесь с акустическим оформлением. Обязательно предварительно прослушайте модель, которую задумали купить! Ну и, наконец, не пожалейте немного денег. И вам воздастся в виде качественного звука…

Наушники Technics предоставлены салоном-магазином Silverado, наушники Beyerdynamic, Sennheiser и Fostex — интернет-магазином Trinity.by

Василий Запотылок, vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2005 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета