...
...

Интернет-бизнес: день сегодняшний

Про интернет-коммерцию много говорят и пишут уже не один год. Но до сих пор немногие знают, каково же реальное положение в этой отрасли в различных ее сегментах и разных регионах планеты. Мы попытаемся на примере конкретных цифр и фактов оценить сегодняшнее состояние электронной коммерции — результаты 2004-го года и прогноз на год 2005-й.

История и прогнозы

Первая защищенная коммерческая транзакция с использованием Сети была проведена более десяти лет назад — в конце 1994 года. Ее осуществила компания NetMarket, купленная позже фирмой Cendant. Этой транзакцией тогда стала оплата приобретения музыкального компакт-диска с альбомом Стинга "Ten Summoner's Tales". С тех пор электронная коммерция превратилась в относительно небольшой, но быстрорастущий сектор мировой экономики. Согласно данным Государственного департамента США по торговле, во втором квартале 2004 года на долю электронной коммерции пришлось 1,7% всех продаж потребительских товаров и услуг в стране. В Европе этот показатель даже немного выше — по данным аналитиков он составляет около 2%. По Рунету точная статистика отсутствует, но, как было озвучено на конференции "Электронная коммерция и торговля-2004", ежегодный оборот электронных сделок (как корпоративных, так и потребительских) в России в текущем году уже превысил отметку в $600 млн. Еще примерно $500 млн приходится на страны СНГ. А Дэн Розенсвайг, операционный директор Yahoo, предрекает: "Следующие десять лет принесут немало интересного и нового. Эксперты в целом настроены весьма оптимистично — предсказывают рост доли электронных продаж до двузначных чисел, несмотря на растущие опасения по поводу разгула мошенников в Сети, возможности потери личных данных, роста количества вирусов и объемов спама".

Потребительский рынок
В потребительском сегменте электронных торговых систем, по мнению экспертов, продажи музыки, фильмов и компьютерных игр в 2005 году будут расти быстрее всех и станут самым впечатляющим и динамичным сегментом рынка интернет-продаж. Причем во всех регионах мира. Еще одним "реактивным двигателем" электронной коммерции была названа технология, с помощью которой можно было бы осуществлять покупки, используя мобильные устройства — телефоны, смартфоны и КПК. Подобный вид платежей уже популярен в развитых странах Азии, есть примеры его внедрения и в России. Недавно компания Motorola сообщила, что ведет совместную работу с платежной системой Mastercard по внедрению функции платежей в сотовые телефоны. Так что мобильники Motorola, судя по всему, станут первыми сотовыми телефонами с функцией платежного терминала, причем реализованной на уровне "железа". Это окажется очень кстати, ведь аналитики считают, что в ближайшие несколько лет увеличится количество именно "микроплатежей" по Интернету в оплату товаров или услуг.

Впрочем, потребительскому рынку в Интернете тоже свойственны свои "болезни роста". Типичный пример — предновогодняя ситуация в Великобритании. 2004 год стал годом беспрецедентного роста популярности британских интернет-магазинов. Причем такого, что в определенный момент они просто перестали справляться с потоком заказов. Так, в британском отделении интернет-магазина Amazon признали, что их компания срывает сроки доставки, и довели до сведения клиентов, что из-за большого потока заказов mp3-плейер iPod в необходимых количествах поставляться не будет, и те, кто заказал плейер в ноябре, имеют шанс получить его лишь в феврале. Задерживались и другие товары. Кроме того, перед Рождеством сайты многих интернет-магазинов периодически оказывались недоступны. Между тем, по данным газеты Times, оборот британского рынка интернет-торговли в 2004 году составил около 6,4 млрд фунтов ($12,2 млрд). Самыми популярными товарами на нем были домашние
электроприборы, одежда, музыка и DVD-диски. И вряд ли в нынешнем году ситуация в корне изменится.

Интернет-реклама
В этом многообещающем секторе интернет-коммерции в 2004 году произошли кардинальные перемены. Сюда пришли крупнейшие рекламодатели. Теперь, по мнению специалистов, 2005 год может стать очень удачным для рынка интернет-рекламы. Если в 2004-м крупные рекламодатели еще только пришли, то в 2005-м они начнут расходовать в Интернете свои рекламные бюджеты. Аналитики считают, что в этом году индустрия интернет-рекламы будет расти как в конце 90-х, когда рынок еще находился в зачаточном состоянии и развивался чрезвычайно бурными темпами. Причина в том, что на него сейчас приходят крупнейшие рекламодатели — транснациональные корпорации, которые тратят на рекламу миллиарды долларов. Конечно, все сказанное относится в первую очередь к Соединенным Штатам, но от них стараются не отставать и Европа, и наиболее технологически развитые страны Азии — Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония. Несколько лет мегакорпорации осторожничали — изучали и осваивали новое средство массовой коммуникации. И только теперь, наконец, начали перераспределять свои рекламные бюджеты. Поэтому аналитики крупных международных рекламных агентств говорят не стесняясь: в 2005 году рынок интернет-рекламы будет расти и процветать. Контекстная реклама на поисковых сайтах, по прогнозам, продемонстрирует рост 25-30%. Традиционная баннерная реклама — 20-25%. А наибольший прирост ожидается в секторе видеорекламы и спонсорского контента — 40%. Это связано с распространением широкополосного доступа в Интернет и появлением новых услуг.

Эксперты считают, что больше всех от перехода пользователей на широкополосный доступ выиграют традиционные медиа, поставляющие контент под известными брэндами. Например, в Америке это спортивный телеканал ESPN, газеты Wall St. Journal и New York Times, а также местные телеканалы в разных штатах. К тому же, у них налажены постоянные контакты с крупными рекламодателями. Те просто диверсифицируют или расширят рекламные бюджеты на интернет-рекламу и мультимедийные сервисы в онлайне. При этом наибольший успех в 2005 году ждет популярные брэнды. Интернет-компании — такие, как Yahoo!, AOL, Google и MSN — увеличат свои обороты, но их доходы вырастут не более чем на 20%. Но в любом случае этот год должен стать успешным для всех. Что же касается Рунета, то в его пределах рекламный рынок растет, причем все ускоряющимися темпами. По информации Экспертного совета Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в российском сегменте Интернета в 2004 году (без учета контекстной рекламы) составил $30 млн (в 2003 г. — $18 млн). При этом доля интернет-рекламы в общем объеме рекламного рынка выросла с 0,6% в 2003 году до 0,8% в 2004. Прирост объема рынка интернет-рекламы в 2004 году составил 67% (в 2003 — 64%). А в 2005 году специалистами ожидаются еще намного более впечатляющие цифры.

Интернет-аукционы и казино
Аукционная деятельность в Интернете по-прежнему остается одной из самых прибыльных сфер электронной коммерции. Но рыночная конъюнктура такова, что заработать удается в основном крупным, давно и хорошо известным интернет-аукционам. Так, знаменитый американский онлайновый аукцион eBay в 2004 году получал за квартал порядка $185 млн чистой прибыли, а в предновогоднее время (рождественские праздники) — в два раза больше. Эти показатели оказались значительно выше прогнозировавшихся значений. Как теперь заявляют эксперты, все это положительно сказывается на инвестиционной привлекательности одного из самых успешных американских коммерческих интернет-проектов. Помимо прочего, прогнозы относительно прибыльности eBay в 2005 году изменились в сторону увеличения доходов. Это обычно положительно сказывается на рейтинге не только eBay, но и всего интернет-бизнеса, который сначала пользовался большой популярностью среди инвесторов, затем считался непривлекательным, а сейчас к нему вновь возрождается интерес, чему способствуют, в частности, успехи таких компаний, как Google. 10 лет назад США были признанным мировым лидером по числу пользователей сети Интернет. В настоящее время эта ситуация коренным образом изменилась: сегодня в Америке проживает всего лишь 25% от общемирового числа пользователей Сети, тогда как 10 лет назад эта цифра составляла 75%. Эта динамика напрямую связана с главным секретом успеха еBay: вовремя выйти на новый, еще неразведанный рынок. Сейчас еBay готовит экспансию на рынок Индии, приобретя в августе 2004-го за $50 млн крупнейшую местную электронную торговую компанию Baazee.com. Хотя возможность доступа в Сеть имеют пока лишь 1,6% населения Индии, это обстоятельство не останавливает руководство еBay, которое умеет просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед и способно заранее угадывать открывающиеся выгодные возможности для ведения бизнеса.

Всего по итогам 2004 года еBay заработал $3,2 млрд. Так что мало кто удивился, когда президент компании Мег Уайтмен была объявлена журналом Fortune самой влиятельной женщиной этого года. К слову говоря, при этом она смогла обойти саму Керли Файорин — главу Hewlett Packard, бессменно занимавшую эту позицию с 1998 года, когда Fortune открыл данную номинацию. И, судя по всему, в будущем марка еBay будет означать "еще больше денег, еще больше продаж и еще больше громких газетных заголовков". В настоящее время на еBay введен запрет на торговлю табаком, алкоголем, огнестрельным оружием и нацистскими реликвиями, однако в мире существует масса других экзотических товаров, на которые всегда найдется покупатель. А объем торгов составляет порядка 15 млн лотов ежедневно.

Что же касается интернет-казино, то эти заведения, распространенные преимущественно в Европе и Азии, в 2004 году переживали нелегкие времена. Нет, азартных людей меньше не стало. Но в минувшем году на интернет-казино и сетевые букмекерские конторы обрушился настоящий шквал хакерских атак. В основном это были DDoS-атаки и связанный с ними шантаж. Многочисленные уголовные дела, как правило, заканчивались нулевым результатом. Судя по всему, в нынешнем году ситуация повторится.

Платежные системы в Интернете и е-банкинг
В странах с уже относительно развитой инфраструктурой интернет-бизнеса (США, Западная Европа, ряд стран Азии) можно говорить и о вполне сформировавшейся инфраструктуре финансовых расчетов в Интернете. Там платежные системы в массовом порядке создавались в 1998-2001 годах. Впоследствии одни такие системы попросту "умерли", а другие оказались куплены либо крупными интернет-торговцами (такими, как eBay или Amazon.com), либо банками. Выгода оказалась обоюдной: банкирам и интернет-торговцам не пришлось тратиться на создание собственных систем электронных расчетов, а "маломощные" но перспективные платежные интернет-системы обрели столь необходимую финансовую поддержку. Впрочем, как мы уже сказали, в указанных регионах процесс формирования рынка интернет-платежей уже практически завершился.

Совсем другое дело — российский рынок и страны СНГ. Здесь самостоятельные платежные системы сейчас буквально процветают: 2004 год ознаменовался почти трехкратным ростом оборотов российских платежных систем, значительно опередив рост интернет-коммерции в целом. Наиболее крупными игроками российского рынка систем электронных платежей являются CyberPlat, е-port, WebMoney, "Рапида" и UCS, причем первые две явно лидируют. Эксперты связывают такую динамику с ростом абонентской базы сотовых операторов и с общим ростом оборотов сотовых компаний, а также с ростом количества пунктов приема платежей агентских сетей платежных систем, в том числе в регионах. Подобная динамика приводит к тому, что конкуренция на рынке становится все острее. В последние годы на российском рынке платежных систем наблюдается рост по всем показателям: увеличивается количество транзакций, постоянно расширяются сети приема платежей, появляются все новые операторы и провайдеры. Вообще говоря, рынок зарождался с приема наличных платежей в пользу операторов мобильной связи и интернет-провайдеров. Затем к ним присоединились провайдеры спутникового и кабельного телевидения. В прошедшем году также был начат прием платежей за услуги операторов фиксированной связи. Общий объем рынка по приему платежей от абонентов операторов мобильной связи и спутникового телевидения в 2004 году в России составил примерно $750 млн.

Оборот платежной системы CyberPlat в 2004 году достиг $459 млн, в том числе оборот по приему платежей от абонентов операторов мобильной связи и спутникового телевидения — $453 млн. У основного конкурента — системы e-port — общий оборот за 2004 год составил $346,5 млн. Таким образом, по сравнению с 2003 в 2004 году оборот CyberPlat вырос в 2,9 раза, а оборот e-port — в 2,4 раза. И в нынешнем году этот рост продолжается прежними темпами. Обороты системы WebMoney, аудитория которой превысила 1 миллион пользователей, также демонстрируют стабильный рост. Стоит отметить, что, в отличие от CyberPlat и e-port, WebMoney не предоставляет сервисы по приему наличных платежей от абонентов операторов мобильной связи и спутникового телевидения. Общее количество точек приема платежей системы CyberPlat по состоянию на декабрь 2004 г. превышало 3200 и продолжает постоянно увеличиваться. В нынешнем году система стала особенно активно развиваться в регионах. Налажено сотрудничество с глобальными сетями, работающими на региональных рынках. Система е-port обладает большим количеством точек приема платежей, нежели CyberPlat — 4571 в 64 регионах России по итогам 2004 года.

Для современных платежных систем крайне важны и такие характеристики, как спектр предлагаемых услуг, клиентская база и качество менеджмента сбыта. Клиентская база CyberPlat значительно диверсифицирована за счет крупных и мелких дилеров и субдилеров, торговых сетей, отделений и филиалов банков, а также всевозможных электронных терминалов самообслуживания. Наиболее крупной сетью электронных терминалов, работающей через CyberPlat, является сеть автоматов моментальной оплаты I-Box компании "Парнет Экспресс", через которые можно оплатить услуги операторов сотовой связи и спутникового телевидения. Автоматы I-Box установлены в наиболее оживленных точках Москвы и за пределами МКАД. География расположения более 300 автоматов I-Box охватывает все магазины торговых сетей "Седьмой континент", "Перекресток" и "Копейка", супермаркеты "Столица", "Новоарбатский", "Три ступеньки", московский аэровокзал, кинотеатры, автозаправочные станции, развлекательные центры, десятки других магазинов и сервисных точек. У е-port, в свою очередь, созданы шлюзы с ведущими операторами мобильной связи и мелкими телекоммуникационными операторами. Клиентскую базу системы e-port составляет большое число небольших дилеров и субдилеров, у каждого из которых незначительное количество торговых точек. В 2004 году пользователи системы WebMoney получили возможность управлять электронными кошельками по телефону с помощью системы Telepat. С помощью этого сервиса можно совершать любые расчетные операции с электронными кошельками: получать переводы от других пользователей, оплачивать товары и услуги, рассчитываться с партнерами, проводить пополнение кошельков, обменивать полученные средства на наличные деньги. У UCS есть шлюзы с МТС, "Би Лайном" и московским "МегаФоном". Основные клиенты — супермаркеты "Седьмой Континент", "Рамстор", сеть АЗС "British Petroleum". Наиболее высоким уровнем менеджмента отделов продаж характеризуются е-port и CyberPlat. У UCS он слабее, однако частично это компенсируется наличием большой сети клиентов по эквайрингу.

Российский рынок платежных систем сейчас уверенно развивается, и нет никаких причин говорить о замедлении динамики роста в ближайшей перспективе. В последнее время как CyberPlat, так и e-port делают ставку на развитие в регионах. В результате реализации совместного проекта "Почта России" и CyberPlat по приему наличных платежей от населения в течение двух лет к CyberPlat будут подключены около 17 тыс. из почти 40 тыс. почтовых отделений России. Региональный оборот системы e-port в 2004 году вырос в 13 раз по сравнению с 2003 годом и составил $71 млн (более 20% от общего оборота). Однако стремительно растущая конкуренция предъявляет все более жесткие требования, и игрокам, решившим остаться на этом рынке надолго, приходится этим требованиям соответствовать.

Е-торговля в Рунете
Об уровне развития интернет-бизнеса в Рунете, наверное, лучше всего судить по результатам исследования, проведенного специалистами компании SpyLOG. Исследование проводилось в декабре 2004 года, а потому его результаты все еще актуальны. Главный вывод: широкому распространению электронной коммерции в России препятствует низкая интернет-культура населения. Исследователи провели электронный опрос сотрудников 400 российских интернет-магазинов. Оказалось, что 28% из них считают основными факторами, сдерживающими развитие рынка электронной коммерции, отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через Интернет и общее недоверие с их стороны к нетрадиционным формам торговли. На втором месте среди неблагоприятных факторов — разнообразные проблемы технического свойства (сбои в работе провайдера, необходимость организации доставки товара), с которыми периодически сталкиваются 23% опрошенных. Проблема финансовых расчетов за продаваемые через Сеть товары оказалась актуальна примерно для 10% респондентов.

Между тем, все эти трудности, похоже, не смущают тех, кто пытается делать свой бизнес в Сети. Примерно 16% российских интернет-магазинов намерены в ближайшее время расширить ассортимент предлагаемых товаров, добавив дополнительно от одной до восьми товарных категорий. Логика в этом есть: даже несмотря на возросшую конкуренцию, значительная часть опрошенных (60%) признает очевидные преимущества использования альтернативного канала сбыта для увеличения продаж за счет снижения операционных издержек и широкого охвата потенциальных покупателей. Теперь для рынка главное — чтобы потребители привыкли к новой технологии торговли. Именно поэтому сейчас каждый второй российский интернет-магазин представляет собой просто онлайновую витрину обычного магазина, и покупатель должен сам прийти туда, чтобы приобрести заранее выбранный товар. Причем предварительно оформить заказ, например, в том случае, если нет времени ждать ответа на отправленную заявку, можно и с помощью телефона. Такую возможность предоставляют более 90% интернет-магазинов. Реальным покупателем, по оценкам участников опроса, становится в среднем каждый десятый посетитель интернет-магазина. Поэтому неудивительно, что именно со стороны розничной интернет-торговли сейчас наблюдается наибольший спрос на рекламу в Рунете. Постоянное повышение эффективности работы поисковых систем привело тому, что в настоящее время 75% интернет-магазинов периодически или регулярно прибегают к контекстной рекламе, которая не вызывает раздражения у пользователя, так как предлагает посетителю купить нужный товар в нужный момент. Уже сейчас 44% респондентов считают проведение рекламных кампаний в Интернете достаточно действенным средством привлечения клиентов, а 32% интернет-магазинов выделяют на них более половины своего рекламного бюджета. Проведенное исследование помогает лучше понять маркетинговые аспекты торговли в Интернете. Например, предлагаемый в интернет-магазине товар, как правило, дешевле аналогичного в традиционном магазине благодаря отсутствию затрат на содержание торговых площадей и складских помещений. Учитывая, что в 42% интернет-магазинов средняя стоимость покупки составляет менее $100, плата за доставку товара может оказаться непомерно высокой по сравнению с его ценой. Поэтому 32% (а при определенных условиях — свыше 70%) магазинов предлагают доставить товар бесплатно, создавая тем самым покупателю дополнительное удобство. Но здесь не обходится без накладок. По сложившейся традиции оплата заказа производится преимущественно в наличной форме курьеру при получении, но иногда покупатель в последний момент отказывается от доставленного товара. От недобросовестных покупателей пострадало 5% респондентов.

Еще один итог исследования таков: перспективы развития рынка электронной коммерции напрямую связаны с тем, насколько успешным будет проникновение интернет-магазинов в российские регионы. Потенциал московского и питерского рынков, на которые сегодня ориентировано 54% интернет- магазинов, практически исчерпан. В то же время, доля интернет-магазинов, работающих на локальных рынках (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток), за последние три года выросла в полтора раза. И принимая во внимание решающее значение, которое имеет для покупателя быстрая и дешевая доставка, есть надежда, что она будет расти и дальше, заявляют исследователи из SpyLOG.

Денис Лавникевич

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Аренда ноутбуков
Ремонт ноутбуков в центре Минска