...
...

Платы видеомонтажа Pinnacle Systems Studio AV/DV V.9 и Pinnacle Systems Studio Plus AV/DV Deluxe V.9

Любительская видеокамера стала таким же обычным предметом в домашнем обиходе, как фотоаппарат, телевизор или пылесос. На иных торжествах половина гостей в одной руке держит вилку, а в другой — видеокамеру, снимая буквально все, что только может попасть в объектив, ибо никогда не угадаешь, когда поймаешь его — самый удачный кадр. В итоге у иных подобных "операторов" скапливаются километры видеоряда, превратить который в нормальный фильм без монтажа просто нереально.

Кое-кто, конечно, вспомнит, что большинство любительских камер позволяют на простейшем уровне производить какой-то монтаж, накладывать какие-то эффекты, но, согласитесь, монтировать что-то на камере — это издевательство. Тем более, что, если когда-то для серьезной работы над видеорядом требовался микшерский пульт, приличный видеомагнитофон и, чуть позже, компьютер, то теперь последнего вам будет более чем достаточно. Само собой, я сейчас говорю исключительно о любительском видеомонтаже, то есть в домашних условиях и для личного пользования. Сейчас нелинейный видеомонтаж окончательно перестал быть уделом избранных. И если еще совсем недавно стоимость мало-мальски приличной платы для подобных целей была сравнима со стоимостью двух приличных компьютеров, то теперь производители окончательно усмирили свои амбиции, обратив взоры и на более скромный в экономическом, но значительно более внушительный в численном плане сектор — сектор домашнего видео. В значительной мере этому способствовал относительно молодой формат DV, который, в отличие от других современных видеоформатов, не только предоставляет прекрасные функциональные возможности, но и позволяет остаться в рамках даже самого узкого бюджета.
Фирма Pinnacle Systems, известная всем, кто хоть когда-нибудь интересовался видеоредактированием, решила не отдавать рынок недорогих систем для цифрового видеомонтажа своим конкурентам. И для этого, не откладывая дела в долгий ящик, выпустила на рынок две довольно интересные платы Pinnacle Systems Studio AV/DV V.9 и Pinnacle Systems Studio Plus AV/DV Deluxe V.9, которые при неплохой функциональности и возможностях по своей стоимости (немногим более 100 и 200 у.е. соответственно) могут легко конкурировать с аналогичными продуктами других фирм. Но начнем все-таки с первой.

Pinnacle Systems Studio AV/DV V.9
Учитывая стоимость данной платы, лично я не ожидал от ее комплектации особых "бонусов". Так и вышло… Комплект поставки на редкость лаконичен и включает в себя саму плату ввода-вывода, кабель IEEE-1394 длиной 1,8 м, а также полную версию программы для видеомонтажа Pinnacle Studio 9. Кстати, литера v.9 означает именно версию ПО. Плата подключается к разъему PCI и в своем арсенале внешних входов/выходов имеет порт IEEE-1394, аналоговые разъемы RCA под видео и звук, а также разъем S-Video. Такой подход к компоновке портов привел к тому, что вы с легкостью можете захватывать и переносить видеоряд на компьютер, а также выводить его на пленку не только с помощью аналоговых камер и видеомагнитофонов, но еще и цифровых. Очень удобно, особенно если у вас дома имеются как цифровые, так и аналоговые источники видео. Что касается камер, то в список поддерживаемых ими форматов также входят и аналоговые (8 мм, VHS, SVHS, VHS-C, VHS-C), и цифровые (DV, Digital 8, MicroMV). Единственным недостатком данной платы в функциональной ее части я бы назвал то, что она не имеет собственного аналогового аудиопреобразователя, поэтому обработкой аналогового звука занимается штатная звуковая плата. Именно по этой причине, если у вас не слишком мощный компьютер, а звуковая плата всего лишь выполняет функции простого "саундбластера", вполне может случиться так, что получившаяся звуковая дорожка будет изрядно отставать от самого видеоряда. Такой эффект вы, думаю, в свое время не раз наблюдали при просмотре качественно оцифрованных фильмов на тогда еще не слишком быстрых компьютерах. Именно поэтому сам производитель рекомендует использовать данную плату на компьютерах классом не ниже Pentium или AMD Athlon 500 МГц с 128 Мб RAM, хорошими видео- и звуковыми платами с поддержкой DirectX и жестким диском с установившейся скоростью передачи данных не менее 4 Мб/сек. Лучше даже, если это будет отдельный жесткий диск. Только помните, что это тот минимум, куда вообще можно попытаться устанавливать данную плату. Лучше будет, если ваш компьютер по своим параметрам не будет отставать от реально навороченных игровых компьютеров с большим жестким диском, кучей памяти, хорошим звуком и молниеносным процессором. В этом случае процесс работы с видеорядом окажется для вас тем самым удовольствием, которого вы, собственно, и ожидаете от любой, как дорогой, так и дешевой, платы видеомонтажа.

Само собой, совершенно самостоятельно ни одна плата монтировать видео пока что не умеет. И в этом ей помогает не столько пользователь, сколько хорошее, мощное и функциональное ПО. Как я упоминал выше, в комплекте с платой Studio AV/DV идет полная версия программы для видеомонтажа Pinnacle Studio версии 9. Стоит отметить, что, в отличие от многих других видов ПО, программ для видеомонтажа, а тем более хороших, существует совсем немного, и одной из них является Pinnacle Studio. Девятая версия этой программы, само собой, не без помощи платы, позволяет осуществлять захват и редактирование аналогового и цифрового видео, добавлять титры и музыку, накладывать голос и эффекты, выводить видеофайлы на ленту, записывать на DVD. При этом видео может быть как широкоэкранным (16:9), так и стандартного (4:3) формата. Кроме того, программа включает в себя более 100 переходов, в т.ч. 3D-переходы Hollywood FX, Pinnacle TitleDeko для создания профессиональных титров включая тени и неоновое свечение, эффекты замедления/ускорения и т.д. Работа со звуком заключается в возможности импортирования МР3-файлов или вставки непосредственно с CD для создания фоновой музыки. Имеется также возможность записи голоса за кадром синхронно с происходящими на экране действиями. Для точной коррекции и синхронизации видео и звуковой дорожки имеется функция выборочной обработки звука. В качестве дополнительных приятных особенностей можно отметить функцию удаления шума, стерео- и Surround-панорамирование, эффекты fade in\fade out, а также удобный графический эквалайзер. В любом случае те, кто уже сталкивался с видеомонтажом, прекрасно представляют себе весь этот процесс и наверняка знакомы если не с 9-й, то уж точно с предыдущими версиями Pinnacle Studio. Теперь же давайте перейдем к более дорогой и, несомненно, более продвинутой и функциональной плате.

Pinnacle Systems Studio Plus AV/DV Deluxe V.9
Надо сказать, комплект поставки данной платы мало чем отличается от предыдущей комплектации: сама плата, несколько дисков с ПО, коммутационный кабель… Но что это? Вслед за платой я достал из коробки симпатичный темно-синий внешний коммутационный блок, который подключается к самой плате через отдельный разъем. На внешнем блоке имеются разъемы для аналогового видео (RCA, S-Video) а также разъемы под звук (стерео-RCA). Разъемы для цифрового видео IEEE-1394 и IEEE-1394 находятся на задней панели (планке) самой платы. Помимо выносного блока, в комплект Systems Studio Plus AV/DV Deluxe входит, как вы понимаете, и программа Studio Plus все той же версии 9, но, что особенно приятно, она дополнительно снабжена расширенным набором из почти трехсот уникальных 2D- и 3D-переходов и видеоэффектов, профессиональным плагином для для Pinnacle Studio и утилитой дополнительного редактирования эффектов. Что касается расширенной версии самого видеоредактора, то в нее дополнительно включены мультитрековое видеоредактирование, эффекты хромакеинга (Blue screen) и "картинка в картинке" (PIP), а также возможность создавать анимированные слайд-шоу с эффектами панорамирования и зума. Если закрыть глаза на то, что данный комплект стоит более, чем на 100 у.е., дороже предыдущего, то, конечно же, имеет смысл остановить выбор на Studio AV/DV Deluxe 9. Выносной коммутационный блок, поставляемый в данном комплекте, дает возможность не извлекать каждый раз системный блок компьютера из-под стола при попытке подключения видеокамеры или видеомагнитофона. Кроме того, плата Studio AV/DV Deluxe имеет свой собственный чип для обработки аналогового звука, что, несомненно, способно склонить часу весов выбора пользователя в свою сторону. Как одна, так и другая плата в установке показали себя на высоте. Легко установились, нашлись и аккуратно инсталлировали (хоть и не без моего участия) ПО для своей работы. Стоит также сказать, что Plus — версия Pinnacle Studio 9 с установкой всех дополнительных плагинов и наворотов — устанавливается на жесткий диск почти час и занимает на нем более гигабайта. Что касается самого процесса тестирования, то в этом плане все оказалось совсем не так, как, к примеру, при тестировании МР3-плейера или сканера.

В первую очередь стоит сказать, что приобретение платы видеомонтажа вовсе не означает, что все ваши видеокассеты да пару часов превратятся в симпатичную стопку компакт-дисков. Скорость и качество перевода из одного в другое прямо пропорционально зависит от производительности вашего компьютера, его комплектации, ну и, конечно же, вашего собственного профессионализма. Из-за отсутствия времени я не стал слишком глубоко углубляться в процесс освоения всех возможностей и наворотов программного обеспечения. Я всего лишь попробовал захватить и оцифровать небольшой фрагмент с аналогового видеовыхода находящегося у меня на тот момент на тестировании DVD/MPEG4-проигрывателя. Стоит признать, что, если вы, также как и я, не собираетесь пока что заниматься сложным монтажом с добавлением спецэффектов, титров и прочих "красот", а хотите лишь захватить и оцифровать аналоговый видеоряд, то для этого программа Pinnacle Studio также вполне приспособлена. Ее интерфейс сделан таким образом, что три основные кнопки Захват, Редактирование и Вывод фильма всегда на виду, и их не нужно искать в глубинах менюшек. Понятно, что начинать нужно с захвата. При этом программа сама определяет, подключено ли к порту IEEE 1394 цифровое устройство, и если нет, загружается окно для аналогового захвата. При желании можно включить дополнительные панели с настройками яркости, контраста, цветности, уровня звука и панорамы, если же вы желаете записать звук отдельно, то его сиюминутную запись можно и отключить. Далее настраивается скорость потока видео и тип компрессии. Не пугайтесь: если вы имеете хотя бы общее представление о форматах видеосжатия ни с чем незнакомым вы не столкнетесь. Советую также периодически посматривать на индикатор свободного пространства на жестком диске компьютера с указанием оставшегося времени. Все дело в том, что видео — это вам не МР3, и место на винчестере исчезает на редкость шустро. Скажем, на 20 минут захваченного в "превью"-качестве вам понадобится не менее 120 Мб дискового пространства и более 4 Гб на каждые 20 минут видео в полном качестве. Есть также вариант видеозахвата с кодировкой на лету в MPEG-2, но для этого вам потребуется процессор с частотой не ниже 2,2 ГГц. Приятно, что поддерживается запись не только PAL, NTSC, но и SECAM, который в любом случае на выходе перекодируется в PAL. Программа Studio 9 пишет все в один большой файл, отслеживая моменты пуска и остановки записи на ленте, ставя метку в этих местах. После окончания захвата создается отдельный файл с соответствующей информацией. Впрочем, как я уже и говорил, я не стал заниматься видеомонтажом, а просто начал сохранение файла, с чем обе платы справились превосходно. Стоит, кстати, отметить, что Pinnacle Studio 9 умеет неплохо создавать DVD. При выводе фильма есть возможность выбрать параметры кодирования MPEG-2, в том числе и автоматические, подбирающие поток исходя из объема диска и хронометража фильма. При наличии пишущего привода DVD диск можно прожечь прямо из программы. Помимо DVD, фильм можно сохранить и в формате AVI, MPEG-1, MPEG2, RealVideo 8, Windows Media Format 9, а можно ни во что не пересчитывать, а просто перемонтировать на свой вкус и перегнать на видеокассету.

Как видите, в данной статье не было приведено никаких конкретных рекомендаций по поводу редактирования видеоряда и всех аспектов, связанных с этим процессом — это совершенно отдельная и на редкость большая тема. Возвращаясь к платам и предопределяя ваш вопрос, какую же из вышеописанных плат вам выбрать, позволю себе дать несколько простых советов. Убедитесь, что вам периодически, если даже не постоянно, придется работать с аналоговым видеоматериалом, захватывая его с обычного магнитофона или аналоговой камеры, но тратить огромные деньги на дорогую и навороченную плату для видеомонтажа вы не намерены, и уже само это означает, что одна из вышеописанных плат вам должна подойти. Если вам не требуется большое количество спецэффектов, и вас не смущает отсутствие на плате собственного блока обработки аналогового аудиосигнала да, к тому же, вы не против сэкономить сотню у.е., вполне стоит обратить внимание на Pinnacle Systems Studio AV/DV V.9. Если же каждый раз при подключении источника видео к компьютеру вы не хотите извлекать последний из компьютерного стола, чтобы добраться до разъемов, и вдобавок вас впечатлили дополнительные пакеты эффектов из комплекта Pinnacle Systems Studio Plus AV/DV Deluxe V.9, то он вам, несомненно, подойдет больше. И не забывайте, что если просто для работы платы вам необходим вполне рядовой компьютер (см. выше), то для работы видеомонтажного редактора требуется как минимум хороший игровой.

Платы для видеомонтажа Pinnacle Systems Studio AV/DV V.9 и Pinnacle Systems Studio Plus AV/DV Deluxe V.9 предоставлены для обзора компанией "НеоСофт"

SilentMan, SilentMan@tut.by

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Термокожухи для камер видеонаблюдения