Итоги 2004 года: видеокарты. Часть 4

Описание 13 плат, входивших в тестирование, наконец-то закончено, и можно заняться изучением скоростных характеристик видеокарт в синтетических и реальных игровых приложениях.

Тестирование. Качество 2D

Прежде чем оценить качество изображения, выдаваемое видеокартами, которые приняли участие в нашем сравнительном тестировании, повторим, что на сегодняшний день более или менее объективную оценку данному параметру для серии видеокарт дать нельзя, т.к. качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Оно также зависит от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, привносит солидную долю субъективизма в методику оценки.
Качество 2D, показываемое платами в разрешениях 1024x768x100 Hz, 1280х1024х75 Hz и 1600х1200х60 Hz, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки ни у одного из протестированных экземпляров замечено не было.

Тестовый стенд:

Материнская плата — MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400)
Процессор — AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 MHz)
Память — 2x512 Mb DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2)
Винчестер — Maxtor Diamond 9 Plus 120 Gb (8 Mb Cashe)

Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки

Система:

· Microsoft Windows XP SP1 ENG
· DirectX 9.0b:
· драйвер для видеокарт NVIDIA — ForceWare 61.82 WHQL;
· драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 4.10 WHQL.
Драйверы NVIDIA: оптимизации трилинейной фильтрации включены, анизотропной также включены по умолчанию.
Драйверы ATI: оптимизации трилинейной фильтрации включены по умолчанию.
Все излишества и красивости в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.

Тестовые программы:

· FutureMark 3DMark2003 v340 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0);
· Massive Development AquaMark 3 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
· Digital Extreme / Epic Games Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
· Legend Ent. / Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
· Activision / Infinity Ward Call of Duty 1.4 (OpenGL, мультитекстурирование);
· Activision / id Software Quake 3: Arena 1.32 (OpenGL, мультитекстурирование);
· Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, стенсильные тени);
· GodGames / Croteam Serious Sam: The Second Encounter 1.07 (OpenGL, мультитекстурирование);
· Blizzard Ent. WarCraft 3: The Frozen Throne 1.16 (Direct3D, мультитекстурирование);
· People Can Fly / DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.31 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, проецируемые текстуры, динамическое попиксельное затенение, DOT3 bump mapping);
· GSC GameWorld / "Руссобит М" FireStarter (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, система частиц, динамические источники света, проецируемые текстуры);
· Ubisoft Prince of Persia: Sands of Time (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, мультитекстурирование);
· CDV Software Entertainment / Brat Designs Breed (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, стенсильные тени, Bump mapping);
· Colin McRay Rally 4 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
· Remedy Int. Max Payne 2: The Fall of Max Payne (Direct3D, пиксельные шейдеры 1.1);
· Thief 3: Deadly Shadows (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
· Hitman: Contracts (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
· Crytek / UbiSoft FarCry 1.1 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, мультитекстурирование);
· Valve Software / Vivendi Universal Games Half-life 2 leaked beta (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0);
· Core Design / Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, качество по умолчанию);
· Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L).

Результаты тестирования. Полусинтетические тесты

3DMark 2003 v340

Результаты полусинтетического теста 3DMark 2003 нам не так интересны, как результаты в реальных игровых приложениях, однако хотя бы ради приличия посмотреть на пернатых друзей тестера образца 2003 года мы просто обязаны. Из карт верхнего ценового диапазона вне конкуренции чип NVIDIA GeForce 6800 GT, а также модификация на базе GT-чипа от ASUS, которые побеждают своего прямого ценового конкурента из стана ATI — плату на базе графического процессора ATI Radeon X800 Pro. Сказываются 16 конвейеров рендеринга у чипов NVIDIA. ATI не спасают более высокие частоты работы графического процессора и памяти.
Среди хорошо представленных на данный момент видеокарт так называемого Performance-сегмента однозначное лидерство у ATI Radeon 9800 Pro 256 бит, которому, как ни странно, на данный момент нет адекватного конкурента на рынке (Ultra-модификации чипов NVIDIA GeForce FX 5900 давно сняты с производства). А вот среди сходнопозиционируемых ATI Radeon 9800 Pro 128 бит и NVIDIA GeForce FX 5900 XT безоговорочный лидер — плата на базе графического процессора NVIDIA. В арсенале у нее 256 бит шина памяти и более высокие частоты работы памяти. Также из Performance-сегмента можно выделить результаты платы на базе графического чипа NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Он в выигрыше относительно своего конкурента в лице ATI Radeon 9600XT, но это не столь важно, поскольку сейчас найти в продаже видеокарты на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra просто невозможно, чего не скажешь про ATI Radeon 9600XT, который стал по большому счету хитом продаж среди плат на базе ATI Radeon 9600 series. Из более слабых участников сводного тестирования можно отметить незначительный отрыв ATI Radeon 9600 Pro от NVIDIA GeForce FX 5700, а также превосходство ATI Radeon 9550 над NVIDIA GeForce FX 5600XT.



AquaMark 3

Решения NVIDIA на базе графического процессора NV40 вновь демонстрируют превосходство над 12-конвейерным ATI Radeon X800 Pro. Отметим также то, что вплоть до разрешения 1600х1200 платы с чипами NVIDIA GeForce 6800 GT показывают одни и те же результаты несмотря на урезанность ASUS V9999 GT/TD по памяти. Это свидетельствует о том, что результаты в данном тесте уперлись в CPU. В Performance-сегменте интересны результаты NVIDIA GeForce FX 5900XT, который показал производительность на уровне ATI Radeon 9800 Pro 256 бит. Да и в целом прослеживается явная "любовь" плат на базе графических процессоров NVIDIA по отношению к данному тесту во всех сегментах, что уже неоднократно отмечалось нами.

Игровые приложения: игры, не использующие шейдеры

Unreal Tournament 2004

Движок Unreal Tournament 2004 не имеет коренных отличий по сравнению с предыдущей версией игры — Unreal Tournament 2003. Игра по-прежнему не использует ни пиксельных, ни вершинных программ. Тем не менее, результаты здесь интересны по той причине, что игра пользуется большой популярностью, и в нее играет достаточное количество людей как на любительском, так и на профессиональном (киберспортивном) уровне. Верхнеценовой диапазон вновь за NVIDIA GeForce 6800 GT, а вот среди Performance-сегмента налицо явная победа ATI. Впрочем, как и во всех оставшихся сходнопозиционируемых нишах. В режиме с включенной анизотропной фильтрацией лидерами становятся платы на чипах ATI. Причем это становится верным как для плат на базе старых чипов, так и для ATI Radeon X800 Pro, который совершает резкий рывок вперед. Впрочем, его пыл неплохо остужается в 1600х1200, когда 16 конвейеров NVIDIA GeForce 6800 GT начинают "красить" несравненно быстрее, чем 12 конвейеров ATI Radeon X800 Pro. Данный факт говорит только о том, что 16х анизотропия, поддержку которой чипы ATI имели еще в прошлом поколении GPU, дается им несравненно легче, нежели чипам NVIDIA, которые смогли обрабатывать анизотропию на основе 16 сэмплов только с выходом NV40. Однако за кадром остается вопрос качества изображения. Также хотелось бы отметить, что старые чипы ATI не всегда чувствуют себя 100% уверенными перед соперниками из стана NVIDIA — здесь у ATI уверенной победы не получилось.



Unreal II: The Awakening

Игра базируется на немного модифицированном движке от предыдущего приложения, однако имеет более сложную геометрию. NVIDIA GeForce 6800 GT вновь демонстрирует преимущество перед ATI Radeon X800 Pro в режиме чистой скорости. Да и в целом платы на базе графических процессоров NVIDIA смотрятся гораздо убедительнее своих оппонентов из стана ATI. Однако посмотрим, что нам дадут режимы с AA и Aniso. Традиционно из плат верхнего ценового диапазона вперед вырывается ATI Radeon X800 Pro — сказывается "дешевая" анизотропка на основе 16 сэмплов. Что касается остальных плат, то в целом чипы NVIDIA сумели сохранить лидерство и в режиме совмещенной анизотропной фильтрации, и в режиме антиалиасинга.



X2: The Threat

Технология UltraShadow, реализованная в чипах NVIDIA, в действии. Ничего удивительного в победе чипов NVIDIA мы не видим: все достаточно закономерно учитывая то, что платы с графическими процессорами NVIDIA оптимизированы для работы со стенсильными тенями — отсюда абсолютное лидерство плат на чипах NVIDIA. Исключение составляет, пожалуй, только плата на базе графического процессора NVIDIA GeForce FX 5600XT, которая не смогла оказать должного сопротивления ATI Radeon 9550 ни в одном приложении.
WarCraft 3: The Frozen Throne
WarCraft 3 — уже достаточно старая игра с не самым современным движком, однако она была включена в список тестовых приложений из-за огромной популярности среди геймеров и большого числа киберспортивных соревнований, которые проводятся по ней — игроки имеют право знать, на какой карте они получат больший фпс. Все настройки качества графики выставлялись на максимум. Замеры производились при помощи утилиты FRAPS. Возможности карт уперлись в CPU, из-за чего во всех разрешениях мы получили абсолютно идентичные результаты. Только в 1600х1200 проглядывается что-то, что можно каким-то образом охарактеризовать как "раскладка сил".



Игровые приложения: OpenGL-игры

Call of Duty

Игра построена на модифицированном движке Quake 3: Arena, который не модифицировал за последние несколько лет только ленивый=). Качество изображения при помощи входящего в BenchemALL! конфига настраивалось на максимально возможное. Использовалась собственная демка TechLabs003.
В секторе видеокарт, построенных на новых чипах ATI R420 и NVIDIA NV40, победу уверенно держат акселераторы на базе графических процессоров калифорнийской компании. В Performance-сегменте лидерство однозначно за платами NVIDIA: и NVIDIA GeForce FX 5900XT, и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra успешно справились со своими оппонентами в лице ATI Radeon 9800 Pro 128 бит и ATI Radeon 9600XT соответственно. А вот в секторе чуть пониже ATI Radeon 9600 Pro не смог составить достойную конкуренцию NVIDIA GeForce FX 5700. Режимы с AA и Aniso ничего нового в раскладку сил не привнесли.



Quake 3: Arena

А вот и сам старичок, который все так любят модифицировать=). Максимально возможное качество. Использовался собственный конфиг для Quake 3, а также собственная демка — TechLabs006. Отчетливо видно, что в низких разрешениях видеокарты уперлись в свой потолок, обусловленный скоростью центрального процессора. В остальном же картина полностью идентична раскладке сил в предыдущем приложении, что и понятно учитывая то, что Call of Duty построена на модифицированном движке Quake 3: Arena.
И, как и в предыдущем приложении, включение антиалиасинга и анизотропной фильтрации не привносит ничего нового в раскладку сил, кроме того, что снялся так называемый потолок, в который упирались мощные акселераторы.



Serious Sam: The Second Encounter

Также достаточно старая игра. Максимально возможное качество изображения и собственная записанная демка — TechLabs005. В данной игре NVIDIA чувствует себя просто замечательно.
Неожиданно высокую производительность показала карта на основе GPU NVIDIA GeForce 6800 (результаты выше, нежели у ATI Radeon X800 Pro). Во всех сегментах побеждают акселераторы от калифорнийцев — даже NVIDIA GeForce FX 5600XT смогла в общем зачете вырваться вперед относительно ATI Radeon 9550. Антиалиасинг и анизотропная фильтрация в целом не меняют общей раскладки сил за исключением NVIDIA GeForce FX 5700: все же ATI Radeon 9600 Pro в тяжелых режимах смотрится лучше.



Делать выводы пока рано, поскольку за бортом остались исследования производительности в игровых приложениях, использующих пиксельные и вершинные программы версии 1.1
и 2.0.
Только с результатами тестов в данных приложениях можно будет говорить о раскладке сил среди рассматриваемых сегодня акселераторов.

Видеокарты предоставлены компаниями "Ронгбук", официальным дистрибьютором MicroStar в РБ компанией GreenLine Computers, AOpen, интернет-магазином UltraPrice

Бурдыко Алексей


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2005 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета