Minolta DiMAGE F300

Всем нам нравятся стильные и легкие вещи. Производители предлагают все более компактные модели различных устройств, продвигая идею всеобщей миниатюризации. При этом ни для кого не секрет, что часто за стиль и компактность приходится расплачиваться эргономикой, функциональностью и повышенной стоимостью. Страдает от этого всегда конечный пользователь. И цифровые фотокамеры здесь не являются исключением.

В своей серии DiMAGE F компания Minolta попыталась совместить стиль и компактность с фотографической мощью. Модель F300 унаследовала свой корпус от первой камеры, открывшей эту "элегантную" и "высокопроизводительную" серию — DiMAGE F100. Внешний вид — сильная сторона этих моделей. Изящные, но строгие геометрические формы. Благородный темно-синий цвет алюминиевого корпуса со стальными элементами. На сайте производителя я так и не смог найти информацию обо всех цветовых решениях этой модели, но мне еще встречались камеры серебристого и светло-фиолетового цвета. На мой вкус темно-синий смотрится выигрышней. Объектив вынесен влево (со стороны фотографа), что само по себе несколько непривычно, но не вносит значительных неудобств в процесс съемки. Стальное крепление под штатив ввиду своей надежности и долговечности является безусловным плюсом, но вот по поводу того, что человек, отдавший предпочтение стилю и компактности, будет часто таскать с собой штатив, возникают сомнения. Все детали выполнены добротно и хорошо подогнаны — никаких люфтов. Небольшое упущение — без длинных ногтей крышку слота карты памяти открывать довольно сложно.

Трехкратный зум-объектив Minolta GT был специально разработан для серии Dimage F и содержит 8 элементов в 7 группах (3 элемента с асферическими поверхностями). Фокусное расстояние — 7,8-23,4 мм (соответственно 38-114 мм для 35 мм формата) с максимальными значениями диафрагмы f/2.8-f/4.7. Минимальная дистанция фокусировки составляет 20 см для широкоугольного положения объектива и 50 см для положения телефото. Автофокусировка осуществляется по одной из пяти зон, расположенных в пределах довольно широкой области (примерно 50% кадра). Помимо этого, можно воспользоваться пространственным и целевым следящим автофокусом. В режиме пространственного автофокуса автоматика пытается определить сюжетно важный объект и выбирает нужную зону автофокусировки. Режим целевого следящего автофокуса используется для съемки движущихся объектов. Сфокусировавшись на выбранной фотографом цели, система следит за ее перемещениями в зоне кадра, постоянно держа ее в фокусе. Скорость работы системы сравнительно невелика, но с объектами, движущимися со скоростью примерно 20 км/час, она уверенно справляется. К сожалению, вспомогательной лампой подсветки объекта, относительно которого осуществляется фокусировка, камера не оснащена. Оптический зумируемый видоискатель реального изображения отображает примерно 80% будущего кадра. Два светодиода, расположенных поблизости окуляра, служат для информирования фотографа о готовности системы автофокусировки и вспышки. Светодиоды несколько отвлекают глаз при визировании в темное время суток. Цветной 1,5-дюймовый TFT LCD монитор, содержащий примерно 110.000 пикселей, расположен на задней стенке корпуса камеры. Монитор используется для компоновки кадра с отображением съемочной информации, просмотра отснятых изображений и навигации по меню. Большой монохромный информационный жидкокристаллический дисплей, расположенный сверху камеры, позволяет просматривать все важнейшие настройки камеры без включения цветного дисплея. При визировании через оптический видоискатель наличие этого дисплея очень облегчает процесс съемки и позволяет сэкономить энергию батарей. Расположенный сверху дисковый селектор используется для переключения между режимами фото-, видеосъемки, диктофона, просмотра отснятых изображений. Он служит также для включения камеры, что не очень удобно, поскольку каждый раз после включения нужно прокручивать диск до нужного режима, тем самым увеличивая время готовности камеры к съемке. На задней панели расположен пятикнопочный селектор, выполненный в виде крестика с пятой кнопкой в центре, использующийся для навигации по меню, изменения фокусного расстояния объектива, скорости затвора, значения диафрагмы, компенсации экспозиции. Помимо этого, имеются кнопки выбора режимов съемки, доступа к меню, быстрого просмотра/удаления, контроля режимов цветного дисплея. На скруглении верхнего ребра, расположенного со стороны фотографа, находятся кнопки компенсации экспозиции и переключения режимов вспышки.

Dimage F300 оснащена 5,3-мегапиксельной CCD-матрицей типа 1/1,8 дюйма с 5,0 млн эффективных пикселей. Эквивалентные чувствительности ISO 64/100/200/400. При светочувствительности, эквивалентной ISO 400, тепловых шумов для камеры этого класса необыкновенно мало, но все же количество артефактов выше приемлемого для съемки качественных картинок уровня. Поскольку при длительных выдержках зашумленность изображения резко возрастает (такова природа CCD-матриц), фотограф может назначать постобработку изображения системой шумоподавления, которая довольно эффективно избавляется от шума, но несколько замыливает картинку. На матрице, установленной в моем экземпляре F300, битых и горячих пикселей замечено не было. Замер экспозиции может быть мультизональным по 256 зонам, точечным или центрально взвешенным. Экспоавтоматика работает на отлично. Кадры с большим разбросом яркости получаются хорошо проэкспонированными. Импульс вспышки дозируется автоматикой деликатно. При макросъемке передний план не пересвечивается. Экспокоррекция в ±2 EV с шагом в 0,3 EV доступна, но в большинстве случаев этого не требуется. Возможен и автобрекетинг экспозиции с шагом 0,3-1 EV. Используются два основных режима съемки: AUTO и MULTI. В режиме AUTO пользователь может выбирать размер и качество изображения, назначать впечатывание даты съемки в правый нижний угол кадра, выбирать использование режима таймера или серийной съемки. Помимо этого, можно выбрать сюжеты Макро, Спорт, Пейзаж, Ночная съемка и Закат, в которых съемочные настройки оптимизированы для выполнения названных типовых сюжетов. Переключив камеру в режим MULTI, фотограф получает возможность работать в режимах приоритета выдержки, диафрагмы или полностью ручном. Набор автоматических выдержек затвора — 28 шагов от 1/1000 до 15 сек. Есть режим Bulb, в котором выдержка дозируется вручную удержанием кнопки спуска, но, поскольку максимальное время ограничено теми же 15 секундами, его назначение осталось для меня загадкой. Автобаланс белого справляется в большинстве ситуаций, в том числе и при смешанном освещении. Набор предустановленных настроек и возможность установки цветового смещения по листу белой бумаги присутствуют. Качество получаемого изображения соответствует таковому у других камер этого уровня. Цвета насыщенные, динамический диапазон довольно широк. В широкоугольном положении объектива, несмотря на наличие в его оптической конструкции элементов с асферическими поверхностями, заметна слабая бочкообразная дисторсия. Незначительные хроматические аберрации также присутствуют. Камера способна снимать видеоролики продолжительностью до трех минут с разрешением 320х240 пикселей при скорости 15 кадров/сек. Есть функция диктофона. Можно делать аудиозаписи продолжительностью до 15 минут в формате WAVE. Правда, при использовании диктофона объектив все равно выдвигается, что выглядит довольно странно и не добавляет удобства. В режиме просмотра можно записывать комментарии к снимкам продолжительностью до 15 секунд.

Изображения сохраняются на карту памяти Secure Digital SD (карту любого брэнда, совместимую с форматом SD) или MultiMedia Card (MMC). Память этих типов пока ощутимо дороже всеми любимой CF (ранее Minolta использовала в основном CF) — жертва в пользу компактности. На карточку емкостью 32 Mb из комплекта помещается около 12 снимков максимального разрешения при степени качества Fine (формат JPEG) и 2 (!) кадра при степени качества Super fine (формат TIFF). Очевидно, что похода в магазин за более емкой картой, особенно любителям несжатого TIFF, избежать не удастся. В последнее время замечаю, что данный факт раздражает многих пользователей цифровой фототехники. Они вспоминают времена одно-, двухмегапиксельных камер с размером JPEG-файла около 0,5 Мб. Но ведь тогда камеры комплектовались 8 Мб встроенной или внешней памяти, что в пересчете на количество кадров давало примерно то же их число, что и сейчас. Разумная рекомендация среднестатистическому владельцу пятимегапиксельного аппарата — приобрести дополнительную карту емкостью 128 или 256 Мб. Передача файлов из камеры в компьютер осуществляется посредством интерфейса USB 1.1. Огорчила неспособность камеры работать с любой из версий Windows без установки драйверов: таскать с собой повсюду диск с драйверами мало кому понравится. Поддерживается технология оптимизации печати Epson PRINT Image Matching. Электропитание осуществляется от двух батарей или аккумуляторов типоразмера АА, возможно также использование одного литиевого неперезаряжаемого элемента CR-V3. Общеизвестно, что электропитание никогда не было сильным местом камер Minolta, и эта модель не является исключением. Одного заряда двух Ni-Mh-аккумуляторов емкостью 2500 мАч мне едва хватило на 100 снимков с использованием ЖК-дисплея и вспышки. Ненамного лучшие результаты камера показала с литиевым CR-V3, входящим в комплект поставки, но цена на эти элементы быстро отобьет у большинства желание их использовать. Алкалайновые батареи вообще "умерли" после 40 снимков. Радует тот факт, что в своем стремлении к минимизации Minolta не отказалась от использования стандартных и популярных элементов питания типа АА в пользу какого-нибудь маленького фирменного перезаряжаемого литиевого элемента. Ведь цены на них всегда зашкаливали и напрочь отбивали у пользователей охоту покупать дополнительные. Остается только посоветовать сразу запастись комплектом из четырех Ni-Mh-аккумуляторов. Скоростные характеристики F300 довольно скромны. От включения до момента готовности сделать первый снимок проходит около четырех секунд. На выполнение снимка полного разрешения при степени качества Fine (JPEG-файл размером 2,5 Мб) уходит около полутора секунд. В режиме серийной съемки можно отснять 7 снимков со скоростью около 1,2 кадра в секунду. Далее снимки можно делать по мере высвобождения места в буферной памяти, но серийной съемкой это называть уже нельзя. При использовании режима Super Fine (файл формата TIFF, размер — 15 Мб) придется запастись терпением, т.к. на выполнение одного снимка уходит около 18 секунд. Данный режим хорош для неспешного выполнения грандиозного пейзажа или портрета любимой девушки в максимально возможном качестве с использованием штатива. Синее небо вполовину кадра или кожа на лице не будут испорчены артефактами, неизбежно сопровождающими JPEG-сжатие на однотонных участках.

Minolta DiMAGE F300 хорошо подходит для того, чтобы постоянно носить ее в кармане. Она достаточно легка для этого и так же легко позволяет получить хорошие снимки в автоматическом режиме. При этом более опытные пользователи могут поэкспериментировать с любыми съемочными настройками в ручных режимах. Единственный существенный минус данного девайса — его цена. Для любительской 5-мегапиксельной камеры начального уровня 450 долларов сегодня уже дороговато.

Александр Гуриненко, Sapph@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2005 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета