Активная стереоакустика Jet Balance JB-381

Не так давно мне довелось описывать в КГ младшую модель колонок в линейке стереоакустики от компании JetBalance — JB-331. Теперь вот дошли руки и до ее "старшей сестры" JB-381. Достать вожделенные колонки (о которых я к настоящему моменту уже порядком наслушался хвалебных отзывов) оказалось делом непростым: их нормальные поставки начались только осенью, и они до сих пор пользуются неизменно высоким спросом. Следствием такого положения дел стал банальный "акустический" дефицит на данную модель. Но вот судьба наконец-то мне улыбнулась: знакомый привез из Московии большую коробку с десятью килограммами счастья… Впрочем, не будем забегать вперед. С наблюдениями, выводами и — главное — эмоциями от встречи с JB-381 вы сможете ознакомиться ниже.

Компанию Jet Balance не назовешь "аксакалом" в мире акустики, выпускающим колонки аж с прошлого века — она еще довольно молода. И в то же время зеленым новичком ее также назвать язык не поворачивается — не делают новички таких отменных продуктов. Jet Balance выпускает несколько моделей активной акустики — от обычных стереопар до систем объемного звучания для домашних кинотеатров и компьютерных энтузиастов. В сегодняшнем обзоре, как уже было сказано, мы затронем самую верхушку стереолинейки (2.0) — модель JB-381. Во-первых, странно было бы ожидать от топ-модели дешевых материалов, применяемых в конструкции. Сателлиты изготовлены из самой натуральной ДВП (MDF), причем довольно толстой: боковые и задние стенки имеют толщину 13 мм, передние — целых 18 мм. Последнее особенно радует, ибо на передних гранях располагаются динамики, и чем толще стенка, тем меньше будет посторонних вибраций и звуковых искажений. Для читателей, которые по каким-то причинам пропустили прошлый обзор, а также для людей, не очень близко знакомых с миром аудиотехники, поясню: эти колонки "деревянные", как любят объяснять неграмотным покупателям улыбчивые менеджеры на фирмах. И это при том, что колонок из цельного дерева практически не существует — кроме отдельных экземпляров из мира Hi-End чуть ли не ручной работы. ВСЕ остальные колонки включая весьма дорогостоящие решения делаются именно из ДВП — различия возникают разве что в качестве и толщине плит. У этого материала масса преимуществ перед пластиком: ДВП гораздо естественнее звучит, не создает при работе лязгов и меньше подвергает звук окраске.

Второе, что привлекает взгляд — непосредственно динамики: 135 мм средне/низкочастотник выполнен из целлюлозы и закреплен на весьма мягком резиновом подвесе, благодаря чему звучание колонок остается довольно раскрепощенным при любых уровнях громкости. Вогнутый пылезащитный колпачок динамика окрашен в серебристый цвет и очень выгодно подчеркивает индивидуальность колонок. Хотя этот ход, скорее всего, следует признать чисто дизайнерским трюком — никакой особенной функциональной нагрузки напыление не несет. Высокочастотник (твитер) вполне стандартен для систем такого класса — 26 мм шелковый купол. Материал, из которого он выполнен, свидетельствует о том, что высокие частоты должны быть комфортными для уха, хотя в ультравысокие области звучание забираться не станет — для этих нужд лучше всего подходит металлизированное покрытие купола. Впрочем, DVD-Audio и SACD у нас пока слушают очень немногие, а те, кто может позволить себе такое удовольствие, как правило, покупают значительно более дорогие аудиосистемы. Зато крепление твитера (как, впрочем, и НЧ/СЧ-динамика) довольно надежное, и не в последнюю очередь — из-за толстой передней стенки. Магнитное экранирование присутствует, защищены оба динамика, так что можете смело ставить сателлиты рядом с монитором. Третье, на что обращаешь внимание (хотя кому-то это бросится в глаза в первую очередь), — нестандартный внешний вид. В отличие от классических прямоугольных обводов, лицевая панель сделана в виде фигурной маски, отделанной шикарным рояльным лаком. Плюс необычная декоративная решетка, закрывающая не всю лицевую поверхность целиком, а лишь прикрывающая сами динамики. Кстати, крепление гриля также довольно необычное — всего на двух штифтах (о целесообразности такого решения мы упомянем ниже). Акустическое оформление колонок — фазоинвертор, который располагается сзади в верхней части. Диаметр отверстия фазоинвертора — 30 мм. По субъективным ощущениям, он настроен на частоту около 50 Гц. Для переориентации сателлит на схему "закрытый ящик" в комплекте поставляются заглушки для отверстий. Они могут пригодиться тем, кто любит экспериментировать с характером звучания и месторасположением колонок. На задней стороне правой колонки расположились: линейные аудиовходы для приема сигнала со звуковой карты, пружинные клеммы для подключения второй колонки и тумблер включения питания. Спереди правой колонки снизу мы можем видеть три стандартные рукоятки регулировок: общей громкости, уровня басов и высоких частот, — плюс светодиод индикатора работы. С одной стороны, подобное расположение органов управления — явное преимущество, поскольку для того, чтобы убавить громкость или поддать "баску", вам не придется лезть на заднюю панель (хотя включаются JB-381 именно оттуда). С другой — некоторым рукоятки на "фасаде" сателлит могут мозолить глаза. Так или иначе, покупатель сам решает, что ему дороже: удобство использования или безупречность внешнего вида. В отличие от младшей модели, на задней стенке не обнаружилось "попсового" тумблера, гордо именованного "3D mode", который, по сути, был просто активатором аппаратного расширения стереобазы. И совершенно правильно, что его убрали: со стереобазой у данной модели полный порядок.

Провода довольно длинные: звуковой (от саундбластера к правой колонке) около 2 м и соединительный (от правой колонки к левой) — в полтора раза больше, что позволяет разнести колонки в пространстве на довольно значительное расстояние. Кстати, применение производителем зажимных клемм позволяет покупателю выбрать себе провод по вкусу — той длины и качества, которые ему необходимы. То же самое касается и акустического кабеля — он съемный, а не впаянный вглубь колонки, как это было, к примеру, в аналогичной по классу Defender Mercury 50A. Ну, и сами колонки по результатам измерений обладающие следующими характеристиками: 180х300х220 (ШхВхГ) мм, — станут далеко не на каждый стол — лучше всего их расположить на специальных подставках или, в крайнем случае, на полу.

Звучание
Несмотря на то, что с самого начала работы над обзором меня постоянно подмывало пуститься в восторженные эпитеты, этот пункт я приберег напоследок. Сухие технические подробности позади, и теперь можно поведать добравшимся до этих строчек читателям о собственных впечатлениях. Как вы уже догадались, JB-381 полностью оправдали самые радужные ожидания. Колонки подключались к звуковой карте Audigy 2, звук оценивался по музыкальным композициям как в сжатом (МР3), так и в оригинальном (Audio CD) виде. Пусть мне простят профессиональные аудиолюбители несколько обывательский подход — акустику решено было прослушать в различных музыкальных жанрах, а также в нескольких современных игровых приложениях, дабы лучше определить наиболее вероятную сферу ее применения.

Тестовый материал:
— Linkin Park — Cure for the Itch (МР3, 256 Кб/сек). Этот почти трехминутный трек богато насыщен ударными инструментами и синтетическими басами.
— Andrea Bocelli — Sogno. (Audio CD). Великолепный вокал слепого итальянского певца хорошо раскрывает средне/высокий частотный потенциал акустики, а также обладает хорошим разрешением.
— Red Hot Chilli Peppers — Californications (MP3, 380 Кб/сек). Отменный представитель рок-н-ролла со всеми вытекающими жанровыми особенностями. Энергетика, низы и громкий вокал — в наличии.
— Сборник классической музыки — Антонио Вивальди "Времена года" (Audio CD) — демонстрирует возможности акустики по воспроизведению оркестровых инструментов.
— Metallica — Unforgiven 2 (MP3, 256 Кб/сек). Тяжелый рок — не heavy metall, но все же. Много струнных и низов.
— Benny Benassi — Satisfaction (MP3, 380 Кб/сек). Рекордсмен по низкочастотной составляющей. Самые глубокие басы среди представленных композиций.
— Medal of Honor: Pacific Assault (PC CD-ROM). В этой игре замечательно переданы эффекты стрельбы из различных видов оружия, кроме того, на ней можно проверить работу алгоритмов EAX.
— Need for Speed Underground 2 (PC CD-ROM). А здесь попросту великолепные звуки работы мощных моторов соседствуют с более чем энергичным саундтреком — хороший тест для смешанного звука в игровых приложениях.

При подключении присутствовали легкие щелчки после подачи питания на сателлиты — это свидетельствует о недостаточно продуманной "начинке" правой колонки, в которой располагаются усилители звука. Производитель наверняка применил неплохие фильтры по питанию, но где-то защиты не хватило. Впрочем, подобную мелочь нельзя назвать недостатком. Звучание колонок очень комфортное, с великолепными как по качеству, так и по разрешению высокими частотами, хорошо проработанным среднечастотным диапазоном и достойным басом. Согласованность динамиков отличная, каких-либо заметных выпячиваний отдельных частот замечено не было — звуковой поток очень равномерный. Лучше всего JB-381 показал себя именно в средне/высокочастотной плоскости. При уровне громкости в 50% воздух вокруг сателлитов буквально оживает, создается отчетливое впечатление того, что колонки "дышат". Направленность излучения динамиков невысокая, музыка вполне комфортно воспринимается даже если слушатель находится сбоку от колонок. Стереобаза, создаваемая в пространстве двумя колонками, отличная, звуковое поле комфортное и равномерное. Басовая рукоятка после экспериментов с ее позицией была установлена в положении 70% (чуть больше двух третей оборота) — именно с такими установками акустика показала себя с лучшей стороны — низов хватало, но они не выпирали и оставались разборчивыми. Высокие частоты — на 60%, твитер здесь стоит отменный, так что при более высоких значениях регулятора появляется небольшое "цыканье", что понравится далеко не всем. А теперь перейдем к прослушиванию тестовых композиций.

Linkin Park акустика воспроизвела отлично — именно так, как он и должен звучать: разборчиво, но напористо и энергично, без излишнего углубления в самые низкие и высокие частоты. Слушать было истинным удовольствием. Andrea Bocelli оставил, пожалуй, самые положительные впечатления, особенно после выставления в опциях звуковой карты пресета Vocal — если закрыть глаза, создавалось ощущение, что певец находится буквально в пяти метрах от тебя и силой своего великолепного голоса едва ли не колышет воздух в комнате. Проверку на вокальные партии акустика прошла с блеском. "Старики" Перцы тоже выступили в аккомпанементе с JB-381 на славу, хотя мне показалось, что голос солиста временами звучал чуть смазанно. Однако энергетика (а это все же главное) никуда не делась. Metallica также не ударила в грязь лицом: звучание полновесное, разборчивое, небольшая хрипотца в голосе исполнителя отлично ощущалась, и в то же время этот штрих не выпячивался. Ощущается чуть заметный дефицит низких частот. А вот на модной нынче теме Satisfaction колоночки выявили свой недостаток более выразительно. Предыдущая композиция дала правильный намек: с низами у JB-381 не полный порядок — в том смысле, что очень низко они не забираются. Субъективно нижняя граница находится в пределах 65-70 Гц, в то время как уже описанные мной ранее Defender Mercury 50A "цепляли" ниже — почти до 50 Гц. Положение можно слегка поправить регулировкой соответствующей рукоятки, но тогда басы становятся менее разборчивыми, появляются небольшие искажения. "Медаль за отвагу" также отличилась — выстрелы воспроизводились на удивление четко и натурально, а благодаря хорошей стереопанораме явственно ощущалась работа алгоритмов объемного звука. Ну и последняя игра — NFS U2 — тоже показала себя во всем блеске. При вывернутой на 60% рукоятке мощности в комнате стоял такой рев моторов, что мне даже стало жаль соседей — они-то в чем виноваты? Обилие смешанных звуков не стало проблемой для сателлит: при желании каждая составляющая легко выделяется слушателем, в единую "кашу" они не смешиваются. Ну, а что касается мощности — 60 "настоящих" ватт с легкостью хватит для того, чтобы устроить полновесную вечеринку, да такую, что вас будут слышать и на улице. Хотя выкручивать рукоятку регулировки громкости на максимум я бы не стал: появляются заметные искажения звука — видимо, усилители работают на пределе, и запаса мощности им явно не хватает.

Напоследок могу дать совет тем пользователям, кто решится на покупку (а вернее, сможет достать в предновогодний сезон эти дефицитные колонки): позаботьтесь о приобретении более качественных и по возможности экранированных проводов, поскольку в паузах между песнями на повышенном уровне громкости (прим. 75%) становился слышен едва заметный писк. Разумеется, для того, чтобы его услышать, приходилось подносить ухо к динамику и прислушиваться, однако факт есть факт: шумок был. Причем подобная картина наблюдалась и у младшей модели. Хотя недостаток этот совершенно мизерный: даже если включить колонки ночью, когда за окном тишина, данный призвук слышен только в непосредственной близости к колонкам. Те же, кто еще сомневается в целесообразности приобретения данной акустики, пусть знают: JB-381 недавно заняли первое место на конкурсе "ММ ЗВУК", вырвав победу у весьма достойных (и более дорогих) конкурентов. А, как известно, победителей не судят.

Плюсы:
— отличный внешний вид;
— качественные материалы и динамики;
— довольно длинные и отсоединяемые провода;
— очень хорошее, открытое звучание;
— приемлемая цена.

Минусы:
— включение питания колонок на задней стенке;
— низы могли бы быть чуть более глубокими;
— при высоких уровнях громкости декоративная решетка может дребезжать.

Вывод: Отличный выбор для любого применения — от игр до ежедневного комфортного прослушивания музыки. Конкурентов в данной ценовой категории у JB-381 практически нет: единственное, что приходит на ум, — Defender Mercury 50A, да и то лишь за счет более низких частот — по общему разрешению и "воздушности" звучания они немного уступают JB-381. Ну и не последним аргументом в пользу выбора JB-381 станет отменный внешний вид. Одним словом — и красиво, и достойно. Настоящий король стерео.

Дмитрий Малахов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 2004 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета