Станислав Лем. На пути к шустрам?

В последние годы многочисленные группы исследователей пытаются конструировать различные устройства минимальных размеров. Эта область получила название нанотехнологии. Американские научные периодические издания — такие, как "American Scientist" — сообщают о проектировании миллироботов размером с муху или сверчка, которые будут успешно предотвращать, например, террористические акты.

Такие миллироботы всегда будут действовать в больших группах и управляться сигналами, которые должны объединять их таким образом, чтобы они формировали некое целое, ориентированное на достижение единой цели. Их можно будет доставлять в область какой-либо угрозы, используя в качестве ориентиров какие-нибудь каналы или трубопроводы, а уже в заданном месте они будут организовываться в активно действующий комплекс.

О возможностях такого рода миниатюрных плодов технологии упоминал много лет назад Ричард Фейнман. Тогда он высказался, что "там, внизу, есть еще очень много места". И до сих пор наносфера еще очень мало заполнена. Образцы миллироботов весят не менее нескольких десятков граммов. Конструктору наибольшие хлопоты доставляет проблема энергообеспечения учитывая вес и размеры необходимых батарей.

Должен сказать, что считаю современный этап конструирования нанороботов переходной фазой, за которой наступит следующая, более совершенная. Прототипом для этой следующей конструкторской эпохи будут, очевидно, живые создания размером с наименьших насекомых. Дальнейшее направление развития прогресса в нанотехнологии будет обозначено сначала клетками живого организма, затем бактериями, а в конце — вирусами. Микророботов размерами меньше вирусов ожидать, скорее всего, уже не следует.

Задачей этих малюток может быть борьба с паразитами, болезнетворными микробами, химически опасными молекулами, вызывающими отравления, и даже — при соответствующем насыщении окружающей среды — борьба с различными факторами, угрожающими жизни.

Сегодня преграду для нанотехнологической миниатюризации представляет собой прежде всего необходимость манипулирования очень малыми механизмами и даже молекулярными соединениями. Однако о неизбежном успехе этих проектов свидетельствует факт, что они были за миллионы лет реализованы самостоятельно — в процессе естественной эволюции жизни. О них уже говорят и пишут, но, к счастью, еще не проектируют таких активных, не существующих пока вирусов, которые могли бы угрожать всему живому на Земле. Не знаю, почему человеческая мысль при обсуждении инновации сразу же обращается к подобным самоубийственным и апокалиптическим идеям.

Похоже, я был настроен менее пессимистически, так как в нескольких книгах, например, в "Осмотре на месте", описал маломерные, невидимые невооруженным глазом элементы, которые я назвал шустрами, поддерживающие и защищающие жизненные процессы людей. Открытым является вопрос, чего мы достигнем раньше: эпохи убийственных синтетических вирусов или заботливо опекающих жизнь шустров.

Опубликовано в журнале "Przeglad" (№49/2003)