Спам, бессмысленный и беспощадный…3

Спам, бессмысленный и беспощадный…

Окончание.
Начало в КГ № 46, 47

Борцы
Борьбу со спамерами активисты Рунета планируют вести по четырем направлениям. Это просветительская деятельность (донести до общественного сознания информацию о вреде спама и необходимости бороться с ним), организационная деятельность (противодействие спаму на всех уровнях — от конечного пользователя до операторов услуг и провайдеров, рекламодателей и государства), применение технологических мер (использование программных средств фильтрации, "черных списков" и т.п.) и внесение соответствующих поправок и дополнений в существующее законодательство. Безусловно, для того, чтобы все эти меры принимались и были эффективными, требуется взаимодействие разных субъектов и активная позиция всех участников.

Все основные игроки Рунета подчеркивают необходимость именно законодательной борьбы со спамом. Это касается, в первую очередь, законодательства о рекламе — запрета на рассылку рекламных сообщений путем спама, а также кодекса об административных правонарушениях, подразумевающего административную ответственность за подобные действия. Изменения и дополнения, по мнению специалистов, должны быть внесены и в законодательство о связи, и в уголовно-правовые нормы. Что касается процессуального законодательства, то здесь поднимается вопрос о допустимости доказательств применительно к почтовым рассылкам и уточнении процессуальных особенностей рассмотрения дел, связанных с использованием информационных технологий. По оценкам, на принятие соответствующих законов уйдет как минимум полгода, на применение законов — еще год, на создание легальных альтернатив спаму — 1-2 года, а пропаганда неэтичности спама займет 2-3 года.

Контратака и альтернативное мнение
Тем временем рапространители спама перешли в контратаку. Сайты в Интернете, публикующие списки тех, кто распространяет спам, подверглись атаке хакеров. Два из них получили такой мощный поток информации, что попросту не выдержали и вышли из строя. Действительно, массовые e-mail-рассылки стали в последние годы серьезным бизнесом. Рекламодатели забывают об этических нормах и правах пользователей Интернета, когда речь заходит о солидных прибылях. Расходы на электронные послания в любом случае исчисляются центами, следовательно, спам как вид рекламы весьма эффективен по сравнению с другими каналами ее распространения.

Вместе с тем заметно активизировались сайты и форумы, выражающие точку зрения самих спамеров. Там можно найти такие тексты: "Что такое сетевой этикет? Просто договоренность, не являющаяся никаким законом или хотя бы нормативным актом. Что же для вас важнее: правильно держать вилку за столом, или во много раз увеличить прибыли своей фирмы, создав спрос на ваши услуги или продукцию, даже превышающий ваши возможности? Ответ очевиден. Электронные рассылки, оставаясь самым доступным на сегодня способом рекламы, действительно поражают масштабами своей эффективности. Об этом не просто говорит, а просто кричит весь наш продолжительный опыт работы. Ведь достаточно клиенту обратиться к нам в первый раз, — и он в 95% случаев становится постоянным клиентом: заказывает почтовые рассылки снова и снова. Многие из наших клиентов тратят на это в год тысячи долларов. Почему же при негативном отношении "интернет-сообщества" к адресным рассылкам по e-mail, последние все равно столь эффективны? Этот парадокс долгое время не давал нам покоя, пока в результате продолжительных размышлений и обсуждений мы не пришли к единому мнению, которое назвали "Закон эффективности электронных рассылок". Он гласит: "Электронные рассылки эффективны и окупаемы при любом отношении общественности к этому явлению".

Итоги на сегодняшний день
Спам фактически создал целую отрасль экономики. В одних только США существует несколько десятков компаний, производящих программное обеспечение для борьбы со спамом. Одновременно действует множество фирм, которые обслуживают интересы спамеров. Некоторые исследователи считают, что бурное развитие спама стало косвенным последствием "бума дот-комов" конца 90-х. Именно дот-комы ввели в обиход термин "интернет-маркетинг", составной частью которого и является рассылка рекламных сообщений на случайные адреса. Такая практика позволяла и позволяет выживать множеству мелких фирм, не имеющих финансовой возможности использовать традиционную рекламу. По подсчетам газеты The New York Times, для того, чтобы разослать рекламные письма по электронной почте на 100 тысяч адресов, компания в какой-либо развитой стране должна потратить 500-2000 долларов. Для того же, чтобы разослать аналогичные буклеты одному миллиону потенциальных клиентов, необходимо затратить $40 тыс. на покупку бумаги, типографские услуги и прочее и еще $190 тыс. на покупку почтовых марок.

По оценкам исследовательской фирмы Jupiter Research, на каждый почтовый ящик в среднем приходит 2,2 тысячи спамерских сообщений ежегодно. Риск получить спам меньше при наличии личного платного почтового ящика. Однако примерно каждый третий пользователь Сети пользуется бесплатными услугами на таких серверах, как Hotmail, Yahoo!, EarthLink, AOL. По данным исследовательского центра Forrester, больше всего спама получают владельцы почтовых ящиков на серверах компаний AOL и Yahoo!. К примеру, пользователь Yahoo! в среднем получает 141 такое послание в неделю, пользователь ящика AOL — 154. Любопытный факт: если интернет-сервисы начинают более жестко и бескомпромиссно бороться со спамом, они не приобретают больше клиентов. По оценкам Forrester, наиболее "либерально" настроенные AOL и Yahoo! контролируют примерно 35% этого рынка в США, а сторонники запретов — например, AT&T Worldnet и EarthLink — лишь 7%. Правда, эксперты Forrester делают оговорку, что эти явления могут и не быть взаимосвязаны.

Денис Лавникевич


компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2004 год в рубрике интернет :: безопасность

©1997-2024 Компьютерная газета