Тестирование видеокарт Fraps'ом: роскошь или необходимость? Часть 3

Тестирование видеокарт Fraps'ом: роскошь или необходимость? Часть 3

Рассматривая видеокарты и особенности чипов, на базе которых построены видеокарты, попавшие в наше необычное тестирование, читатели наверняка заждались непосредственно самого исследования для выявления победителей в независимых тестах, которые представляют собой абсолютно честные результаты в самых популярных играх.

Результаты тестировани я

Игры, не использующие шейдеры

WarCraft 3: The Frozen Throne. Игра WarCraft 3 — уже достаточно старая игра с не самым современным движком, однако она была включена в список тестовых приложений из-за огромной популярности среди геймеров и большого числа киберспортивных соревнований, которые проводятся по данной игре: игроки имеют право знать, на какой карте они получат больший фпс. Все настройки качества графики в игре выставлялись на максимум. Замеры производились при помощи утилиты FRAPS. Как видим, для WarCraft 3 карт уровня Middle-End и выше более чем достаточно. Возможности карт уперлись в CPU, из-за чего во всех разрешениях мы получили абсолютно идентичные результаты. Только в 1600х1200 проглядывается что-то, что можно охарактеризовать как "расклад сил". В режиме с применением техник, улучшающих качество изображения, лидирует nVidia.

Игры, использующие шейдеры 1.1
Prince of Persia: Sands of Time.
Очень качественная игра с отлично проработанным геймплеем, а самое главное — с приятной графической составляющей. Движок игры не несет чего-либо революционного (порт с PS2 и не мог сулить чего-то революционного). Тем не менее, игра имеет жесткие требования к видеокарте — она обязательно должна поддерживать пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, и на картах без поддержки пиксельных и вершинных программ игра просто-напросто не запускается. К сожалению, нам не удалось найти более детальной информации по движку игры (который имеет название "JADE engine") для PC-версии игры. Однако что-то мы уже с вами знаем.
Тестирование в игре проводилось при помощи уже описанной нами утилиты FRAPS. В качестве сцены, используемой нами для замера скорости рендеринга в игре, мы использовали самый первый вступительный ролик — он достаточно продолжительный и, на наш взгляд, идеально подходит для того, чтобы на нем производили замеры fps. Похоже, что лейбл nVidia "The way it's meant to be played" делает свое дело — платы на базе чипов nVidia в выигрыше. Однако посмотрим наиболее тяжелые режимы работы с AA и анизотропией.
Здесь выигрывают уже чипы ATi. Традиционно в наиболее тяжелых режимах платы на чипах ATi проявляют себя наилучшим образом.

Breed. Игра использует пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1 и стенсильные тени, которые реализуются на видеокартах nVidia благодаря технологии UltraShadow. На видеокартах, базирующихся на чипах ATi, из-за отсутствия поддержки этой фирменной технологии nVidia, тени рендерятся в большее число проходов, из-за чего скорость может весьма страдать, особенно в тех приложениях, где тени присутствуют в достаточном количестве. Иными словами, предварительно мы можем сказать, что карты nVidia будут иметь здесь некоторое преимущество. Однако не будем забегать вперед — все еще покажет тестирование. Как и ожидалось, в лидерах платы на чипах nVidia. Техника улучшения изображения в данном случае не сыграла столь решающей роли, как в предыдущем тесте — лидерство по-прежнему за чипами nVidia.

Colin McRay Rally 4. Движок игры сделан достаточно требовательным к аппаратной части компьютера: вы сможете это оценить по абсолютным значениям fps, которые видны на графиках. Игра использует пиксельные и вершинные программы версии 1.1, вопреки тому, что некоторыми обозревателями при первых тестах отмечалась поддержка версии 2.0 пиксельных шейдеров. Анализ версий показал, что игра не имеет в своем активе пиксельных или вершинных программ версии 2.0. Шейдеры в игре применены в первую очередь для рендеринга моделей машин (на них полигонов разработчики не жалели), а также для некоторых погодных и природных эффектов. Потенциально это сулит продуктам nVidia как минимум конкуренцию на равных с продуктами ATi. Однако на практике так не получилось. В лидерах по обоим фронтам чипы ATi. Плату AOpen на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT не спасает даже шина памяти 256 бит и, как следствие, более широкая ПСП.
Картина при включении анизотропной фильтрации и антиалиасинга немного изменилась из-за возросших требований к ПСП карт. Если внимательно проанализировать графики и динамику изменения производительности с ростом разрешения, то можно отчетливо увидеть, что здесь аналогичная картина, что и в первых игровых тестах. С ростом разрешения платы на чипах ATi теряют преимущество из-за все возрастающих требований к ПСП карты, которая выше у плат на базе чипов nVidia (и NVIDIA GeForce FX 5900XT, и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra), тогда как в нижних разрешениях лидеры все еще по-прежнему платы на чипах ATi. Также прошу обратить внимание на абсолютные значения фпс. Мы были достаточно сильно удивлены таким откровенно невысоким фреймрейтом на не самых плохих по сегодняшним меркам картах.

Lock On. Игра продемонстрировала просто потрясающую процессорозависимость. Результаты в различных разрешениях разняться всего лишь на десятые доли фпс. Тем не менее, лидерство плат nVidia мы констатировать можем. Однако мы планируем отказаться от данного теста в ближайшее время ввиду явной безразличности к установленной в системе видеокарте.

Max Payne 2. Игра достаточно старая, но использует пиксельные шейдеры версии 1.1 для рендеринга некоторых элементов моделей персонажей. В целом победа ATI Radeon 9600XT и проигрыш Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит — урезанность по шине памяти в игре, которая активно использует "грубую силу" процессора по трансформации, освещению и простой закраске, не пропадает даром. Примерно такая же картина, что и в случае с Colin McRay Rally 4.

The Kreed. Довольно старое игровое приложение, которое мы включили в тестирование из интереса, как покажут себя карты в играх подобного типа. Игра использует пиксельные и вершинные программы версии 1.1. Тестирование проводилось при помощи утилиты FRAPS на вступительном ролике игры. Игра не поддерживает разрешение выше 1024х768, поэтому пришлось тестировать в нем одном. Констатируем лидерство плат nVidia. Хотя причина столь значительного отставания чипов ATi нам не очень понятна. Также настораживает тот факт, что мы получили результаты ATI Radeon 9600XT большими, нежели результаты Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит, хотя ввиду небольшой разницы между абсолютными значениями фпс для всех карт это легко списать на погрешность при измерении фрапсом. Абсолютно идентичная картина, что и для режима "чистой скорости".

Thief 3: Deadly Shadows. Одна из самых новых игр в нашем тестовом наборе. Игра использует только 1.1 версии пиксельных и вершинных программ, однако умудряется тормозить на самых современных видеокартах. Однако с технической точки зрения движок очень даже неплох. Игра не имеет встроенных средств для бенчмаркинга, а также не может похвастаться наличием встроенного деморолика на движке игры, на котором можно было бы производить адекватные замеры производительности (по крайней мере, мы его не нашли), поэтому пришлось заниматься тестингом в игре достаточно оригинальным способом. Наши исследования фреймрейта с включенным счетчиком фпс FRAPS показали, что даже при абсолютно разном поведении на уровне игры фпс отличается всего лишь на 3-4 пункта. Это заставило нас разработать методику, по которой можно было бы тестировать скорость в игре, не используя какие-либо ролики, а просто играя в нее. Как оказалось, выбор был не очень сложным, учитывая то, что в тренировочной миссии имеются специальные указатели, по которым следует перемещаться. Таким образом мы включали внутренний счетчик FRAPS и проходили часть уровня по заданному в тренировочной миссии пути. В итоге мы получили результаты, отличающиеся самое большое на 1 фпс! В большинстве же случаев они отличались на десятые доли fps, что позволяет говорить о корректности полученных результатов. Чипы ATi смотрятся в целом гораздо лучше, несмотря на то, что игра относится к программе nVidia "The way it's meant to be played". Все же движок Thief 3 слишком тяжелый, мы не стали использовать даже режимов с AA и анизоропией, поскольку цифры фпс даже в 1024х768(!) находятся на минимальном играбельном уровне для всех без исключения видеокарт. С ростом разрешения NVIDIA GeForce FX 5900XT все же сравнивает производительность с Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит, но не более того.

Hitman: Contracts. Также достаточно необычный гость списка тестовых инструментов всех тестеров. Как и предыдущая игра, лично мне данного материала нигде пока в качестве тестового инструмента не встречалась, поэтому будем считать нас первопроходцами. Движок игры активно использует пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1 и также является весьма сложным испытанием для видеокарт, как и предыдущая игра. А здесь уже безоговорочное лидерство обоих чипов от ATi. Ну а более или менее приемлемый уровень в игре обеспечивает и вовсе только ATI Radeon 9800 Pro 256 бит.

Battle Engine Aquila. Первоначально планировалось отнести ее к разделу игр, использующих пиксельные и вершинные программы версии 2.0, поскольку анализ шейдерного кода игры показал наличие в игре пиксельных шейдеров этой версии, однако их было такое мизерное количество (как в тестовой сцене, так и в целом по игре), что мы все же отнесли игру к разряду 1.1 шейдерных игр. В данном тесте все сходнопозиционируемые платы идут на удивление вровень. Даже забавно.
Режим с антиалиасингом и анизотропной фильтрации показывают уже небольшое преимущество nVidia, однако здесь мы не можем засчитать ей победу, поскольку у карт ATi в режиме с AA и Aniso наблюдались артефакты в тестовой сцене. Поэтому данные результаты можно рассматривать только ради интереса, но не более того.

Выводы. Как показало наше весьма специфическое тестирование видеокарт, которые сейчас являются наиболее покупаемыми и пользуются широким спросом у продавцов, платы их сходнопозиционируемых сегментов от ATi и nVidia показали весьма близкую производительность в реальных игровых приложениях, которые не имеют встроенного бенчмарка, то есть по сути вещей не могут быть "заточены" под драйвер того или иного вендора. В случае ATI Radeon 9600XT и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra мы имеем полный паритет, а вот в случае ATI Radeon 9800 Prpo 128 бит и NVIDIA GeForce FX 5900XT перевес все же в сторону последнего — более продвинутые характеристики платы дают все шансы плате на базе чипа nVidia победить своего конкурента. Такими получились независимые результаты тестирования видеокарт во "фрапсовых тестах". Мы продолжим публиковать на страницах "Компьютерной газеты" такого рода исследования для всех возможных секторов рынка видеокарт.

Бурдыко Алексей, info@techlabs.by
Видеокарты Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит, PowerColor Radeon 9600XT предоставлены на тестирование компанией "Ронгбук". Видеокарта MicroStar FX5700U-TD128 предоставлена на тестирование компанией Green-Line Computers. Видеокарта AOpen Aeolus FX5900XT-DV128 предоставлена на тестирование компанией AOpen.


компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2004 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета