Обзор восьмимегапиксельных камер. Часть 2

Обзор восьмимегапиксельных камер. Часть 2

Это завершающая часть обзора, посвященного восьмимегапиксельным камерам (ч. 1 см. в КГ №40). Мы с вами уже рассмотрели камеры от Sony, Canon и Olympus, а теперь остановимся на Konica-Minolta A2 и малыше 8700 от фотогиганта Nikon.

Эти аппараты, в отличие от рассмотренных в прошлой статье, являются прямыми потомками своих предшественников Minolta A1 и Nikon 5700, потенциала которых хватило на то, чтобы пятимегапиксельную матрицу заменить на новую — восьмимегапиксельную. Разработчики даже не стали утруждать себя созданием нового дизайна корпуса. Но все-таки некоторые изменения произошли, и о наиболее существенных из них я расскажу ниже.

Konica-Minolta DiMAGE A2

Minolta A2 — наиболее часто обсуждаемая камера в различного рода форумах, посвященных цифровой фотографии. Именно эту модель многие позиционируют как хорошую альтернативу зеркальным аппаратам хотя бы потому, что камера оснащена видоискателем высокой разрешающей способности. Я сравнивал с Minolta A1: почти 1 млн точек — это действительно круто! Теперь о самом главном, а именно о том, что делает фотоаппарат привлекательным — об объективе. 28-200 мм в пленочном эквиваленте — своего рода стандарт для фотоаппаратов этой категории. Некоторым преимуществом можно считать наличие минимальной диафрагмы f/11. В цифровых камерах с мелкими светочувствительными элементами такие значения встречаются редко. Это обусловлено явлением дифракции. Т.о., выставив f/11, вы увеличиваете глубину резко отображаемого пространства, но теряете мелкие детали в фокусе. Как уже упоминалось в предыдущей статье, Minolta A2 имеет механический привод зумирования, кольцо которого располагается на объективе. Рядом с этим кольцом находится кольцо ручной фокусировки. Что касается удобства управления, то Minolta A2 сразу получает 5 баллов — видно, что разработчики потрудились на славу. Возможно, именно эта особенность способствует такой популярности модели. Сначала расположение клавиш быстрого доступа к функциям меню кажется несколько странным, но впоследствии к нему привыкаешь. Суперфишкой камеры является наличие встроенного стабилизатора для уменьшения последствий дрожания рук. Нет, это не система выбора резкого кадра из нескольких сделанных подряд снимков и даже не оптический стабилизатор. Это собственная разработка фирмы — механическая подвеска матрицы. Эффект основан на том, что сама матрица физически перемещается в нужную сторону таким образом, чтобы скомпенсировать неконтролируемое дрожание рук в процессе съемки. Активизация этой функции требует дополнительных затрат электроэнергии, но на длинном фокусе очень помогает. Автофокус работает достаточно шустро, и несмотря на отсутствие системы подсветки в темноте камера фокусируется уверенно. Интерес представляет следящий автофокус, когда камера "выхватывает" объект и удерживает его в фокусе, не переключаясь на другие. Хотелось бы отметить, что предыдущая модель Minolta A1 могла работать со сверхкороткими выдержками вплоть до 1/16.000. Такая скорострельность вызывает восхищение, но реально фотографировать комара с распростертыми крыльями вы вряд ли будете — попробуй попади. Так вот, у A2 такой возможности уже нет. Планка снизилась до 1/4000, что тоже неплохо. Камера оборудована ставшим уже своего рода стандартом в этом классе поворотным ЖК-дисплеем. Угол наклона у него изменяется на 90° вверх и приблизительно на 20° вниз. При диагонали дисплея 1,8" разрешение самое скромное в сравнении с конкурентами — всего 118.000 точек. И еще о видоискателе, т.к. он в этой модели заслуживает отдельных слов похвалы. Помимо уже упомянутой хорошей разрешающей способности, он может быть повернут в пределах сектора 90°. Также имеется специальный сенсор, который включает видоискатель при приближении его к глазу, что сделано в целях экономии энергии. При рассмотрении каждой камеры в первой части статьи я уделял внимание макрорежиму. Не буду нарушать сложившейся традиции и отмечу, что здесь он доступен в крайнем широкоугольном и крайнем телережиме. Возможности объектива позволяют переснять область размером приблизительно 40x50 см на удалении в пару десятков сантиметров. Съемки на длинном фокусе обеспечивают минимальные искажения пропорций.

А теперь немного критики в адрес Minolta A2. В первую очередь претензии хотелось бы высказать по отношению к микрорезкости изображения. Она здесь ниже, чем у остальных аппаратов. Возможно, это связано с тем, что разработчики решили не применять "зверские" алгоритмы обработки, чтобы сохранить первоначальную структуру изображения для последующего редактирования на компьютере. Но я больше склонен думать, что это связано с работой объектива на пределе своих возможностей. Его проектировщикам необходимо было достичь заветных 28-200, что и было сделано в ущерб разрешающей способности. Кроме того, общее впечатление несколько портит не всегда корректно работающая система экспозамера и небольшая недоработка в системе автофокуса. Дело в том, что иногда в режиме автофокуса камера сигнализирует о готовности к съемке, хотя сам объект съемки находится несколько вне фокуса. Многие недовольны встроенной вспышкой и емкостью батареи. Но я не вижу в этом проблемы, поскольку и то, и другое можно докупить (для внешней вспышки имеется разъем), а иметь две батареи гораздо удобнее, чем одну.
В общем, универсальная камера с очень богатыми возможностями управления и множеством интересных конструкторских решений. Некоторая хроническая размытость изображения компенсируется хорошей цветопередачей и небольшим уровнем ХА. Можно смело рекомендовать для оперативной съемки.

Nikon CoolPix 8700

Камера, которую предлагает нам Nikon, имеет ряд индивидуальных особенностей, отличающих ее от конкурентов, что, конечно, сразу привлекает к ней покупателя. Nikon 8700 имеет своего аналога в лице Nikon 5700. По существу, производители только поменяли пятимегапиксельный сенсор на восьмимегапиксельный (вставили другую пленку) + исправили некоторые недоработки предшественника. Нововведением стал тот факт, что Nikon отказался от использования нестандартной матрицы CYGM (голубой, желтый, зеленый, пурпурный) в пользу более привычной RGB (красный, зеленый, синий).

Первая особенность — нестандартное значение фокусных расстояний 35-280 мм в пленочном эквиваленте (при светосиле 2.8-4.2). Есть, конечно, и обратная сторона медали восьмикратного зума в виде искажений, но за универсальность надо платить. И еще: 8x — это, конечно, хорошо, но необходимо принимать дополнительные меры по борьбе с нежелательными последствиями тремора рук при максимальных увеличениях. В случае с Nikon 8700 я вижу только систему выбора лучшего кадра BSS (Best Shot Selector), когда из нескольких выполненных подряд с малым интервалом времени снимков оставляется наилучший (интересно, как поведет себя разрекламированный маркетологами оптический стабилизатор в новой модели CoolPix 8800?). К большому сожалению, управление зумом и ручной фокусировкой осуществляется с помощью кнопок, т.к. конструкторы не предусмотрели классического кольца на объективе. Вторая особенность — габариты и вес камеры. По размерам камера почти идентична Canon Pro1, а в весовой категории это явный лидер в своем классе — всего 512 г с батареей. Радует глаз внешний вид аппарата: округлые агрессивные формы, черный металлический корпус, пластиковые детали из материала хорошего качества, — все это превращает аппарат в своего рода произведение искусства. 1.8" внешний ЖК-дисплей поворачивается в двух плоскостях и имеет разрешение 134.000 пикселей. Видоискатель стандартный, обеспечивает разрешающую способность в 235.000 точек. Владельцам аппарата открываются широкие возможности в познании мира макро. Nikon всегда уделял особое внимание этому режиму, и 8700 не стал исключением. Это лучшая восьмимегапиксельная камера для макросъемки, все остальные — вне конкуренции. При переключении в режим макро (тот, который можно назвать супермакро) максимальное увеличение составляет порядка 4x. Тесты показывают, что реально можно сфотографировать область размером всего около 29x22 мм, а если принять во внимание разрешение в 8 млн точек, то вам не нужен и слайд-сканер.

Далее скажу пару слов об управлении камерой, поскольку этот пункт вызывает много нареканий со стороны пользователей. Nikon по-своему организует управление. Если вы уже знакомы с какой-либо моделью линейки CoolPix, то переход к Nikon 8700 особых затруднений не вызовет. Но новичок не всегда сразу воспримет особенности аппарата. Во-первых, отсутствует классический кольцевой переключатель режима съемки (такой манипулятор уже имеется в 8800). Во-вторых, на мой взгляд, недостаточно хорошо продумана функциональность и расположение кнопок быстрого доступа. Например, для коррекции баланса белого подходящей кнопки почему-то не нашлось — хорошо, что существует программируемая кнопка Func. Да и вообще достаточно часто придется лазить в дебри меню цифрового аппарата. Модель 5700 была достаточно тормозной в отношении скорости работы автофокуса, особенно это проявлялось в условиях низкой освещенности. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, разработчики 8700 установили систему подсветки, использование которой связано с некоторым неудобством: придется всегда поднимать встроенную вспышку. В целом прогресс налицо, но в этом направлении еще работать и работать. И еще одна ложка дегтя в бочку Nikon: идущий в комплекте аккумулятор недостаточно энергоемкий (попробуй прокорми такого динозавра:-)). Поэтому в любом случае придется докупать второй. Зато качество конечного снимка (на низких ISO, конечно) достойно всяческих похвал: деликатная структура изображения; яркие, насыщенные цвета прекрасно передаются; отсутствуют ярко выраженные ХА. В общем, картинка радует глаз. Отдельно хотелось бы отметить хорошую работу автоматической настройки баланса белого.

Камера, достойная внимания. C одной стороны, Nikon 8700 сочетает в себе компактность, рассчитанную на рядового фотографа, с другой — способна удовлетворить самые смелые пожелания, связанные с качеством съемки в автоматическом режиме. Для того чтобы эффективно использовать телевозможности объектива, скорее всего, придется обзавестись штативом. Но, тем не менее, тому, кто все-таки решил довериться марке Nikon, я бы посоветовал дождаться подробного описания Nikon 8800 (дебютировал 16.09.04) — возможно, немного переплатив, вы получите технически более совершенный прибор, призванный возглавить линейку СoolPix.
А теперь небольшое заключение. Аппараты принадлежат к одной ценовой категории, поэтому предоставляемые ими возможности будут почти одинаковыми. Использование схожих матриц типоразмера 2/3 дюйма уникальности не добавляет. Все это позволяет выделить рассмотренные модели в особый класс восьмимегапиксельников, который имеет свои недостатки и преимущества, кратко перечисленные в предыдущей части статьи. Но в пределах данного класса камеры существенно разнятся между собой. Это проявляется в конструкции и принципах управления (у каждого производителя свое видение идеального фотоаппарата), в качестве и особенностях итогового снимка (применяются различные алгоритмы обработки и сжатия), в скорости работы. К тому же, каждая камера ориентирована на своего покупателя.

Так, например, Sony 828 и Minolta A2 больше подходят для профессионала, который по каким-то причинам не желает использовать зеркальные аппараты, а Nikon 8700 рассчитан на любителя, для которого основным параметром выбора является компактность и универсальность. В данный момент на рынке нет незаменимой модели, которая могла бы устроить каждого. По скорости работы систем фокусировки вышерассмотренные аппараты я бы расположил так:
1) Sony 828, Minolta A2;
2) Olympus 8080;
3) Canon Pro 1, Nikon 8700.
По микрорезкости изображения — так:
1) Canon Pro 1;
2) Olympus 8080, Sony 828, Nikon 8700;
3) Minolta A2.
А по уровню тех же ХА — вот так:
1) Olympus 8080;
2) Minolta A2, Canon Pro 1, Nikon 8700;
3) Sony 828.

Пример демонстрирует, что ни одна цифровая камера не может быть лучшей по всем параметрам. Это все к тому, что каждый должен выбирать камеру сам, из своих личных предпочтений и убеждений. И не надо искать идеальный аппарат — его просто нет. Никто: ни суперпуперизвестный фотограф, ни продавец в фирме, где вы собираетесь совершить покупку, ни бабушка на улице, — не подскажут вам, чего же вы действительно хотите. Полезно сначала определить список приоритетов, а потом выискивать максимально соответствующую ему конкретную модель.

А теперь обещанный перечень Internet-ресурсов, которые помогут найти дополнительную информацию по рассмотренным моделям и цифровой фотографии в целом. Начну, пожалуй, с буржуйских сайтов. Все-таки цифровая фотография имеет корни оттуда, и вся эта инфраструктура в гораздо большей степени развита "за бугром". Если вы хоть в какой-то степени ладите с английским, то вам сразу сюда:
www.dpreview.com   — наверно, самый популярный и авторитетный источник. Все основные новости и новинки цифровой фотографии моментально находят отражение на страницах этого сайта. Здесь вы найдете подробные описания и тесты всех моделей цифровых аппаратов. Автор(-ы) приложили немало усилий, чтобы разработать хорошо структурированный и удобный в использовании интерфейс, поэтому поиск нужной информации не составит особого труда. Если вы имеете список камер и не знаете, какую предпочесть, полезно сравнить возможности каждой из них side-by-side, т.е. сформировав отдельную страницу с характеристиками. Кроме того, образцы снимков, мнения пользователей — и т.д., и.т.п.
www.steves-digicams.com   — ресурс от Стива, посвященный подробным описаниям цифровых камер. На этот сайт часто ссылаются в различного рода форумах, что говорит о компетентности автора. Особенно полезно перед покупкой аппарата посмотреть оригинальные снимки в максимальную величину. Здесь они выложены в разделе "Sample Pictures". Что касается восьмимегапиксельников, то для камер Nikon 8700, Canon Pro1 и Sony 828 есть снимки, сделанные в одно и то же время в одном и том же месте. Кому интересно, можно сравнить.
www.dcresource.com   и www.imaging-resource.com   — еще два аналогичных ресурса, которые следует посетить — хотя бы для того, чтобы узнать другие мнения. На втором из них предпринята попытка реализовать сравнение выбранных из списка моделей на основании снимков, сделанных в похожих или идентичных условиях. Все это выглядит следующим образом: на странице, разделенной вертикальной линией пополам, в левую часть загружаются снимки, полученные одной камерой, а в правую — другой. Насколько это удобно и информативно, судить вам.
www.pbase.com   — в разделе "Camera DataBase" куча снимков, присланных владельцами разных цифровых камер. Выбираете интересующий вас аппарат и просто смотрите, на что он способен.

Теперь пару русскоязычных ссылок:
www.ixbt.com   — кладезь всякой информации компьютерной тематики. Здесь в разделе "Изображения в числах" найдете много чего полезного, касающегося цифровой фотографии. К данному моменту выложены подробные обзоры всех рассмотренных нами восьмимегапиксельных аппаратов. Кроме этого, функционирует популярный форум, где можно задать вопрос или воспользоваться уже существующей темой.
www.foto.ru   — Internet-магазин. Поможет сориентироваться в ценах. При необходимости можно закачать подробные характеристики конкретной модели. Родственный сайт — club.foto.ru.
www.club.foto.ru   — название говорит само за себя. Множество форумов: "Обсуждение фототехники", "Цифровая обработка изображений", "Общие вопросы фотографии" и т.п. Особый интерес представляет раздел, где можно посмотреть отзывы владельцев цифровых камер. Отмечаются сильные и слабые стороны конкретной модели, причины обращения в сервисы, неудобства и недоработки, выявленные в процессе эксплуатации.
www.photosight.ru   — просто любопытный ресурс, посвященный фотографии.

Войцехович Леонид, VspikA@rambler.ru

компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2004 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета