X-Plane v.7


X-Plane v.7


Жанр: авиасимулятор. Разработчик: Laminar Research. Издатель: "Акелла". Количество дисков: 2. Похожие игры: MS Flight Simulator, Fly!. Минимальные системные требования: Pentium III 500 MHz, 125 Mb RAM, 8 Mb Video, 7 Gb HDD. Рекомендуемые системные требования: Pentium III 800 MHz, 256 Mb RAM,16 Mb Video, 7 Gb HDD. Сайт игры: www.x-plane.com

"Игры не для всех" можно найти в любом жанре. Это игры, которые в силу различных особенностей не привлекут внимания большинства, но приведут в восторг иных, для которых, собственно говоря, и предназначались с самого начала. В симуляторах место таких "отшельников" обычно занимают детально проработанные и серьезные проекты. Они зачастую слишком сложны для рядовых геймеров, но в то же время приходятся как раз впору искушенным симуляторщикам. И таковую нишу уже достаточно долгое время занимают симы марки X-Plane. Они достойно и вполне успешно конкурируют с небезызвестной серией Microsoft Flight Simulator. И издание российской компанией "Акелла" последней, седьмой, версии "иксплейнов" (если быть точным, то версии 7.10) послужило весомым поводом для знакомства с этой небезынтересной игрой.

База
Но прежде чем приступить к разбору самой игры, скажу еще пару слов о ее концепции. А вернее, о коренных различиях между X-Plane и MS Flight Simulator (ведь после ухода в небытие серии Fly! волей-неволей приходится сравнивать "иксплейны" с "флайтсимами"). И здесь нужно уяснить лишь одно. Ведь если продукт "мелкомягких" в силу опыта его создателей, не упрощенности, а большего "дружелюбия", что ли, игрового процесса с грамотными тренировочными миссиями, многообразными дополнительными функциями способен самостоятельно притянуть к себе внимание новых геймеров, зачастую даже не имеющих опыта в авиасимах, то X-Plane со своим огромным количеством опций, режимов, просто-таки гнетущей глобальностью, а тем более глубочайшей реализацией процесса полета, скорее всего, произведет на игрока отталкивающее впечатление в первые же минуты после запуска игры. И причина тому лежит на поверхности. Ведь создатель X-Plane Остин Мейер, профессиональный летчик американских авиалиний, создавая игру, ясно видел свою цель. Он с самого начала хотел сделать такой симулятор, который заслуживал бы права называться больше тренажером, чем игрой. Чтобы на нем оттачивали свое мастерство настоящие пилоты — такие, как он сам. Чтобы каждый мог почувствовать, что значит самолично вести многотонный "Боинг". Чтобы те, кто не мог себе позволить летать в реальной жизни, получили отдушину в виртуальной. И смело можно сказать, что он в этом преуспел. И потому, беря в руки коробочку с дисками, нужно сразу же настроить себя на соответствующий лад. И лишь потом запускать игру. Настроились? Славно, тогда пойдем дальше.

Простота внешняя и глубина внутренняя
Что мне весьма понравилось в X-Plane — это ее непосредственность. Ведь, кликнув по иконке на своем десктопе, вы сразу же без всяких менюшек, вопросов о вашей уверенности и состоятельности оказываетесь прямо за штурвалом "Боинга", темной ночью, под проливным дождем, с одной лишь целью — взлететь. Забавно, правда? Прямо с места и в карьер. А ведь это, если вдуматься, очень грамотный шаг. Ведь сразу же отсеиваются остатки тех случайных людей, которые решили просто "поюзать" очередную "леталку". Те же, кто не утратил энтузиазма, но не имел ранее опыта встреч с этой игрой, благоразумно открывают "Руководство игрока" (за него, кстати, акелловцы заслуживают большущий респект — очень грамотно написано и содержит много полезной информации). И когда с его помощью игрок, наконец, осознает то, что от него требуется, и как это самое достигается, тогда можно вновь запускать игру.

На деле все оказывается гораздо проще, чем могло показаться в момент первого запуска игры. Возможно, одной из причин этого является грамотное управление. По умолчанию достаточно сделать несколько пассов курсором мыши на приборной панели, чтобы самолет стал разгоняться и набирать скорость по взлетной полосе. И затем, щелкнув по лобовому стеклу, можно той же самой мышкой перехватить штурвал самолета. Действительно, управление здесь заслуживает похвалы, так как даже люди, "не обремененные" джойстиками, не будут чувствовать себя неловко. А это весьма важно.
Ну вот, со взлетом спустя N-ное количество минут, наконец, немного разобрались. Базовые навыки усвоены и закреплены. Теперь путем мягкого перевода курсора к верхнему краю экрана можно вызвать всплывающее меню и приступить, собственно говоря, к самой игре. Путем выбора летательного аппарата, местоположения, погоды, времени суток и поры года можно легко создать для себя подходящий сценарий и опробовать его в деле. Например, ничто не мешает солнечным весенним утром полетать на маленькой "Цессне" в голубом небе Калифорнии. Или же попытаться успешно посадить сверхзвуковой "Конкорд" на покрытую льдом посадочную полосу в каком-нибудь европейском аэропорту. Или можно попробовать поднять в воздух одну из нескольких представленных здесь винтокрылых машин и попробовать полетать на ней. Авиапарк и возможности выбора поистине огромны, но об этом несколько ниже.

Сейчас же поговорим о территориях, над которыми нам дано полетать. 7 гигабайт пространства вашего винта, нескромно погребенных под игрой, сами собой настраивают на хотя бы некоторую глобальность игры. И она действительно оправдывает эти надежды. Ведь здесь можно использовать по назначению 20.000 аэропортов и посадочных площадок. И, следовательно, разработчики наконец-то реализовали без малого весь земной шар. Проверим! Выбираем уже приевшуюся "Цессну" (чисто субъективный выбор: простота и устойчивость — лучший вариант для новичка, на мой взгляд), садим ее на взлетную полосу аэропорта "Минск-2" и взлетаем. Немного покружив в небе, берем курс на столицу и летим, сгорая от любопытства. Наконец, видим впереди что-то большое и серое, подлетаем ближе... и чуть не роняем самолет на землю от приступа неудержимого хохота. Это надо же! Какого создатели мнения о нас! Минск видится им большим (хоть на этом спасибо) скопищем городских кварталов, в каждом из которых расположена пара-тройка одноэтажных домов с обязательными бассейнами на заднем дворике каждого. На весь город я насчитал лишь десяток многоэтажек, а река Свислочь так и не была найдена. Впрочем, не стоит сильно из-за этого расстраиваться. Более чем уверен, что 70% городов в игре выглядит примерно так же. Главное, что природа за городской чертой вполне-таки восточноевропейская — хоть на этом спасибо.
Однако не все так плохо, ведь главное же действо игры разворачивается в небе. И когда держишь в руках штурвал большого пассажирского лайнера, переговариваешься с диспетчером, следишь за показаниями приборов, тревожно пытаешься предугадать погоду, принимаешь важные решения, просто-напросто нет времени на то, чтобы разглядывать проплывающие внизу просторы. Неплохая реализация основных мегаполисов да достоверность аэропортов — вот все, что нужно для нормальной игры.

Универсальное сердце
Под сердцем, как вы, уверен, догадались, я имел в виду движок игры, а вернее, то, как он справляется с реализацией поведения самолета в воздухе. Ведь именно он и приносит игре большую часть популярности и признания.
"Моделирование полетов в X-Plane осуществляется с помощью процесса, называющегося "анализ элементов лопасти" — процедуры, часто используемой конструкторскими бюро для прогнозирования характеристик винтов самолетов и вертолетов. Принцип такого анализа весьма прост: лопасть пропеллера или винта раскладывается на несколько составляющих (обычно от 5 до 20), а затем вычисляется точная скорость каждой из них при движении самолета и вращении винта. После того, как найдена скорость и угол атаки каждой составляющей, можно вычислить силы, действующие на весь пропеллер. X-Plane использует эту теорию не только для пропеллера, но и для всего самолета. Пропеллеры, винты, крылья, горизонтальные и вертикальные стабилизаторы — каждая система разбивается на несколько составляющих, после чего вычисляются силы, действующие на каждую из них. Затем результаты суммируются, чтобы найти общую силу, действующую на самолет. После того, как эта общая сила будет известна, X-Plane сможет рассчитать модель полета машины" — вот этой выдержкой из "Руководства игрока" и можно неплохо охарактеризовать главную особенность игрового движка.
От себя добавлю лишь то, что, задавая таким образом нужные вам характеристики аэробусов, можно достаточно легко создать собственную машину и, не выходя из игры, опробовать ее в деле. Для того чтобы это стало еще удобнее, вместе с игрой поставляется редактор самолетов. Здесь можно легко разобраться с бытовым аэростроением и получить массу удовольствия от созидания собственных аэробусов. Но стоит быть готовым к тому, что, если неправильно задать некоторые характеристики, ваш самолет (да и среди "нелицензионных" машин, поставляемых с игрой, такое еще встречается) может начать вытворять на мониторе совершенно немыслимые кренделя. Посему лишь призову вас быть внимательными.

На пыльных тропинках далеких планет
Конечно, про тропинки речи не идет, но вот пробороздить самым дотошным образом атмосферу этих самых планет игра вполне позволяет. А именно в звездном небе Марса нам дозволено полетать, когда матушка-Земля наконец-то приестся. По утверждениям разработчиков, небо Марса воссоздано с огромной точностью и реалистичностью. Самому это проверить, естественно, возможности не представилось. Но вот что могу сказать точно, так это то, что на пропеллерной "Цессне" вам над Красной планетой никогда в жизни не подняться — хоть это радует. Для марсианских же полетов нам предоставлены различные шаттлы и прочие аппараты из NASA'вских ангаров. Максимальное расстояние, на которое вы можете отдалиться от планеты, равно 120 километрам, так что у летчика есть возможность попутно почувствовать себя в шкуре космонавта. Дерзайте!

X-Plane Community
Также нельзя не отметить абсолютную открытость X-Plane. Ведь, помимо редактора самолетов, здесь наличествуют редакторы ландшафтов и так называемый редактор профилей (позволяет задавать характеристики для будущих самолетов, на основе которых можно продолжать создание своей машины). И с помощью всего этого можно менять практически все в игре. Создавать аэробусы и творить просторы под ними — все, лишь бы терпения хватило. И у фанатов его хватает. Ведь ежемесячно появляется большое количество новых самолетов, имеющих как реальные прототипы, так и вымышленные от и до. И все это в огромных количествах легко находится в Интернете, на том же фанатском www.x-plane.org, к примеру. И эта "народность" игры, смею предположить, и является одним из ее главных козырей в споре с тем же MS Flight Simulator.

Оценка: 8. Игра не может похвастаться ни графикой, ни звуковым оформлением, ни сильным захватывающим сюжетом, ни тем более зубодробительным драйвом — ничем, что могло бы заинтересовать игроков-обывателей. Она просто выполняет свое предназначение. И уже то, что множество авиашкол закупили ее как тренажер для занятий, говорит о многом. Игра хорошо и качественно реализует процесс полета — и это все, что от нее требуется. И это все, что нужно для достойной оценки.

Garrick, Fiery_g@rambler.ru

компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: авиасимулятор. Разра

©1997-2024 Компьютерная газета