Звуковая система Creative Professional E-MU 1820

Звуковая система Creative Professional E-MU 1820

Creative расширяет свою экспансию не только на рынке массовых звуковых устройств, но и на профессиональном рынке. Известная в мире профессиональной музыки фирма E-mu, в начале 90-х вошедшая в состав Creative, выпустила линейку профессиональных звуковых систем для PC: 1212M, 1820 и 1820M. В этой статье речь пойдет о "средней" модели в этой линейке — системе E-mu 1820.

Состав:
— Интерфейсная карта E-mu 1010 PCI.
— Внешний модуль AudioDock.
— Комплект резиновых "ножек" для внешнего модуля.
— Кабель EDI для подключения внешнего модуля длиной 3 м.
— Кабель питания в виде переходника к разъему винчестера/CD-ROM.
— Разветвитель (Y-кабель) с разъемами 6,3 мм.
— Компакт-диск с драйверами и программами: DirectX 9.0, WaveLab 2.5 Lite, Cubase VST 5.1, SFX Machine Lite.

Технические характеристики:
— Частота дискретизации: 44,1, 48, 96, 192 КГц.
— Разрядность отсчета: 16 или 24 бит.
— Диапазон частот: 20 Гц — 20 КГц.
— Неравномерность частотной характеристики: 0,2 дБ.
— Коэффициент гармоник на частоте 1 КГц: 0,0006%.
— Отношение сигнал/шум (A-взвешенное): 112 дБ.
— Разделение стереоканалов на частоте 1 КГц: -120 дБ.
— Аналоговый интерфейс: симметричный (изолированный), 6 входов, 8 выходов, одноканальные разъемы типа "джек" диаметром 6,3 мм, 2 разъема Neutrik для микрофонных/линейных предусилителей.
— Интерфейс S/PDIF: электрический (коаксиальный) вход/выход с разъемами RCA ("тюльпан"), оптический вход, 2 оптических выхода, программное переключение между форматами S/PDIF и AES/EBU, поддержка ADAT (type 1 & 2).
— MIDI-интерфейс: 2 входа, 2 выхода, стандартные разъемы DIN-5.
— Интерфейс FireWire: 1394а, скорость до 400 Мбит/с.
— Синхронизация: внутренняя/внешняя.

Требования к аппаратной конфигурации:
— Процессор Intel Pentium III, AMD K6 с эквивалентной частотой 500 МГц и более.
— Системная плата с чипсетом, Intel-, AMD- или полностью совместимым.
— 128 Мб оперативной памяти.
— Разъем PCI 2.1.
— ОС Windows 2000 SP4 или Windows XP SP1.
— 500 Мб дискового пространства для полной установки программного обеспечения.

Описание
Система состоит из PCI-карты и внешнего модуля AudioDock. Карта имеет код модели EM8810 и выполнена на специализированных процессорах E-mu E-DSP и XILINX SPARTAN XC2S50E. Процессор имеет быстродействие 100 MIPS (млн команд в секунду) и обеспечивает обработку всех звуковых каналов в реальном времени. Карта самостоятельно работает с памятью компьютера (bus-master), что практически исключает загрузку центрального процессора при обработке звуковых сигналов. На планку, выходящую на заднюю стенку компьютера, выведены только цифровые и наиболее редко переключаемые разъемы: для модуля AudioDock (RJ-45), электрический S/PDIF (вход/выход, RCA), оптический S/PDIF для ADAT (вход/выход), IEEE 1394. Остальные разъемы вынесены на модуль. Модуль AudioDock выполняет все преобразования сигнала из аналоговой формы в цифровую и обратно, что позволяет снизить влияние "шумных" компонент компьютера на аналоговые цепи. Обмен информацией между картой и модулем происходит только в цифровой форме. Модуль имеет стандартные размеры для установки в типовую 19" стойку.

Для соединения между собой карта и модуль имеют разъемы RJ-45, традиционно используемые в сетевых устройствах, и вместо стандартного входящего в комплект кабеля могут соединяться экранированным кабелем STP 5 категории длиной до 10 метров. С одной стороны, это удобно (можно легко приобрести или самостоятельно изготовить кабель нужной длины), а с другой — опасно, поскольку нетрудно перепутать разъемы с сетевой картой или коммутатором. Подключение модуля к сетевому устройству, скорее всего, не приведет к каким-либо вредным последствиям, однако в разъеме карты, помимо информационных сигналов, присутствует питающее напряжение для модуля, которое может вывести сетевое устройство из строя.

Всего система имеет 6 аналоговых линейных входов и 8 выходов. По традиции, сложившейся в профессиональной аппаратуре, все входы, выходы и звуковые пути в системе одноканальные (монофонические). Стерео- и другие многоканальные сигналы образуются комбинированием двух или более звуковых каналов. Для удобства каналы сгруппированы в стереопары и обозначены 1L/1R, 2L/2R и т.д. Все входы и выходы полностью изолированы и сбалансированы (симметричны). Для экономии места большинство каналов имеет разъемы типа "джек" диаметром 6,3 мм. Гнезда ориентированы на трехконтактный штекер, кончик и промежуточное кольцо которого подключены к сигнальным цепям, а трубка, традиционно используемая в качестве "земли", не подключается. Возможно использование двухконтактных штекеров, не имеющих промежуточного кольца, которые обычно применяются для соединений с общей "землей" и часто выполняются цельнометаллическими. При использовании таких штекеров с E-mu 1820 нужно иметь в виду, что "земля" в системе будет для каждого канала своя, и случайное замыкание корпусов штекеров между собой может повысить уровень шумов и помех.

Выходы 4L/4R по умолчанию используются в качестве мониторных для контроля выходного сигнала. Выход для наушников, расположенный на передней стенке модуля, коммутируется независимо. Четыре двухканальных разъема "мини-джек" 3,5 мм дублируют весь набор выходов, образуя набор аналоговых сигналов в формате 7.1. Нормальные уровни сигналов в каналах программно выбираются между двумя стандартами: Professional (+4 dBu, 0 dBu = 0,777 В) и Consumer (-10 dBV, 0 dBV = 1 В). Все выходы имеют встроенную схему отключения в момент включения/выключения питания, обеспечивающую отсутствие бросков напряжения (щелчков) в каналах в это время. В системе имеется два комбинированных микрофонно-линейных предусилителя TFPro с разъемами типа Neutrik, в которые можно вставлять как микрофон с разъемом XLR, так и источник линейного сигнала с джеком 6,3 мм. Каждый вход имеет ручной регулятор уровня. Предусмотрен отключаемый источник фантомного питания для микрофонов напряжением 48 В. Имеется также стереофонический предусилитель-корректор для магнитного звукоснимателя в стандарте RIAA (входы Phono), выходы которого подключены к каналам 3L/3R. Линейные входы этой пары каналов имеют приоритет, поэтому вставка штекеров в линейные разъемы этой пары отключает выходы предусилителя. Однако при свободных линейных разъемах предусилитель работает, и, если звукосниматель не подключен, в каналах 3L/3R будет присутствовать шум предусилителя. Эту особенность нужно учитывать при выборе способов подключения источников сигнала.

В один компьютер может устанавливаться несколько карт E-mu, причем одна из них должна быть установлена в режим Master Card (ведущая), чтобы служить источником синхросигнала для остальных (ведомых) карт. Сигнальный процессор в системе реализует гибкую, программно коммутируемую схему обработки сигналов, похожую по структуре на профессиональный микшерный пульт с набором различных устройств обработки. Программа управления PatchMix DSP позволяет в удобной форме задавать пути распространения сигнала между входами и выходами, а также различные виды его обработки на этом пути. При этом сигналы для обработки могут поступать как с внешних источников через входные разъемы, так и от компьютерных программ через стандартные интерфейсы MME (Wave), DirectSound и ASIO. Таким же образом обработанный сигнал может направляться либо на следующий этап обработки внутри системы, либо на внешний выход, либо на вход какой-либо компьютерной программы. В разрыв каждой сигнальной линии может быть включена цепочка индивидуальных эффектов, сигнал с каждой линии также может быть дублирован на блок дополнительных (Aux) эффектов, выходные сигналы которых суммируются на общей магистрали, направляемой, в свою очередь, на блок глобальных эффектов. В нескольких точках этой схемы возможна регулировка уровня сигнала и стереопанорамы в сигнальных парах. Любая цепь также может быть разорвана с направлением сигнала компьютерной программе или на внешний выход и получением ответного сигнала от программы или с внешнего входа.

Процессор системы поддерживает богатый набор видов обработки (эффектов). Базовый набор включает временные эффекты (задержки, эхо, флэнжер), амплитудные (усиление, переусиление, сжатие динамического диапазона), спектральные (эквалайзер, фильтры, вау-эффект), специальные (сдвиг частоты, имитация вращения, преобразователь фонем). Путем комбинирования базовых эффектов получается широкий спектр более сложных видов обработки. Имеется также три специальных вида эффектов: индикатор уровня, регулятор уровня и генератор тестового сигнала. Вставка их в сигнальный путь позволяет контролировать уровни в различных точках, регулировать их, а также "прозванивать" цепи обработки, пропуская по ним простые тональные сигналы.

Интерфейс с Alesis ADAT использует стандартный оптический интерфейсе, совместимый с S/PDIF, в информационном канале которого по схеме S/MUX упаковано несколько 24-разрядных каналов: 8 на частоте 48 КГц, 4 — на 96 КГц, и 2 — на 192 КГц. Интерфейс программно переключается на формат стандартного S/PDIF. Система имеет два комплекта входов/выходов MIDI, один из которых может переключаться в режим ввода синхросигналов от дополнительной карты синхронизации, приобретаемой отдельно. Карта синхронизации поддерживает форматы SMPTE и Word Clock. В стандартном режиме оба MIDI-интерфейса работают независимо.

Полный набор возможностей системы доступен только на частотах дискретизации 44/48 КГц. При работе на более высоких частотах (96/192 КГц) недоступна обработка сигнала в реальном времени, а также звуковые интерфейсы Wave/DirectSound/WDM (доступен только ASIO). На высоких частотах также "сливаются" выходы наушников и монитора (пара 4). На 192 КГц становится недоступным интерфейс S/PDIF, а количество входов сокращается до четырех.

Подробное описание системы доступно на сайте производителя: http://www.emu.com/products/product.asp?maincategory=754&category=754&product=2210 .

Программа управления
Управление системой производится стандартной программой PatchMix DSP, реализующей "виртуальный микшерный пульт". Драйвер карты самостоятельно не включает никаких обработок и не запоминает состояний: пока не запущена программа управления, система может только воспроизводить сигналы из компьютера. Совокупность параметров системы, действующая в конкретный момент времени, называется сеансом (session). Основным параметром сеанса является частота дискретизации, которая задается при открывании нового сеанса и определяет набор доступных возможностей системы. Базовые частоты 44 и 48 КГц могут переключаться в рамках одного сеанса. Программа предлагает набор готовых шаблонов, описывающих наиболее распространенные схемы включения различных цепей.

Программа сделана в модном сейчас "футуристическом" стиле без использования меню с максимальной функциональной нагрузкой большинства элементов изображения и отображает панель виртуального "стоечного" устройства, в котором есть панель управления (справа) и "корзина" слева, куда можно вставлять блоки обработки (stripe). Блок обработки описывает путь и виды обработки одного монофонического сигнала или стереопары. Для каждого блока задается источник сигнала (внешний вход, компьютерный звуковой интерфейс, линия Aux) и до шести видов эффектов (effect chain). Передача сигнала на дальнейшую обработку реализуется псевдоэффектом Send, параметром которого указывается "пункт назначения".

Для удобства имеется "палитра эффектов" (effect palette) — полный список доступных эффектов, откуда их можно назначать блокам обработки простым перетаскиванием, как и перетаскивать эффекты между блоками. Большинство регуляторов отображается в виде круглых "виртуальных ручек". При нажатии на такую "ручку" рядом с нею отображается линейный движок, который гораздо удобнее перемещать мышью. Каждая ручка имеет контекстное меню, содержащее команды установки в стандартное положение, "копирования" (запоминания текущего положения) и "вставки" (установки ручки в ранее скопированное положение). Две последние возможности сильно облегчают тонкую настройку звука. Кроме индивидуальных, доступно еще до шести общих (main) эффектов и до четырех эффектов на дополнительной (Aux) магистрали.

Система тесно интегрируется с популярными звуковыми программами Steinberg — Cubase, Nuendo, WaveLab и т.п. Помимо поддержки звукового интерфейса ASIO, имеется VST-плагин E-Wire, позволяющий использовать аппаратную обработку E-mu в звуковых проектах. Для исключения влияния аппаратно-программных задержек можно использовать плагин E-Delay Compensator.

Установка
Процесс установки карты в компьютер сопряжен с некоторыми сложностями. Из-за недоработок драйвера карты возможны конфликты с Creative Audigy2, поэтому при наличии в компьютере карты Audigy2 необходимо вначале удалить ее из системы, затем вынуть саму карту, установить карту E-mu, провести полный процесс установки, после чего установить Audigy2, как обычно. При установке в корпус с блоком питания ATX нужно не забыть полностью отключить компьютер переключателем на блоке питания или вынув сетевой шнур из розетки, поскольку даже при отключенном компьютере блок этого типа подает питание на шину PCI. Поскольку модуль AudioDock потребляет достаточно большой ток, карта предусматривает отдельный разъем для подключения выхода блока питания (разъем для дисковода).

Тестирование
Я тестировал систему под Windows 2000 SP4. Установка аппаратуры и программ прошла успешно, однако при каждой загрузке системы возникала ошибка приложения CTHELPER, автоматически запускаемого при старте Windows и настраивающего параметры по умолчанию. Пришлось убирать это приложение из автозагрузки. После традиционных ширпотребовских звуковых адаптеров Creative эта система воспринимается довольно непривычно. Меня поначалу слегка раздражало то, что даже для простой записи с внешнего входа в файл необходимо запустить PatchMix DSP и настроить передачу сигнала с входа на системный интерфейс Windows. Для эффективной работы с системой желательно иметь как навыки работы с профессиональной звуковой аппаратурой, так и запас стандартных для этой сферы кабелей и переходников. Например, источник сигнала со стандартными для бытовой аппаратуры разъемами RCA (тюльпан) или мини-джек 3,5 мм без переходника подключить будет невозможно.

Каких-либо претензий к качеству звучания или обработки у меня не возникло. Напротив, звучание везде было чистым и бесшумным, слышимый шум давали только микрофонные входы. Обработка звука выполняется целиком аппаратно — ресурсы процессора расходуются только на отображение текущего состояния индикаторов.

Модуль AudioDock потребляет около 15 Вт, нижняя его часть при работе нагревается примерно до 50°, поэтому рекомендую следить за тем, чтобы не закрывать модуль снизу от доступа воздуха.

Евгений Музыченко, Новосибирск




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2004 год в рубрике hard :: sound

©1997-2024 Компьютерная газета