Съемка и монтаж видеофильмов. Практические советы

Съемка и монтаж видеофильмов. Практические советы

В КГ №28 и 30 за 2004 г. мы обсудили основные параметры и критерии выбора цифровых видеокамер. Теперь настало время перейти к следующему этапу: съемка и монтаж видеофильмов. Данная статья полностью посвящена рассмотрению часто задаваемых начинающими видеолюбителями вопросов, обзору популярного на сегодняшний день программного обеспечения для работы с отснятыми материалами и решению проблемы, связанной с хранением собственных фильмов.

Понятно, что для рассмотрения затрагиваемой в настоящей статье темы может оказаться недостаточно даже целой книги, поэтому я ограничусь лишь краткими советами из различных областей работы с цифровым видео.
Итак, предположим, что вы, прочитав инструкцию, понажимав все кнопки и вдоволь наигравшись всевозможными настройками, решили, наконец, снять настоящий фильм. Продумали сюжет, выбрали подходящих действующих лиц и приступили к осуществлению своих идей. Первое, что хотелось бы сказать: никогда не экономьте кассеты. Снимайте все подряд, не задумываясь, стоит ли того объект съемок или нет. Этот вопрос постоянно возникает среди любителей видео и значительно отравляет работу по съемке фильма. Однако помните, что создать интересный фильм можно только при наличии большого количества материала, когда выбираешь самые интересные моменты. Если выбор невелик, то, скорее всего, конечный результат будет скучным и невпечатляющим. Вы всегда можете сбросить весь отснятый материал на жесткий диск компьютера, удалить все ненужное и оставить лишь то, что действительно того заслуживает. А кассеты можно будет использовать повторно. Хранить все отснятое не имеет смысла, т.к. половина, а то и больше вообще не представляет никакого интереса даже для самого оператора, и весь этот мусор лишь зря будет занимать место на кассетах.

Далее я приведу схему, по которой чаще всего проводится монтаж фильмов и которой пользуюсь я сам. После небольшой "чистки" отснятого (производится в видеоредакторе) материалы записываются на кассету. Далее приступают непосредственно к созданию фильма со всевозможными эффектами, титрами и прочими наворотами. И когда фильм будет полностью готов, его вновь записывают на какой-либо носитель. Таким образом, часть видео хранится в двойном экземпляре. Это оправдано, т.к. вы всегда можете вернуться к первоначальному варианту и изменить ваш фильм или даже создать новый в соответствии с замечаниями ваших друзей или родственников. Да и вы сами через некоторое время не сможете смотреть на свои первые шедевры без иронии. Как только начинающий режиссер разберется с видеоредактором, у него возникает желание показать своим знакомым, на что он способен. В результате каждые 5-10 секунд мелькают различные надписи, появляются эффекты и всевозможные транзишены (переходы). И лишь со временем понимаешь, насколько примитивно это смотрится: в особо тяжких случаях даже начинаешь все переделывать. Так что на всякий случай сохраняйте отснятые материалы в первоначальном состоянии (после удаления видеомусора, разумеется).
Теперь поговорим непосредственно о процессе съемки.

Баланс белого
При изменении условий освещенности, видеокамеры, не обладая способностью приспосабливаться к новой цветовой гамме, начинают искажать цвета. Особенно это заметно при съемках с домашним освещением (изображение искажено в сторону желтого цвета) или в сумерках на улице, когда камера начинает "синить". Как уже было сказано, автоматический режим не способен справиться с такой ситуацией и настроить аппарат можно только вручную. Для этого предназначен ручной режим баланса белого. С его настройкой связано множество мучений: приходится искать гладкую белую поверхность или постоянно носить с собой в сумке лист бумаги; выбор ручного режима через меню отнимает много времени, а отдельные кнопки на корпусе в некоторых моделях не предусмотрены. В общем, настройка баланса белого приносит много неудобств, с которыми, тем не менее, приходится мириться. Кадры, сделанные без выставления его вручную, можно считать испорченными и допустимы лишь для школьника, снимающего самой дешевой камерой. Так что заранее приготовьте белый лист и при изменении освещения делайте калибровку. На вопрос, возможно ли исправить положение в видеоредакторе, я даю отрицательный ответ. Вернее говоря, в некоторых программах предусмотрены подобные фильтры, однако их применение хоть и приводит к улучшению цветовой гаммы, но ухудшает качество картинки в целом. Поэтому старайтесь не использовать такие фильтры вообще и делайте максимально возможное при съемке.

Ручная фокусировка
Ручная фокусировка, ввиду своей важности, присутствует сегодня, наверное, во всех камкодерах. Видеокамера, естественно, не может знать, что вы хотите запечатлеть, и настраивает фокус в соответствии с наиболее распространенными ситуациями. Если же объект съемки очень мал, находится не в центре кадра или за какой-либо частично прозрачной преградой (сетка или стекло), если в кадре находится предмет, значительно более освещенный, чем на который вы хотели бы навести резкость, или сам являющийся источником света, то автоматика не поможет: вновь придется использовать ручные настройки. Тут, к счастью, все проще, чем с балансом белого: необходимо всего лишь выбрать ручной режим и при помощи колесика на корпусе или кольца на объективе добиться наилучшего результата.

Будьте осторожны при использовании трансфокатора. Старайтесь не снимать с рук при увеличении более 6x. Используйте штатив или, по крайней мере, опирайте локоть на какой-либо предмет. Кадры, сделанные без штатива или упора с таким зумом смотреть просто невозможно. Цифровое приближение лучше не используйте вообще и отключите его сразу после покупки камеры.
Повороты камеры смотрятся неплохо и придают фильму динамичность, однако тут главное не переборщить. Постарайтесь запомнить скорость поворота камеры, которая не раздражает зрителя. Лично я стараюсь совершать подобные манипуляции либо очень плавно, либо быстро, за короткое время. Если необходимо изменить положение камеры на малый угол, то лучше делать это медленно: частые скачки могут полностью испортить впечатление от просмотра. Если же угол составляет порядка 150-180° — быстро переведите камеру и снимайте дальше: затяжной поворот также не придает фильму привлекательности.

Во время отдыха часто приходится снимать из автобуса или автомобиля. Такие съемки, если они сделаны грамотно, смотрятся довольно эффектно. Но помните: ваш фильм должен представлять собой единое целое. Если идет экскурсия, то рассказ гида должен быть связным, поэтому не обрывайте его на полуслове, дождитесь, пока экскурсовод договорит фразу, и тогда, если необходимо, прекращайте съемку. Неплохо делать и свои комментарии, но тут будьте осторожны: даже в самом продвинутом видеоредакторе можно лишь изменить громкость звука или вырезать его полностью, но нельзя, например, оставить слова гида, а свои удалить. Поэтому часто рекомендуют снимать без комментариев, а в конце сюжета, чтобы не забыть, записать отдельно необходимые слова и только потом, за компьютером, вставить собственные замечания. Однако это не всегда удобно и не всегда возможно.
При сильном ветре во время просмотра будут слышны треск и шум. Это тоже надо учитывать во время съемки и при необходимости ставить Wind Cut (функция снижения шума ветра), что слегка улучшает положение.

Цифровой монтаж
Как это ни грустно, но все имеет начало и конец, в том числе и отпуск. Приехав домой и уладив все навалившиеся проблемы, начинаешь вспоминать про отснятые кассеты. Просмотрев несколько минут фильма, понимаешь: без монтажа не обойтись. Для этого подойдет любой современный компьютер. Если вы приобрели "железо" лет пять назад, возможно, придется его слегка модернизировать. Рассмотрим, какие характеристики должны быть у компьютера, чтобы можно было работать с цифровым видео без ущерба для своей нервной системы:
· Первое — обязательное наличие контроллера IEEE-1394, через который ваша камера будет соединяться с компьютером для захвата видео или записи с компьютера на ленту.
· Процессор. Частота чем выше, тем лучше. На качество процессор никак не влияет, но от него зависит скорость выполнения абсолютно любой операции. Минимально необходимый процессор каждый называет по-разному. Что-то среднее — Celeron 400 MHz или аналогичный ему Duron.
· К видеокарте тоже особых требований нет. Подойдет почти любая, которая способна дать 85 Гц. 3D не обязательно.
· Материнская плата. От нее требуется только стабильная, устойчивая работа. Подойдет любая брэндовая.
· Памяти желательно много, но без фанатизма. Минимальное значение — 128 Мб, но лучше — 256. Оптимальное решение 512 Мб. При большом желании можно и в два раза больше поставить, хотя, честно говоря, даже не знаю, имеет ли это смысл для любителя. Это ж какой фильм смонтировать надо, чтоб столько понадобилось!

· Винчестер также чем больше, тем лучше. Скорость желательно 7200 оборотов. Одна секунда видео в DV-формате занимает 3,5 Мб, Digital-8 или Mini-DV кассета, длительность записи на которую составляет 1 час, — 12,6 Гб. Так что гигантские жесткие диски никому и не нужны, но наличие 50 Гб свободного места я осмелюсь назвать необходимостью. Учтите, что общая продолжительность исходных фрагментов будет в 1,5-2 раза больше самого фильма. При недостаточном объеме жесткого диска придется "склеивать" фильм из кусочков уже на кассете, отчего фильм привлекательнее точно не станет.
Как видно, вопреки распространенному заблуждению, сверхмощный и дорогостоящий компьютер не понадобится. Характеристики выше среднего должны быть лишь у памяти и жесткого диска, а с остальными требованиями справится практически каждый современный компьютер.

Софт
Самой подходящей ОС является Windows 2000. XP тоже подойдет, но с ней будет чуть больше головной боли. В Windows 98SE монтажом лучше не заниматься. Главная причина — размер файлов не превышает 2 Гб. Читать и удалять, правда, можно файлы до 4 Гб, но работать с ними не получится. Кстати, отведенный для фильмов каталог должен быть в системе NTFS.
Теперь определимся с видеоредактором. На сегодняшний день наиболее популярными среди любителей являются три продукта: Ulead MediaStudio Pro, Adobe Premiere и Vegas Video. Реальными конкурентами являются только первые две программы. Последняя не попала бы в этот список, если бы не ее богатейшие возможности работы со звуком (разработчик программы, компания Sound Foundary, широко известна своим звуковым редактором Sound Forge).

Ulead имеет интуитивно понятный и хорошо продуманный интерфейс (много времени на освоение не понадобится), большое количество всевозможных транзишенов. Частенько можно было встретить высказывания, что для MediaStudio мало подключаемых модулей, но сейчас их появляется все больше и больше. Впрочем, и имеющихся в настоящее время вполне достаточно. До выхода 7-й версии для захвата видео с камеры приходилось использовать Scenalyzer Live — программу, которая способна разбивать запись на сцены в соответствии с остановками камеры при съемке, т.к. в Ulead эта функция была недоработана. Теперь ошибка исправлена — и MediaStudio Pro 7 прекрасно справляется с подобными операциями.
Adobe Premiere очень долго удерживал лидирующее положение на рынке программного обеспечения по видеомонтажу. И лишь с выходом 6-й версии Ulead MediaStudio Pro смог составить реальную конкуренцию и в некоторых случаях даже превзошел Premiere. В целом, по своим возможностям эти программы мало отличаются друг от друга. Так что можно смело выбирать любую из них. Единственное, что можно сказать не в пользу разработчиков из Adobe — плохо продуманный интерфейс. Без литературы вряд ли можно разобраться в программе.

Как хранить
Вот мы и подошли к заключительному этапу создания фильма. Споры по поводу хранения видеофильмов ведутся постоянно: одни убеждают, что хранение в различных MPEG-форматах более долговечное и надежное, вторые опираются на качество кассет. Сегодня DVD-рекордеры и сами болванки стали вполне доступны по цене, а видео, записанное в MPEG-2 на DVD, тяжело отличить по качеству от видео, записанного на ленту. Тем не менее, MPEG-форматы в настоящее время пригодны только для распространения видео, а не для хранения. Я уже упоминал, что по прошествии некоторого времени нередко появляется желание изменить или заново создать вариант фильма, а имея оригинал только на DVD, это невозможно из-за ухудшения качества при кодировании. Напомню, что подобного не происходит при перезаписи с камеры на компьютер и обратно.
Что касается долговечности хранения — это тоже спорный вопрос. Считается, что на дисках информация может сохраняться 15-20 лет, а лента подвержена осыпанию, размагничиванию и т.д. Однако малейшая царапина на диске также может привести к плачевным результатам. Так что в любом случае лучше хранить особенно дорогие фильмы на двух носителях в разных местах. Для себя я сделал однозначный вывод: нет на сегодняшний день лучшего средства хранения фильмов, чем кассета для цифровой видеокамеры. Наилучшее соотношение цена/качество, большая вместимость (12,6 Гб) и простота записи с компьютера — параметры, повлиявшие на мой выбор.

И последнее: после записи фильма на кассету (перед удалением проекта с жесткого диска), обязательно просмотрите его от начала до конца на предмет наличия дефектов, причем особенно внимательно — последние 5-10 минут. Именно в конце кассеты наблюдается больше всего брака. Если дефекты имеются — перепишите фильм заново. Если они не исчезнут и во второй раз — записывайте на другую кассету.
Вот, пожалуй, и все о съемке и видеомонтаже. Надеюсь, приведенные материалы помогут вам воплотить творческие идеи в жизнь. Удачи!

Геннадий Войцехович, napster@tut.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2004 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета