...
...

Америка и Китай: IT-гонки на выживание

Америка и Китай: IT-гонки на выживание

Надпись у входа в китайский роддом: "Хватит!!!"

В наши дни внимание крупнейших транснациональных компаний IT-сектора приковано к Китаю — именно он во многом определяет их судьбу. Действительно, Китай в последние годы демонстрирует просто-таки фантастические темпы экономического роста. И теперь перед этой страной встали принципиально новые вопросы. Станет ли поколение производителей высокотехнологичной электроники новым поколением производителей промышленной продукции в Китае? Когда китайские компании смогут на равных конкурировать с американскими и европейскими производителями электроники и ПО?

Сегодня споры между Китаем и США о порядке лицензирования технологий и тарифах на поставку полупроводников ведутся на самом высоком уровне. Это свидетельствует о превращении китайской электронной промышленности из партнера и подражателя в конкурента американских производителей. Как сказал один из топ-менеджеров Силиконовой Долины: "Китайские компании, демонстрирующие постоянный рост своих возможностей как в сфере дизайна, так и в сфере производства, представляют собой грандиозные перспективы и угрозу одновременно".

Первым был Тайвань
Сейчас китайское правительство оказалось перед принципиальным выбором: следовать или нет по "тайваньскому пути". С одной стороны, этот "непризнанный Китай" уже доказал, что именно высокие технологии способны вывести целую страну в мировые экономические лидеры. С другой стороны, масштабы "малого" и "большого" Китая несопоставимы, да и ситуация на мировом рынке совсем не та, какая была в начале 80-х годов, когда зарождалось "тайваньское экономическое чудо".
Как мы уже сказали, бурный экономический рост Тайваня был в значительной мере результатом развития сектора производства электроники. Острову очень повезло: тайваньское правительство сумело предугадать нарождающийся "электронный бум" и создало для своих предпринимателей в этой сфере просто-таки тепличные условия. Более того, год за годом правительство вливало в полупроводниковую индустрию колоссальные бюджетные средства. Все это дало нужные результаты. Американские и европейские компании в один прекрасный момент обнаружили, что им выгоднее заниматься в первую очередь разработкой новых продуктов, оставляя этап сборки тайваньским компаниям, уже способным обеспечить надлежащее качество. Это, в свою очередь, способствовало развитию специализации тайваньских технологических компаний на сборке электронного оборудования с заранее определенной комплектацией. Так как со временем все большее число международных электронных брэндов переносили свое производство в Тайвань, постоянно росла потребность в стандартных компьютерных компонентах. Так сравнительно быстро остров стал крупнейшим центром мировой электронной промышленности. Тайваньские производители постепенно захватили нижний и средний сегменты рынка компьютерных технологий; остров стал "сердцем" в цепочке поставки компьютерных составляющих и изготовляемых на заказ микропроцессоров.

Стремительно растущий спрос на электронику для компьютеров и коммуникационных систем в конце 80-х — начале 90-х годов XX века помог тайваньским компаниям значительно увеличить объем инвестиций в развитие производства. Весьма значительная часть этих средств была предоставлена правительством острова в виде льготных кредитов, грантов, налоговых льгот и прямых инвестиций. В результате такой финансовой политики Тайвань стал уникальным индустриально развитым государством, одним из лидеров Юго-Восточной Азии, основа экономики которого — электронная промышленность. Двумя ключевыми факторами успеха страны на международном рынке стали модель "контрактного бизнеса" (вначале — простого аутсорсинга) с активным притоком капиталов (в том числе из госбюджета). Вопрос в том, насколько такая схема пригодна для материкового Китая.

США/Китай: хрупкий баланс противоречий
В минувшие два десятилетия высокотехнологичный сектор экономики США получал значительные прибыли благодаря использованию новой гибкой модели ведения бизнеса и растущей специализации производства электронной продукции. "Черную" — сборочную — работу выполняли заграничные компании (тот же Тайвань), так что головные предприятия крупнейших электронных корпораций в самих Штатах смогли сосредоточить усилия на маркетинге и разработке новых наименований продукции. Одно время такое разделение ролей удовлетворяло всех — пока тайваньские электронщики не выросли "из детских штанишек" и не начали проявлять собственные амбиции. Но "измену" Тайваня США вполне могли бы пережить. Совсем другое дело, когда на мировой рынок высоких технологий вторгается такой гигант, как Поднебесная империя.

Кроме того, стоит учитывать еще и чисто финансовый фактор. Полтора-два десятилетия назад американский "электронный" бизнес располагал практически неограниченным доступом к частному банковскому капиталу. В этих условиях от правительства требовалось лишь одно: не мешать. Теперь же американцы на сессиях ВТО негодуют: мол, правительство Китая напрямую "неправомерно субсидирует" электронную промышленность — так нечестно, мы так не делали. При этом, правда, американские представители лукаво умалчивают о том, что китайские частные банки по своим возможностям еще и рядом с американскими не стояли. Так же, как и о том, что прибыли, которые в свое время получили тайваньские производители, а также их технологический прорыв во многом стали результатом массированных субсидий, выделявшихся правительством Тайваня. Эксперты же, в свою очередь, отмечают, что по сравнению с кредитами, направляемыми правительством Тайваня в высокотехнологичный сектор промышленности острова, субсидирование правительством Китая собственной нарождающейся электронной промышленности выглядит весьма незначительным. Большую часть вложений в электронную промышленность Китая обеспечивают иностранные инвесторы, вследствие чего значительная часть прибылей вывозится из страны.

Все вместе — в одну пропасть?
Между тем, многие китайские экономисты считают, что мировой высокотехнологичный сектор находится в начале крупнейшего экономического спада. Радужные ожидания, связанные с потенциальными возможностями экономики Китая и масштабным ростом акций высокотехнологичных компаний, могут привести к самым печальным последствиям, когда на рынке присутствует значительный объем свободного капитала. Неэффективное размещение капитала и доступность кредитов свидетельствуют о том, что деньги продолжают "накачиваться" в "модные" сегменты экономики, несмотря на сигналы об их "перегреве". Именно это, к слову, произошло в 1999-2000 годах в США и привело к обвалу "интернет-экономики".
Многие аналитики указывают на избыток производственных мощностей в секторе производства бытовой техники. Практически все китайские производители мобильных телефонов сейчас работают не на полную мощность, а более 30 компаний этого сегмента появились на рынке в период с 2001 по 2003 год.

Действительно, в 80-90-х годах прошлого века IT-сектор мировой экономики остро нуждался в дешевых и гибких поставках электронного оборудования. Бурный рост Интернета стал возможным в первую очередь благодаря появлению дешевых ПК и периферии. Телекоммуникационные сети нуждались в производителях, чутко реагирующих на их требования. Тайвань оказался в нужное время в нужном месте и умело использовал волну спроса на высокотехнологичное оборудование. Но сегодняшний Китай развивается уже в совершенно другом мире. Можно сказать, что Тайвань успел "оседлать" последнюю волну индустриализации, а материковому Китаю предстоит выстраивать свою экономику уже ориентируясь на постиндустриальное общество.

Впрочем, оторвемся от высоких материй и вернемся к рынку электроники. Сейчас в фокусе внимания потребителей во всем мире программные продукты и контент. Проводные и беспроводные телекоммуникационные сети еще далеки от использования заложенных в них возможностей в полном объеме. Операторы еще только начинают привлекать потенциальных потребителей к сервисам, которые используют эти каналы передачи информации. Сегодняшние ПК и ноутбуки достаточно мощны для абсолютного большинства пользователей. Поэтому все сложнее убедить потенциальных покупателей в необходимости наращивания возможностей компьютеров и приобретения оборудования более высокого класса.
Самая большая ошибка, которую только могут сделать китайские производители электроники, — это решить, что в данный момент мир нуждается в дешевых компьютерах. Такие крупные китайские компании, как Huawei, Lenovo или SMIC, конечно, могут иметь блестящее будущее, но остальным будет все труднее не отставать от них.

Рецепты китайской медицины
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что наилучший вариант для Китая в вопросе достижения экономического успеха в секторе Hi-Tech — это инвестиции в фундаментальные научные исследования. Наиболее впечатляющая часть "тайваньского технологического чуда" все же не в широком потоке инвестиций, а в той последовательности, с которой электронные компании поднимали свою планку, переходя на очередную ступеньку технологической лестницы.
Довольно часто приводятся такие цифры: китайские университеты ежегодно выпускают более 300 тысяч инженеров, американские же — 70 тысяч. Тем не менее, количество высококвалифицированных кадров относительно общего числа рабочих остается очень низким даже в самых развитых районах КНР. Кроме того, существует значительный разрыв между теми техническими инновационными решениями, в которых нуждаются компании высокотехнологичного сектора, и тем уровнем подготовки, который обеспечивают китайские университеты. Не случайно же Китай в таких количествах отправляет своих студентов учиться в зарубежные технические ВУЗы.

Для достижения успеха в условиях современной экономики, по мнению тех же экспертов, китайские предприятия должны развивать, прежде всего, подразделения исследований и разработки новых продуктов, чтобы расширить ассортимент своей продукции на рынке. Известным производителям необходимо расширять производство продуктов, созданных на основе собственных технологий, а не стремиться производить товары по лицензиям или просто "клонировать" чужие решения. Это для Китая, по большому счету, пройденный этап. Иностранные инвестиции теперь следует направлять не только в производство, то есть сборку как таковую, но и в сферу научных исследований и разработок. (N.B.: приведенный абзац — практически дословная цитата из одного из последних постановлений Коммунистической партии Китая).

И еще один принципиальный момент: китайский рынок уже достаточно велик и платежеспособен для того, чтобы развивать технологии, рассчитанные на внутреннего потребителя. Более того, широкие перспективы могут открыться перед продуктами, разработанными для китайского рынка, в случае их продажи в развивающихся странах Юго-Восточной Азии. Некоторые наиболее успешные китайские компании уже поняли всю важность инвестиций в научные исследования и разработки. А такие иностранные компании-лидеры, как UTStarcom и Alcatel, доказали, что инвестиции в непосредственно китайские исследования дают блестящие результаты как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Чем ответит на этот вызов Америка?

Денис Лавникевич



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Купольные камеры видеонаблюдения