Популярное введение в цифровую фотографию 3

Популярное введение в цифровую фотографию

Продолжение. Начало в КГ №№ 25, 26 за 2004 г.

Объектив
Качество и возможности объектива являются, пожалуй, одним из самых главных параметров любого фотоаппарата. В фотоаппарате Medion 9700 установлен объектив с Apperture Range Wide-F3.4 Tele-F3.6 (F/open 3.4, 4.8, 7.7, 15). Имеется трехкратное оптическое и двукратное цифровое увеличение (Zoom). Фокусировка автоматическая и ручная. Фокусное расстояние — 8-24 мм (38-114 мм в эквиваленте для 35 мм), светосила — 1:3,4-3,6. Имеется режим макросъемки. Диапазон фокусировки: стандартный режим: от 0,4 м до бесконечности; макрорежим: от 4 см до 40 см. Светочувствительность эквивалентна ISO 100.

Светочувствительность объектива
Опытный фотограф, прочитав о значении светочувствительности, сразу скажет: "Упс"! Для всех остальных любителей вроде меня самого поясню, что чувствительность объектива у этого аппарата довольно низкая. Из-за нее фотоаппарат делает снимки сравнительно медленно (на длинных выдержках). Если вы планируете фотографировать спортивные соревнования, то эта модель фотоаппарата не для вас. Дело в том, что любой мало-мальски подвижный объект будет выглядеть на фотографии смазанным. Хотя на самом деле все не так уж плохо. При ярком дневном свете фотоаппарат позволяет получать вполне четкие снимки даже сравнительно быстро движущихся объектов. Если же освещение не очень хорошее, то низкая светочувствительность становится форменным бичом для фотографа.
В качестве примера посмотрите на прилагаемую фотографию, сделанную мной при обычной "питерской" дождливой погоде. На ней хорошо видно смазывание изображения грузовика, двигавшегося со скоростью около 60 км в час. На заднем плане легковые автомобили, двигавшиеся со скоростью, превышавшей 60 км в час, размазываются еще больше. При этом стоящие автомобили получились достаточно четкими (см. фото).

Чем меньше уровень освещенности вокруг вас, тем более смазанным в итоге будет движущийся объект. Если вы снимаете вечером в помещении с недостаточным искусственным освещением, то банальное дрожание ваших рук, держащих фотоаппарат, может испортить весь кадр. Поэтому съемка кадра этим фотоаппаратом в условиях плохой освещенности чем-то напоминает стрельбу из автомата очередями. Делаете вдох, затем выдох, замираете, плавно жмете на спуск, говорите про себя "двадцать два" и отпускаете спуск.
Как я уже говорил, все на самом деле не так уж и плохо. Съемка при малосильном объективе имеет свои особенности, и, приноровившись через некоторое время, вы научитесь "стрелять с бедра", а именно легко делать качественные снимки даже в этих условиях. Пользовались же когда-то все фотографы пленкой с чувствительностью ISO-100 и в ус не дули. Я сам умудрялся снимать даже при свете обычной стеариновой свечки и получать вполне сносные фотографии. В особо критических случаях можно воспользоваться штативом или выбрать такой ракурс, при котором движущийся объект заходит на вас под острым углом (и поэтому выглядит неподвижным).

Режим ZOOM
Режим оптического "наката-отката" в фотоаппарате реализован с помощью моторчика. Жмете соответствующие кнопки и на экране дисплея наблюдаете результат. Рассказывать о нем особенно нечего: камера действительно позволяет как бы приблизить объект съемки в 3 раза. Иногда это бывает полезно — например, при съемке небольших объектов на расстоянии. Да и при обычной съемке вы этим режимом наверняка будете пользоваться довольно-таки часто. Достаточно неудобно ходить взад-вперед, добиваясь, к примеру, чтобы лицо вашего приятеля заняло весь кадр или, наоборот, несколько человек попали "в картинку". В этом случае вас и выручит режим ZOOM. Поигравшись кнопками, вы легко добьетесь того, чтобы нужный вам объект занимал нужный процент от всего снимка.
Помимо "честного" оптического ZOOM (получающегося за счет движения объектива), в Medion 9700 присутствует и "нечестное" двукратное цифровое увеличение. Выполняется оно встроенной в фотоаппарат программой и, по сути, является как бы масштабированием картинки, полученной с матрицы. Все мы привыкли к тому, что термин "цифровой" означает что-то "крутое" и современное, так вот: это не тот случай. Если вам зачем-то нужен подобный "цифровой" ZOOM, выполните его лучше потом... в любом графическом редакторе. Качество будет значительно лучше хотя бы потому, что в этом режиме фотоаппарат самостоятельно переключается в разрешение 640 на 480. Короче говоря, это обычная маркетинговая завлекалка покупателя. Никакой реальной пользы она не приносит.

Процесс съемки
Согласно инструкции, процесс фотографирования с помощью Medion 9700 выглядит следующим образом. С помощью колесика на верхней крышке выставляется режим съемки. Для этого необходимо установить его в крайнее левое положение, отмеченное иконкой, на которой изображен фотоаппарат. Затем включаете сам аппарат с помощью сдвижной кнопки на задней крышке. LCD-дисплей при этом не загорается, и это правильно. Если он вам нужен, вам придется самостоятельно его включить с помощью кнопки на задней панели.
Настраиваетесь на объект съемки и нажимаете кнопку затвора фотоаппарата "до половины". При этом объектив фотоаппарата приходит в движение. С помощью небольшого моторчика он самостоятельно подбирает фокусное расстояние так, чтобы снимок получился наиболее резким. Настроившись, аппарат оповещает вас об этом событии коротким писком из динамика и цветом двух светодиодов, расположенных рядом с обычным (оптическим) видоискателем.

Если в данный момент аппарат ничего не делает, а просто ждет ваших команд, оба светодиода погашены. Первый светодиод моргает зеленым светом в том случае, если аппарат чем-то занят — например, фокусируется или сохраняет сделанную вами фотографию на флэш-карту. По завершении автофокусировки светодиод зажигается и горит непрерывно, индицируя таким образом готовность к съемке. Если же фотоаппарату не понравились условия съемки — к примеру, он не смог выставить фокус, — светодиод начинает очень быстро моргать, и спусковой затвор блокируется.
Второй светодиод, красный, зажигается в том случае, если с точки зрения аппарата необходимо применение фотовспышки. Если вы выставили в меню автоматический режим работы вспышки, она сработает самостоятельно. Если же вспышка вами запрещена, горящий светодиод будет вам просто немым укором. Но сделать снимок он вам не помешает — так далеко автоматизация работы аппарата, к счастью, не заходит. Постоянным морганием красного светодиода аппарат предупреждает вас о том, что освещения для снимка недостаточно, и поэтому автоматика установила "длинную" выдержку. Вы можете сделать кадр, но лучше бы вам воспользоваться штативом, так как снимок может получиться "смазанным" из-за дрожания ваших рук.

В последнее время телевизор "радует" нас всех рекламой некоей модели фотоаппаратов Panasonic. В этих фотоаппаратах используется специальная штука для устранения эффекта "дрожания рук". Называется она "оптический стабилизатор". Как вы понимаете, ничего подобного в Medion 9700 нет. А что вы хотите от недорогой камеры образца 2001 года?
Настроившись на объект съемки, дожимаете кнопку спуска "до конца". Фотоаппарат делает снимок. Вот и вся премудрость.

Формат файлов снимков
Фотоаппарат Medion 9700 формирует на флэш-карте файлы формата JPEG (DCF), DPOF. Поддерживается информация о снимке EXIF 2.1.
Если вам доводилось общаться с обычными фотоаппаратами, снимающими на пленку, вы наверняка обращали внимание на то, что большинство распространенных моделей позволяют отпечатать прямо поверх самой фотографии дату и время, когда она была сделана. Эта возможность позволяет вам хоть как-то упорядочить вашу фотоколлекцию. В цифровых фотоаппаратах эта технология получила свое развитие в виде заголовка EXIF. Внешний вид снимка при этом не портится, а масса служебной информации (а не только дата-время) встраивается в заголовок JPEG-файла. Используя эту информацию, различные программы-каталогизаторы могут самостоятельно упорядочивать на диске или искать нужные вам снимки.
К примеру, в следующей версии операционной системы Windows, носящей кодовое название Longhorn, поиск файлов может быть осуществлен и по этим полям. То есть нам обещают, что система сможет найти нужную фотографию по запросу вида: "найди мне фотографии, сделанные летом этого года, месяц и число не помню, но вроде бы вечером дело было..." Ориентируясь на сохраненные в EXIF параметры съемки кадра, операционная система легко сможет сделать вам нужную выборку. Просмотреть эту информацию можно прямо сейчас, не дожидаясь выхода Longhorn. Для этого воспользуйтесь каким-либо графическим редактором. Встроенную в фотографию информацию EXIF показывает, например, PhotoShop или просмотрщик графических файлов XNVIEW.

Носитель информации: съемная карта COMPACT FLASH тип 1
Фотоаппарат MEDION 9700 понимает карты COMPACT FLASH размером 16, 32 и 64 Мб. Возможно, он понимает и карты другого размера, но я лично это не проверял. На сайте изготовителя указана поддержка карт вплоть до 128 Mb. Чем более объемистую карту вы установите, тем больше фотографий вы сможете сделать. Также не стоит забывать о том, что на размер файла с фотографией влияет не только размер снимка в пикселях, но и уровень сжатия JPEG, заданный при съемке. О размерах фотографий и режимах сжатия я вам подробно рассказывал раньше. Сейчас я лишь напомню, что камера делает снимки размером 640x480, 1600x1200 и 2272x1704 пикселей. Для каждого из трех размеров доступны три градации JPEG-компрессии. Называются они Fine, Standard и Economy.
В расположенной ниже табличке я приведу количество снимков, помещающихся на флэш-карту объемом 32 Мб при разных режимах съемки. Карта такого объема досталась мне вместе с фотоаппаратом. Если вы установите в аппарат карту большего размера, то максимально возможное количество кадров увеличится пропорционально объему установленной вами карты. На 64-мегабайтную флэш-карту "влезет" в 2 раза больше снимков, а на 128-мегабайтную — в 4 раза больше, чем на 32-мегабайтную.

Я сам использую флэш-карты не только в фотоаппарате, но и в ноутбуке. Для моего ноутбука карты играют роль этакой "большой дискеты". Поэтому я для себя решил вопрос с размером флэш-карты следующим образом. На рынке была приобретена за бесценок маленькая флэш-карта размером всего лишь 16 Мб. Как вы понимаете, карты такого маленького объема сейчас практически не используются, поэтому продавец был рад от нее избавиться. Я же воткнул эту маленькую флэш-карту в фотоаппарат в качестве "дежурного носителя". Если мне неожиданно требуется сделать снимок — например, кот "отмочит" какой-либо уморительный номер, — фотоаппарат с этой "дежурной" флэш-картой сразу готов к работе. Родная же 32-мегабайтная флэш-карта используется мной обычно как дискета и живет то в большом компьютере, то в ноутбуке, а то и вовсе где-нибудь на дальнем углу стола.
В том случае, если я заранее планирую сделать большое количество снимков — например, еду с друзьями "на шашлыки" или собираюсь на какое-либо другое мероприятие, — я просто забираю с собой обе флэш-карты. Таким образом, и овцы целы, и волки сыты. "Большой" флэш-картой я обычно пользуюсь как дискетой, а фотоаппарат всегда готов сделать пару десятков кадров за счет постоянно установленной в него "маленькой" флэш-карты.
Помимо собственно флэш-карты, вам, вероятнее всего, потребуется приобрести и кардридер. Это такая штука, с помощью которой вы сможете читать или записывать карты Compact Flash на обычном компьютере. Фотоаппарат MEDION 9700 имеет разъем USB 1.0 для подключения к компьютеру, но прямое копирование файлов фотографий с помощью кардридера и быстрее, и удобнее. После того как вы подключите кардридер к разъему USB компьютера, у вас в системе появится еще один логический съемный диск, работа с которым ведется обычным для операционной системы образом. Фотоаппарат самостоятельно создаст себе два каталога, в которые и будет "складывать" сделанные вами фотографии. Вы можете их тут же просмотреть или переписать на жесткий диск.

Опять-таки, в качестве бесплатного "бонуса" от покупки кардридера вы приобретаете возможность переносить нужную вам информацию между разными компьютерами. Вы можете уложить на флэш-карту нужные вам файлы, а затем вместе с адаптером отнести их на работу. Придя туда, подключаете адаптер к рабочему компьютеру и можете продолжить работу с ними. Работе фотоаппарата "левые" файлы не мешают — разве что уменьшают количество снимков, которые вы можете сделать на данный конкретный носитель. Таким образом, флэш-карты от фотоаппарата могут выполнять функции набравших в последнее время популярность USB-дисков. Последние по своей конструкции и являются обычными флэш-картами, только спаянными с кардридером в единое целое.

Встроенный жидкокристаллический дисплей
LCD Display 1.8" TFT Color LCD (60 тыс. пикселей)
Встроенный в фотоаппарат дисплей расположен на задней крышке фотоаппарата. Он используется для просмотра сделанных фотографий (по одной или 9 штук, с увеличением и без), наведения на объект съемки (в качестве видоискателя), а также установки параметров съемки (экранное меню). Рассмотрим все эти области применения экрана по очереди.
Итак, просмотр сделанных фотографий. В любой момент времени вы можете переключить фотоаппарат из режима фотографирования в режим просмотра сделанных снимков. Нужный режим задается переключателем на верхней части камеры. На дисплее перед вами появятся сделанные вами ранее снимки. Вы можете переключаться между снимками, записанными на флэш-карту, с помощью кнопки-качелей на задней крышке аппарата. Если качество снимка вас не удовлетворило, тут же, "не отходя от кассы", можно удалить один или несколько неудачных снимков и таким образом освободить на флэш-карте место для новых кадров.

При просмотре доступен режим двукратного увеличения текущего кадра. В нем вы можете подробно рассмотреть мелкие детали сделанной вами фотографии. Режим увеличения довольно удобен, так как дисплей фотоаппарата по своим размерам сравним со спичечным коробком. Разглядеть нюансы снимка на нем довольно трудно: слишком уж все мелко. В этом случае увеличение придет вам на помощь, растянув картинку до размера сигаретной пачки.
Следующий пункт меню фотоаппарата в режиме просмотра снимков — включение режима слайд-шоу. На первый взгляд, режим слайд-шоу кажется бесполезной штукой. Но если вспомнить о том, что камера умеет показывать хранящиеся на флэш-карте снимки с помощью обычного бытового телевизора, предназначение его становится понятным. То есть собрались вы показать фотографии любимых внуков старой бабушке — не нести же к ней на дом с этой целью персональный компьютер вместе с монитором. А так пришли с фотоаппаратом, подключили его к бабушкиному телевизору и запустили режим слайд-шоу. И вам легко, и бабушке приятно.

Последняя функция в меню просмотра предназначена для упорядочивания сделанных снимков. Тут вы можете создать на флэш-карте еще одну папку для фотографий или переключиться между несколькими уже имеющимися папками. К сожалению, выбор имени папки довольно скромен и предопределен. Фотоаппарат выводит вам маску названия будущего каталога — например, "100MDN41" — и предлагает изменить несколько последних букв и цифр. То есть название каталога продолжает выглядеть столь же загадочно, как и раньше. Просто таких "загадочных" каталогов у вас становится несколько, и вы можете делать фотографии в любой из них. Способа "задним числом" перенести фотографии из одного каталога в другой с помощью самого фотоаппарата я не нашел.
Вообще предназначение каталогов для меня до сих пор остается загадкой. Разве что, если вы собрались показать бабушке ее любимых внуков с помощью описанной выше функции слайд-шоу, снимки внуков можно заранее поместить в отдельный каталог. Таким образом вы можете снимать на ту же самую флэш-карту ваш поход на дружескую вечеринку без риска потом шокировать старую даму случайным показом сделанных на ней фотографий.

Теперь поговорим об использовании дисплея в качестве видоискателя. В этом режиме работы у него есть два очень существенных недостатка. Во-первых, дисплей очень сильно "слепнет" на солнце, а во-вторых, он очень сильно сажает аккумуляторы фотоаппарата. Я вам рекомендую включать дисплей только в том случае, если вы делаете снимки в режиме ZOOM (накат-откат). Без использования дисплея вы просто не сможете оценить, какая часть пейзажа попадает в кадр, а какая — нет. Дисплей необходим также и тогда, когда вы делаете снимки с ручной фокусировкой. В этом случае без дисплея вы не сможете оценить, правильно ли выставлен фокус. Во всех остальных случаях дисплей лучше отключать.
Последняя не рассмотренная еще нами область применения дисплея фотоаппарата — это режим настроек. Все настройки режимов съемки собраны в одном иерархическом меню. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны — плохо. Хорошо потому, что вам не придется запоминать, какая кнопка что обозначает. Собственно говоря, внешних кнопок-то у аппарата раз, два — и обчелся. Плохо то, что для изменения параметров съемки приходится включать дисплей. А постоянно включенный дисплей — это, во-первых, большая трата батареек, а во-вторых — возможная наводка помех на матрицу аппарата при съемке. К тому же, у меня постепенно складывается убеждение в том, что включенный дисплей серьезно увеличивает вероятность возникновения горячих пикселей на снимке. По крайней мере, на моем аппарате подобная зависимость прослеживается.



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2004 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета