Выбираем акустику для ПК. Часть VII. SVEN SPS-820

Выбираем акустику для ПК. Часть VII. SVEN SPS-820

Предлагаю вашему вниманию очередную статью цикла, посвященного выбору акустики. В предыдущих обзорах я подробно описывал популярные модели нашего рынка. Сегодня же речь пойдет об акустике типа 2.1 и 5.1. Именно там есть эта заветная надпись — .1, и именно она указывает на наличие в комплекте сабвуфера

Как много чувств сразу возникает при произношении этого слова, ведь почти все самые впечатляющие звуковые сцены строятся с его применением. Ничто не воздействует на восприятие так, как грамотные низкие частоты. Если попытаться дать определение этому предмету, то можно сказать следующее: сабвуфер — это акустическая система, предназначенная для воспроизведения низких звуковых частот. Рабочий диапазон данного устройства, как правило, находится в пределах 20-300 Гц. Конструктивно есть несколько вариантов его выполнения: фазоинвертор, закрытый ящик, бандпассы различных порядков. У каждого акустического оформления есть свои минусы и плюсы, как-то: отдача, время групповой задержки, крутизна спада АЧХ, равномерность АЧХ и проч. В компьютерных наборах низкочастотное звено появилось относительно недавно. Сказать спасибо надо технологии и нашим китайским друзьям, которые могут делать вещи неплохого качества при минимальной цене. Вот и наводнила наш рынок акустика всевозможного калибра. Получилось как всегда: либо нет ничего, либо есть так много, что и выбрать сложно. В данной статье предлагаю вашему вниманию тест акустики SVEN SPS-820. Она является продуктом низкого ценового диапазона, в чем можно убедиться хотя бы взглянув в прайс-листы продавцов мультимедиа. Однако не стоит ставить крест на товаре, исходя только из его стоимости. Итак, начнем.

Комплектация и внешний вид

Упаковка стандартная, комплектация тоже в стиле SVEN. Пакетики, бумажки — в общем, нет ничего выдающегося. Радует одно: все лежит плотно. Может, именно поэтому мне и многим другим не часто удавалось увидеть акустические системы SVEN, поврежденные при транспортировке, хотя и такое случается.

Внешний вид самого комплекта весьма приятный. Комплектация включает сабвуфер небольшого размера и сателлиты. Размер фронтальных колонок составляет 110х120х185 мм, что не очень много. Материал корпуса — ДСП. Претензий к качеству исполнения практически нет, т.к. неровностей в углах и хлипкости конструкции не наблюдалось. Передняя панель закрыта сеткой с акустической тканью. При желании сетку можно снять — она крепится на четырех штырях большого размера. Однако, на мой взгляд, внешний вид сателлитов без сеточек не совсем корректный. Происходит это по причине выступа боковых стенок на переднюю панель и наличия на ней значительных отверстий. Подключаются сателлиты проводами небольшой длины, что не позволит разнести их на приличное расстояние. При стандартных размерах комнаты 3-5 метров они должны стоять на расстоянии примерно 70% от этого. Провода же коротки — видно, производитель рассчитывал, что акустика будет инсталлироваться по бокам монитора. Сделать это можно, т.к. магнитное экранирование присутствует. При приближении АС к обычному ЭЛТ-монитору никаких неприятностей не возникает. Сателлиты сделаны с применением одной широкополосной динамической головки, и уже поэтому значения рабочего диапазона 100-20000 Гц у меня вызывают сомнения. Сам динамик среднего качества и размеров.

Диффузор бумажный, пылезащитный колпачок сделан из пластика. Подвес выполнен из резинового материала, жесткость его можно охарактеризовать как слегка завышенную. Да это и не совсем важно, ведь давать бас этим колонкам вообще не суждено. Для этого в комплект входит сабвуфер. Именно он создает весь объем и массу комплекта. Выполнен он из того же ДСП. Это уже неплохо, т.к. многие производители любят делать сабы из пластмассы. А при таком раскладе, как ни крути, какой динамик ни ставь, какое акустическое оформление ни применяй, ничего хорошего не получится. Размеры сабвуфера — 150х270х260 мм. Вся усилительная часть и блок питания смонтированы именно в нем, поэтому малыш тяжел не по размерам. Углы скруглены. На передней панели находится декоративная пластмассовая панелька, которая выступает вверху. SVEN любит всякие дизайнерские изощрения — как здесь или в тех же 866-х. Главное то, что на работе в конечном итоге это негативно не сказывается. Труба фазоинвертора выведена на переднюю панель. Сделано это очень удачно. Акустическое оформление — полосовой резонатор. Такая схема характеризуется хорошей отдачей низких частот и большим временем групповой задержки. Последнее, конечно, можно отнести к негативным факторам. Как это отразится на звуке, исследуем далее. Все основные органы управления вынесены наверх передней панели. Это прежде всего регулятор общего усиления, регуляторы усиления высоких и низких частот, индикатор питания. Налицо классический набор. Никаких иных регуляторов, присущих дорогим моделям, замечено не было. Все остальное необходимое для работы находится на задней панели. Именно там происходят коммутации всех проводов посредством разъемов. При подключении постарайтесь ничего не перепутать.

Инсталляция
Как в любом вопросе, здесь есть два варианта развития событий. Первый — ставим как станет. Сателлиты устанавливаем по бокам монитора, сабвуфер находится рядом на столе. При этом образуется узкая стереобаза и посредственный бас. Если вам, конечно, не повезет, и вы не найдете оптимальное положение, поставив акустику наугад. Почему я так говорю? С сателлитами дело ясно. Но вот низкочастотное звено, выполненное по такой схеме, имеет несколько интересных моментов. Звучание сильно зависит от расположения в комнате. Виной этому прежде всего КСВ и прочие негативные моменты. Так что, если вы решили произвести инсталляцию, так сказать, с умом, то советую поискать место для саба. Как искать? Очень просто: ставить в различных местах и слушать. Определиться с выбором вам помогут ваши собственные уши.

Прослушивание
Прослушивание набора производилось в тестовом помещении размером 5х3 м. Велось оно уже по стандартной схеме. Для начала я на слух оценил цепи фильтрации блока питания. Результат удовлетворительный, шумы прослушиваются, но уровень их очень низок. Они не будут слышны, хотя их наличие плюсом не является. Гудения сетевого трансформатора тоже не слышно.

Итак, начнем оценку с сателлитов. Баса у них просто нет. Вероятнее всего, он режется еще в усилителе, что и правильно, так как при присоединении фронта к внешнему усилителю колонки слегка;-) басили. Но это не важно: баса нет, т.к. его и быть не должно. Важно то, что нет верхних частот. Верхние частоты отвечают за позиционирование источников звука при просмотре фильмов и в играх. Проблема отсутствия ВЧ здесь совершенно понятна: использование широкополосной головки не позволяет воспроизводить реально широкую полосу частот. На слух рабочий диапазон заканчивается уже примерно на 10-12 КГц. Это подтвердят и тесты. Честно говоря, я еще не встречал в компьютерной акустике широкополосных динамиков, способных воспроизвести с номинальным уровнем частоту хотя бы 18 КГц. Со средними частотами все в порядке. Равномерность АЧХ на этом участке вполне вписывается в разумные рамки. Что же можно сказать относительно баса? Низкие частоты довольно неплохо воспроизводятся сабвуфером, несмотря на его малые размеры. Вот где сказывается грамотное акустическое оформление. Однако бас получается не такой четкий, как хотелось бы. В нем слышна некая размытость. Виной тому именно время групповой задержки, о котором я писал ранее. Но не стоит придираться к комплекту — на свою стоимость он играет.

В общем, картина понятна: полное отсутствие верха, неплохие средние и слегка размытый бас. Именно этого я и ждал от тестируемой акустики. В фильмах все приятно — сабвуфер делает свое дело. Некоторые, прямо сказать, даже воспринимаются по-другому с хорошими низкими частотами. С играми проблем тоже нет: если в кино иногда ощущается недостаток ВЧ, то здесь и этого не слышно. Саб создает хорошие звуковые сцены, а это очень и очень важно для игрового момента. По усилительной части вопросов нет, блок питания имеет заниженную мощность. Вернее сказать, этой мощности слегка не хватает на высокой громкости, что проявляется в искажениях сигнала. Стереобаза довольно узкая — полной панорамы добиться трудно. Однако что же покажет объективное тестирование?

Тестирование
Технические параметры дают понять, что данная акустика хоть и дешева, но играть должна весьма неплохо.
В этой и последующих статьях я немного изменю методику тестирования, что никоим образом не скажется на его качестве. Я буду применять новый пакет LspCad 5.22, а точнее, модуль для измерения АЧХ justMLS. Более того: все те же тесты я буду делать и в RMAA 5.0. Это позволит еще точнее судить о результатах измерения. Физическая методика остается та же.

Итак, начнем с сателлитов. Для начала установим все регуляторы тембра в среднее положение. Получившуюся АЧХ вы можете видеть на рисунке. Рабочий диапазон фронта действительно начинается с частоты примерно 90 Гц — это вполне сходится с паспортным значением. А вот верхняя граница меня не радует: рабочий диапазон заканчивается на частоте где-то 9-10 КГц. Вот где кроется основная проблема данного набора. Добавить бы к сателлитам ВЧ-динамики, и все было бы замечательно. Однако это повлияло бы и на стоимость, а следовательно, и на спрос. Средние частоты воспроизводятся неплохо: никаких резких провалов или скачков нет. Общая неравномерность АЧХ может быть оценена как ±6 дБ. Для таких колонок это очень неплохо, как неплохо и то, что динамик один, т.к. нет провалов на частоте перекрытия. При повороте сателлита на 30° АЧХ меняется незначительно. Однако, может быть, проблему отсутствия ВЧ можно решить с помощью регулятора тембра? Для этого я выкрутил ручку Treble на 100% и произвел еще один замер. Результат, как и следовало ожидать, негативный: высоких не появилось, а произошло поднятие средних. Это довольно плохо отражается на звуковой картине при прослушивании музыки. В общем, ситуация ясна.



АЧХ сабвуфера снималась у выхода порта фазоинвертора. Вот здесь практически полное совпадение с паспортными данными, что не может не радовать. Нижняя граница — где-то 30-35 Гц. Заканчивается рабочий диапазон саба на частоте около 310-320 Гц. Резонансная частота колеблется около 100 Гц. Причем равномерность характеристики довольно неплохая. Спасибо сказать надо трубе фазоинвертора, которая имеет внушительный размер.

Выводы
SVEN SPS-820 — одно из самых дешевых предложений на нашем рынке, причем по качеству довольно неплохое. Можно смело сказать, что данная акустика переигрывает многих своих конкурентов. Однако до уровня дорогих решений еще довольно далеко. Проблем с данным комплектом не возникнет даже у начинающего пользователя. Благодаря малым размерам инсталляция не вызовет трудностей. Прекрасный внешний вид позволит этой акустике вписаться в любые интерьеры. Среди недостатков можно назвать короткие провода, немного некорректный бас. Достоинства — приличная (по таким размерам) мощность, прекрасное качество исполнения, оригинальный дизайн, удобство эксплуатации.

Рекомендации
Данную акустику можно порекомендовать людям, стремящимся к хорошему звучанию, но не желающим отдавать за него крупные суммы денег. Здесь мы получаем набор типа 2.1 — с недостатками, конечно, но за весьма умеренную цену. Аудиофильские уши он, естественно, не устроит, но любители неплохого звука останутся довольны.

Василий Запотылок, vasys2e@rambler.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2004 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета