Компьютерное пиратство

Компьютерное пиратство

Все вы, уважаемые читатели, конечно же, знаете о пиратстве и пиратах. Разновидностей пиратства много, мы же с вами поговорим о компьютерном — думаю, наиболее близком всем читателям КГ. Я постараюсь рассмотреть аспект пиратства как можно более объективно, для чего расскажу об этом явлении с двух разных позиций — противников и приверженцев. Но сначала мне бы хотелось рассказать о самом понятии пиратства.

Что такое компьютерное пиратство?
Под термином "компьютерное пиратство" подразумеваются действия, каким-либо образом нарушающие авторские права на программное обеспечение. Этими действиями могут быть незаконное копирование, а также использование, реализация и реклама конечного пиратского продукта. Независимое аналитическое агентство IDC и Ассоциация производителей программного обеспечения (Business Software Alliance) выделяют 5 основных разновидностей пиратства:
Незаконное копирование продукта конечным пользователем — один из наиболее часто встречаемых видов пиратства. Это может быть установка большего количества копий, чем это предусмотрено лицензионным соглашением, а также копирование продукта на "болванки". И кто, скажите мне, не делал последнего? Думаю, таких не найдется.
Вторая разновидность — незаконная установка программ на винчестеры. Чем, вы спросите, это отличается от установки большего числа копий, чем предусмотрено? Отвечаю. Под "незаконной установкой" подразумевается инсталляция на компьютеры нелицензионных продуктов или же одного лицензионного на несколько компьютеров компаниями, занимающимися продажей вычислительной техники. В результате этого конечный пользователь получает компьютер с уже установленным пиратским контентом. В конце февраля текущего года из-за этого была закрыта московская фирма "Альфа Компьютерс", а генеральный директор и его заместитель — приговорены к лишению свободы сроком на шесть месяцев.
Следующий тип — изготовление контрафактной продукции. Под этим понимается широкомасштабное копирование программных продуктов с целью их дальнейшей реализации посредством сети дилеров. При этом сейчас наблюдается тенденция к увеличению качества выпускаемой пиратами продукции. К примеру, глядя на некоторые последние диски от Petrosoft, можно подумать, что они лицензионные. Некоторые же пиратские "компании" имитируют оформление компаний, выпускающих лицензионную продукцию. К примеру, дизайн обложек игр от Trium с первого взгляда бывает очень трудно отличить от обложек "Коллекции игрушек" от "1С". Думаю, читателям будет интересно узнать, как пиратские компакты поступают к продавцам. Об этом ниже.
Четвертая разновидность пиратства — это нарушение лицензионного соглашения и ограниченной лицензии при продаже продукта. В этом случае дилер продает лицензионный продукт организации, на которую не распространяются требования и условия лицензии. В качестве примера можно привести случай, когда коммерческой организации продается продукт, лицензия которого распространяется на образовательные учреждения (у таких продуктов цена, как правило, ниже обычной).
И, наконец, пятая разновидность — это интернет-пиратство. Под этим понимают реализацию пиратской продукции посредством Интернета (нужен вам Windows XP за 10 долларов — пожалуйста), размещение пиратских копий на серверах для открытого скачивания (кто не знает, что такое варез), а также размещение в Сети рекламы нелицензионного программного обеспечения.

История пиратства
Я не буду рассказывать о флибустьерах, рассекавших на своих кораблях воды мирового океана и грабивших корабли королевского флота. Остановлюсь на компьютерном пиратстве, причем на его истории на территории СНГ.
Впервые в СССР пиратство появилось при попустительстве (!) властей. Как же так? Да все очень просто. Пиратство является спутником рыночных отношений и капитализма. А, как известно, в Союзе рынка не было, а посему не было известно нам и про такое понятие, как "авторское право на вычислительные программы". И поэтому наши ученые со спокойной душой и совестью скопировали, немного изменив, архитектуру и сопутствующие программы IBM OS/360 для своей ЕС ЭВМ в конце 60-х годов, а также для СМ ЭВМ и "Электроники" в конце 70-х (копия с PDP-11). После этого, в принципе, у западных программистов особых проблем с нарушением авторских прав со стороны советских коллег не было. Однако после падения Союза — только не сразу, а после того, как компьютеры получили широкое распространение, — проблемы у западных правообладателей начались очень большие. Именно с этим временем связано зарождение крупнейших на сегодняшний день пиратов: "Фаргуса", 7 волка, Petrosoft'a и ряда других. Что имеем теперь, можно увидеть, зайдя в любой магазин, торгующий компактами. И хотя телевидение периодически "кормит" нас репортажами о "широкомасштабной операции правоохранительных органов по выявлению и прекращению деятельности крупного предприятия по производству контрафактных компакт-дисков", все равно количество пиратских дисков не уменьшается. К тому же, таких репортажей я не видел уже очень давно…

Наказание
Действительно, а что же ждет того, кто решил заняться пиратством, если его невзначай поймают? В Беларуси административная ответственность наступает на основании статьи 167/9 КоАП. Санкцией в этом случае является наложение на лицо, совершившее правонарушение, штрафа в размере до 50 минимальных заработных плат, а также конфискация контрафактных товаров и оборудования для их производства (компьютер с периферией, то бишь). Уголовная ответственность наступает на основании статьи 138 УК РБ, и формулировка закона звучит следующим образом: "выпуск под своим именем чужого произведения науки, литературы и искусства, присвоение авторства на такое произведение либо незаконное воспроизведение или распространение, исполнение постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), а равно принуждение к соавторству". В США не так давно был принят закон о введении тюремного наказания за изготовление пиратских копий фильмов с помощью тайной видеосъемки в кинотеатрах. Срок заключения варьируется от трех (если впервые) до шести лет (при повторном задержании).

Как
Вот мы и дошли до обещанного рассказа о том, как происходит процесс прохождения связки "изготовитель-поставщик-продавец-потребитель". Сразу скажу, что звено "поставщик" может отсутствовать, а в его роли выступать непосредственно изготовитель.
Обычно продавцы покупают у пиратской "конторы" компакты небольшими партиями — от 500 до 5000 дисков. Однако диски попадают к продавцу не в таком виде, в каком их приобретают. От поставщика они уходят нанизанными на пластиковые штыри, на которых обычно помещается 150-200 штук. Получаемая болванка цилиндрической формы очень компактна (30 см в длину, 12 в диаметре, вес около 5 кг). Поэтому всю партию можно разместить в нескольких не совсем больших дорожных сумках. Вместе с болванками доставляется и полиграфия, которая по понятным причинам места практически не занимает. Коробки для компактов продавцы приобретают отдельно. Это товар самый что ни на есть легальный. При его покупке выдаются все необходимые накладные и ордера — никто не придерется. После того, как продавец закупил все необходимое, начинается, наверное, самая веселая часть работы — игра в конструктор LEGO, только вот результат всегда одинаковый — нет, понимаете ли, свободы для творчества:). После сборки "конструктора" товар приобретает привычный нам вид и поступает на реализацию в розничную сеть.
Ну вот, о теоретических основах я вам рассказал, теперь перейдем к рассмотрению разных точек зрения на пиратство.

Пиратство — зло

Деятельность пиратов негативно сказывается на работе компаний, пиратские копии продуктов которых они активно распространяют. Также из-за пиратов компании, недополучая своей прибыли, не могут разрабатывать новые продукты — это также ставит их на грань банкротства, что особенно актуально для небольших молодых компаний. При этом в убытке не только компании — государства с высоким уровнем пиратства практически не получают никаких налоговых отчислений от IT-области (см. диаграмму 1), что негативно сказывается на развитии экономики страны.
В 11 странах с наибольшим уровнем пиратства налоговые отчисления от IT-индустрии находились на уровне менее 0,5% от ВВП, в странах с наименьшим уровнем (от 30% и менее) отчисления находились на уровне от 2,8% и более. При этом можно констатировать, что при уменьшении уровня пиратства рост IT-индустрии будет стремительно увеличиваться. Для большинства стран, исследованных IDC, при уменьшении уровня пиратства на 10 пунктов уровень IT-индустрии поднимется приблизительно в 2 раза.
Также рост IT-индустрии даст возможность создать новые высокооплачиваемые места для специалистов в области высоких технологий. В таблице вы можете увидеть вклад в ВВП, количество дополнительных налогов и рабочих мест при сокращении пиратства на 5, 10 или 20 пунктов.
Конечно, Азиатско-Тихоокеанский регион — это хорошо, но, думаю, читателям интереснее было бы знать последствия для Беларуси и России. К сожалению, для Беларуси подобных данных мне найти не удалось, а вот для России — пожалуйста. Снижение уровня пиратства с 87% до хотя бы 77% позволит вдвое увеличить занятость в сфере IT-услуг, производства компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также создать 30 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест для высококвалифицированных IT-специалистов. Это также принесет в экономику около $7 млрд, а также ежегодно сможет пополнять бюджет на $280 млн.



Думаю, читателям будет интересно узнать: а что же произошло в тех странах, где уровень пиратства был снижен. В Великобритании — стране с самым низким уровнем пиратства в Европе — динамичнее, чем в других странах, развивается отрасль программного обеспечения. В период с 1996 по 2002 гг. она выросла на 55%, что дало IT-индустрии полмиллиона новых рабочих мест. В Японии — стране с самым низким показателем уровня пиратства в Азиатском регионе — ежегодный объем IT-индустрии составляет $100 млрд, а при дальнейшем сокращении может вырасти до $150 млрд. Венгрия — страна из бывшего соцлагеря — после снижения уровня пиратства на 21 пункт смогла выйти на первое место в Восточной Европе по уровню доли IT-индустрии в экономике государства.
В конце хочу дополнить точку зрения противников пиратства мнением IDC о преимуществах, которые получат страны, сократив уровень пиратства. Вот перечень этих преимуществ:
— Служащие получат возможность устроиться на высокооплачиваемые рабочие места.
— Конечные пользователи получат более широкий выбор программного обеспечения и ряд его существенных преимуществ перед пиратскими продуктами (полную техническую поддержку и возможность обновления ПО).
— Государства получат дополнительный доход, который они могут потратить на поддержку необходимых служб (здравоохранения, образования и т.д.).
— В государстве происходит рост экономики и повышение уровня жизни.
Таково мнение и прогнозы противников пиратства — очень, я бы даже сказал, радостные. Что же с другой стороны баррикад?

Пиратство — двигатель прогресса
Очень, конечно, интересные прогнозы. Только вот есть одно НО. При сокращении пиратства открываются новые рабочие места. Это очень хорошо. Только вот кто работать будет? IT-специалисты. Безусловно, только вот незадача. Места эти займут люди, которые получили образование до сокращения уровня пиратства. Почему? Практика. Конечно, в институтах лицензионное ПО, но не сидеть же целыми днями в "универе" и ждать, что придет муза, и гениальная программа выйдет из-под рук будущего Билла Гейтса. Знаете, в домашней обстановке оно как-то лучше творится. А откуда, скажите мне, у студента деньги, чтобы купить лицензионный Windows, Del-phi\VB плюс еще "пачку" софта. Даже если кодить в "Линуксе", то все равно некоторые лицензионные дистрибутивы не из дешевых. И что получаем в результате? Те, кто отучился до сокращения — устроились на работу. А остальные?.. Два варианта. Идут искать пиратский софт, чтобы поднимать свой профессиональный уровень или же сами становятся пиратами. И получается замкнутый круг. Пиратство снизили, прошло какое-то время, и его уровень снова вернулся на прежнюю отметку, и так до бесконечности. Так есть ли смысл?
Перейдем к другому аспекту проблемы. Чтобы снизить уровень пиратства, необходимо, чтобы пользователи могли покупать лицензионные продукты. А чтобы пользователи могли покупать "лицензию", необходимо повысить уровень жизни, что достигается путем снижения уровня пиратской продукции. Опять же, замкнутый круг. Другое дело, что повысь уровень жизни другим путем и дай нашему человеку толстую пачку зеленых денег — я не совсем уверен, что он пошел бы покупать лицензионную продукцию. Но это уже менталитет и разговор из другой области.
Следующий аспект. Вы играете в самые последние игры? Да еще раньше, чем на Западе? И неужели эти игры вы покупаете в E-shop'е? А какая версия Windows у вас стоит? А Total Commander? И у всех лицензионное? Более того, у большинства пользователей Linux он тоже пиратский. Почему, читать выше.
И еще один плюс пиратства. Если все вдруг перейдут на лицензионные продукты, какой же ущерб понесут производители компьютерного железа. Скажите, что подталкивает вас приобретать новые "железки"? Кроме требований души:) — конечно же, требования очередной игрушки или новой версии ресурсоемкой программы.

В статье "Какой ущерб пиратство причиняет лично вам" Microsoft приводит ряд негативных последствий покупки нелицензионного ПО. Итак, чем же пугает пользователей Microsoft?
В пиратском ПО может недоставать тех или иных ключевых компонентов и документации. Конечно, может, если вы приобретаете диск из серии "Windows 1.0 — Longhorn на одном CD", в целом же даже пираты стараются не ударить в грязь лицом. По крайней мере, именитые.
Оно может содержать дефекты или быть непригодно к использованию из-за брака в производстве. А лицензионное не может? Почему-то иногда случаются казусы, и никто от них не застрахован — ни пираты, ни производитель лицензионного ПО.
Для таких продуктов высок риск заражения вирусами, которые потенциально способны повредить жесткий диск компьютерной системы покупателя и записанную на нем информацию. Верно — если скачиваете warez из Сети. На компактах подобное встречается очень редко.
Пользователи нелицензионных копий программного обеспечения не имеют прав ни на техническую поддержку, ни на приобретение версий обновления для используемых программных продуктов. Техническая поддержка — это, конечно, хорошо, когда она действительно есть. Знаю я историю с человеком, который хотел получить эту самую поддержку к своей честно купленной Windows, и как его культурно посылали. А если эта самая поддержка заключается в выпуске патчей, то это вообще интересная история. Выпустят, а пользователи пусть качают их сами. А то, что весят эти "заплатки" порой немало, а у многих жителей ex-СССР не самая быстрая телефонная связь — это никого не волнует.
Устанавливая нелицензионные копии ПО на компьютеры на своем рабочем месте, пользователи ставят не только себя, но и организации, в которых работают, под угрозу юридического преследования за незаконное использование продукта, защищенного правами интеллектуальной собственности. Вот это верно — невозможно не согласиться.
Таким образом, мнение сторонников пиратства можно свести к фразе из рекламы: "А если нет разницы, зачем платить больше?"

Итог
В этой статье я не ставил перед собой цель показать в белых красках противников или сторонников пиратства. Просто хотел донести две точки зрения, стараясь не вставлять свою:). И только ваше дело, на какой сайт вы пойдете сегодня вечером: на сайт Microsoft или в мир крэков и вареза…

Андрей Радзевич, gizmo_kaka@tut.by

Использованные материалы:
1. "Азбука авторского права", http://copyright.iatp.by .
2. Информационный бюллетень Microsoft "Влияние уровня компьютерного пиратства на развитие мировой экономики", www.microsoft.com/rus/ government.
3. "Исповедь пирата", журнал "Хакер", http://www1.xakep.ru/magazine/xa/004/042/1.asp .
4. "Компьютерное пиратство — история и современность", Андрей Колесов.
5. Ряд новостных сайтов.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2004 год в рубрике безопасность :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета