Антология киберпанка 4

Антология киберпанка

Окончание. Начало в КГ №14, 15, 16

Часть 6. "The Matrix" has got you

Если над городом летают мужики в черных плащах, это значит, что ты попал в "Матрицу".
(народная примета)

Трудно не согласиться с тем фактом, что именно "Матрица" стала самым крупным культурным феноменом минувших нескольких лет, драматического стыка тысячелетий. Не так уж часто выходят на экран фильмы, способные перевернуть сознание целого поколения. К тому же, эта религиозная притча в жанре киберпанк оказалась очень своевременной — она заполнила культурный вакуум, образовавшийся в результате взрывообразного роста компьютерно-информационной цивилизации. В 1999 году самыми благодарными зрителями "Матрицы" стали те самые ребята из "поколения игры DOOM", выросшие на компьютерных играх и теперь осваивавшие захватывающий мир Интернета.

Впрочем, многие уже тогда, в 1999-м, начали говорить о том, что на самом деле "Матрица" — это философская притча про нашу реальную жизнь. Мол, мы так же, как и спящие в Матрице люди, завязли в "Системе". В системе общественных и личных отношений, в системе наших привычек и стереотипов, системе лживых "корпоративных стандартов", "общественных интересов" и "моральных норм". В Системе, которая навязывает нам свои правила, дает нам иллюзию спокойной жизни и уверенности в завтрашнем дне в обмен на кажущуюся свободу. Система имеет определенную гибкость: новизна приветствуется, но только если она повышает стабильность системы.
Если вспомнить идеи Винера об искусственном интеллекте и "бунте машин", вскормившие впоследствии не одно поколение писателей-фантастов, то в "Матрице" все это доведено до абсолюта: тут уже не машины восстают против людей, а люди — против власти машин. Глобальная компьютерная система, покорившая мир… В последние пару-тройку лет мне довелось прочесть несколько статей западных аналитиков IT-индустрии, вполне серьезно утверждавших, что именно фильм "Матрица" заставил руководство ряда ведущих мировых держав всерьез задуматься о возможных последствиях доминирования Microsoft на рынке ПО.

Но, пожалуй, наиболее отчетливо в фильме братьев Вачовски просматриваются религиозные мотивы. Одни зрители увидели там классический иудаизм (ожидание Мессии, который должен освободить свой народ из рабства и увести его в библейский город Сион). Другие, и небезосновательно, — типично христианские мотивы. В самом деле, каждому из главных героев находится евангельский персонаж-двойник. Морфеус (в переводе с греческого — "придающий форму") — Бог-Отец, вызывающий Избранного (Нео) к жизни. Нео (анаграмма слова "ONE" — "номер один", "первый") — Спаситель, Избранный — суть евангельский Иисус Христос. Тринити ("Троица") — Богоматерь, способствующая появлению Нео на свет в новом качестве и для новой жизни. Другая ее ипостась — Мария Магдалина, воплощение любви. Ведь именно ее любовь возвращает Избранного к жизни в критический момент. Агент Смит — воплощенный Сатана, который то искушает Христа-Нео, то старается его уничтожить. Сайфер — Иуда, предающий Избранного не поцелуем, но включенным мобильником, оставленным в мусорном бачке. Библейски символично даже название корабля повстанцев — "Навуходоносор" ("Мы — посланники Бога").
Хватает в фильме и других религиозных аналогий, одно перечисление которых способно занять немало времени и места. Впрочем, сами братья Вачовски как-то признались в одном из своих интервью (еще в 1999-м): "Матрица" — это самая натуральная буддистская притча. Одно из основополагающих верований этой восточной религии (что ставит ее в оппозицию к иудаизму и христианству) состоит в том, что просветление приводит к пониманию иллюзорности окружающего. И, напротив, христианство внушает мысль о том, что надо идти за Повелителем, как овца за пастухом, и можно представить себе сказание о Христе как процесс программирования Матрицей коллективного сознания для того, чтобы управлять населением. Если это так, и мы находимся внутри Матрицы, то не созданы ли восточные религии теми из нас, кто получил первые намеки на то, что все мы заключены внутри своих капсул? Это звучит разумно... Так что примите во внимание, что мальчик, гнущий ложки в ожидании приема у Пифии, одет как тибетский монах".

Впрочем, все вышеперечисленное относится только к первому фильму трилогии. Дальше начинается перетягивание каната, где с одной стороны киберпанковский мистицизм авторов сюжета, а с другой — коммерческий расчет продюсеров. В результате "Матрица: перезагрузка" смотрится как неловкая попытка расширить границы мира, нарисованного в предыдущем фильме, и объяснить то, что осталось "за кадром" первой части. А заодно показать, что и среди машин (или компьютерных программ, искусственных интеллектов) нет единства, что некоторые вполне способны сосуществовать с людьми и даже помогать им.
Сюжет же последней части "Матрицы" — это вообще нечто достаточно невразумительное. В первой части фильма герои долго спорят друг с другом, ища ответы на три исконных русских вопроса: "Что делать?", "Кто виноват?" и "Что делать с тем, кто виноват?". В середине полчища злобных механических монстров врываются-таки в Сион, и все долго и ожесточенно друг в друга стреляют. Картина напоминает ночной кошмар врача-гинеколога (кто хорошо учил биологию в школе, тот меня поймет). Потом Нео долго дерется со Смитом, а затем все мирятся, и начинается новая жизнь. Резюме: сначала все будет очень плохо, но затем мир спасут Нео и две отважные гранатометчицы.
Быть может, действительно правы те, кто считает, что братьям Вачовски вообще следовало бы ограничиться одной, первой частью фильма? Не знаю.

Часть 7. Эпилог: разглядывая будущее
Социально-политические проблемы цифрового века больше похожи на неразрешимые философские вопросы. Ответы на них либо неверны, либо не устраивают общество.
(с) Татьяна Данилова

Еще Антон Павлович Чехов заметил: "Литература не дает ответов. Она только ставит вопросы". В полной мере это относится и к такому жанру, как киберпанк — с небольшими оговорками, конечно. Дело в том, что любая научная фантастика (а киберпанк, как мы помним, "вылупился" именно оттуда) содержит в себе элемент футурологии. И любой писатель-фантаст поневоле еще и футуролог. Исходя из этого, интересно посмотреть: что удалось и что не удалось предсказать киберпанкам "первой волны" и каким видят наше с вами будущее современные писатели.

Культовые авторы начала
80-х — Гибсон, Стерлинг и прочие — угадали очень и очень многое. Из уже реализованного и прочно вошедшего в нашу жизнь — глобальная компьютерная сеть, трехмерная визуализация образов, эпидемии компьютерных вирусов, устройства виртуальной реальности, электронные деньги, кибертерроризм, новые синтетические наркотики. В стадии перехода от научных разработок к промышленному внедрению — нанотехнологии, манипуляции с ДНК и клонирование, электронные имплантанты, искусственный интеллект. "За кадром" пока, к счастью, остается третья мировая война, всеобщее химическое заражение и прочие катаклизмы.

Теперь о том, чего предугадать писателям не удалось. Это, прежде всего, технологии мобильной связи. Бедняга Джонни-Мнемоник в технологически продвинутом будущем мечется от одного таксофона к другому — комментарии излишни. Затем в "списке несбывшегося" идет война между США и СССР — как мы знаем, таковая не состоялась и не предвидится. Обещанный распад США на части тоже не состоялся, ждем-с. Кроме того, многие киберпанки "первой волны" совершенно искренне предполагали, что в нашем высокотехнологическом будущем на планете будет доминировать Япония, а японский и русский языки станут такими же международными языками, каким стал английский. Не сбылось.

На этом, пожалуй, и все пока. Творчество не стоит на месте, так что, судя по всему, через пару-тройку лет придется писать "Антологию киберпанка 2". Ну, а сейчас напоследок самое, пожалуй, лучшее — в очередной раз процитировать слова Брюса Стерлинга. "Удачи вам. Я не знаю, кто вы, но я знаю, что вы существуете. Вставайте на ноги, ловите момент. Танцуйте на столах. Пытайтесь добиться успеха, это возможно. Я знаю. Я там был".

Wake up...
Hello Neo...
The Matrix has got you...
Follow the white rabbit...
Knock, knock...

Денис Лавникевич, newsroom@tut.by
При подготовке материала использованы мысли и цитаты Майкла Суэнвика, Андрея Черткова, Алексея Андреева, Владимира Васильева, Линор Горалик, Татьяны Даниловой, Кристиана Кирчева, Виктора Исаева, Остапа Кармоди — всем спасибо.



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2004 год в рубрике разное :: киберпанк

©1997-2024 Компьютерная газета