...
...

Охлаждение видеокарт Продолжение. Начало в КГ №№ 3,4

Охлаждение видеокарт

Продолжение. Начало в КГ №№ 3, 4

Разгон и тестирование
В предыдущих статьях цикла мы с вами говорили о модификации системы охлаждения видеокарт. Я рассказал вам все то, что и собирался рассказать по этой теме. Сегодня займемся тем, что посмотрим, к каким результатам привели наши эксперименты.

Radeon 9100
Первым участником нашего тестирования будет Noname-карточка на чипе Radeon 9100 (графический процессор R200), купленная мной на днях за сумму, примерно равную 60 долларам США.
На видеокарте установлено 64 мегабайта памяти, находящейся в восьми микросхемах, расположенных с обеих сторон печатной платы. В БИОС карты зашиты рабочие частоты 250/166 МГц. Микросхемы видеопамяти выпущены фирмой EtronTech и обладают временем задержки 3,6 нс. На первый взгляд, карта должна хорошо разгоняться, ведь эти микросхемы памяти способны работать на частотах вплоть до 275 МГц. Так ли это, мы посмотрим во время наших испытаний.
Несмотря на внушительный вид радиатора, установленного на карту, он охлаждает только сам графический чип. Вся масса его алюминия просто нависает над микросхемами памяти, не доходя до них несколько миллиметров. Поэтому, вместо того чтобы охлаждать микросхемы памяти, он, напротив, не позволяет пробиться к их поверхности свежему воздуху. Я попытался снять радиатор с чипа, но не тут-то было. Как выяснилось, радиатор крепился к чипу не только пластмассовыми фиксаторами. Помимо фиксаторов, он еще был крепко приклеен к чипу термоклеем. Тем, кто решит хоть как-то передать тепло от микросхем памяти на этот большой кусок металла, остается только один путь. Подложить медные (алюминиевые) пластинки между чипами и радиатором, заставив их, таким образом, касаться друг друга. Впрочем, память работает на такой медленной частоте, что практически не греется. Поэтому вообще нет никакой необходимости устанавливать на эту память вспомогательное охлаждение.

Когда-то давно графический процессор R200 устанавливался в "топовые" модели карт ATI, продававшихся под названием Radeon 8500. Но время не стояло на месте, бывший тяжеловес переместился сначала в разряд карт для массового потребителя, а затем и на уровень карт начального уровня. По своей общей производительности карта смотрелась там как жираф в курятнике. Номер модели карты 8500 совершенно не вписывался в стройную линейку названий 9000-9000 Pro, так как 8500 легко их обходил по своему общему быстродействию. Чтобы не запутывать покупателя, ATI присвоила своему экс-флагману новое название, и нынче эта карта продается под названием Radeon 9100.
Попутно со сменой названия несчастному 8500 еще и подрезали частоты работы чипа и памяти, дабы он слишком не выделялся на фоне своих коллег по цеху low-end. По не проверенной мной лично информации, ему еще и напряжение на памяти и чипе уменьшили, дабы оверклокеры особенно не радовались такой удачной покупке.
Так как Radeon 8500 сместился в сектор карт начального уровня, его потихоньку продолжили удешевлять. Сначала под шумок на видеокарте перестали устанавливать микросхему, отвечающую за подключение второго монитора (Ramdac). В моделях, выпускаемых в последнее время, и вовсе не распаивают даже чип RageTheatre, отвечающий за видеозахват и вывод сигнала на телевизор: большинство карт чаще всего лишены этих возможностей. Поэтому, хотя Radeon 9100 и обеспечивает наибольшее в low-end-секторе "чистое" быстродействие в 3D-играх, функционально он довольно беден. Я могу рекомендовать его к покупке только тем пользователям, кто изначально покупает компьютер исключительно для игрушек.
Наверняка многие игроки фыркнули, услышав последний мой совет. Вот, мол, нашел чего советовать, тоже мне игровая карта! Но, как ни странно, покупка этой карточки может быть вполне оправдана и в наше время. Radeon 9100 позволит не особо богатым игрокам комфортно пересидеть нынешнее "смутное время". Время перехода движков игр на новый API DirectX9. Все равно примерно через полгода им придется менять себе видеокарту. Поэтому совершенно незачем сейчас выкидывать деньги на "проходные" видеокарты из разряда Radeon 9600. Они обладают куда как значительно худшим соотношением цена/качество, чем карточки Radeon 9100, и выпускаются чисто из маркетинговых соображений.

Вскользь о новых и дешевых картах
Современная IT-промышленность построена с расчетом на то, что массовый пользователь компьютеров должен постоянно обновлять своего кремниевого коня. Это касается как железа, так и программного обеспечения. Нельзя разрешать пользователю оставаться на одном технологическом уровне, ведь завтра производителю потребуется продать нам все новые и новые видеокарты или программы. Не закрывать же компьютерную фирму после того, как насытился рынок, а каждый пользователь получил по своей видеокарте и по своей копии операционной системы?
Постоянно создавать революционные продукты у производителей hardware никак не получается. Эта сфера человеческой деятельности не поддается пока точному бухгалтерскому учету и строгому планированию. Вот развитие IT-отрасли и носит скорее эволюционный характер. Взяли что-то уже обкатанное, тут подмазали, тут подклеили и получили якобы новый продукт, который снова и снова можно продавать доверчивому потребителю. Осталось только убедить пользователя в том, что этот продукт ему действительно нужен. Так производители и дотягивают до появления в своих исследовательских лабораториях чего-либо действительно нового и стоящего, затем история повторяется уже и с этим новым продуктом.
Вторым движущим фактором появления в поле нашего зрения "принципиально новых" продуктов является удешевление уже имеющихся "топовых" образцов, ранее находившихся вне зоны интересов массового потребителя. Выпуская "Феррари", сделанный из картона и продаваемый по цене "Запорожца", производитель захватывает души тех покупателей, которым нормальный "Феррари", увы, не по карману. Ведь и им, тем не менее, хочется быть "не хуже других людей". На эту часть публики и нацеливаются производители карт Noname, да порой и сами производители чипов для видеокарт, выпуская всевозможные удешевленные решения.

Хотите купить современную карту подешевле? Извольте. Что тут в ней самое дорогое и без чего карта будет худо-бедно выполнять свои функции? Конденсаторы с дросселями в выходных фильтрах полагается подбирать друг к другу? Зачем? Давайте распаяем те, что уже имеются у нас на складе, закончатся эти, будем паять другие — те, что в соседней коробке с незапамятных времен валяются. Все равно 90 процентов покупателей этих карт и не отличат выдаваемую картой картинку от той, эталонной, что должна быть в реальности. Да и где они этот эталон увидят, ведь они уже много лет пользуются только подобными дешевыми поделками?
Клиническим случаем подобной методы является выпуск "картонного Феррари" с картонным же двигателем. Ситуация с расплодившимися в последнее время дешевыми видеокартами "с поддержкой DX9 и всяческих шейдеров" чем-то мне напоминает анекдот про "фальшивые елочные игрушки". И те, и другие хоть и выглядят как настоящие, а вот радости от них никакой. Недавно мне довелось наблюдать, как работает демка игрушки Half-Life 2 на видеокарте Radeon 9600XT. Посмотрев на это байтораздирающее зрелище, я решил, что, пожалуй, не стану играть в эту игру до тех пор, пока у меня в компьютере не окажется как минимум Radeon 9800 Pro. Разумеется, купленный мной за сумму, примерно равную ста долларам. Как бы повел себя в этой игре "картонный Феррари" Radeon 9600SE, мне и подумать страшно.
Впрочем, раз уж мы задели ситуацию с поддержкой DX9 в видеокартах, то замечу, что будь даже эта "елочная игрушка" и настоящей, особой радости от нее вы все равно не испытали бы. Почему? Да потому, что отсутствует сама "елка", на которую эту "игрушку" следует вешать. Ну нет сейчас на рынке интересных DirectX9-игр. Вместо них общественность уже который месяц кормят "завтраками": мол, вот еще чуть-чуть, и вы увидите "рулез всех времен и народов". Но это "чуть-чуть" проходит, а время "обеда" так и не наступает. Интересных игр под DirectX9 как не было, так и нет.

Radeon 9000 Pro
Вторым участником наших тестов станет карта Radeon 9000 Pro. Та самая карта, модификацией системы охлаждения которой мы с вами занимались в предыдущей статье.
Карта построена на графическом чипе RV250. Этот чип является прямым потомком чипа R200. Из R200 был убран один текстурный конвейер, а на освободившееся место установлен второй Ramdac. Благодаря этому обстоятельству даже самая последняя китайская карточка, построенная на основе RV250, просто обязана иметь полноценную поддержку двух мониторов и приличный выход на телевизор. Не могут же китайцы из присущей им экономии половину микросхемы отпилить? Таким образом, карты на RV250 будут востребованы тем классом пользователей, для которых игры — дело вторичное, а во главу угла ставится поддержка двух мониторов и вывод картинки на телевизор. К этому типу пользователей отношусь и я сам, поэтому данная карточка уже около года занимает AGP-слот моей материнской платы.

К глубокому моему прискорбию "честные" Radeon 9000 Pro практически исчезли с прилавков магазинов, будучи вытеснены более новой моделью Radeon 9200. Этот вид карт снабжен чипом RV260, благодаря которому карта поддерживает работу в режиме AGP 8x. Этим обстоятельством, на первый взгляд, и ограничиваются все различия между картами, построенными на чипах RV250 и RV260. Тем не менее, в спецификации на эти карты заложено еще одно малозаметное отличие. Если рабочими частотами карт на основе Radeon 9000 были заявлены 250/200 МГц, карт на Radeon 9000 Pro — 275/275 МГц, то рабочими частотами для Radeon 9200 заявлены 250/200 МГц. То есть эта карта по скорости будет равна обычному Radeon 9000. Это по спецификации самой ATI, а до чего могут дойти ее "доверенные партнеры", мне вообще и подумать страшно. Особенно если учесть требование ATI к тому, чтобы карты, выпущенные ее партнерами, отставали по своим рабочим частотам от аналогичных карт, но выпущенных самой ATI.

За бортом наших испытаний, к сожалению, останутся карты, в которых частота шины памяти урезана со 128 до 64 бит. Мне никак не смоделировать эту ситуацию на имеющихся у меня картах, а покупать таких монстров специально для своих тестов я не хочу. Денег жалко. Насколько я могу судить по результатам тестов, опубликованных в Интернет, они проигрывают своим 128-битным собратьям еще около 30% производительности на равной с ними частоте. В частности, полноценная 128-битная карта Radeon 9200 без особого труда обходит урезанную до 64 бит версию карты Radeon 9600SE. Как в тестах, так и в реальных игровых приложениях. Поэтому я категорически не рекомендую вам связываться с такими урезанными решениями. Если вы берете компьютер для игр, и у вас совсем нет денег, тогда уж лучше купите с рук подержанный Geforce2-Pro (Geforce3). Он и обойдется вам значительно дешевле, и в игры будет играть ничем не хуже.

Моя тестовая система
Все тесты я проводил на материнской плате Epox 8RDA+ с установленным на ней микропроцессором Barton 2500+. Процессор разогнан как 182x11=2002 МГц. Использовались драйверы Catalyst 3.7. Этот сравнительно старый драйвер я держу ради ATI Multimedia Center. На всех последующих каталистах у VIVO-карт ATI "отваливается" видеовход. И вроде решение проблемы уже найдено: всего-то нужно одну DLL пропатчить, — но мне все никак не собраться перевести свою рабочую систему на более новую версию драйверов. Тестовый же раздел жесткого диска, на котором я обычно тестирую видеокарты, сейчас у меня Longhorn'ом занят. Так что приходится пользоваться тем, что имеется в наличии. Все настройки в драйверах выведены на максимальное быстродействие. Все тесты проводились в течение одного дня, поэтому обе карты разгонялись и тестировались примерно в одних и тех же условиях.

Чем тестировалось
В качестве тестового пакета я использовал 3DMark2001SE. Почему именно его, а не новомодный 3DMark2003? А потому, что меня интересует быстродействие тестируемых видеокарт "здесь и сейчас". Тест 3DMark2001SE хорошо коррелирует с быстродействием видеокарт в современных играх — многие из них и до уровня DirectX 8.1 еще не доросли. А вот 3DMark2003 в текущее время скорее годится на роль глубокомысленной гадалки на тему "если бы слоны несли яйца, можно ли было бы их разбить выстрелом из пневматического пистолета?".
Парочка китов, на которых базируется IT-промышленность, а именно Software и Hardware, выглядят порой то как Мюнхгаузен, тянущий сам себя за косичку из болота, то как дракон, пожирающий свой собственный хвост. Фирма "Майкрософт" как может помогает техническому прогрессу, выпуская все более и более прожорливые до железа операционные системы. Это дает возможность его производителям окупать свои инвестиции в область производства все более и более мощной вычислительной техники.

Что забавно: когда производители тех же видеокарт пытаются отыграться и придумывают "чрезмерно быструю" железку, производители Software отнюдь не стараются ее тут же задействовать по полной программе в своих новых играх. Ведь для того чтобы игрушка успешно продавалась, необходимо, чтобы ее могло запустить максимально большее количество народа. А это самое большинство сидит отнюдь не на самых распоследних разрекламированных картах. Поэтому производители игр и не торопятся задействовать появившиеся в них новые технологии. Вот когда эти технологии будут доступны пользователям карт начального уровня, тогда, как чертик из табакерки, выскакивают и учитывающие их новые игры.
Давайте я попробую поработать предсказателем. Долгожданный Half-Life 2 будет выпущен только тогда, когда карты, на которых он нормально пойдет, подешевеют до уровня 120-150 долларов. Выпустить игру сейчас для Valve означает просто выкинуть деньги на ветер. "Первая брачная ночь" владельца современной видеокарточки начального уровня с этой игрушкой будет омрачена практически полным параличом "невесты", а этого Valve никак не может допустить. Первая волна продаж — ведь это самые сливки с выпускаемого ими молока, вот они и тянут резину с выпуском игры, ожидая, пока компьютеры, имеющиеся у массовых пользователей, будут готовы ее принять с распростертыми объятиями.
Хотя я вполне допускаю и то, что задержка с выходом игры может быть связана как раз с тем, что ее производители судорожно пишут некий режим совместимости, при котором она будет худо-бедно работать и на дешевых картах. Недавняя "утечка" в Сеть исходников игры, на мой взгляд, также была не случайна. Уж очень удачно она развеяла в пух и прах заявления производителей "картонных Феррари" на манер FX5200 и Radeon 9600 SE о том, что "у них и DirectX9 не хуже, чем у других, и пресловутые шейдеры... тоже, в общем-то, есть".

Вторая причина выбора мной теста 3DMark2001SE заключается в том, что он наверняка есть в наличии практически у всех моих читателей. Поэтому вы легко можете сравнить то, что намерял я, с тем, что получается у вас. Благодаря этому вы можете внести поправку на разницу в общем быстродействии моей и вашей компьютерной системы. Дело в том, что видеокарты Radeon 9100 и Radeon 9000 Pro очень хорошо масштабируются — говоря другими словами, чем сильнее вы разгоняете процессор, тем быстрее работает видеокарта. Поэтому если ваша система медленнее той, на которой я проводил тесты, ваши результаты получатся более скромными, чем мои. Не удивляйтесь этому обстоятельству: именно им и объясняется разнобой в результатах одинаковых карт, но сделанных разными людьми на разных компьютерах.
Указанная разница в быстродействии компьютеров не срабатывает лишь на урезанных картах, 64-битных или обладающих медленной памятью. В этом случае карта упирается в свой теоретический предел, и дальше ее производительность уже не растет. К примеру, моя карта Gеforce2 Pro достигла своего потолка еще на микропроцессоре Athlon 1330 МГц. Дальнейшее увеличение скорости процессора уже не приводило к заметному на глаз увеличению скорости работы видеокарты.

Чем разгонялось
Разгонял я все видеокарты с помощью широко известной утилиты, называющейся Riva-Tuner. Она имеет для разгона две специальные закладки: одна для низкоуровневой разгонки на уровне железа (работает в том случае, если RivaTuner понимает ваше железо), а вторая — для разгонки через возможности, предоставляемые драйверами карты (в том случае, если RivaTuner знает ваши драйверы). Владельцам карт ATI доступна только первая закладка, владельцы карт на основе чипов NVIDIA могут пользоваться той из них, которая им больше приглянулась. В обоих случаях они получат совершенно одинаковый результат.
Процесс разгонки карт ATI довольно прост. Выбрали частоты: отдельно для чипа (Core Clock), отдельно для памяти (Memory clock), — и нажали кнопку Test. Пока бежит ползунок, смотрите, не поплохело ли вашему Windows от таких режимов работы видеокарты. Если все хорошо, жмете Применить — и можете приступать к тестированию в 3DMark.

Блокировка разгона в Radeon 9000
Писать о разгонке видеокарт и не упомянуть о блокировке разгона в картах Radeon 9000 просто невозможно. Читатели меня просто не поймут. Вот я и решил посвятить абзац этой теме. Суть проблемы заключается вот в чем. В BIOS некоторых дешевых видеокарт имеется механизм, препятствующий увеличению рабочих частот карты. Точно такой же механизм для надежности встроен и во все версии драйверов Catalyst. Как только этот механизм замечает, что рабочие частоты карты изменились, он без лишних возмущенных возгласов потихоньку возвращает частоты на их исходное значение. Производится это изменение частот в тот момент, когда вы запускаете какую-либо игру или тест. Получается, что, несмотря на то, что вам удается вроде разогнать карту, никакого реального прироста быстродействия вы не получаете.
Убрать эту защиту из драйверов достаточно несложно. Запускаете RivaTuner и переходите на закладку PowerUser. На ней внизу есть маленькая кнопочка, называющаяся Open Path Script (иконка с шестеренкой). После того как вы по ней кликнете, появится стандартное окно выбора файла Windows. Идете в папку <каталог RivaTuner> \ PatchScripts\ATIOverclocking Antiprotection. Запускаете имеющийся там скрипт. Вообще-то там их две штуки: отдельно для Win98/Me и отдельно для Win2K/XP. Скрипт предложит вам пропатчить файл ati2mtag.sys. Файл этот находится среди других файлов в дистрибутиве видеодрайвера. Патчите этот файл и переставляете драйверы вручную. Укажите Windows, что ничего искать не нужно: мол, вы сами скажете, где находится файл драйвера. В принципе, можно пропатчить и уже установленные драйверы, только не забывайте о механизме SFC (защита Windows XP/2000 от DLL HELL). То есть вам следует загрузиться в режим защиты от сбоев и пропатчить все экземпляры файла, которые вам удастся обнаружить в системе. В частности, лежащие в папках Windows\system32 и Windows\ system32\dllcache, а также в исходной папке, из которой вы устанавливали драйвер (если она сохранилась). В некоторых самосборных версиях драйверов — том же FORSAGE — вы можете найти уже пропатченную за вас версию файла. Поэтому если у вас не получается наложить патч, воспользуйтесь ими.
Проверить снятие блокировки разгона можно с помощью все той же RivaTuner. Среди ее функций есть и режим мониторинга частот карты. С помощью него вы легко можете проверить, не меняются ли самопроизвольно частоты карты во время ее работы.

Разгоняем память на видеокарте
Начинать процесс разгона я вам рекомендую с разгона памяти. Наличие артефактов от "переразгонки" лучше всего смотреть в третьем игровом тесте 3DMark2001. Ну, той самой перестрелки, в стиле фильма "Матрица". В настройках 3DMark можно указать, какие именно тесты следует прокручивать, а какие следует пропустить. Ставите крутить только третий тест в режиме максимального качества, а все остальные тесты отключаете. Такой подход позволит вам сэкономить время, затрачиваемое на предварительное тестирование.
Стартуем от номинальной частоты и увеличиваем ее с шагом в 10 мегагерц. Номинальную частоту своей карты вам заранее знать необязательно: RivaTuner вам ее покажет самостоятельно, после того как вы разрешите режим оверклокинга. Там чекбокс специальный есть, называется "Enable low-level hardware overcloking", щелкните по нему. Программа предложит вам перезагрузиться — не соглашайтесь, вот еще баловаться. Все и так хорошо определяется без всяких перезагрузок. Потихоньку начинаем наращивать частоту памяти, графический чип пока не трогаем.
Первым звоночком того, что память вашей карты находится на грани своих возможностей, является появление белых точек в очках персонажа демонстрационного ролика. Более серьезным признаком того, что ваша карта уже почти совсем не тянет, является пропадание зеркальности стекол его очков. Все остальное вроде как всегда, а очки вместо зеркальных становятся прозрачными (точнее, дымчатыми) с редкими белыми точками на месте бывших стекол. Если вы будете, несмотря на предупреждение, наращивать частоту памяти дальше, появятся горизонтальные полосы, начинающиеся от каждого из бывших стекол очков и тянущиеся (выстреливающие пунктиром) вверх и в стороны. Наш герой как бы переквалифицируется на время в персонажа мистического триллера, убивающего своих врагов молниями из глаз. Поднимаем частоту дальше, и стены помещения, в котором происходит перестрелка, оживают. Отдельные их части начинают самостоятельное хаотичное движение, в качестве дальнейшего увеличения сюрреализма из кулака главного героя ролика появляется широкая красная полоса на манер тех, что еще раньше возникли из стекол его очков.
Дальнейшее увеличение частоты больше никаких интересных эффектов с собой не принесет. Полос будет больше, их начнут отбрасывать сначала все предметы красного цвета, а по мере роста частоты — вообще все предметы в ролике. Стены окончательно расползутся на отдельные куски, и через некоторое время вы вообще не сможете разобрать, что же именно происходит на экране, из-за сплошного мельтешения цветных пятен. Если вы, не останавливаясь на достигнутом, будете продолжать наращивать частоту памяти дальше, у вас слетит интерфейс Windows. Первым, как правило, поражается курсор, превращаясь в хаотически окрашенный прямоугольник. Следом за курсором и весь экран покрывается мелкими цветными полосками, через которые еле-еле можно разглядеть то, что на нем происходит. При этом сам Windows работает как ни в чем не бывало, ведь глючит только память видеокарты. Если вы сможете разглядеть кнопку Пуск, вы вполне можете корректно завершить работу Windows и выключить компьютер. После того как вы его снова включите, видеокарта будет проинициализирована своими номинальными частотами и стартует как ни в чем не бывало. Загрузив Windows, вы можете продолжать свои эксперименты дальше.

Разгоняем графический чип
Выяснив, на что способна память вашей видеокарты, оставляете ее на время в покое и приступаете к изучению возможности разгонки графического чипа. Делаете все точно так же, как и раньше при тестировании памяти. Для проверки работоспособности видеокарты используйте четвертый игровой тест (Nature). Тот, что самый красивый, с речкой, рыбаком и деревьями. Этот тест наиболее чувствителен к переразгону графического чипа.
Поднимаете частоту чипа на 10 МГц и прогоняете тест. Получилось? Еще поднимаете частоту и снова прогоняете тест. При очередном прогоне теста компьютер у вас повиснет на полпути. Встречайте — приехали, сгружайте багаж! Вот она, максимальная частота вашего графического чипа. В отличие от сглюкнувшей памяти, сглюкнувший графический чип не радует нас интересными визуальными эффектами. Компьютер просто зависает, и все тут. Нажимаете на Reset и грузитесь в Windows снова. Вы можете дополнительно уточнить рабочую частоту чипа, подобрав ее с шагом в 1-5 мегагерц.

Что же делать дальше?
Благодаря проведенным опытам вы стали обладателем двух магических чисел, которые принято записывать через дробь — например, вот так: "315/630". Первое число — это частота графического чипа, второе число — частота памяти. Запишите их на бумажку и приклейте ее на тыльную сторону видеокарты. В дальнейшем, если вам потребуется выставить эти частоты в какой-нибудь программе-твикере, вы не будете мучительно вспоминать, что же именно вы сегодня намеряли.
Ну вот, значение максимально допустимых частот своей видеокарты вы знаете, и наверняка у вас уже вертится на языке вопрос, а что же вам с ними дальше делать. На той же самой закладке RivaTuner вы можете указать, что данные частоты видеокарты следует выставлять при каждом запуске Windows. Видите чекбокс "Apply overcloking at windows startup"? Вам сюда. Щелкаете по чекбоксу, и RivaTuner будет прямо по включению компьютера настраивать вашу видеокарту на указанный набор частот.
Если же вы не относитесь к заядлым игрокам, то можете просто сохранить эту пару частот в настройках Rivatuner и впоследствии выставлять их только тогда, когда собрались поиграть. Если же вы и вовсе, как я сам, играете в игры раз в полгода, то можете, напротив, выставлять при запуске Windows заниженные частоты, а когда садитесь играть, выкручивать "ручку газа" видеокарты на полную катушку.
Недавно кто-то в форумах Интернет метко пошутил по поводу того, что запуск игрушки на компьютере заядлого оверклокера очень похож на запуск космического корабля. По сигналу десятисекундной готовности он начинает судорожно стартовать одну за другой утилиты, выводящие микропроцессор, видеокарту и оперативную память на их "рабочие" режимы. Затем нажатием череды тумблеров запускается штук так пять вентиляторов вспомогательного охлаждения, и наконец под их бодрый рев наш игрок отправляется покорять просторы виртуальной реальности… Над кем я смеюсь? Дык над самим собой смеюсь. Вообще-то нет, не над собой: у меня этот процесс уже давно автоматизирован, и везде, где возможно, температурные датчики установлены. Поэтому все разгоняется как бы само по себе.

Частоты, они разные бывают
В форумах Интернет вы можете обратить внимание на то, что у разных людей на одинаковых вроде картах частота памяти может отличаться в два раза. К примеру, некто пишет, что он, мол, разогнал свою карту как "275/550", а второй ему отвечает, что это, мол, ерунда: он и "275/300" получал. Для непосвященного человека их диалог выглядит как разговор слепого с глухим. Казалось бы, видеокарта первого человека работает на значительно более высокой частоте, чем видеокарта второго. Непонятно только, чем именно так гордится второй индивидуум. На самом деле тут все просто.
Современные видеокарты используют память DDR, а на ней реальную частоту шины памяти принято удваивать, так как схема устроена так, что срабатывает по обоим фронтам синхроимпульса. Такая "двойная" частота называется по-умному "эффективной". Оверклокеры "со стажем" привыкли пользоваться обычной "прямой" частотой, а новички обычно называют эффективную частоту DDR. Дополнительную сумятицу вносят и всевозможные тестовые утилиты. Некоторые из них выводят для видеопамяти частоту DDR, некоторые — частоту шины памяти, а некоторые, особо одаренные (тот же RivaTuner), позволяют себе настраивать индикатор так, как им удобнее. Хотите вам будут писать прямую частоту, а хотите — эффективную.
Поэтому, общаясь с другими людьми, приходится проводить в голове своеобразную перекодировку. Возвращаясь назад, к примеру вымышленного мной диалога двух владельцев карт, нетрудно сообразить, что первый из них имеет в виду эффективную частоту DDR — я не думаю, что он смог бы разогнать память своей карты до 1100 мегагерц. А вот второй человек явно ссылается на прямую частоту, иначе и действительно чем бы ему тогда гордиться. Если принять это предположение, то получается, что его карта разогналась до 275/600 мегагерц эффективной частоты DDR. Как видим, разговор двух наших вымышленных персонажей стал выглядеть куда как более осмысленно.

Окончательная проверка результатов разгона
Ну ладно, посмеялись, а теперь вернемся к нашим тестам. Выяснив две крайние частоты для вашей карты, выставляете их и запускаете на этот раз все тесты 3DMark 2001SE. Лучше в зацикленном режиме. Если вы подойдете к компьютеру через час и увидите, что он спокойно себе гоняет тесты, а не висит, и при этом на экране нет никаких визуальных артефактов, то я вас поздравляю: разгонка вам удалась. Хотя поздравлять вас рано, ведь я пока еще не знаю, до каких именно частот вам удалось ее разогнать. Может быть, и поздравлять-то вас особо не с чем.

Мои результаты
Дабы вам было с чем сравнивать, я приведу табличку с результатами 3DMark2001 на разных частотах чипа и памяти. Ориентируясь на нее, вы сами сможете решить, стоит ли эта овчинка выделки и нужно ли возиться с охлаждением вашей карты для того, чтобы достигнуть подобных результатов.
Купленный мной Radeon 9100 изначально обладал частотами 250/166. На этих частотах карта выдавала 8288 попугаев 3DMark. Разогнал я ее до частот 295/210 МГц и красивого результата в 10000 попугаев 3DMark. Radeon 9000 Pro изначально работал на частотах 275/275 МГц и выдавал 8245 попугаев 3DMark. Карта разогналась до частот 310/310 МГц. На этих частотах карта выдает 9054 попугая 3DMark. То есть обходит неразогнанный 9100 почти на тысячу попугаев и отстает от разогнанного 9100 на ту же тысячу попугаев.

Асинхронная разгонка
Для обеих карт я привел, помимо результатов номинальных и максимальных частот, еще по два дополнительных результата. Один результат — для ситуации, при которой графический чип разогнан до максимума, а память работает на своей номинальной частоте. Второй результат замерен при обратной ситуации: чип находится в своем номинальном режиме, а память разогнана до максимума.
Полученные мной результаты довольно любопытны. Radeon 9000 Pro предстает перед нами как хорошо сбалансированная карта. Разгонка любой из двух составляющих по отдельности не приносит особого эффекта. Разгонять память и чип этой карты следует синхронно. Только в этом случае мы достигаем максимальной производительности. Совершенно другую картину показывает нам карта Radeon 9100. Разгонка графического чипа не приносит карте никакой пользы, все его попытки увеличить свое быстродействие нивелируются крайне медленной для этого чипа частотой памяти. Малейшее же увеличение ее частоты немедленно приводит к резкому увеличению общего быстродействия карты.

А что насчет 64-битных карт?
Точно такая же ситуация, как и с Radeon 9100, складывается и с расплодившимися в последнее время "урезанными" картами. На такие карты в чисто маркетинговых целях устанавливается мощный графический чип, но комплектуется он медленной и (или) имеющей 64-битную шину памятью. Подобный подход сказывается на скорости видеокарты совершенно катастрофическим образом. Впрочем, это обстоятельство мало беспокоит производителей таких карт. Большинство неопытных пользователей "ведется" на название чипа, написанное крупными буквами на красочной упаковочной коробке. Видя надпись Radeon 9600, они покупают карту, приносят ее домой, а потом долго удивляются тому, что по производительности она оказывается вполне сравнимой с полноценными картами на основе чипа Radeon 9100. До тех пор, пока существуют некомпетентные пользователи, желающие задешево приобрести нечто "крутое", такие карты будут пользоваться неизменным спросом.

Не всякая быстрая память одинаково полезна
Что забавно, обе протестированные мной карточки имели совершенно одинаковые микросхемы памяти EtronTech с временем задержки 3,6 нс. Казалось бы, и карта Radeon 9100, имея такую быструю память, должна разгоняться как минимум до 300 МГц. Ан нет, уже на 225 мегагерцах она показывает классическую картину с пропаданием зеркальности очков персонажа теста 3DMark. При 250 МГц интерфейс Windows начинает покрываться красными пятнами, как будто он заболел корью. По всей видимости, BIOS видеокарты задает для памяти слишком короткие тайминги, изначально рассчитанные на работу на низких частотах. К сожалению, карта попала мне в руки на небольшой срок, и я не успеваю плотно с ней поразбираться.
Возможно, и у вас на руках имеется подобная карточка, укомплектованная вроде бы изначально быстрой по задержкам, но при этом совершенно неразгоняемой памятью. В качестве одного из вариантов лечения попробуйте задать своей карте повышенную частоту памяти… прямо в BIOS. Дело в том, что видеокарты обычно подстраивают задержки своей подсистемы памяти в момент первоначальной инициализации карты.
Однажды я из любопытства зашил своей карте Radeon 9000 Pro прямо в БИОС рабочие частоты 310/310 МГц. После того как я попробовал разогнать видеокарту дальше с помощью RivaTuner, она без труда завелась как 310/325 без каких-либо видимых артефактов. После того как я запустил вентилятор охлаждения карты на полную скорость, карта показала феноменальный для нее результат в 325/345 МГц! Работала карта слишком шумно, и я вернул ее к изначальным частотам 275/275 МГц. Вот выйдет Half-Life 2, может быть, тогда и стоит более плотно поэкспериментировать с этим режимом работы, а сейчас в нем особого смысла нет.

Модификация BIOS
Для того чтобы модифицировать содержимое микросхемы BIOS вашей карты, вам потребуется выкачать из Интернет две программы. Вы можете найти их на сайте http://www.radeon2.ru в разделе файлов. Первая программа, называющаяся Flashrom, позволит выгрузить содержимое BIOS вашей видеокарты в файл на жестком диске. Программа работает в чистом MSDOS (с дискеты грузиться придется) и управляется из командной строки с помощью ключей. Для того чтобы считать БИОС, вам необходимо набрать в командной строке следующую последовательность символов:
flashrom.exe -s 0 mybios.rom
В результате содержимое БИОС первого по счету видеоадаптера (параметр 0) будет сохранено в файле mybios.rom. Натравливаете на этот файл вторую программу, носящую имя BiosEdit, и редактируете с ее помощью файл в части установки нужных вам частот чипа и памяти.
Программа BiosEdit — это привычно выглядящее Win-dows-приложение. Работать с ним довольно несложно. С помощью кнопки Load Bios загружаете файл mybios.rom. С помощью кнопок со стрелками выставляете частоты памяти (MEM) и графического чипа (Chip). Попутно кнопкой Font вы можете пропатчить файл БИОСа русскими шрифтами. После этого вам больше не потребуется русификатор в MSDOS. Выставив в БИОС все настройки, которые вам нужны, сохраняете результат своего творчества обратно в файл с помощью кнопки SaveBios. Последним шагом грузитесь снова в MSDOS и, опять-таки, с помощью программы Flashrom зашиваете модифицированный файл обратно в видеокарту с помощью команды flashrom.exe -p 0 mybios.rom. Вуаля! Теперь ваша карта сразу после загрузки окажется разогнанной до указанных вами частот.

Расчет максимальной частоты памяти на видеокарте
Предлагаемый мной способ не является универсальным способом разгонки всех медленных карт. Он никак не поможет тем картам, на которых изначально установлена медленная по своему времени доступа память. Дабы не рисковать, понапрасну перепрошивая BIOS, предварительно рассчитайте максимально возможную рабочую частоту чипов памяти, установленных на вашей конкретной видеокарте. Формула расчета довольно проста. Вам нужно разделить 1000 на время задержки микросхем памяти, заданное в наносекундах. Время это обычно пишется прямо на самих микросхемах, в последних символах строчки ее маркировки.
Впрочем, слово "обычно" не является синонимом слова "всегда". Попадаются и такие микросхемы, по маркировке которых визуально ничего понять нельзя. В этом случае ваш путь лежит на сайт изготовителя этих загадочных чипов. Там вы, вероятнее всего, сможете по полной маркировке найти даташит (электронный справочник) на чип и уже в нем уточнить значение нужного вам параметра.
На современных недорогих видеокартах обычно устанавливается память с временем задержки 3,6, 4,0, 5,0 или 6,0 нс. Воспользовавшись предлагаемым мной способом расчета, вы получите следующую табличку рабочих частот для этих задержек:

1000/3,6 = 275 МГц (550 МГц эффективной частоты DDR)
1000/4,0 = 250 МГц (500 МГц эффективной частоты DDR)
1000/5,0 = 200 МГц (400 МГц эффективной частоты DDR)
1000/6,0 = 166 МГц (333 МГц эффективной частоты DDR)

Всем оверклокерам хорошо известно, что рабочая частота вовсе не является синонимом максимальной частоты. Как я вам рассказывал выше, 3,6 нс. память в моем Sapphire Radeon 9000 Pro заводится и на 345 МГц — нужно только обеспечить чипам должное охлаждение.
Если мы вспомним, что рабочей частотой для таких микросхем памяти являются 275 мегагерц, то становится ясно, что 345 мегагерц — это уже естественный предел их возможностей. А вот в случае с такими же микросхемами, но установленными в Radeon 9100, предел частоты в 220 мегагерц явно установлен искусственно. Микросхемы памяти работают на явно заниженной частоте. Поэтому c Radeon 9000 Pro делать нам уже нечего, а вот в случае с Radeon 9100 можно и побороться.

Продолжение следует...
может быть.

(с) Герман Иванов



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Оффшорные банковские счета