ATI Radeon 9800 Pro. Обзор видеокарты Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D

ATI Radeon 9800 Pro.
Обзор видеокарты Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D


Рынок видеокарт переживает сейчас времена настоящих баталий: с одной стороны NVIDIA, недавний лидер рынка графических ускорителей, а с другой — ее главный конкурент — компания ATI. Последняя явно на подъеме и сдавать свои позиции не собирается. А недавно еще и анонсировала новое поколение чипов Radeon 9600 XT и Radeon 9800 XT, с выходом которых список ее партнеров пополнился таким брэндом, как ASUS. До нашего рынка Radeon 9600 XT и Radeon 9800 XT, а тем более реальные изделия от ASUS, не добрались, поэтому пока вашему вниманию представляем ATI Radeon 9800 Pro и обзор реального изделия, построенного на его базе — видеокарты Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D.

ATI Radeon 9800 Pro
Radeon 9800 Pro (кодовое название R350) — относительно новое (у нас новое, за рубежом — не совсем новое, так как вышел Radeon 9800 XT) DirectX 9 графическое ядро от ATI, призванное заменить Radeon 9700 Pro (кодовое название — R300).
Графический процессор Radeon 9800 Pro базируется на обновленном ядре Radeon 9700 Pro.
После прочтения вышенаписанного у читателей возникает понятный вопрос: что же революционного несет ATI Radeon 9800 Pro в сравнении со своим предшественником — Radeon 9700 Pro, или же это всего-навсего разогнанная версия 9700-го?
Для удобства представления различий приведем таблицу, в которой собраны тактико-технические характеристики ATI Radeon 9800 Pro и ATI Radeon 9700 Pro. Помимо этого, добавим к двум названным чипам главного конкурента 9800-го — NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra.
ATI Radeon 9800 Pro, как видно из таблицы, имеет не очень много отличий от своего предшественника ATI Radeon 9700 Pro. Они заключаются лишь в частотах, которые у первого возросли до 380 МГц для графического ядра и 680 (DDR) МГц для памяти (у Radeon 9700 Pro — 325 МГц для графического ядра и 620 (DDR) МГц).

Главным отличием, конечно же, является поддержка Radeon'ом 9800 Pro фрагментарного потокового FIFO-буфера (Fragment-Stream FIFO buffer) (SmartShader 2.1) — новая технология, позволяющая запускать шейдеры бесконечной длины).
Что это даст? А даст это нам реальный прирост производительности:). Представим себе такую картину: скажем, играете вы в какую-нибудь современную компьютерную игру, оптимизированную под API Microsoft DirectX 9: сцена вовсю напичкана пиксельными и вершинными шейдерами, видеокарта обрабатывает сцену, и длина какого-нибудь участка кода этих самых шейдеров превышает максимальное значение. В таком случае видеопроцессор вынужден разбить код на несколько участков и сделать несколько проходов для обработки каждого из них, тем самым увеличив нагрузку на подсистему памяти, что, соответственно, приведет к падению производительности.
Но не стоит слишком обольщаться: значимое преимущество от фрагментарного потокового FIFO-буфера можно ощутить только в приложениях, использующих пиксельные программы версии 2.0.
"Плюсик" в названии технологии Hyper Z III+ означает оптимизацию Z-кэша: оптимизация под данные трафаретного типа, которые позволяют создавать реалистичные игры в современных компьютерных играх.
Новая — 2,1 — версия технологии SmoothVision использует оптимизированный контроллер памяти, что теоретически приведет к увеличению производительности в 4х и 6х режимах сглаживания, но лишь при разрешении 1024х768 и выше.
Также стоит отметить цветовую степень сжатия. У ATI Radeon 9800 Pro она составляет 6:1, тогда как у NVIDIA GeForce FX 5900 — 4:1.

Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D
Видеокарта имеет интерфейс AGP х2/x4/x8. Компоновка ее стандартна, что вполне объяснимо: разработчики не рискуют экспериментировать с дорогими видеокартами, построенными на старших моделях графических чипов, коей Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D и является. Да и, кроме того, разработать новый дизайн для дорогой платы — довольно накладное дело.
Кулер нестандартный — Gigabyte в своих продуктах использует собственные разработки, и Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D не стала исключением: графическое ядро ATI Radeon 9800 Pro прикрыто массивным алюминиевым радиатором с вентилятором, расположенным в центре.
Чипы памяти радиаторами не прикрыты.
Видеокарта несет на своем борту 128 мегабайт 2,8-наносекундной памяти, что соответствует частоте в 350 (700 DDR) МГц, но память работает на стандартной частоте — 340 (680 DDR) МГц. Память производства Samsung упакована в чипы BGA и имеет маркировку K4D26323RA-GC2A. Шина обмена с памятью составляет 256 бит.
Частота графического ядра стандартна — 380 МГц.
Карта имеет стандартный набор выходов: аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT. TV-OUT реализован посредством самого чипа ATI Radeon 9800 Pro, так как в него уже интегрированы средства для реализации TV-OUT'а.
Видеокарта поставляется в коробке с двойной обложкой, развернув которую, можно прочитать об основных инновациях ATI Radeon 9800 Pro и непосредственно о продукте от Gigabyte, RADEON 9800 PRO GV-R98P128D.

В коробке, помимо самой видеокарты, находились:
• руководство пользователя;
• диск с драйверами;
• переходник S-Video-to-RCA;
• переходник DVI-to-d-Sud;
• удлинители S-Video/RCA;
• диск с драйверами и утилитами;
• несколько дисков со старыми играми.
В целом можно сказать, что комплект поставки более чем удачен, особенно для продуктов ATI: обычно производители видеокарт, да, впрочем, и сама ATI, очень халатно относятся к этому вопросу.
На диске с драйверами обнаружилась довольно полезная утилитка-твикер Vtuner собственной Gigabyte'овской разработки, предназначенная для разгона видеокарты.

Overclocking, или разгон, по-нашему
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась с помощью бенчмарков GLMark и 3DMark 2001 SE, которые прокручивались три раза. Если появлялись искажения на мониторе, то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если компьютер зависал, то частоту графического ядра понижали на несколько мегагерц. Если же все три раза бенчмарки прокручивались нормально, то разгон удался. Дополнительного охлаждения не применялось.
Видеокарта Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D разогналась до следующих частот: 430 МГц для графического ядра и 750 МГц для памяти.

Тестирование
Тестовые испытания проводились на тестовом стенде следующей конфигурации:
Материнская плата: FIC AD11 (AMD 761+ VIA 686B).
Процессор: AMD Athlon XP 2000+ (Tbred).
Память: 512 Мб PC2100 NCP DDR SDRAM CL 2.0.
Жесткий диск: Maxtor Fireball 3 30 Гб.
Видеокарты: Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D (ATI Radeon 9800 Pro) и NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra.
CD-RW NEC 9300A.
Звуковая плата: ESS Alegro 1989.
Модем: Acorp M-56PIM.

На тестовом стенде были установлены операционная система Microsoft Windows XP с установленным Service Pack 1 и следующие тестовые программы и реальные игровые приложения:
• драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 3.8;
• драйвер для видеокарт NVIDIA — Detonator;
• MadOnion 3DMark2001 SE;
• FutureMark 3DMark 2003;
• Unreal Tournament 2003;
• Serious Sam The Second Encounter (OpenGL);
• Doom III (alfa-версия);
• Splinter Cell (patch 1.12b);
• Quake3 Arena;
• Codecreatures;
• Unreal II: The Awakening;
• Return to Castle Wolfenstein (Multiplayer), Checkpoint;
• Vulpine Glmark.

Условия тестирования
VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все тестовые программы и игровые приложения настраивались на максимальную детализацию, использовался 32-битный цвет.

Качество 2D
Этот параметр довольно спорный, и оценить его можно только субъективно, так как качество выводимого изображения зависит и от монитора, и от соединительного кабеля.
Качество видеокарты Giga-byte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D в разрешениях 1280x1024x75 Гц, 1024x768x85 Гц можно охарактеризовать как хорошее.

Результаты тестирования
3DMark 2003
Последняя версия синтетического бенчмарка от FutureMark (бывшая MadOnion) — самый скандальный, если можно так выразиться, тест. Причина этой скандальности — в нечестной борьбе вендоров и оптимизации драйверов под этот бенчмарк. Хотя с последними драйверами они, похоже, исправились и убрали заточки, хотя кто их знает…
Разница в попугаях довольно незначительна, но давайте рассмотрим результаты тестирования подробнее.
Сцена GT1 — Wings of Fury не очень сложная: вершинные шейдеры версии 1.1, 32.000 полигонов, мультитекстурирование, точечные спрайты, что не такой уж большой труд для современных графических чипов. ATI Radeon 9800 Pro с незначительным отрывом лидирует.
Следующая сцена — GT2 — Battle of Proxycon — более сложная, а осложнена она пиксельными шейдерами версии 1.4 и большим количеством полигонов. Здесь видеокарты показывают почти одинаковые результаты, а расхождение в 0,2 fps вполне можно списать на погрешность тестирования.
GT3 — Troll's Lair — пиксельные шейдеры двух версий (1,1 и 1,4) и победа Radeon 9800 Pro. Также хотелось бы заострить внимание на том, что с повышением разрешения разница между графическими чипами уменьшается и в разрешении 1280х1024 составляет всего 4 fps, поэтому можем предположить, что в большем разрешении разницы не будет вообще.
GT4 — Mother Nature — вот они, пиксельные шейдеры 2.0 — то, что так отмечали в своих пресс-релизах и то, на чем так заостряли наше внимание вендоры. Разница между NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra и ATI Radeon 9800 Pro составляет всего 1 fps в пользу последней.
Тесты на скорость заполнения. При сингл-текстурировании выигрывает ATI Radeon 9800 Pro, а при мультитекстурировании побеждает NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra, что, в общем-то, предсказуемо, так как у первого количество текстур на текстурный блок составляет восемь, а у второго — шестнадцать.
С вершинными шейдерами программа справляется лучше у ATI Radeon 9800 Pro, а с пиксельными — у NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra, но разрыв незначителен как в первом, так и во втором случае.
RagTroll — довольно интересная сцена: 16 троллей, прорисованных с использованием 5500 треугольников, прыгают с большой высоты и падают наземь.
Суицид какой-то массовый, ей богу:). Незначительная победа Radeon'a, и, опять же, при повышении разрешения разница между графическими чипами уменьшается.

Quake 3 Arena
Наш старичок, больше двух сотен fps и победа продукта компании NVIDIA с отрывом в 2 fps.
Return to Castle Wolfenstein
Эта игра построена на усовершенствованном движке Quake 3 Arena. Та же картина, что и в Quake 3 Arena, и те же 2 fps преимущества у GeForce FX 5900 Ultra.
Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL)
Опять OpenGL-приложение, и опять — победа FX 5900 Ultra с отрывом в 4 fps.
Doom III Alfa Version
Комментировать результаты тестирования нет смысла, так как пока доступна лишь сырая альфа-версия Doom III. Результаты приводятся лишь для примерного представления будущих игр.
Unreal Tournament 2003
А теперь Direct3D-приложение и победа на стороне ATI. Ходят слухи, что под это игровое приложение тоже существует множество заточек, но верить слухам — неблагодарное дело, однако мы решили перестраховаться и привести результаты Unreal II: The Awakening.
Unreal II: The Awakening
Данное игровое приложение построено на модифицированном движке Unreal Tournament 2003. Результаты опять в пользу ATI, но посмотрите на разрыв между результатами ATI Radeon 9800 Pro и NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra — он совсем незначителен, а в Unreal Tournament 2003 он довольно приличный.

Качество изображения
При включении антиалиасинга и анизотропной фильтрации картина та же: победа NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra в OpenGL- и проигрыш в Di-rect3D-приложении.

Выводы
С выходом ATI Radeon 9800 Pro на рынке видеочипов наступил коренной перелом — компания ATI из догоняющего превратилась в полноправного конкурента.
Лидером ее, правда, назвать нельзя, так как картина здесь неоднозначна: с одной стороны, ATI Radeon 9800 Pro лучше справляется с обработкой вершинных шейдеров, сингл-текстурированием и Direct3D-приложениями, с другой — NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra лучше проявляет себя в пиксельных шейдерах, мультитекстурировании и OpenGL-приложениях.
Но как в первом, так и во втором случае разница между результатами довольно незначительна и составляет в среднем 4-6 fps.
Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D — типичная видеокарта на ATI Radeon 9800 Pro — с грамотным охлаждением, неплохим разгонным потенциалом, а также хорошей комплектацией.


Конфигурация тестового стенда







"Железо"

Особенности

Драйвер









Центральный процессор

FIC AD11

Набор логики AMD 761+ VIA 686B



Системная плата

AMD Athlon XP 2000+

ядро Tbred



Память

512 MB PC2100 NCP DDR SDRAM

CL 2.0



Жёсткий диск

Maxtor Fireball 3

30 Гбайт, 7200 об/мин



CD-RW

NEC 9300A

Скоростная формула 48x24x48



Видеокарта

Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D

ATI Radeon 9800 Pro

ATI Catalyst 3.8

Видеокарта

Albatron Gigi GeForce FX 5900EPV 128MB (разогнанная до частот NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra);

NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra

NVIDIA Detonator 52.16

Звуковая плата

ESS Alegro 1989





Модем

Acorp M-56PIM







Технические характеристики



Видеокарты




1

Чип

ATI Radeon 9800 Pro

Карта

Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D

Производитель

Gigabyte

Модель

RADEON 9800 PRO GV-R98P128D

Память

Samsung K4D26323RA-GC2A

-нс

2.8

Частоты

380 МГц



340 (680 (DDR)) МГц

Разгон

430 Мгц



375 (750 (DDR)) МГц

Драйверы

ATI Catalyst 3.8, NVIDIA Detonator 52.16

Графического чипа



Технологический процесс

0,15 мкм

Технология чипа

256 бит

Кол-во транзисторов

107 миллионов

Шина памяти

256 бит DDR/DDRII

Пропускная способность памяти

21,8 Гбайт/с

Скорость пиксельных программ

3,04 гигапиксель/с

Скорость заполнения

18,2 млрд. сэмплов/с

Режимы сглаживания

2x, 4x, 6x

Скорость обработки треугольников/c

380 млн.

Режим AGP

1x/2x/4x/8x

Объём видеопамяти

128/256 Мбайт

Частота памяти

340 МГц (680 DDR)

Тип памяти

BGA 2,8 нс

Частота графического ядра

380 МГц

Кол-во блоков вершинных программ

4

Кол-во пиксельных конвейеров

8

Кол-во текстурных блоков на конвейер

1

Кол-во текстур на текстурный блок

8

Версия DirectX

9

Версия пиксельных программ

2

Версия вершинных программ

2

Режим сглаживания

Мультисэмплинг

Оптимизации

Hyper Z III+, SmartShader 2.1, SmoothVision 2.1

Число выходов на мониторы

2

RAMDAC

2 x 400 МГц

Число битов на канал цвета

10



Результаты тестирования видеокарты





Тестовые приложения

Radeon 9800 Pro

GeForce FX 5900 Ultra

3DMark 2003





1024x768x32





Scores

5184

5113

GT1 - Wings of Fury, fps

129.1

123.4

GT2 - Battle of Proxycon, fps

37.8

37.3

GT3 - Troll's Lair, fps

33.0

25.6

GT4 - Mother Nature, fps

33.3

32.1

FillRate (Single Texturing), MTexels/s

1803.4

1306.3

FillRate (Multi Texturing), MTexels/s

2811.4

2913.5

Vertex Shader, fps

18.3

15.3

Pixel Shader 2.0, fps

48.3

51.2

RagTroll, fps

24.0

21.4

1280x1024x32





Scores

3942

3912

GT1 - Wings of Fury, fps

113

107.1

GT2 - Battle of Proxycon, fps

25.8

25.6

GT3 - Troll's Lair, fps

23.5

19.5

GT4 - Mother Nature, fps

27.3

26.3

FillRate (Single Texturing), MTexels/s

1771.7

1386.5

FillRate (Multi Texturing), MTexels/s

2773.0

2873.3

Vertex Shader, fps

17.9

14.2

Pixel Shader 2.0, fps

35.7

36.9

RagTroll, fps

17.8

16.4

Игровые приложения





1024x768x32





Quake3 Arena (OpenGL), Demo: 002, fps

208.3

210.2

Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoint, fps

85.1

87.2

Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps

77.1

81.1

Doom III Alfa Version (OpenGL), fps

38.4

27.1

Unreal Tournament 2003 (Direct3D) Demo: antalus-flyby, fps

133.7

124.1

Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps

63.42

61.1

1280x1024x32





Quake3 Arena (OpenGL), Demo: 002, fps

198.4

200.3

Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoint, fps

85.0

86.3

Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps

76.2

80.1

Doom III Alfa Version (OpenGL), fps

25.6

15.3

Unreal Tournament 2003 (Direct3D) Demo: antalus-flyby, fps

127.1

118.2

Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps

61.54

58.2

Качество изображения





1024x768x32





Unreal Tournament 2003 (Direct3D)





4X FSAA & 4X Aniso

83.6

87.9

Return to Castle Wolfenstein (OpenGL)





4X FSAA & 8X Aniso

65.1

62.8
Артем Семенков, tema@hotbox.ru

Видеокарта Gigabyte RADEON 9800 PRO GV-R98P128D предоставлена для тестирования компанией CD-Life — официальным дистрибьютором продукции компании Gigabyte на территории Республики Беларусь



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2003 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета