Сравнительное тестирование NVIDIA GeForce FX 5200 и ATI Radeon 9200 1

Сравнительное тестирование NVIDIA GeForce FX 5200 и ATI Radeon 9200

В свете многочисленных обзоров флагманских видеокарт от ATI и NVIDIA многими незаслуженно были забыты low-end-решения на базе существующих линеек видеокарт от обоих производителей графических чипов. А они с течением времени вслед за своими топовыми собратьями по семейству подравнялись друг к другу, приобрели полностью созвучные индексы и подравняли технические характеристики.

Рынок на данный момент перенасыщен различными решениями на базе чипов GeForce FX 5200 и Radeon 9200. Особенно это верно в случае первого чипа: количество партнеров NVIDIA пока все же больше, чем у ATI. Но "первая ласточка" в виде объявления ASUS'ом своей линейки видеокарт на базе чипов от ATI должна сделать свое дело и дать своеобразный толчок для других производителей видеокарт. В конечном же итоге выиграют только покупатели — в свете ожидающейся еще более острой конкуренции между ATI и NVIDIA цены на платы должны снизиться еще на одну ступеньку.

Платы
Рынок видеокарт нижнего ценового диапазона на данный момент достаточно насыщен изделиями от различных компаний. В связи с этим в продаже стали появляться различные модификации одних и тех же чипов. Причем иногда частотные характеристики не соответствуют рекомендованным производителем чипа, а это достаточно пагубно влияет на производительность видеокарты. Целью данного тестирования было охватить как можно большее количество классов видеокарт на рассматриваемых чипах, которые присутствуют на рынке, дабы пользователь мог наглядно оценить, как то или иное "урезание" влияет на производительность, и, главное, насколько.
В тестировании принимали участие следующие платы:
• Abit Siluro FX5200 128 Mb.
• ASUS V9520 Video Suite 128 Mb.
• Sparkle FX5200 64 Mb.
• Yuan Radeon 9200 128 Mb.
• ATI Radeon 9200 VIVO.

Abit Siluro FX5200 128 Mb

Комплект поставки
В коробке традиционных абитовских расцветок находились:
• Непосредственно сама плата.
• 2 CD с драйверами и софтом:
— установочный диск (драйвер, программа SiluroDVD 4);
— игра Soldier Fortune Demo, WindowsBlinds NV Edition;
— Игра Earthviewer 3D Demo.
• Инструкция пользователя.
• Кабель S-Video RCA.
• Удлиненный кабель S-Video.
Комплект поставки вполне на уровне и каких-либо нареканий не вызывает. Огорчает разве что отсутствие переходников DVI-to-D-sub, но это уже вовсе необязательный пункт комплекта поставки.

Дизайн платы

Дизайн печатной платы практически идентичен таковому у референсной карты на базе GPU GeForce FX 5200. Отличия есть только в расположении некоторых конденсаторов, что не так существенно влияет на общую компоновку платы.
Карта имеет темно-синий цвет печатной платы, несет на борту 128 Mb DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 TV-OUT. Место для видеоэнкодера для реализации VIVO разведено, но сам чип не установлен. Возможности же TV-OUT'а реализуются посредством самого чипа NVIDIA GeForce FX 5200, что не требует установки чипов от сторонних производителей.
DDR-память размещена в 4-х микросхемах производства Elixir на лицевой стороне печатной платы в обычной (TSOP) упаковке. Исходя из маркировки памяти (N2DS25616BT-5T) и количества микросхем, приходим к выводу о том, что память имеет 64-битную разрядность шины. Мы уже сетовали на нецелесообразность установки медленной 6 нс памяти на видеокарты класса GeForce FX 5200. Урезание же шины памяти до 64 бит должно сказаться на производительности еще более критически. Память Elixir имеет время доступа 5 нс, что соответствует частоте работы в 200 МГц (400 МГц DDR), однако функционирует на частоте 330 МГц. Ядро, согласно спецификациям NVIDIA, работает на положенной частоте в 250 МГц.
Охлаждение графического чипа на Abit Siluro FX5200 пассивное — имеется очень симпатичный радиатор с выгравированной символикой компании. В качестве термоинтерфейса выступает обычная "жвачка". Подобные дизайнерские решения в виде радиаторов компания Abit устанавливает не только на свои видеокарты, но и на материнские платы. Применение пассивного охлаждения для GeForce FX 5200 вполне оправданно, так как чип нельзя назвать очень горячим. Для чипов памяти охлаждение не предусмотрено.

ASUS V9520 Video Suite 128 Mb

Комплект поставки
В очень красочной коробке, выполненной в соответствии с последним стилем компании (не иначе что-то навеяно "Терминатором"=)) находились:
• Непосредственно сама плата.
• 2 переходника DVI-to-D-sub.
• VIVO-адаптер.
• Брошюрка и инструкция на 14 языках (русский есть).
• 5 CD с драйверами и программами.
• 5 СD с играми различных жанров.
Традиционно самая богатая комплектация у ASUS'а. Чего только стоят 10 (!) дисков в комплекте. И переходник DVI-to-D-sub на месте. В общем, все, что только может понадобиться при эксплуатации видеокарты, присутствует.

Дизайн платы

Плата, попавшая на тестирование, имела ревизию 1.02. При ознакомлении с дизайном PCB-платы сразу бросается в глаза его отличие от референс-дизайна NVIDIA: в первом случае чипы памяти расположены по обе стороны печатной платы, во втором же все они находятся на лицевой стороне PCB. В связи с этим претерпело изменения и размещение конденсаторов. В целом дизайн ASUS V9520 Video Suite очень близок к референс-дизайну NVIDIA GeForce 5600. Для ASUS весьма характерно отходить от рекомендованного производителем чипов дизайна и перестраивать его под свои производственные нужды. Карта имеет на борту 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 128 бит, интерфейс AGP 2x/4x/8x и немного нестандартный набор выходов: 2 DVI-I- и 1 VIVO-порт, но для карты с VIVO набор выходов вполне логичен. Функции видеокодера для реализации возможностей VIVO выполняет энкодер фирмы Philips — SAA7114H. Рассмотрение возможностей VIVO данной платы выходит за рамки нашей статьи, поэтому мы продолжаем рассматривать базовые нюансы дизайна ASUS V9520 Video Suite. В нее встроена возможность аппаратного мониторинга температуры GPU и памяти, а также скорости вращения вентилятора посредством чипа Winbond — W83781D.
Чипы памяти производства Samsung, как уже отмечалось выше, размещены по обе стороны печатной платы в обычной (TSOP) упаковке. Время выборки — 4,0 нс, что соответствует частоте работы 250 MHz (500), однако плата работает на положенной по спецификациям NVIDIA частоте 200 MHz (400). Частота работы GPU — 250 MHz, что также соответствует рекомендованной частоте. Охлаждение памяти организовано немного странным способом. На 4 микросхемах памяти, расположенных на лицевой стороне PCB, установлены небольшие радиаторы, которые, тем не менее, должны обеспечить должный теплоотвод для чипов памяти. Но на оборотной стороне PCB память никак не охлаждается. Тогда абсолютно непонятно, зачем организовывать охлаждение на лицевой стороне печатной платы, если чипы на оборотной стороне могут перегреться и свести на нет все усилия по ее охлаждению. Однако, как показала практика, память от Samsung сильно не нагревалась и выявила превосходный разгонный потенциал, но тут стоит учитывать GeForce 5600 дизайн PCB рассматриваемой платы, который рассчитан на работу при повышенных частотах. Т.е. работу памяти отчасти спас схожий дизайн PCB FX 5600. Охлаждение графического чипа организовано надлежащим образом: хороший радиатор с неплохим кулером, обеспечивающим хороший обдув чипа, чего вполне достаточно для совсем не горячего чипа FX 5200.

Sparkle FX5200 64 Mb

Комплект поставки
Плата попала на тестирование в OEM-варианте, поэтому и комплектация у нее стандартная, OEM'ная:
• Непосредственно сама плата.
• Диск с драйверами и софтом.

Дизайн платы
Дизайн данной платы в корне отличается от референс-дизайна карты на базе GeForce FX 5200 со 128-битным контроллером памяти. Он укороченный, с расчетом на установку только 4 модулей памяти (что и нужно для карты с интерфейсом памяти 64 бит). Карта имеет на борту 64 Mb DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и немного урезанный набор выходов: 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Возможности TV-OUT'а, как и в случае предыдущих изделий, реализуются посредством самого чипа NVIDIA GeForce FX 5200, что не требует установки чипов от сторонних производителей. Места под VIVO у платы не предусмотрено.
Карта оснащена 64 Mb DDR-памяти, размещенной в двух микросхемах производства Elixir на лицевой стороне печатной платы и в двух микросхемах на оборотной стороне платы в обычной (TSOP) упаковке. Исходя из маркировки памяти (N2DS12H16BT-6K) и количества микросхем, приходим к выводу о том, что память имеет 64-битную разрядность шины.

Память Elixir имеет время доступа 6 нс, что соответствует частоте работы примерно 166 МГц (332 МГц DDR), на которой она и функционирует. Ядро, согласно спецификациям NVIDIA,. работает на положенной ему частоте в 250 МГц. Вдобавок к шине памяти в 64 бита мы имеем еще и медленную 6 нс память, что не может не сказаться самым печальным образом на производительности. В случае платы от Abit мы хотя бы имеем шанс разогнать память до "законных" 400 МГц, здесь же память и так работает на номинале, но разгон — штука непредсказуемая, поэтому все проверится непосредственно самим разгоном.
Охлаждение графического чипа на плате от Sparkle активное в виде референс-кулера от NVIDIA. В качестве термоинтерфейса выступает обычная "жвачка". Кулер довольно скромных размеров, но для GeForce FX 5200 вполне достаточно (хотя можно было обойтись и радиатором). Охлаждение для чипов памяти, как и в случае с Abit'ом, не предусмотрено.

Yuan Radeon 9200 128 Mb

Комплект поставки
Плата попала на тестирование в retail-варианте, но, тем не менее, комплектация оказалась довольно-таки скудной:
• Непосредственно сама плата.
• Диск с драйверами и софтом.
Было очень странно не найти в комплекте поставки ни видеокабеля, ни переходника, ни даже (!) мануалки. Комплект поставки видеокарт ATI еще долгое время не будет радовать покупателей своим разнообразием прежде всего из-за малого количества по-настоящему хороших партнеров ATI, но лед в этом направлении уже тронулся, о чем мы говорили в начале статьи, так что рано или поздно сетовать на малую комплектность видеокарт на чипах ATI мы не будем.

Дизайн платы

Дизайн платы, как ни странно, отличается от референсного. Для партнерских видеокарт ATI это довольно-таки нетрадиционный подход. Изменено расположение конденсаторов и убрано гнездо для посадки VIVO-чипа.
Карта выполнена в традиционном стиле ATI, имеет красный цвет печатной платы, несет на борту 128 Mb DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 TV-OUT. Места для видеоэнкодера под VIVO не предусмотрено. Возможности же TV-OUT'а реализуются посредством самого чипа ATI Radeon 9200.
Карта оснащена 128 Mb DDR-памяти, размещенной в восьми микросхемах производства PMI (по 4 с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в обычной (TSOP) упаковке. Исходя из маркировки памяти (HP58C2128164SAT-6) и количества микросхем, приходим к выводу о том, что память имеет 128-битную разрядность шины, что соответствует спецификациям чипа. Память PMI имеет время доступа 6 нс, что соответствует частоте работы в 166 МГц (332 МГц DDR), на которой память и функционирует, хотя спецификацией предусмотрена работа памяти на частоте 200 МГц (400 МГц DDR). Ядро, согласно спецификациям ATI, работает на положенной частоте в 250 МГц.
Охлаждение графического чипа на плате активное. Его обеспечивают референс-радиатор и кулер небольших размеров. Как и в случае NVIDIA GeForce FX 5200, чип ATI Radeon 9200 не очень горячий, а потому большого внимания к своему охлаждению не требует. В качестве термоинтерфейса выступает обычная "жвачка". Охлаждения для чипов памяти не предусмотрено: медленная 6 нс память сильно нагреваться не будет.

ATI Radeon 9200 VIVO

Комплект поставки
Плата попала на тестирование в OEM-варианте, но в виду присутствия VIVO комплект поставки оказался побогаче, чем у предшественника на одноименном чипе:
• Непосредственно сама плата.
• Удлиненный кабель S-Video.
• VIVO-адаптер.
• Видеокабель.
• Диск с драйверами.
Вполне стандартная комплектация для платы с VIVO начального уровня.

Дизайн платы
В отличие от предыдущей видеокарты на чипе ATI, на данной разведен и распаян чип VIVO. Карта выполнена в традиционном стиле ATI, имеет неизменный красный цвет печатной платы, несет на борту 128 Mb DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и следующий набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 VIVO-порт. Возможности VIVO реализуются посредством собственного чипа ATI — Rage Theater.

Карта оснащена 128 Mb DDR-памяти, размещенной в восьми микросхемах производства Mira (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в обычной (TSOP) упаковке. Исходя из маркировки памяти (3229LAOJ-4) и количества микросхем, приходим к выводу о том, что память имеет 128-битную разрядность шины, что соответствует спецификациям, установленным компанией ATI. Память Mira согласно маркировке имеет время доступа 4 нс, что соответствует частоте работы в 250 МГц (500 МГц DDR), однако работает на положенных ей 200 МГц (400 МГц DDR). Ядро, согласно спецификациям ATI, работает на стандартной частоте в 250 МГц.
Охлаждение графического чипа на плате пассивное, в отличие от такового у предыдущей карты на чипе ATI, представленного игольчатым радиатором небольших размеров. Такого решения вполне хватает для работы в штатном режиме, а вот для продуктивного разгона нужно будет подумать о дополнении в виде кулера. Охлаждения для чипов памяти не предусмотрено. Ставить радиаторы на память младших видеокарт серии бессмысленно, так как память не работает на высоких частотах, а значит, и не рассеивает много тепла.

Тестирование
Тестовый стенд:
• Материнская плата: JetWay S446 (SiS 645).
• Процессор: P4 Northwood 1.6A@2.13A GHz (133x16).
• Память: 256 Mb Hynix PC2100 DDR SDRAM (CL=2).
• Винчестер: Maxtor Diamond Plus 8 40 Gb.
• Видеокарты:
— Abit Siluro FX5200 128 Mb (NVIDIA GeForce FX 5200 64 bit).
— ASUS V9520 Video Suite 128 Mb (NVIDIA GeForce FX 5200 128 bit).
— Sparkle FX5200 64 Mb (NVIDIA GeForce FX 5200 64 bit).
— Yuan Radeon 9200 128 Mb (ATI Radeon 9200 128 bit).
— ATI Radeon 9200 VIVO (ATI Radeon 9200 128 bit).

Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система:
• Microsoft Windows XP SP1 ENG.
• DirectX 9.0b.
• Драйвер для видеокарт NVIDIA — Detonator 45.23 WHQL.
• Драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 3.8.
Все красивости в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.

Тестовые программы:
• Future Mark 3DMark2003 v330.
• MadOnion 3DMark2001SE.
• CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L).
• id Software/Activision Return to Castle Wolfenstein v1.0 (OpenGL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне. Использовалось Demo Checkpoint).
• Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2003 (Di-rect3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing).
• Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L).
• Novalogic Comanche 4 Demo v1.0.1.10 (Direct3D, мультитекстурирование, Hardware T&L, пиксельные и вершинные шейдеры).
• Croteam/GodGames Serious Sam: The second Encounter v1.07 (OpenGL, мультитекстурирование, настройки качества — пресет Quality (анизотропная фильтрация, предлагаемая по умолчанию, отключалась)).
• Egosoft X2: The Threat Demo (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка).
• Microsoft HALO: Combat Evolved (DirectX 9.0, Vertex Sha-ders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное).
• Massive Development Aqua-Mark3 (DirectX 9.0, Vertex Sha-ders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscoretm).
• Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).

Качество 2D
Прежде чем дать оценку качества изображения, выдаваемого видеокартами, мы в стотысячный раз повторяем=), что на сегодняшний день дать более или менее объективную оценку данного параметра для серии видеокарт нельзя, т.к. качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D, в свою очередь, зависит от монитора и соединительного кабеля, что также привносит солидную долю субъективизма в методику оценки данного параметра.
Качество 2D, показываемое всеми платами в разрешениях 1024x768x85 Hz и 1280х1024х60 Hz, можно охарактеризовать как хорошее. Заметных отклонений в качестве картинки ни у одного из протестированных экземпляров замечено не было.

Разгон
Видеокарты разгонялись при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом случае прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark 2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты прокручивались успешно, то разгон считался успешным. В качестве дополнительного охлаждения использовался обычный 8х8 см вентилятор, обдувающий прежде всего чипы памяти видеокарты.
Результаты разгона для протестированных плат оказались следующими:
• Abit Siluro FX5200 128 Mb разогналась до частот 315 MHz/450 MHz для ядра/памяти соответственно.
• ASUS V9520 Video Suite 128 Mb разогналась до частот 305 MHz/540 MHz для ядра/памяти соответственно.
• Sparkle FX5200 64 Mb разогналась до частот 285 MHz/430 MHz для ядра/памяти соответственно.
• Yuan Radeon 9200 128 Mb разогналась до частот 300 MHz/340 MHz для ядра/памяти соответственно.
• ATI Radeon 9200 VIVO Mb разогналась до частот 295 MHz/485 MHz для ядра/памяти соответственно.
Хочется отметить просто потрясающий разгон по памяти для ASUS V9520 Video Suite 128 Mb — еще бы немного добавить ядру, и плата смогла бы претендовать на первое место по разгонным показателям, — но разгон ядра оказался более существенным у Abit Siluro FX5200 128 Mb. Платы же от ATI выдали довольно-таки посредственные разгонные показатели. Для ATI'шных плат для активизации режима разгона в последних драйверах Catalyst 3.8 необходимо скачать специальный скрипт для RivaTuner, отключающий блокировку разгона на платах.

В следующем номере будет продолжение статьи с результатами тестов скорости в 3D описанных плат в последних бенчмарках, доступных на момент тестирования.

Бурдыко Алексей, Knes@tut.by
Автор выражает благодарность интернет-магазину www.Ultra-Price.com (http://www.Ultra-Price.com)
за предоставленное на тестирование оборудование



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2003 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета