Фотография: Цифре навстречу

Цифре навстречу

Прошлый, 2002 год отмечен, между прочим, одним любопытным фактом — продажи цифровой фототехники в мире впервые превысили продажи обычных (и необычных) пленочных камер. Химия пасует перед физикой, и возможности цифровой обработки оцениваются рядовым потребителем все выше и выше. Мегапиксельные матрицы демонстрируют завидные темпы роста разрешения и снижения стоимости, классические производители фототехники расширяют линейки цифровых камер, а сам рынок, ранее достаточно четко поделенный всемирно известными бегемотами, становится привлекательным для новичков. Ряд из них, обладая несомненными финансовыми и технологическими ресурсами, пытается на равных соперничать с традиционными лидерами, другая половина, осознавая ограниченность собственных возможностей, резвится в сегменте минимальной ценовой категории. В качестве примеров можно привести Panasonic, использующий оптику Leica, Sony, опирающуюся на традиции Carl Zeiss и на собственный потенциал одного из ведущих поставщиков ПЗС-матриц, да еще, пожалуй, HP, скооперировавшуюся с Pentax, — эти всемирно известные электронные брэнды плавно расширили поле своей оперативной деятельности на рынок цифровой фототехники. В то же время молодое азиатское племя, переросшее ограничения рынка мультимедийных компьютерных продуктов, активно толкается в нижнем ценовом диапазоне (тот же Mustec, например). Тенденции положительные, слов нет, но чуда, на которое смутно надеялся каждый, так и не произошло. Качественные продукты по-прежнему дороги, и снижение стоимости ограничено оптикой и функциональностью камер, а не матрицами. Надеяться можно, ликовать — рано.

"Солнце всем на планете одинаково светит…"
Для того чтобы оценить состояние дел на рынке цифровых камер, полезно ознакомиться с ближайшими анонсами ведущих производителей в отрасли. Не претендуя на полноту освещения темы, посмотрим, что нового нам предложат Fuji, Minolta, Pentax, Canon, Kodak, Casio, HP и Sony.
Fuji серьезно переработала всю линейку цифровых камер и в ближайшее время представит пять новых моделей. В категории point-and-shoot (нижний ценовой диапазон) появится FinePix A205 за $199 (здесь и далее приводятся "цены, рекомендованные производителем", так что вполне обоснованно можно предполагать заметные отличия приведенных данных от реальных розничных цен). Эта двухмегапиксельная модель обеспечит разрешение 1600х1200 точек против 2048х1536 у FinePix A210 стоимостью $279 за 3,2 Мпкс. У A210 также увеличена продолжительность захватываемых роликов — 60 секунд в разрешении 320х240 точек против 20 у младшей модели. Обе камеры имеют трехкратное оптическое увеличение при размерах 10х6 и 6х5,3 см.

FinePix A310 ($299) станет первой из камер Fuji, оснащенной фирменной разработкой — CCD HR-матрицей четвертого поколения, пересчитывающей изображение, полученное 3,1-мегапиксельным сенсором, в картинку с разрешением 2816х2120 (6 Мпкс). Представители компании обещают получение качественных отпечатков размером вплоть до 50х40 см. Эта компактная модель работает в цветном и черно-белом режимах, предлагает стандартные программы экспозиции для ландшафтных, ночных, спортивных и портретных съемок. В качестве носителя данных используется xD-Picture-карточка. Та же матрица с интерполяцией используется и в модели FinePix S5000 — зеркальной камере, дополнительно оснащенной 10-кратным зумом, автоматическими и ручными регулировками скорости затвора, установками диафрагмы и балансом белого.
Возглавит же новую линейку Fuji FinePix S7000 — компактная зеркальная камера с 6-кратным оптическим увеличением и фирменной матрицей того же типа, но на 6,3 миллиона эффективных точек. Интерполяция обеспечивает сохранение картинок формата 4038х3040 (12 Мпкс!) и печать высококачественных изображений до 75 см в большем измерении. Хранение информации обеспечивается накопителями, подключаемыми к слотам xD-Picture или Microdrive. Форматы хранения данных — CCD-RAW или JPEG. Цена устройства составляет $799 включая фантастически емкую 16-мегабайтную xD-Picture карту памяти (и это для 12 мегапикселей!).
Бюджетное решение от Minolta позволяет удвоить разрешение, предлагаемое младшей моделью Fuji. Dimage E323 является миниатюрной 3,2-мегапиксельной камерой, развивающей традиции внутренней интерполяции отснятых данных. В духе продукции Fuji камера пересчитывает данные в разрешение, соответствующее картинке, полученной на матрице с 6 миллионами эффективных точек (все с той же благой целью увеличения размеров твердых отпечатков). Модель оснащена оптикой с трехкратным зумом и поддерживает макросъемку (минимальное расстояние до объекта 11 см).

Чуть выше позиционируется Dimage G500, из модельного номера которой явствует принадлежность к клану 5-мегапиксельных устройств. Тот же 3Х-вариобъектив характеризуется высоким быстродействием — общее время готовности камеры составляет 1,3 с. Поддерживаются форматы карт флэш-памяти Secure Digital (SD) и Memory Stick с общим объемом хранения 640 Мб.
Есть в арсенале Minolta и две новые зеркальные камеры. Dimage A1 предлагает самый быстрый в мире автофокус среди 5-мегапиксельных зеркальных устройств и, кроме того, может похвастаться минимальным временем экспозиции в 1/16000 секунды. При съемке с большим оптическим увеличением и продолжительной экспозицией (а Dimage A1 оснащена объективом с 7-кратным зумом) может быть задействована функция стабилизации изображения. Для сохранения особенно ценных данных камера использует JPEG-сжатие с величиной потерь, близкой к нулю (опция extra-fine-quality).

Dimage Z1 стала первой разработкой Minolta, использующей новый фирменный объектив Mega-zoom с эквивалентным изменением фокусного расстояния 38-380 мм (10х). Модель имеет матрицу на 3,3 Мпкс, шустрый автофокус и способна захватывать ролики с вполне телевизионным качеством — 640х480 точек 30 кадров в секунду. Ориентировочную стоимость на момент подготовки материала компания не анонсировала.
Pentax представит свою новую зеркальную модель с совершенно невообразимым и теоретически непроизносимым названием "*ist D" (на самом деле эта абракадабра все-таки транскрибируется как "ист-ди"). Невзирая на издевательское наименование, оцениваться она будет в полновесных $1900 вместе с двухкратным вариобъективом либо в $1700 за одну камеру. Модель совместима с оптикой и аксессуарами Pentax для 35-миллиметровых камер, имеет матрицу на 6,1 млн эффективных пикселей (3008х2008 точек), 11-точечный датчик автофокуса, 16-зонный экспозиметр, оптический видоискатель и ЖКИ-экран с диагональю 4,6 см. В последовательном режиме *ist D может отснять 9 кадров со скорострельностью 2,6 кадров в секунду.
Что касается Canon, то эта компания вскорости разродится новинкой EOS Digital Rebel, зеркальной моделью за $999 (это цена с вариобъективом, эквивалентным изменению фокусного расстояния в диапазоне 18-55 мм для 35-миллиметровых пленочных камер, но камера будет предлагаться и без оного на $100 дешевле). "Бунтарь" оснащен матрицей на 6,3 Мпкс, 7-точечным датчиком автофокуса, 35-зонной системой замера экспозиции и фирменным процессором DIGIC (Digital Imaging Integrated Circuit).

Eastman Kodak была и остается ближе к народу, так что ее новая продукция вовсе не будет снабжаться четырехзначными ценниками. Законченные решения — вот конек компании, так что, помимо новой EasyShare CX6230, 2-мегапиксельной камеры с 3-кратным зумом ($199), и DX4530 ($399) на 5 Мпкс (2588х1954 точек) с таким же оптическим увеличением, будет представлена док-станция для линейки EasyShare. По сути своей это принтер для печати ламинированных фотографий размером 9х13 см плюс зарядное устройство для аккумуляторов камеры. Домашняя лаборатория обойдется в ту же популярную сумму $199. О стоимости расходных материалов умолчим.
Casio также припрятала туза в рукаве: с выходом новой QV-40 она сможет гордо предложить рекордно быструю 4-мегапиксельную (2304х1712 точек) компактную камеру. Время готовности модели составляет всего одну секунду, а задержка спуска — одну сотую секунды. Жаловаться на упущенный кадр с таким устройством будет явно предосудительно. Трехкратный оптический зум и пятиточечный автофокус помогут получить достойную картинку для сохранения на флэш-карте стандарта SD/MMC. Casio предполагает осчастливить пользователя за $299.
HP уже представила свой Photo-smart 945 в ценовом диапазоне свыше $500. Разрешение 2608х1952, 8-кратное оптическое увеличение, вполне достаточный объем ручных регулировок и продвинутая система замера экспозиции, улучшающая проработку затененных участков кадра (Adaptive Lighting Technology). В широкие массы эта же технология будет внедряться с помощью недорогих Photosmart 635/435 ($175/149): первая из них сочетает датчик с двумя миллионами пикселей и объектив с трехкратным увеличением, вторая имеет куда более скромную оптику без зума и матрицу на 3 Мпкс.

На десерт упомянем Sony, которая предлагает пополнение линейки CyberShot двумя новыми моделями — U50 и DSC-F828. U50 представляет собой обычную карманную двухмегапиксельную камеру, но выделяется возможностью поворота оптики на 180° (несомненный плюс для страдающего нарциссизмом покупателя устройства ценою в $250). Что касается DSC-F828, то это модель совсем другого класса ($1200) — объектив Carl Zeiss с ручным 7-кратным зумом (28-280 мм в 35-миллиметровом эквиваленте), ПЗС-матрица на 8 мегапикселей (3360х2460 точек). Цветовая схема, используемая в F-828, отличается от традиционного RGB-решения наличием еще одной цветовой составляющей (Sony называет это RGB+E, где под E подразумевается emerald, т.е. изумрудно-зеленый). Инженеры компании, а паче того — маркетологи, убеждают, что с помощью новой камеры можно достичь непревзойденной цветовой точности, причем время захвата картинки в два раза меньше типичного значения для 5-мегапиксельных устройств.
Модель оснащена 5-зональной многоточечной системой автофокуса, фирменной инфракрасной технологией NightShot для получения снимков в темноте на расстояниях до 5 метров — ранее она использовалась в видеокамерах компании, поддерживает сохранение данных в RAW/JPEG/TIFF-форматах, а при работе в MPEG-VX может записывать ролики 640х480 до 30 кадров в секунду.

"Только пасмурно над нашей столицей…"
Не делая далекоидущих выводов глобального характера из этого поэтического перла, констатируем главное — появление недорогих матриц с рабочим разрешением около 2-3 Мпкс вовсе не означает, что цифровая фотография становится доступной всем и каждому. Функциональные, конструктивные, а иной раз и качественные отличия камер в нижнем ценовом диапазоне позволяют говорить о существовании особого класса устройств, к которому применимо скорее определение "игрушка", нежели облагороженное традициями классическое "мыльница". Причем ничего унизительного в таком отношении нет, так как в его основе лежит непревзойденная легкость в обращении — как с самой цифровой техникой, так и с полученными на ее основе результатами. Для недорогих продуктов, являющихся в первую очередь отростком компьютерных технологий, это является определяющим фактором. В свою очередь, устройства более дорогостоящие, характеризуемые расширенными возможностями и оснащенные приличной оптикой, определенно выросли на ниве классической фотографии. Это не принципиальное противостояние, но не проводить границу вовсе будет себе дороже. Для того чтобы пояснить ситуацию, сравним недорогие модели цифровых камер того же Mustec и нечто менее приземленное от Panasonic — камеру Lumix LC33. Учитывая разницу в стоимости (а отличаются они в 1,5-3 раза) сравнение явно некорректно, однако суть его как раз и заключается в демонстрации классовых различий (вот так мы и докатились до политически незрелой демагогии).
Итак: Mustec Gsmart LCD 3 Digital предлагает "родное" разрешение 1600x1200 точек и аппаратную интерполяцию для режима 2048x1536, имеет размеры 72,5x62x19,9 мм, вес 62 г, встроенную память объемом 16 Мб, цветной ЖКИ-видоискатель с диагональю 3,8 см, объектив со светосилой F/2,8, выдержка затвора изменяется автоматически от 1/15 до 1/4000 секунды. Питание осуществляется от одной батарейки АА. Доступен захват роликов в разрешении 320х240 точек с фреймрейтом до 20 кадров в секунду, есть таймер на десять секунд. Объектив камеры простым поворотом подразумевает ручную установку режима съемки: макро или телефото. Стоимость — чуть менее $100.
Предлагает Mustec и вариации на ту же тему. Во-первых, это брат-близнец описанной выше Gsmart LCD 3, маркируемый как Gsmart LCD 2. Отличий два: разрешение 1600х1200 с интерполяцией (1280х960 аппаратное) да цена около $80. Кроме того, есть менее дорогие Gsmart mini 2 и Gsmart mini 3 (приблизительно $64/81) с такими же максимальными разрешениями, как и у Gsmart LCD (2/3), но не оснащенные ЖКИ-экраном, питающиеся от встроенного литиевого аккумулятора с подзарядкой через USB и имеющие размеры 69x47x11 мм. Модели, оснащенные встроенной вспышкой, позиционируются повыше и, соответственно, дороже. Так, например, MDC3500/4000 допускают расширение 16 Мб встроенной памяти за счет SD/MMC-карточек, имеют встроенную вспышку и обеспечивают максимальное разрешение 2048x1536/2272x1704 точек соответственно при увеличенных наружных размерах.

Panasonic Lumix LC33 оснащен объективом LEICA DC VARIO-ELMARIT с трехкратным оптическим трансфокатором, светосилой F/2.8-4.9 (в зависимости от текущего положения оптического зума), матрицей на 3,2 миллиона эффективных пикселей и обеспечивает разрешения 2304х1728, 1600x1200, 1280х960, 640х480 и 320х240 при захвате видеоролика со скоростью 10 кадров в секунду. Скоростной диапазон выдержек — от 8 до 1/2000 секунды. Камера оснащена рядом автоматических режимов съемки и экспозамера, предлагает несколько фиксированных установок для регулировки баланса белого, два значения задержки при использовании таймера (2/10 с), а перечень цифровых функций включает 3х зум, сохранение роликов со звуком и сопровождение звуковыми комментариями обычных неподвижных изображений. В качестве носителя данных используется SD-карта, но от Panasonic трудно было бы ожидать чего-то иного, нежели использование родного фирменного формата. Привести конкретные данные по скоростным показателям камеры представляется затруднительным, однако Panasonic подчеркивает, что камера использует процессор обработки изображений Venus Engine, оптимизированный для уменьшения времени реакции устройства.
Формальное сравнение камеры Panasonic с продукцией Mustec производит двойственное впечатление. Разница в стоимости уже упоминалась. Чуть большее разрешение, наличие оптического трансфокатора и дополнительную функциональность как раз этой самой разницей и можно оценить. Пользователь, четко для себя определившийся — "а мне этого и не надо", — оправданно выберет что-нибудь из семейства недорогих продуктов. Понятное в целом решение на самом деле не гарантирует того, что владелец новой цифровой камеры будет оценивать ее положительно. Причины этого расплывчаты и трудноуказуемы: "здесь не то, и тут не так, да и вообще хотелось чего-то другого". На самом деле виновата не камера, а покупатель, углубившийся в детализированное описание технических характеристик, но не решивший для себя, что же ему, в конце концов, нужно: камера или периферийное компьютерное устройство. Или, в духе вышеприведенных высказываний: фотоаппарат или игрушка?
Эти в чем-то схожие, а в чем-то прилично различающиеся устройства должны оцениваться широтой спектра применений. Секрет успешного выбора лежит именно в этой сфере. Недорогие цифровые камеры позволяют успешно получать приличного качества снимки в достаточно ограниченном диапазоне условий. Потребуется хорошее освещение, желательно естественное, не слишком далеко и не слишком близко расположенный объект съемки, терпимое отношение к цветовым неточностям изображения и низкой чувствительности матрицы, практически полное отсутствие возможностей для художественной компоновки кадра, упрощенное управление работой вспышки (в тех моделях, где она есть). Минимализм в требованиях пользователя гарантирует высокую итоговую степень его же удовлетворенности (в высшей степени универсальный принцип). Самое интересное, что в массе случаев такой расклад вполне реален.

Очевидно, что у медали существует и оборотная сторона: любая претензия на нечто превышающее упомянутый выше минимум должна сопровождаться поисками камеры другого класса и, чаще всего, другой стоимости. Чувствительная матрица дает возможность получать качественное фото в условиях слабой освещенности либо при прочих равных условиях использовать минимальные значения выдержек, а это чрезвычайно полезно для съемки быстродвижущихся объектов. Хорошая светосильная оптика весьма полезна с этой же точки зрения, плюс к этому объектив с трансфокацией и большим относительным отверстием позволяет получать снимки с претензией на некую художественность. Понятно, что скомпоновать кадр по собственному желанию куда проще играя кнопочками зума, нежели оперативно перебирая ножками. Макросъемка либо, наоборот, попытка запечатлеть что-то там на горизонте для дешевой оптики обречены на провал. Бесфокусные камеры знать не знают о том, что такое глубина резкости и какого эффекта можно добиться, выделяя объект съемки четкой фокусировкой на фоне размытого окружения — а вариантов тут немало. Это, кстати говоря, связано и с возможностями камеры по выбору предустановленного рабочего режима и с тем же относительным отверстием. Скорость работы электроники и механики объектива — это отдельный вопрос. Время реакции является не всегда очевидным, но всегда определяющим фактором, по крайней мере, в отношении банального удобства пользования. Интерполяционные режимы ныне не редкость, поэтому сообщения на тему "Camera busy" может серьезно повлиять на общую оценку устройства. То же самое касается и скорости переключения между режимами камеры.
Нюансов много, но каждый из перечисленных моментов ориентирован на расширение диапазона доступных для съемки условий. Именно здесь и зарыта знаменитая собака. Определившись с требованиями к камере, прогадать трудно. Легким на подъем сторонникам простоты выбирать есть из чего. Компактные, миниатюрные и недорогие камеры помогут "нащелкать" тысячи снимков без лишнего напряжения мозга и кошелька. Что, замечали за собой некоторую требовательность? Не готовы принимать к рассмотрению отговорки типа "темновато, далековато и чересчур уж мелкое"? Вам определенно в другую сторону. Тем, кто решится двигаться в этом направлении, можно по-хорошему позавидовать, а заодно и дать один полезный совет: главное — не забудьте свой толстый кошелек.

Г. Ярцев, http://atom.by
При подготовке использовались материалы HardwareCentral
и упомянутых компаний — производителей цифровой фототехники. Цифровые камеры Mustec и Panasonic предоставлены компанией Atom+



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2003 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета