Строительство авторана

Строительство авторана

Cоздание файла автозапуска — не такая сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Авторан выведет на экран меню, в котором можно посмотреть описание программ на диске, запустить инсталляцию программы и т.д. Сделать файл автозапуска также несложно. Для того, чтобы запустился какой-нибудь файл с компакта, необходимо в корень диска записать файл autorun.inf, который может выглядеть приблизительно так:

[autorun]
open = autorun.exe
icon = autorun.ico

Вторая строчка указывает на имя файла, запуск которого произойдет автоматически, а последняя определяет иконку самого диска. Если файл autorun.inf можно сделать в том же Notepad менее чем за минуту, то с файлом autorun.exe дела обстоят иначе. Программисту не составит большого труда написать исполнительный файл, но для рядового пользователя такая задача может оказаться непосильной. Для таких юзеров создано большое число программ, где можно в считанные минуты создать файл автозапуска и файл autorun.inf. Одной из них является AutoPlay Media Studio 4.0.
При первом запуске программа может "обрадовать" сообщением о том, что на вашем компьютере отсутствует Micromedia Flash Player, поэтому установите его заранее. Затем на экране появится окно Start project, в котором можно выбрать одну из оболочек стартового меню. Такие заготовки удобно использовать при записи дисков разных типов. Так, например, если на компакте будут находиться только файлы MP3, то подойдет оболочка, позволяющая проигрывать файлы, не выходя из меню автозапуска. Если вам не подходит ни одна из предложенных заготовок, вы можете самостоятельно создавать меню, выбрав строчку Blank project. На первых порах лучше не начинать работу в программе "с чистого листа", а потренироваться на готовых оболочках. Взяв за основу одну из них, можно изменять размер и форму кнопок, добавлять и убирать элементы и т.д.
Окно программы разбито на четыре части. Большую часть экрана занимает рабочая площадь, остальные три небольших окошка, расположенных в левой части экрана, позволяют выбрать в проекте тот или иной элемент, указать рабочую папку и т.д.
Чтобы не перегружать читателя описанием всех настроек AutoPlay Media Studio (а их, поверьте, немало), мы сделаем простой пример, на котором постараемся рассмотреть основные принципы работы с программой.

После запуска AutoPlay Media Studio выберите новый проект (Blank Project). Самый главный элемент в меню автозапуска — кнопка. Тем пользователям, которые занимаются разработкой веб-страничек, не составит особого труда нарисовать кнопку в каком-нибудь графическом редакторе, поскольку им постоянно приходится создавать этот обязательный элемент интерфейса. Всем остальным можно посоветовать установить программу Crystal Button (или подобную ей), которая позволит в считанные минуты создать большое количество кнопок разных форм и размеров. Итак, предположим, что рисунок кнопки готов. Добавить изображение в наш проект можно при помощи соответствующей кнопки New Image Object на панели инструментов вверху, используя контекстное меню (которое вызывается кликом правой кнопкой мыши на рабочем пространстве) или сочетанием клавиш CTRL+2. Появится окно Image Object Properties. На первой закладке — Settings — необходимо указать три варианта рисунка кнопки: обычный (Normal Image) при наведении на нее курсора (Mouse Over Image) и форму, которую примет кнопка во время клика по ней (Mouse Down Image). Для того, чтобы кнопка смотрелась естественней, выберем опцию Прозрачный фон (Transparent background). Следующая закладка — Attributes. Она содержит такие настройки, как координаты расположения кнопки, текст всплывающей подсказки, форма курсора при наведении на нее. Самые ленивые могут назначить ей горячую клавишу и впредь нажимать ее не мышью, а с клавиатуры.

В следующих двух закладках Caption и Sounds указывается надпись на кнопке, ее цвет и звуковые эффекты при наведении и клике на нее курсором. Используя эти настройки, можно хорошо подшутить над другом: вставляет он диск в привод, подводит курсор к одной из кнопок — и падает в обморок от истошного крика "Я те нажму!!:)" Наша кнопочка почти готова, осталось только назначить действие, которое она будет выполнять. "Научить" кнопку можно практически всему: запускать инсталляцию программы, переходить на следующую или предыдущую страницу меню, показывать в Проводнике содержимое компакт-диска, добавлять ключи реестра в систему и многому другому. За все это отвечает закладка Actions. Перейдя на нее, слева вы увидите длинный список всевозможных действий, которые можно присвоить объекту. Действия могут осуществляться как при нажатии на кнопку, так и при простом наведении на нее. Чтобы добавить то или иное действие, необходимо дважды по нему кликнуть, а затем в окошке Action Properties уточнить его настройки. Просмотреть, как будет выглядеть ваше меню, можно при помощи клавиши F5.
Меню автозапуска не обязательно должно состоять из одной страницы. Например, при нажатии на кнопку Программа А вы попадете на следующую страницу меню с кнопками Мануал, Установить, Демо и т.д. Число страниц вашего меню зависит только от вашей фантазии. Каждая новая страничка вашего творения добавляется сочетанием клавиш Ctrl+Shift+Ins.
На страничках вашего меню могут присутствовать видеофайлы с интерфейсом плейера, флэш-ролики, текстовые поля с полосой скроллинга и т.д.
Кроме этого, в программе имеется встроенный браузер, что позволяет просматривать интернет-странички прямо из окна своего проекта. При запуске и закрытии созданного вами приложения на экране может возникать установленное вами splash-изображение.

Как мы уже убедились, несмотря на то, что AutoPlay Media Studio — программа достаточно сложная, сделать в ней простенькие автораны не составит большого труда. Однако, если есть время и желание, можно не ограничиваться простым набором стандартных кнопок и страничек, а попробовать создать что-то действительно оригинальное (благо возможности программы это позволяют). Одним из нововведений последней версии AutoPlay Media Studio стала возможность создания окон произвольной формы с использованием масок. Теперь можно забыть о порядком надоевших прямоугольных окнах, поскольку форма окна может быть любой. Все, что нам для этого понадобится — сделать черно-белый рисунок, который определит форму нашего меню. Вызываем правой кнопкой мыши контекстное меню и выбираем в нем строчку Project Settings... В возникшем окне с настройками раздел General включите опцию Use window transparency (Использовать прозрачность окна) и укажите тот графический файл, который будет служить маской прозрачности (Transparent image file). Собственно, это и все. Теперь, если нажать F5, можно увидеть, как наше меню приобрело новые очертания и стало гораздо оригинальнее.
Когда ваш проект будет готов, нажмите кнопку F7. Программа создаст в папке Distribution несколько файлов, которые нужно будет записать на компакт.
Мы показали лишь несколько примеров использования AutoPlay Media Studio, однако на этом ее возможности не исчерпываются. Огромным недостатком программы можно назвать ее высокую цену — AutoPlay Media Studio стоит ни много ни мало четыре сотни Удивительных Единиц. Деньги огромные, поэтому лучше скачать полнофункциональную trial-версию с сайта разработчика http://www.indigorose. com/products/autoplay_media_studio1.php. Целого месяца, думаем, вполне хватит для того, чтобы снабдить прикольными менюшками автозапуска все свои "болванки". Может, для кого-то AutoPlay Media Studio покажется чересчур сложной в освоении, поскольку потребуется некоторое время, чтобы разобраться, что к чему. Однако, с другой стороны, функциональные возможности программы выше всяческих похвал, поэтому она почти наверняка завоюет ваше расположение.

Ну, а тем читателям, которые не захотят вникать в тонкости программы, мы можем посоветовать использовать более простой альтернативный софт, например, такой, как Autoplay Menu Builder (http:// www.apmbuilder.com/apmbld32.zip). Эта программа значительно легче в освоении, дешевле раз в десять, и разобраться в ней сможет каждый. Демонстрационная версия программы имеет всего лишь одно ограничение: при запуске созданного вами авторана на экран будет выводиться splash-заставка с предложением зарегистрировать программу.

Сергей Бондаренко,
Марина Двораковская,
blackmore_s_night@yahoo.com



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2003 год в рубрике soft :: ос

©1997-2024 Компьютерная газета