Королевский порт


Королевский порт


Название игры в оригинале: Port Royale
Жанр: экономическая стратегия
Издатель/Разработчик: Ascaron Entertainment
Системные требования: Pentium II 450 MHz, 64 Mb RAM, 16 Mb Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 450 Mb Hard Disc Space

Компания Asxaron Entertain-ment давно работает на рынке экономических стратегий. Чего стоит хотя бы серия Patrician, которая давно и заслуженно пользуется любовью у всех поклонников жанра. Но не все же эксплуатировать один и тот же регион, подумали в этой фирме и решили "примазаться" к популярности пиратской темы. И, забегая вперед, скажу, что попытка оказалась удачной.

Итак, перед нами Port Royal, экономическая стратегия реального времени с элементами войны, РПГ и многого другого. Запустим же игру и посмотрим, что за подарок нам сделала вышеупомянутая компания.
В чем смысл самой игры? Нетрудно догадаться (если вы, конечно, знакомы с другими проектами компании). Игрок берет под свое начало молодую "фирму" в Новом Свете. Надо сказать, что все предприятие поначалу состоит из одного склада в столице региона, одного корабля и n-ной суммы денег, которые вы будете тратить так, как вам угодно. А цель — стать губернатором одной из колоний, и достичь этого отнюдь не всегда так легко, как кажется (хотя можно выбрать цель и попроще).

В игре четыре кампании, посвященных разным историческим периодам (с расстоянием примерно в одно поколение). Перед нашими глазами разворачивается карта Карибского региона (включая острова Карибского моря, Мексиканский залив и побережье той части Северной и Южной Америки, что примыкает к этим местам). На карте расположены поселения, каждым из которых владеет одна из четырех колониальных держав — Англия, Голландия, Испания или Франция (как известно, у Португалии в том регионе серьезных владений не было). Естественно, политическая ситуация в разных кампаниях игры разная. Так, в первой из них, начинающейся 1570 годом, Испания владеет большей частью поселений, а все остальные вынуждены ютиться на небольших клочках земли, мечтая отобрать что-нибудь у всесильных донов. А в последней (1630 г.) все наоборот. Да, все еще слышны отголоски былой мощи испанцев, но им уже приходится переходить к обороне на всех направлениях, а другие державы активно заняты переделом мира (по крайней мере, Нового Света). В общем, выбирайте время себе по вкусу — и вперед, к богатству, славе и посту губернатора.

Еще до начала игры необходимо выбрать себе профессию, каковых имеется две штуки. Можно быть торговцем либо буканьером. Разница между ними состоит в том, что торговец получит дополнительные пять процентов опыта за все совершенные торговые сделки, а буканьер — за удачные сражения. В остальном игра за каждого из них протекает одинаково. Можно еще выбрать свою "спецспособность". Так, "оборотистый" получит на 5% больше денег за торговые сделки, "стрелок" сможет стрелять в битвах точнее, а "авторитетный" быстрее поднимет свою репутацию. Ну и напоследок определитесь со стартовыми условиями игры. Вы можете сами решить, стоит ли брать большой корабль, но мало денег, поступить наоборот или же выбрать средний вариант. А дальше начинается собственно игра.

Вот мы очутились в таком загадочном и притягательном новом мире. Глянем на окружающую обстановку. Вы начинаете в городе, который является одной из столиц региона. В нем сидит губернатор (во многих других городах таких высоких должностей нет и наличествует лишь вице-губернатор, полномочия которого значительно уже). Также в городе имеется крепость с некоторым количеством солдат и пушек, таверна, храм, верфь, рынок, склад и колодец. Разберем каждое из этих зданий чуть подробней.

Здание губернатора — одно из наиболее важных в игре. Здесь вы будете получать от правителей миссии, за выполнение которых положены награды, здесь можно будет купить разрешение на строительство зданий в городе (не расстраивайтесь — в стартовом поселении у вас такое разрешение имеется автоматически), здесь же можно взять или дать заем, встретиться с генералом (начальником обороны города) и даже жениться (на дочери губернатора). Но до появления последней возможности придется немало потрудиться.

Крепость отображается крепостной стеной, а также имеет определенную мощь, выраженную в числе солдат и пушек. Пушки важны при обороне города с моря, а солдаты — с суши. Усилить крепость в городах вы можете, зайдя к генералу и потратив свои кровные на это благое дело.
В таверне можно встретиться с интересными людьми, а также послушать последние сплетни. Впрочем, иногда встречи назначаются и на рынке. А еще на рынке можно устроить праздник для жителей города, что значительно улучшит отношение горожан к вам. Но для праздника придется доставить в город товары, и, если товаров было мало (ну, нечего было выпить/закусить), не ждите, что вас полюбят всей душой.
Храм — также интересное и полезное здание. Желающим помолиться непременно стоит туда заглянуть (это, помимо глубокого морального удовлетворения, принесет также удачу в сложных ситуациях). А еще в храме можно получить благословение, что поднимет моральный дух команды вашего флота. Колодец предоставит вам базовую информацию о городе, а на верфях можно строить, покупать и ремонтировать корабли. Вот, собственно, и все.

Но мы с вами не упомянули самого важного здания — городского склада. Хочу заверить всех, что на таких складах пройдет очень много вашего игрового времени. Именно здесь можно покупать и продавать разнообразные товары (около двух десятков), а также нанимать матросов на корабли, приобретать пушки и боеприпасы к ним, абордажные сабли, мушкеты и т.д., и т.п. Так что раз и навсегда затвердите себе — всегда заходить в городах на склады.

Итак, кнопка паузы отпущена, и началась игра. Перво-наперво решим, чем заняться. Занятий, на самом деле, предостаточно. Можно торговать, перевозя товары из одного города в другой, можно строить здания, которые будут приносить прибыль, можно охотиться за пиратами, уничтожая их, можно грабить корабли других стран, зарабатывая этим себе на кусок хлеба с маслом, а можно и повоевать. Но об этом потом.

Итак, встречайте: торговля. Торговля — одно из самых выгодных занятий на первых порах игры. Ведь вначале денег относительно немного (для серьезных мероприятий), а заработать-то хочется. Тут-то и вступает в дело коммерческая жилка. Главное — никогда не забывать основного правила торговли: "купи подешевле, продай подороже". И денежки потекут — если и не рекой, то ручейком так точно. Все товары в игре подразделяются на несколько типов, но разобраться в том, что из них к чему относится, не составит особого труда вам самим. Так, продовольствие нужно большинству колоний, а колониальные товары стоит свозить в центры политической жизни (где есть губернаторы), так как именно оттуда уходят корабли с табаком, хлопком и прочими продуктами труда населения колоний в далекую Европу. И еще стоит сказать о том, что игра сама помогает вам выбрать, что же вести в другой город. Ведь на карте региона рядом со значками городов имеются символы товаров. И если увидишь такой символ близ соседнего поселения, сразу станет понятно, что именно с этим товаром там "напряженка", и стоит подсуетиться, обеспечив соседей всем, что им нужно. Но помните, что не вы одни существуете в мире. Чем больше продлится плавание в город с дефицитным товаром, тем больше вероятность, что кто-нибудь успеет раньше вас.

Но не только торговлей единой жив "бизнесмен Карибского региона". Вам никто не запрещает строить здания, которые постепенно окупят себя. Здесь также есть одно важное правило: в начале игры этим заниматься не стоит, так как отдача будет получена не скоро. Дело в том, что каждое построенное здание требует некоторого количества денег и ресурсов на постройку, а также значительной суммы на его содержание и зарплату рабочим. В самом начале кампании такие расходы могут стать непосильным бременем для зарождающейся торговой империи, и идея стать "богатеньким Буратино" умрет, так и не зародившись толком. Но вот позже этот путь станет одним из основных источников дохода.

Можно заниматься самыми разными строительными проектами. Наиболее банальным способом извлечения прибыли является создание жилых домов. Люди будут вселяться в них и платить арендную плату. Но она настолько невелика, что очень скоро вы поймете: есть гораздо лучшие способы вложения денег, тем более, что место для построек зданий ограничено (да и не только сам игрок такой умный). Выгоднее всего строить добывающие и перерабатывающие здания. Чем дальше, тем больше они будут приносить вам дохода. А самый перспективный способ — изучить потребности колоний, построить в тех из них, где это возможно, свои предприятия, после чего перевозить требуемые товары, произведенные вашими мануфактурами, туда, где их считают дефицитом. При этом стоит всегда помнить, что для некоторых производств нужно постоянное наличие определенных ресурсов на складах, а иначе здания не будут работать (а зарплата-то никуда не денется)!

Немаловажна в игре и военная сторона дела. Но для этого вам придется вначале скопить некоторую сумму золотых. Ведь матросы также требуют зарплату, да и на боеприпасы придется тратиться постоянно. А поначалу деньжат не так много, чтобы позволить себе даже простейшую атаку маленького пиратского флота. Зато потом… Потом война и каперство станет неотъемлемым источником дохода. Правда, есть одно "но". Грабеж неприятельских кораблей почему-то редко себя окупает. Гораздо выгоднее захватывать суда и продавать их на верфях — заработанная сумма прилично поднимет ваше благосостояние. Да и свой флот стоит улучшать, ведь как обороноспособность, так и грузоподъемность одинаково важны. И еще. Позже вы получите возможность завести второй (третий, четвертый и так далее) флот. Каждому из них придется назначить своего капитана и выдать задание. Эти флоты смогут как торговать (на заданных маршрутах), так и охотиться за пиратами/кораблями других стран. Главное — подобрать им правильное задание.

О войне можно говорить бесконечно долго, но пара моментов не просто достойна упоминания, а необходима для выживания в мире игры. Всегда помните, что нападать на хорошо охраняемые караваны — практически самоубийство. И знайте, что заниматься охотой на суда какой-либо страны без каперского свидетельства, конечно, можно, но чревато ухудшением отношений с теми государствами, у которых с вашей страной-целью мир. И все же воевать интересно, тем более на поздних стадиях игры.

В чем же заключаются сами сражения в Port Royal'e? Они бывают двух типов: битвы на море и штурмы крепостей. Как только вы начали морскую битву (или же напали на вас), открывается специальный экран. На нем вы увидите карту сражения, а также свои корабли и суда противника. У каждого корабля есть несколько характеристик, среди которых наиболее важные — число пушек, матросов и скорость (в узлах). Так как время у нас — XVI-XVII века, то следует сообразовывать свои действия с направлением ветра, ведь корабли-то парусные. И вот вы отдаете приказ своим судам на сближение с противником. У флота есть несколько вариантов действий. Самый простой — обстрелять врага. Существует три типа боеприпасов: ядра, книппеля и картечь. Ядра наносят урон всем частям корабля в равной степени (но корпусу все же больше), книппеля бьют по такелажу, а картечь — по матросам. Можно просто расстрелять и потопить корабли врага, а можно взять их на абордаж, что гораздо выгоднее. Может случиться и такая ситуация, когда придется бежать из боя. Ничего зазорного здесь нет, и для себя всегда можно отметить о "временном отступлении на заранее подготовленные позиции".

Еще веселее выглядит взятие городов. Если штурм предпринят с моря, то вы должны с помощью флота уничтожить все пушки, обороняющие крепость. Это несложно (при должном навыке): пару раз потренировавшись, вы будете повторять подвиги знаменитых пиратов, не моргнув глазом. А при штурме с суши появится специальное меню, в котором отразится число сухопутных сил противника и ваших бойцов-корсаров. Здесь можно будет выбрать один из трех типов атаки и распределить вооружение между солдатами. Помните, что для атакующего стиля действий важно наличие большого числа сабель, а для оборонительного — мушкетов. После уничтожения последних защитников крепость падет, и вы сможете ее разграбить, но не думайте, что государство-владелец станет к вам после таких действий хорошо относиться. Кстати, иногда вы будете получать задание захватить крепость, тогда ее можно будет передать во владение другой стране.

Напоследок хочу сказать о тех самых элементах РПГ. Вы не только правите абстрактной торговой империей, но и являетесь главным действующим лицом игры. За все успешные действия вы получаете очки опыта (правда, их число почему-то игроку не показывается). По достижении заданных значений вам будут присваиваться новые ранги. А новый ранг — это не только возрастающее самомнение, но и возможность приобретать более мощные корабли, что поможет в дальнейшей жизни. Никто не запрещает вам захватывать корабли противника, но не думаю, что слабый флот сможет справиться даже с одним линейным кораблем (а линкоры — наиболее мощные суда в игре). Так что желаю вам дорасти хотя бы до адмирала (а лучше — стать "повелителем морей").

Также можно брать разнообразные квесты (как от губернаторов, так и от жителей мира, встречающихся в тавернах и на рынках). Кстати, один из квестов пересекается с играми серии Patrician, и вы встретите (и уничтожите) потомка одного из самых знаменитых пиратов Балтики. И еще: в один прекрасный момент губернатор предложит вам жениться на его дочери. Соглашайтесь, не раздумывая, так как жена — ценный и полезный юнит (или не совсем юнит, но все же). Она будет сообщать вам самую последнюю информацию о местах, где выгодно торговать, о местонахождении известных пиратов (за уничтожение которых платят неплохие денежки) и даже о том, где можно прикупить более мощные корабли.
Как уже упоминалось, вы являетесь жителем этого мира. А это значит, что в каждом городе и в каждой стране к вам будет свое отношение. Разные действия по-разному оказывают на него влияние. Так, поставка дефицитных товаров или постройка больниц поможет вам в "налаживании дипломатических контактов". А вот атаки на корабли или города одной из стран будут иметь совсем другой эффект. Так что сто раз подумайте, прежде чем атаковать один из флотов, скажем, Испании. Если вас в этой стране возненавидят, вы не сможете торговать в ее портах, приобретать там корабли, строить здания и т.д., и т.п. Но это уже решать не мне, а вам самим.

Мне же осталось только рассказать о графике и звуке в игре. Графика не представляет собой ничего особо выдающегося. Простенькая изометрическая проекция, добротно отрисованные корабли, люди, здания (к которым все же не стоит приближаться на минимальное расстояние, дабы не уйти в расстроенных чувствах). Музыка ненавязчивая, но соответствующая духу игры. А вот звукового сопровождения могло бы быть и побольше. В общем, по этим параметрам игра является обыкновенным середнячком. Не убого, но можно было сделать и лучше.
И все же не графика красит игру, а геймплей. И по поводу Port Royale могу сказать смело: игра затягивает. Затягивает так, что "синдром последней миссии" проявляет себя во всей красе. "Сейчас вот захвачу этот порт, куплю новый корабль, и спать", — именно с такими мыслями у меня начиналось уже не одно утро. И это при том, что губернатором я уже становился (на этом игра просто заканчивается) не один раз. Чего и вам желаю.

Геймплей: 9/10. Графика: 7/10. Звук и музыка: 6/10. Общая оценка: 7,5/10.

Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2003 год в рубрике разное :: виртуальные радости

©1997-2024 Компьютерная газета