Библиотечное ПО. Краткая родословная

Библиотечное ПО. Краткая родословная

Мне представляется, не будет ошибкой сказать, что, несмотря на все произошедшие изменения, самая стойкая ассоциация с понятиями накопления и распространения знаний, культурного наследия, да и вообще учености — это библиотека. На первый взгляд, данный социальный институт в своем традиционном виде выглядит чем-то достаточно консервативным, особенно если посмотреть на него с точки зрения масштабов использования современных информационных технологий. Главным образом это, к сожалению, касается многих наших отечественных библиотек, правда, это скорее не их вина, а беда, ведь по-настоящему комплексная автоматизация может стоить весьма приличных денег. С другой стороны, данные процессы уже имеют достаточно серьезную историю и очень неплохие перспективы.

Первые опыты по применению автоматизации в современном понимании этого термина в области библиотечного дела начались практически сразу же после того, как электронно-вычислительные машины стали доступны гражданским заказчикам. Пионерами в этом деле стали американцы: первые образцы такой техники появились в библиотеке Конгресса США в конце шестидесятых. Естественно, какого-либо готового программного обеспечения не было не только на рынке, но даже и на горизонте, поэтому программы в каждой библиотеке создавались свои, а их количество не сильно отличалось от общего количества закупленных библиотеками компьютеров. Написание собственной СУБД для своей новой автоматизированной системы рассматривалось как вполне нормальный вариант. Такая ситуация еще более-менее приемлема в условиях одного конкретного информационного учреждения, но совершенно не годится в случае совместной работы нескольких партнеров и необходимости обмена значительными объемами информации.
Кроме решения чисто технических задач, приходилось решать массу организационных проблем, а также вопросов, касающихся совместимости различного программного обеспечения и форматов представления данных при обмене накопленными массивами записей между библиотеками.

Первым и самым очевидным решением стало создание единого обменного машинного формата, предназначенного для представления информации, содержащейся в библиографической записи, используемой как в карточных библиотечных каталогах, так и в широком спектре различной информационной продукции. Новый единый формат был разработан специалистами библиотеки Конгресса, которая выполняет в США функции национальной, и получил название MARC — MAchine Readable Cataloging. С момента своего создания он стал широко использоваться многими американскими библиотеками, получил статус национального и новое, уточненное имя — USMARC, отражающее его новый, общенациональный характер. Изначально он был оптимизирован для работы с ленточными накопителями, но примененные решения оказались настолько удачны, что продолжают использоваться и в наши дни практически без изменений. Запись в этом формате представляет собой набор следующих друг за другом в определенном порядке полей и подполей, содержащих информацию, которая позволяет разносторонне охарактеризовать описываемый документ с целью его последующей идентификации и поиска. Необходимо отметить, что под документом здесь понимается любой материальный носитель, на котором зафиксирована социально значимая информация. Таким образом, под это определение подпадает не только разнообразная печатная продукция — книги, журналы и, например, листовки, — но и произведения изобразительного искусства, аудиозаписи и многие другие варианты. Впоследствии к ним добавились и многочисленные в своем разнообразии электронные ресурсы, а процесс совершенствования MARC-форматов продолжается по сей день. Важными этапами данного процесса стали создание улучшенного международного обменного формата под названием UNIMARC, а также создание на его основе множества национальных форматов, сохраняющих совместимость между собой, но в то же время позволяющих отразить специфику каждого участника международного сотрудничества в данной сфере. Если говорить о республиках бывшего СССР, то уже существует российский национальный формат RUSMARC, а к исходу девяностых была практически завершена работа и над белорусским форматом BELMARC. Подобная деятельность велась и в других республиках.
Разработка собственного MARC-формата — совсем не такая простая задача, как это может показаться на первый взгляд. Так, формат UNIMARC состоит в общей сложности из нескольких сотен полей и многих тысяч вариантов заполнения некоторых из них. Кроме этого, необходимо было разработать соответствующее описание формата и подробное руководство по работе с ним.
Понятие комплексной автоматизации применительно к библиотекам не ограничивается только созданием пусть и хороших, полностью совместимых баз данных различного назначения. Собранную и организованную метаинформацию еще необходимо связать с содержащими необходимые сведения источниками, находящимися как в фонде отдельной организации, так и за его пределами, а также донести ее до конечного пользователя, то есть осуществить обслуживание.

К этому моменту уже можно было говорить о создании рынка систем для автоматизации библиотек. Возник спрос на типовые решения, который принялись удовлетворять фирмы, избравшие областью своей деятельности разработку АБИС — автоматизированных библиотечно-информационных систем — именно так стали называть соответствующие программные комплексы. В результате были созданы достаточно совершенные системы, которые, однако, не решили всех проблем.
Первым их недостатком оказалась достаточно высокая для потенциальных потребителей цена. Например, за хорошо известную в соответствующих профессиональных кругах АБИС Aleph разработчик, нисколько не смущаясь, просит более сотни тысяч долларов. Такие суммы оставляют за бортом львиную долю учреждений, не способных позволить себе такие покупки. Второй главный недостаток, как оно обычно водится, стал продолжением достоинств типовых решений. Существует достаточно большое количество типов и видов библиотек, каждый из которых имеет свою специфику и особенные требования к программам автоматизации. Соответственно в различных случаях приходилось или мириться с недостаточной функциональностью имеющихся на рынке готовых систем, или же переплачивать за неиспользуемые возможности тех же продуктов, которые, однако, могут быть затребованы в определенных обстоятельствах другими пользователями и поэтому включаются разработчиками в состав своей АБИС. Имелся и еще один вариант — приспособление АБИС к потребностям конкретной библиотеки, но разработчики обычно шли на это с неохотой, или же подобное мероприятие выливалось в суммы, сопоставимые с затратами на создание новой системы под заказ.

Именно к этому поколению относится большее число АБИС разработки наших отечественных фирм. В качестве примеров таких продуктов можно рассматривать белорусскую разработку БИТ-2000 и российские системы MarcSQL, ИРБИС и A-Elite.
Для этих пакетов характерными признаками стали ориентация на работу в сетевом режиме, в том числе и через Internet, и поддержка MARC-форматов — как национальных, так и международных. Все эти программы рассчитаны на работу под различными версиями операционных систем производства корпорации Microsoft. Как правило, серверная часть базируется на Windows семейства NT, а клиенты используют Windows 9x. Данные АБИС построены на основе современных СУБД, что обеспечивает достойные рабочие характеристики и функциональность этих продуктов. Особенной "всеядностью" отличается MarcSQL, способный взаимодействовать с такими СУБД, как продукты Oracle, Ms SQL Server, а также FoxPro, и многими другими — общим количеством более десятка. Интересен пример АБИС ИРБИС (рис.1), в которой использована разработанная при поддержке UNESCO и предназначенная специально для использования в библиотечном деле СУБД CDS/ISIS. Данная СУБД обладает рядом качеств, которые при работе в такой специфической отрасли, как автоматизация библиотек, наделяют использующие ее приложения рядом преимуществ по сравнению с другими, более универсальными вариантами. Кроме этого, в актив CDS/ISIS можно смело зачислить ее бесплатность для таких учреждений культуры, как библиотеки.

Попробуем на примере АБИС MarcSQL рассмотреть типичный на сегодня портрет АБИС этого поколения, тем более, что сейчас, особенно в достаточно крупных библиотеках, идет процесс перехода на новые АБИС, и данная система вместе с АБИС ИРБИС имеет весьма неплохие шансы на широкое распространение. Так что многие читатели КГ, заглянув, к примеру, в библиотеку любимого университета, имеют все шансы увидеть там в самом ближайшем будущем пользовательские АРМы именно этих систем.
Программное обеспечение таких АБИС состоит из серверной и клиентской частей, что обусловлено выбранным разработчиками штатным режимом работы в составе локальной сети, а также другими технологическими решениями. Каждая система представляет собой набор автоматизированных рабочих мест — АРМов, каждый из которых обеспечивает работу с определенным набором процессов библиотечной деятельности. Так как выделение модулей происходит по функциональному признаку на основе уже давно и хорошо отработанной технологии, состав АРМ в разных системах в значительной степени совпадает — где-то деление дробное, где-то укрупненное, а иногда разница заключается только в названиях.

АБИС MarcSQL состоит из пяти АРМ, рассчитанных как на взаимодействие с пользователями библиотеки, так и на работу во внутренних подразделениях такого информационного учреждения. К последним относится АРМ "Администратор", с помощью которого производится настройка и администрирование АБИС, а также работа непосредственно с базами данных, АРМ "Комплектование", задача которого — произведение и сопровождение заказов на пополнение фондов различными видами документов, а также АРМ "Каталогизация", призванный автоматизировать процесс создания библиотечных баз данных различного типа и назначения. Пользователи же непосредственно встречаются с АРМами "Абонемент", который позволяет организовать базу данных читателей и реализовать технологии так называемого электронного читательского билета, и АРМ "Поиск", предоставляющий самую насущную с точки зрения обычного посетителя функцию — возможность многоаспектного поиска в базах данных (рис.2).
Выбрав из списка доступных баз данных необходимую для дальнейшей работы, можно произвести по ней поиск в нескольких режимах. Наиболее незамысловатый из них так и называется — "Простой поиск" и, по сути, сводится к нахождению последовательности введенных символов по заранее определенному полю, например, "Автор". Куда как интереснее воспользоваться "Расширенным поиском", который позволяет использовать весьма сложные запросы, в которых задействуются логические операторы, скобки и другие полезные инструменты настолько широко, насколько вам позволят фантазия и навыки работы с ними. Найденные записи можно отсортировать по собственному усмотрению и представить в виде отчета, который представляет собой оформленный в соответствии со всеми правилами и ГОСТами библиографический список литературы. Его можно сразу отправить на печать или выгрузить во внешний текстовый редактор для дальнейшей обработки. Данная возможность в определенных случаях способна серьезно облегчить жизнь, например, студентам при оформлении различных работ.

При работе с новыми АБИС пользователю совсем не обязательно физически находиться в помещении библиотеки. Органичной частью этих систем стали изначально включенные в комплект поставки web-решения для удаленной работы зарегистрированных пользователей с базами данных. При этом можно искать как по одному полю, так и по их комбинации, а также воспользоваться внутрисистемными словарями. Такой модуль в АБИС MarcSQL построен с использованием технологий ASP и языка VBScript. Для его работы разработчик рекомендует использовать сервер Microsoft Internet Information Services. При наличии необходимости и определенной квалификации web-интерфейс можно доработать под требования конкретной библиотеки. Важной возможностью является реализация дистанционного заказа литературы удаленным пользователем после соответствующей процедуры авторизации на свой электронный читательский билет. Если нужный документ имеется в электронном виде, то его можно сразу просмотреть или загрузить по сети, что может сэкономить пользователю массу времени и сил.

В последнее время наблюдается растущий интерес, особенно за рубежом, к разработке программного обеспечения для автоматизации своей деятельности на заказ группами библиотек, имеющих схожие требования и возможности. Финансирование проекта при этом производится в складчину, и финансовая нагрузка на каждого отдельного участника сокращается. В заметном и весьма значительном числе случаев ставка делается на открытое программное обеспечение. Достаточно часто разрабатываются системы под Linux. Некоторые продукты затем распространяются совершенно свободно и могут стать полезным приобретением не только для существующих библиотек, но и для "частников". В качестве такого примера можно привести пакет Koha, разработанный новозеландскими специалистами в 1999-2000 годах (рис.3).

Название системы — Koha — в переводе с языка маори означает "подарок, пожертвование, вклад". Родной средой для этой системы является Debian Linux, однако Koha способна работать и под другими операционными системами, ведь это решение, построенное как web-разработка и состоящее из достаточно внушительного набора скриптов, написанных с использованием, в основном, языка Perl. В качестве базовой СУБД избрана хорошо всем знакомая MySQL. Таким образом, для своей нормальной деятельности, кроме, естественно, СУБД, пакет Koha требует только наличия настроенного сервера Apache и Perl с некоторыми установленными дополнительными модулями, так что при желании и некоторой затрате времени его можно запустить, например, и под ОС Windows. После своего развертывания данный пакет может работать как в условиях локальной сети, так и с использованием Internet. Система предоставляет все основные возможности, необходимые для работы электронной библиотеки и ведения каталогов, хорошо дружит с международными MARC-форматами, а также поддерживает, по заявлению разработчиков, такую интересную вещь, как специальный протокол передачи данных Z-39.50, специально разработанный для обмена данными между библиотечными системами. Koha позволяет вести различные базы данных, производить по ним многоаспектный поиск, работать с пользователями, а также производить другие операции. Интересной особенностью стала возможность организовывать "виртуальные книжные полки" (virtual bookshelves), позволяющие временно объединять некоторые записи по какому-либо тематическому признаку. Примененные в ходе разработки Koha технологии обусловили преимущества и недостатки этого пакета, они совпадают с таковыми для web-решений в целом.
В завершение этого краткого обзора средств автоматизации библиотечной деятельности, а также истории их развития хотелось бы пожелать всем участвующим в этом процессе разработчикам и библиотекарям дальнейших успехов, ведь от этого выиграют как профессионалы библиотечного дела, так и все реальные и потенциальные пользователи данных продуктов и услуг, то есть мы с вами, уважаемые читатели.

Алексей Кутовенко, alteridem@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2003 год в рубрике soft :: субд

©1997-2024 Компьютерная газета