...
...

Совершенствуем 3DSMax

Совершенствуем 3DSMax

Любой пользователь, начинающий работать в 3D StudioMax, должен помнить, что основное преимущество этой программы заключается в возможности подключения дополнительных модулей, плагинов (plugins). Для чего они нужны? Во-первых, они помогают точно сконфигурировать набор нужных инструментов под конкретную задачу. Например, если 3DSMax используется только для проектирования мебели, то инструменты для моделирования жидкости в этом случае не нужны. Использовать программу от Discreet без плагинов не имеет смысла, поскольку стандартный инструментарий по своим возможностям довольно скромен и не выдерживает никакой конкуренции с такими "акулами", как Lightwave3D или Alias|Wave-front Maya. Исходя из этого, можно посоветовать начинающим 3D-аниматорам в самом начале изучения этого трехмерного редактора пытаться использовать дополнительные модули.

Итак, что же такое плагины, и для чего они нужны? Плагины — это дополнительные модули, которые интегрируются в интерфейс программы и расширяют ее стандартные возможности. Для 3D StudioMax имеет значение версия программы, под которую написан плагин. Так, дополнительные модули для 3D StudioMax 3.х не подойдут для версий 4.х и 5.х. Следует также заметить, что для пятого релиза программы подходят практически все плагины, работающие с четвертой версией.
Применяя на практике всю мощь инструментария 3D StudioMax, вы можете создавать виртуальные 3D-миры. По мере того, как пользователь набирается опыта, он ставит перед собой задачи, которые реализовать стандартными средствами программы становится почти невозможно. Так, например, очень трудно создать реалистичную шерсть животного или брызги морской волны. Для решения этих и многих других сложных задач и предназначены плагины.

Плагины 3D StudioMax можно условно разделить на несколько видов:
Объекты (objects). Такие плагины добавляют новые типы примитивов, которые можно обнаружить в разворачивающемся списке, перейдя на закладку Create командной панели, категория Geometry.
Модификаторы (modifiers). Этот тип плагинов расширяет список стандартных модификаторов, имеющихся в программе. Новые модификаторы можно найти, перейдя на командную панель, закладка Modify и развернув Modifier List.
Текстуры (textures). Текстурные плагины вносят изменения в Materail Editor, добавляя новые текстурные карты, шейдеры, а также новые типы материалов.
Среда (environment). Эта группа плагинов создает атмосферные явления и природные эффекты, такие, как туман, огонь, морская поверхность и т.д. После установки плагина такого типа в списке Add Atmospheric Effects (Главное меню — Render — Environment — Add) появятся новые записи.
Эффекты (effects). В основном, это фильтры постобработки изображений. С их помощью можно управлять цветом изображения, добавлять эффект зернистости, имитировать эффект размытия при движении объекта (Motion Blur), применять эффект блика на объективе камеры и пр. Эффекты находятся в списке Add Effect (Главное меню — Render — Effects — Add).
Рендеры (renders). Этот тип плагинов представляет особый интерес, так как от него зависит конечный результат визуализации. Каждый подключаемый рендер имеет свой алгоритм просчета. В зависимости от настроек внешнего рендера одна и та же сцена может быть просчитана совершенно по-разному, например, с фотореалистичной точностью или же как обычная 2D-мультипликация. Как правило, все подключаемые внешние рендеры выбираются из списка Choose Renderer, который вызывается кнопкой Assign в свитке Current Renderers окна Render Scene (горячая клавиша F10). Встречаются и исключения. Так, например, Final Render нет в списке рендеров, и для того, чтобы он начал просчитывать сцену, нужно назначить объектам в сцене тип материала Final Render.
Утилиты (utilities). Такие плагины представляют собой целые программы, основная функция которых — просчет физических задач. Они могут, к примеру, просчитать эффект гравитации, реалистичную ходьбу человека, колебания маятника, столкновение упругих тел и пр. Утилиты запускаются точно так же, как и стандартные. Для этого нужно перейти на последнюю закладку командной панели, нажать кнопку More и выбрать в окне Utilities название запускаемой утилиты.
"Внешне" еще до установки плагины легко различить по расширению. Все они, по сути, являются файлами библиотек *.dll, но в зависимости от свойств имеют разное окончание. Скажем, дополнительные объекты будут иметь расширение *.dlo, модификаторы — *.dlm, рендеры — *.dlr, текстуры — *.dlt, утилиты — *.dlu. Также вы можете встретить следующие расширения:
*.bmi — импорт-экспорт графических форматов (использование картинок);
*.bms — сохранение файлов в разных форматах;
*.dlc — контроллеры для управления анимацией объектов;
*.dle — экспорт файлов из *.max в другие форматы;
*.dlf — импортеры для использования шрифтов;
*.dli — импортируют различные форматы в *.max;
*.dls — вспомогательные объекты;
*.flt — фильтры для Video Post.

Все плагины находятся в папке Plugins, которая расположена в директории, куда установлен 3D StudioMax. По умолчанию эта папка находится по адресу С:/3D Studio Max5/plugins.
Плагины, как и любой другой софт, бывают коммерческие и бесплатные. Последние можно свободно скачать с сайта разработчика. Что же касается коммерческих, то, как правило, все крупные фирмы-производители, такие, как Cebas или Digimation, предлагают опробовать свои разработки в демо-версиях.
Если плагин не имеет Мастера установки и представляет собой архив с одним или несколькими файлами (*.dlo, *.dlm, *.dlr и пр., о которых мы говорили выше), его достаточно распаковать в папку Plugins. Для того чтобы каждый раз после переустановки 3D Studio Max вам не приходилось копировать плагины в папку Plugins по одному, имеет смысл переписать нужные файлы в какую-нибудь папку и назвать ее, скажем, Just Put It. Впоследствии вам нужно будет всего лишь скопировать в директорию Plugins содержимое этой папки. При ближайшей же установке вы поймете, как много времени экономится таким образом.
В последнее время многие фирмы обеспечивают защиту своих программных продуктов при помощи систем, препятствующих неавторизованному запуску программ.

Так, например, пользователи 3D StudioMax после установки этого пакета в корне диска могут наблюдать директорию с названием С_Dilla. Сразу предупредим, что удалять эту папку ни в коем случае не следует, так как без С_Dilla программа запускаться не будет. С_Dilla — это программное средство защиты от фирмы Macrovision. По умолчанию эта папка имеет атрибут hidden, т.е. скрытая, поэтому, чтобы ее увидеть, для начала в системе нужно поставить отображение скрытых и системных файлов. После установки системы защиты на компьютере будет установлен сервис, который обеспечит работу системы защиты.
Если 3D StudioMax в один прекрасный день "поломается" и откажется работать, возможно, поможет переустановка файлов С_Dilla. Удалите соответствующую папку, после чего запустите инсталляцию 3D StudioMax, выбрав функцию Починка (Repair), или просто перепишите в папку С_Dilla файлы из инсталляции программы.
Аналогичную С_Dill(е) систему защиты плагинов имеет компания Digimation (http://www.digimation.com), известная такими своими продуктами, как Shag Hair, Particle Studio, Bones Pro, Phoenix и многие другие. Для того чтобы они нормально функционировали, необходимо скопировать в корень директории 3DMax четыре файла: DigiPSrv4.exe, DigiPClt4.dll, DigiP_unregister.bat и DigiP_re-gister.bat, которые представляют собой так называемый Digimation Protect Server. Прежде чем начать работу с плагином, необходимо установить систему авторизации продуктов Digimation и активировать ее. Для этого после установки плагина запускается файл DigiP_register.bat, затем компьютер нужно перезагрузить. Теперь можно запустить 3DMax и попробовать поработать с плагином.

Нажав на кнопку Autorize, вы получите следующее окно, где вам нужно еще раз нажать кнопку Autorize... В последнем окне ищем строчку Plugin Serial Code. Это число нужно послать компании Digimation, на что она должна послать нам сгенерированный код. Предположим, что он у нас уже есть. Далее требуется ввести количество лицензий, которое равняется единице, если не работать в локальной сети, и Countercode (ID Number) от Digimation. Если все сделано правильно, на этом регистрация завершится.
Как правило, единожды установив Digimation Protect Server, вы уже не будете нуждаться в инсталляции его с каждым новым плагином. Однако случаются исключения. Если после установки очередного плагина от Digimation все установленные ранее перестают работать, необходимо проинсталлировать Protect Server заново, т.е. удалить четыре файла, о которых упоминалось выше, скопировать их с установочного компакт-диска в корень папки 3D StudioMax и запустить файл DigiP_register.bat. Правда, иногда система защиты "слетает" и на ровном месте, поэтому старайтесь не допускать ошибок при лицензировании, а иначе — будьте готовы к частым переустановкам.
Как мы уже говорили, подобная система авторизации представлена практически у всех крупных фирм — производителей софта. Фирма Сebas Computers (http://www.cebas. com), "перу" которой принадлежат такие плагины, как Final Render, Pyrocluster и др., не является исключением. Для инсталляции большинства ее плагинов требуется предварительная установка системы Clamp-system. Практически все плагины от Cebas работают на платформах Windows 2000, NT, XP, а Windows 9x не поддерживают. Но вот любопытная деталь: если у вас на винчестере соседствуют две системы (скажем, Win'98 и 2000), то, установив Clamp-system в Windows 2000, вы сможете проинсталлировать плагин и на второй ОС. Правда, срабатывает этот трюк ТОЛЬКО в том случае, если обе системы установлены на одном диске. После инсталляции Clamp-system вам не понадобится делать это снова для каждого последующего плагина от Сebas Computers. Помните также, что после установки системы авторизации компьютер необходимо перезагрузить.

Все плагины Cebas Computer поставляются в виде инсталляции. Вначале Мастер установки проверяет компьютер на наличие в системе Clamp-system. Если таковая отсутствует, он предлагает ее установить. Если же система авторизации уже есть, то Мастер разрешает продолжить установку плагина.

Фирма Afterworks (http://www.afterworks.com), разрабатывающая очень полезные и популярные продукты After-burn, Dreamscape и др., использует свою систему защиты авторизации под названием AfterFLICS (Floating Licence Server). Это, наверное, единственная система защиты, с которой у пользователя не будет почти никаких проблем. Инсталляция последних версий плагинов Afterworks включает в себя несколько пунктов: непосредственно сам плагин, файлы примеров, уроки, а также AfterFLICS. Единожды установив систему авторизации, при установке последующих плагинов нужно просто выбирать Выборочную установку (Custom Setup) и отключать пункт инсталляции AfterFLICS. Если же плагин, который устанавливается, снабжен более новой версией AfterFLICS, чем та, которая уже имеется на винчестере, перед инсталляцией необходимо удалить устаревший релиз и установить систему защиты заново. Отметим, что AfterFLICS выгодно отличается стабильностью по сравнению с системами других компаний-производителей, и авторам статьи еще никогда не приходилось ее переустанавливать "на ровном месте".
Очень часто бывает так, что одновременно с выходом новой версии плагина фирма-производитель обновляет систему авторизации. Поэтому, если вы приобретаете последний релиз продукта, обязательно читайте документацию. В ней должны быть все необходимые инструкции по установке. В одном случае потребуется деинсталлировать старую систему защиты, в другом — установить новую поверх предыдущей.

Иногда плагин от малоизвестной фирмы не имеет системы защиты авторизации, а ставится только путем инсталлирования. Если такой продукт после установки не работает, то следует проверить папку его инсталляции. Приведем пример. Некая фирма, скажем, Monster Computers, порадовала вас своим бесплатным творением. Вы проинсталлировали его, следуя всем указаниям Мастера, однако работать продукт не хочет. Заглянем в папку Plugins. Очень даже вероятно, что в ней вы увидите еще одну папку с названием Monster Computers, в которой и будет находиться не подающий признаков жизни плагин. Существует два варианта выхода из сложившейся ситуации. Первый — переместить (именно переместить, а не копировать), воспользовавшись Главное меню — Customize — Configure Paths, и перейти на закладку Plugins. После этого следует нажать на кнопку Add, выбрать папку Plugins и обязательно поставить галочку напротив Add Subpaths. Второй способ — переместить все файлы из папки Monster Computers в директорию Plugins и удалить первую папку. Теперь 3D StudioMax будет видеть все поддиректории папки Plugins.
Все! После неудачных установок плагин, в конце концов, установлен правильно. Теперь можно приступать к работе. Успехов!

Сергей Бондаренко, Марина Двораковская, blackmore_s_night@yahoo.com



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Аренда ноутбуков