Столпы Интернета

Столпы Интернета

Что такое современные интернет-порталы
Порой слова живут своей собственной жизнью, меняя свое значение вместе со сменой эпох. Если спросить сегодняшнего пользователя Интернета, что такое "портал", то он, скорее всего, ответит примерно следующее: "это такой большой сайт, где все есть". И только архитекторы еще помнят, что портал — это, прежде всего, главный, парадный вход в здание. Ну, а для владельцев веб-ресурсов слово "портал", похоже, уже вообще теряет всякий смысл — сегодня порталами не называют себя разве что домашние странички. Попробуем разобраться в том, что же такое интернет-портал. Заодно расставим все по местам.

Что такое портал
Самое простое определение таково: портал — это сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Сети, который он делает стартовой страницей браузера. Впрочем, последнее отнюдь не обязательно — чего только не доводилось видеть в качестве стартовой страницы! Классическое, "научное", определение портала таково: "Портал — точка входа в Сеть, стартовый сайт, предлагающий смесь собственного содержания, услуг (сервисов), допускающий персонализацию и служащий путеводителем по Интернету. Сервисы состоят из почты, чатов, форумов, web-конструкторов персональных страниц. Содержание включает каталог, поисковую систему, новости, обзоры, игры, интеграцию с торговыми интернет-системами и т.д.". Конечно, пресловутое "и т.д." целиком и полностью зависит от фантазии и изобретательности владельцев ресурса, но в целом требования ясны. Портал должен сочетать web-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям как можно большей аудитории пользователей.
Любой портал обязательно имеет навигационную часть. То есть он позволяет посетителю либо найти вообще все необходимое, либо правильно найти любой из профильных сайтов в соответствии с имеющимися потребностями. Кроме навигационной, также обязательно присутствует сервисная часть. Обычно порталы предлагают все то, что можно предложить бесплатно из интернет-сервисов. Стандартный набор — это почта, всевозможные форумы и любые другие способы ведения дискуссий, чаты, конструкторы и место для размещения собственных страничек. На неспециализированном портале уместно будет выглядеть служба знакомств или служба рассылки виртуальных открыток. Вообще же набор бесплатных сервисов определяется тематикой портала; в случае порталов универсальных, "горизонтальных", т.е. старающихся охватить весь рынок, сервисов стараются интегрировать как можно больше. Третья составляющая полноценного портала — это оригинальный контент. Разумеется, все три составные части в разных порталах развиты неодинаково. Посмотрим, как это реализуется на практике.

"Горизонтальные" порталы
Исторически сложилось так, что все самые известные и успешные интернет-порталы были выстроены вокруг поисковых машин и каталогов. Порталов в строгом смысле слова не так уж и много: на каждом уровне (глобальном, национальном, региональном) их, как правило, единицы. Причем число их постоянно уменьшается. "Выживает сильнейший" — этот принцип для Интернета никто не отменял.
Типичный пример построения интернет-портала на основе навигационной функции — Яndex. Изначально это была просто поисковая машина, грамотно индексировавшая ресурсы Интернета, обрабатывающая сложные запросы. То есть "в начале своей карьеры" Яndex существовал и стал широко известен благодаря навигации. И только потом стали развиваться другие части портала. После того, как Яndex начал позиционировать себя как портал, он ввел в свой состав почту, экспертную систему, web-конструктор, чаты, подписку, закладки, полную программу телепередач. "Пошел в рост" и контент: появились компьютерные обзоры "ДЗ-он-лайн", "Яndex-пиво", "Яndex-открытки", обзоры лучших предложений в интернет-магазинах, новости от воздушных агентств и т.д. То есть присутствуют все три составляющие, которые, собственно, и делают просто "навороченный" сайт порталом.

Классический пример того, как портал начали строить не с навигационной части, а с конкретного сервиса — Port.Ru, выросший вокруг популярной службы Mail.ru. И сегодня порядка 80% своего трафика Port.Ru получает с почтового сервиса. Это очень показательный случай, потому что почтовый сервис Mail.ru в свое время стал первым по-настоящему хорошо сделанным и широко разрекламированным подобным сервисом в Рунете.
Несколько особняком стоит портал "Кирилл и Мефодий" ( www.km.ru ). В основе его структуры — многочисленное семейство тематических порталов, которые, собственно, превращают "Кирилл и Мефодий" в мультипортал: авто-мото, бизнес, животные, здоровье, искусство, работа/карьера, компьютеры/Интернет, кулинария, литература, музыка, наука/техника, недвижимость, путешествия, кино, спорт, строительство/ремонт, развлечения, афиша, анекдоты, досуг, ТВ-программа, кроссворд, игры, фотогалерея, гороскоп, всевозможные конкурсы. Разумеется, не забыты и все необходимые атрибуты полноценного "горизонтального" портала — всевозможные сервисы, почта, чат, доски объявлений, конференции, каталог, рейтинги, хостинг, подписка, новости, курсы валют и другие не менее интересные и необходимые веб-серферу вещи.
По тому же пути, что и "Кирилл и Мефодий", правда, со значительным опозданием, пошел ресурс Mnogo.ru ( www.mnogo.ru ).
Типичный пример создания портала на основе контента демонстрирует холдинг "РосБизнесКонсалтинг", давно и успешно развивающий одноименный интернет-ресурс ( www.rbc.ru ). Сегодня этот портал, бывший до этого полностью информационным, вводит всевозможные дополнения к своему изначальному содержанию — финансово-деловой тематике. Сначала в холдинге начали расширять само содержание за счет запуска газеты "Утро", потом появилась в качестве сервиса баннерная сетка, позже запустили собственную почту и прочие проекты — аналитические, образовательные, информационно-развлекательные и т.д. С недавнего времени РБК также предоставляет массовые услуги платного хостинга на основе собственного хостинг-проекта LGG.ru.
РБК планирует вводить и самые различные виды платных услуг. Корпоративная почта, web-почта, различные виды хостинга, управление DNS, персональные цифровые сертификаты и еще некоторые другие услуги, о которых представители холдинга пока не рассказывают. Но уже сейчас можно сказать, что "РосБизнесКонсалтинг" стал одним из самых успешных и узнаваемых брэндов Рунета.

Тематические порталы
Тема отдельного разговора — специализированные порталы, называемые также "вертикальными". Конечно, под "классическое" определение портала, приведенное в начале статьи, эти ресурсы в полной мере не подпадают, но и назвать их "просто сайтами" язык не поворачивается. В большинстве случаев специализированные порталы "вырастают" из тематических сайтов, которым их владельцы уделяют должное внимание (в том числе и в финансовом плане). Среди специализированных порталов наиболее распространены финансовые, технологические, развлекательные (например, кино- или музыкальные) и религиозные (!) ресурсы. Есть и более экзотические примеры — так, одно время в Рунете был весьма популярен посвященный наркотикам портал High.ru.
Другая разновидность тематических порталов — порталы, "привязанные" к какой-либо "точке на карте". Это может быть сайт какого-нибудь города, провинции, региона и т.д. Залог успеха подобных интернет-проектов в том, что они всегда имеют свою стабильную аудиторию, которая, к тому же, заинтересована в развитии такого портала. В данном случае срабатывает эффект "местной газеты" — как известно, в любой стране местные газеты и радиостанции всегда успешно конкурируют с общенациональными именно благодаря гарантированной аудитории. Часто такие "региональные" порталы разрабатываются местными интернет-провайдерами для привлечения внимания к себе и своим услугам ( www.open.by ) или же, как происходит все чаще, делаются с нуля ( www.tut.by ). В последнем случае их создатели, как правило, с самого начала стремятся построить полноценный портал и рассматривают его как средство зарабатывания денег в будущем. Таким образом, "местные" порталы, изначально создававшиеся по "вертикальной" схеме, понемногу "расплываются", превращаясь в классические "горизонтальные" порталы. Хорошо это или плохо? В каждом конкретном случае по-своему.

"Государственные" порталы
Многолетняя пассивность различных госструктур в отношении Интернета породила устойчивое мнение о неспособности государства создавать в Сети нечто по-настоящему интересное и полезное. Но, как выяснилось, не стоит недооценивать информационный потенциал государственных учреждений. Тут все зависит от "продвинутости" и инициативности конкретных чиновников. За последние года два как в Рунете, так и в Байнете появилось немало сайтов различных государственных структур. Некоторые из этих сайтов (те, которым уделяется должное внимание) на глазах набирают вес, понемногу превращаясь в порталы. Со своей, разумеется, спецификой. Веб-конструктор или бесплатную почту вы там, конечно, не найдете, а вот каталоги ресурсов, форумы, чаты, новости, обзоры — вполне.
Хороший пример подобного ресурса — Всероссийский экономический интернет-портал Economika.ru, созданный Министерством экономического развития и торговли РФ. Портал включает в себя ресурсы нескольких органов государственной исполнительной власти. Также в его состав входят сайты различных научных, образовательных и других негосударственных организаций, занимающихся проблемами экономики и финансов. Но основная цель портала — создание мощной системы сервисов по поиску и сортировке экономической информации из различных источников, что явно необходимо как потенциальным иностранным инвесторам, так и российским бизнесменам. Белорусский пример — сайт Администрации президента.

Порталы и реклама в Интернете
Появление и развитие порталов в их нынешнем виде стало залогом того, что в Интернет придут серьезные рекламные деньги. Вспомните, как выглядела ситуация лет пять-шесть назад: огромное число различных сайтов с разнообразной информацией и при этом полная невозможность что-нибудь в этом разнообразии найти. В таких условиях вкладывать деньги в интернет-рекламу означало вкладывать их в никуда.
Именно потребность справиться с информационной лавиной должны были удовлетворить появившиеся вскоре порталы. Вполне закономерно, что именно порталы первыми предложили рекламным агентствам более или менее цивилизованный способ траты денег в Интернете. Рекламные агентства, в свою очередь, поняли, с кем имеет смысл работать в Интернете. Один из специалистов по интернет-рекламе сказал по этому поводу: "Самые крупные рекламные бюджеты у тех, кто производит товары или услуги массового потребления. Им надо охватить как можно более широкую аудиторию. Так как порталы — абсолютные лидеры среди интернет-ресурсов по охвату аудитории, то они и смогли разработать бизнес-модель, основанную на доходах от рекламы". Действительно, порталы первыми смогли предложить схему, которая очень похожа на схемы работы с традиционными СМИ. Во многом это связано еще и с "человеческим фактором". Дело в том, что порталы, в отличие от прочих интернет-ресурсов, как правило, имеют полноценный штат сотрудников, включающий профессиональных маркетологов и рекламистов. А значит, и взаимодействие с рекламодателями у них выстроено на совершенно ином уровне.

Сыграло свою роль и то, что порталы весьма эффективны в технологическом плане, так как накладные расходы на охват одинаковой аудитории у них меньше, чем у печатных, радио- и телевизионных СМИ. Во-первых, сеть передающих станций или кабельная сеть стоит гораздо больше, чем набор серверов. Во-вторых, в портале больше работы программного обеспечения, а не людей. В результате себестоимость портала как носителя рекламы оказывается гораздо ниже.
Основная задача портала, желающего стать коммерчески успешным — сделать так, чтобы посетитель проводил на его ресурсах как можно больше времени. Понятно, что для простых поисковых машин и каталогов долгое пребывание пользователя нехарактерно. Именно поэтому и "Рамблер", и "Яндекс" в свое время бросились "обрастать" дополнительными сервисами и увеличивать объем контента. Ведь чем больше страниц посетит пользователь, тем больше баннеров он увидит, тем больше рекламных текстов прочитает. Потому и "дрейфуют" порталы в своем развитии от навигации (поиск и каталоги) к сервисам и контенту. Главное — набрать побольше показов.

Будущее
Крах "интернет-экономики" в 2000-2001 годах похоронил многие начинающие порталы. Осталось несколько лидеров, которые сегодня яростно борются между собой как за пользователей, так и за рекламодателей. По мнению специалистов, итог этой борьбы станет окончательно ясен к началу 2004 года. При этом, несмотря на продолжающийся рост Сети, практически не остается надежд на то, что, кроме двойки-тройки лидеров, какие-то другие порталы смогут стать финансово состоятельными. Прочие всеобщие ("горизонтальные") порталы либо разорятся, либо продолжат существовать на имеющиеся деньги, но реальных доходов ожидать им не приходится. Деньги рекламодателей уйдут в специализированные ("вертикальные") порталы. В самом деле, сегодня намного выгоднее рекламировать товар на соответствующем профильном портале, чем пытаться объять необъятное (охватить максимум доступной аудитории на всеобщих порталах). Часть рекламных денег вообще уйдет с порталов в сферу узкотематических сайтов. Это объясняется просто: затраты на привлечение одного клиента или покупателя на какой-либо товар или услугу на тематическом ресурсе (обслуживающем конкретную целевую группу) гораздо ниже, чем на "горизонтальном" с его "размытой" аудиторией.
Так или иначе, но порталы еще очень и очень долго будут оставаться теми самыми "геркулесовыми столпами", на которых держится вся современная Повсеместно Протянутая Паутина.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2003 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета