Компьютер в роли синтезатора, или кое-что о MIDI-клавах

Компьютер в роли синтезатора, или кое-что о MIDI-клавах

Как-то раз, гуляя по просторам Сети, я случайно наткнулся на форум, где главной темой было создание музыки на компьютере, причем исключительно в домашних условиях. И одним из слов, в частности, употребляемых в тех беседах, было слово миди-клавиатура.

В первый раз с миди-клавиатурой я столкнулся лет десять назад в отделе электромузыкальных инструментов магазина "Музыка". На полке среди синтезаторов самого разного вида, возможностей и стоимости, одиноко притаилась широкая и плоская коробка с рядом фортепианных клавиш и громким именем Roland на корпусе. Странным для меня показалось то, что никаких других кнопок, кроме собственно вышеупомянутых клавиш, я не обнаружил.
Продавец объяснил мне, что данный агрегат называется миди-клавиатура, и предназначен он исключительно для подключения к компьютеру.
С тех пор прошло немало времени, и, что интересно, больше подобных устройств в розничной продаже я не встречал (к слову, даже сейчас всего одна фирма в Минске постоянно торгует миди-клавиатурами).
И вот случайный форум вновь столкнул меня с позабытым термином, и я решил разузнать побольше о создании музыки на компьютере, причем с точки зрения неискушенного пользователя, а уж никак не профессионального мьюзикмейкера.

Для начала — немного истории...
Давным-давно, когда музыкальные синтезаторы были аналоговыми, клавиатура, основная часть устройства, представляла собой в буквальном смысле набор контактов, электрически связанных с генератором звука. При замыкании одного из контактов ток проходил через соответствующий переменный резистор, который, в свою очередь, был "настроен" на определенную ноту. Такая конструкция являлась исключительно самодостаточной и не предполагала абсолютно никакого варианта взаимодействия с "внешним миром".
Количество моделей синтезаторов все увеличивалось, и производители решили собраться за "круглым столом", дабы договориться о способе обеспечения некоего "взаимодействия" между ними. Появились специальные разъемы для обеспечения возможности, к примеру, воспроизводить звуки с одного синтезатора, играя на клавиатуре другого. Однако до настоящего "симбиоза" было еще далеко. Возможности подобного метода управления были ограничены, да и синтезатор быстро выходил из строя, если на него подавалось неправильное управляющее напряжение, тем более, что большинство приборов того времени имело разное значение и полярность.
И вот наконец наступила эра цифровой техники. Синтезаторы, сохранив аналоговую звукогенерирующую часть, обрели удобное цифровое управление, появилась возможность отделить все управляющие средства, в том числе и клавиатуру, от генератора. Проще говоря, теперь клавиатура не имела электрической связи с генератором звука, а просто посылала ей цифровой управляющий сигнал при замыкании контакта.
Вот тогда и появилась необходимость в создании единого стандарта, который был впоследствии назван MIDI (Musical Instrument Digital Interface — Цифровой интерфейс музыкальных инструментов) и решил в буквальном смысле все проблемы. Теперь можно было подключать друг к другу любые синтезаторы, покупать секвенсор (прибор, способный запоминать и озвучивать определенное количество нот), не заботясь о том, подойдет ли он к данной модели синтезатора, обмениваться мелодиями и так далее.
Но самое главное — генератор звука окончательно отделился от клавиатуры, и оба они стали абсолютно независимыми устройствами.
Вот тогда-то и появились первые бесклавишные синтезаторы и первые миди-клавиатуры, которые можно было подключать к нескольким синтезаторам и управлять ими всеми с помощью одной клавиатуры, что позволяло одновременно экономить место и средства. Ну зачем вам пять клавиатур, когда вполне можно обойтись одной?

Кстати, клавиатуру принято называть также MIDI-контроллером; этим подчеркивается, что она выполняет чисто "управленческие" функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты.
Однако, давайте пока остановимся на миди-клавиатурах так называемого "фортепианного" типа.
Для начала хочу рассказать вам о некоторых преимуществах миди-клавиатур перед клавишными синтезаторами:

Цена
Как вы сами понимаете, отдельная клавиатура стоит несравнимо дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Если бюджет вашей домашней студии невелик, и вы хотите ограничиться одной звуковой платой с набором соответствующего программного обеспечения, то вариант с миди-клавиатурой будет для вас более выгодным приобретением. Четырехоктавную клавиатуру с полноразмерными клавишами можно приобрести по цене, не превышающей полторы сотни долларов. За синтезатор наверняка придется заплатить дороже, если только это не детская модель с маленькими клавишами и вообще без MIDI-интерфейса.

Качество
Поскольку клавиши — практически единственная значимая деталь миди-клавиатуры, производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. В результате даже дешевые MIDI-контроллеры могут превосходить в этом отношении довольно дорогие синтезаторы.

Универсальность
Может случиться так, что вам понравится звучание одного синтезатора и клавиатура другого. К примеру, синтезатор Korg X5 звучит просто превосходно, но его клавиатура не выдерживает никакой критики. Что делать? Берем отдельно звуковой модуль Korg X5DR и подбираем подходящую клавиатуру. В варианте же с компьютером все еще проще. Главное — подобрать соответствующий софт.

Простота
Подключить к компьютеру миди-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор, который нужно будет дополнительно настраивать. Более того: разные синтезаторы и настраиваются по-разному, и даже специалист не всегда может быть в курсе настроек именно вашей модели. Да и работать с миди-клавиатурой значительно проще.

"Моральная" долговечность
Со временем любая электронная аппаратура подвергается моральному устареванию. Может оказаться так, что звуки, от которых год назад вы были в восторге, сегодня окажутся для вас уже не такими приятными. А ведь продать клавишный синтезатор не так просто, ведь его механические части могут слегка износиться. А вот сам синтезаторный блок проапгрейдить намного легче. Кроме того, не придется расставаться с клавиатурой, к которой вы наверняка уже привыкли.
В общем, как видите, плюсов — огромное множество.
Для большей объективности позволю себе упомянуть и о некоторых недостатках миди-клавиатур: если синтезатор у вас только один, то клавишная модель, скорее всего, займет меньше места, чем комбинация клавиатура + модуль. В тех случаях, когда вы переносите свой аппарат с места на место или используете его в концертных выступлениях, полноценный синтезатор, конечно же, удобнее. И, наконец, клавишные синтезаторы, как правило, имеют больше органов управления, в том числе и для работы в режиме реального времени.
Однако, если учесть, что данная статья предназначена для тех, кто собирается создавать и редактировать музыку исключительно на компьютере, то все вышеперечисленное не имеет особого значения, поскольку практически для любых моделей синтезаторов существуют специальные управляющие компьютерные программы, с помощью которых можно производить все необходимые действия на большом цветном экране.
И еще: не подумайте, что, подключив миди-клавиатуру к компьютеру и нажав на любую из клавиш, вы сразу же услышите "музыку". Для этого необходимо запустить секвенсор — программу, которая, по сути, является своеобразным промежуточным звеном между миди-клавиатурой и источником звука и осуществляет управление выбранным источником звука посредством миди-сообщений, получаемых с миди-клавиатуры. В том или ином виде секвенсоры содержат многие программы: от профессиональных пакетов обработки звука до простейших виртуальных синтезаторов. Наиболее полные реализации секвенсоров содержат такие профессиональные пакеты, как Cakewalk Pro Audio и Steinberg Cubase.
Итак, любая миди-клавиатура до недавнего времени подключалась к компьютеру с помощью 15-контактного разъема для подключения джойстика (гейм-порта). Для подключения к нему MIDI-устройства используется соответствующий кабель, который обычно идет в комплекте с любой мультимедийной (но не профессиональной!) миди-клавиатурой.

Самое главное различие в миди-клавиатурах — это количество октав. Их бывает три, четыре, пять, шесть с половиной и семь с половиной (полнооктавные). Если вы не имеете музыкального образования по классу клавишного инструмента, то покупать больше шести октав не имеет смысла, так как пользоваться всеми клавишами одновременно вы вряд ли будете. Трехоктавные инструменты наоборот имеют слишком малое количество клавиш, да и стоимость трехоктавной клавиатуры ненамного ниже аналогичной четырехоктавной.
Если же вы владеете игрой на фортепиано, то в такой ситуации рекомендуется приобрести 7,5-октавную клавиатуру, по количеству клавиш в точности повторяющую фортепианную.
Существуют клавиатуры двух типов: со стандартными клавишами (полноразмерные, full-sized keys) и уменьшенными (mini keys). Первые, естественно, дороже. Здесь трудно что-то посоветовать: выбирайте что нравится. Однако НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не вздумайте учить ребенка игре на фортепиано на маленькой клавиатуре! Это все равно, что обучать его чтению на русском языке исключительно в "транслите" (латинскими буквами). Представляете, чему он "научится"?
Принято различать три типа механики клавиатур: синтезаторную (synth action), фортепианную (piano action) и молоточковую (hammer action). Кроме того, внутри каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш: невзвешенные клавиши (non-weighted), полувзвешенные (semi-weighted) и взвешенные (weighted).
Отличие у них в том, что в полувзвешенной клавиатуре клавиши отходят после нажатия при помощи обычных пружин, взвешенная имеет противовесы, из-за чего нажатие становится более похожим на фортепианную клавиатуру. Ну, и молоточковая — полностью имитирует фортепианную динамику клавиш и практически идеально имитирует клавиатуру обычного пианино.
В итоге, если вы не имеете базового образования игры на фортепиано, то берите взвешенную или полувзвешенную, если иначе — фортепианную клавиатуру.
И, наконец, рекомендую вам обязательно приобретать миди-клавиатуру, которая чувствительна к скорости/силе нажатия. Ведь никому не надо объяснять, что чем сильнее удар по клавише фортепиано, тем громче звук. Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными.

Раньше подобными функциями обладали лишь довольно дорогие синтезаторы вроде Ensoniq TS10, а теперь поддержка скорости/силы нажатия перестала быть экзотикой и практически не увеличивает конечную стоимость клавиатуры.
Кроме клавиш, в миди-клавиатурах зачастую предусмотрены некоторые дополнительные функции и органы управления, необязательные, но их наличие почти никогда не будет лишним. Такими фишками являются колеса Pitch Bend и Modulation. Колесо Pitch плавно поднимает или опускает звучание ноты на определенное значение (обычно на 1,5-2 тона). Данный эффект часто используется, скажем, при имитации гитарных "подтяжек".
Колесо же Modulation заставляет звук вибрировать с определенной частотой. Сила вибрации и разница в значении определяются тем, насколько сильно вы повернули колесо. Данная функция дает возможность имитировать "легкую расстройку" фортепиано или дрожание гитарной струны.
Некоторые клавиатуры допускают сдвиг на любое количество полутонов, что очень помогает в том случае, если музыкальное произведение, которое вам предстоит исполнить, написано в "неудобной" для вас тональности. С такой клавиатурой вы можете играть все что угодно, например, в до-мажоре. Обычно транспонировать можно и непосредственно в синтезаторе и/или компьютере, но с контроллера это делать немного проще. Но учтите, что при сдвиге области игры вниз или вверх не только добавляется одна новая октава, но также пропадает одна старая.
Кроме того, почти все более или менее уважающие себя клавиатуры оснащены разъемами для подключения педалей. Если вы представляете себе фортепианные педали и их функции, то объяснять, зачем они нужны в миди-клавиатуре, думаю, не требуется.
Все то, что я перечислил выше — это лишь основные функции миди-клавиатур, но есть также и другие, не менее интересные. Среди таких функций стоит обратить внимание на возможность разделения на зоны (присвоить разным частям клавиатуры разные инструменты), кнопки управления секвенсором (возможность управлять компьютером прямо с midi-клавиатуры) и наличие дополнительных контроллеров (дополнительные кнопки или колеса).
Вообще перечислять "навороты", которыми могут оснащаться современные миди-клавиатуры, можно бесконечно. Это тема отдельной статьи. Именно поэтому я не буду этого делать, а просто приведу в качестве примера описание двух относительно недорогих, но вполне серьезных моделей миди-клавиатур, предназначенных для полупрофессионального и домашнего использования.

Fatar StudioLogic CMK-149
Миди-клавиатуры итальянской фирмы Fatar всегда считались одними из самых надежных устройств с самым оптимальным соотношением цена/качество. Более того: данная фирма, в отличие от большинства других производителей миди-клавиатур, для которых они являются как бы побочным продуктом, довольно много лет специализируется именно на клавиатурах, так что опыт у нее на этом поприще весьма солидный. Причем Fatar выпускает не только недорогие четырехоктавные модели, но и мощные студийные клавиатуры стоимостью более тысячи долларов.
Миди-клавиатура CMK-149 представляет собой недорогую четырехоктавную (49 полноразмерных клавиш) модель с минимальным набором функций и весьма соблазнительной ценой.
В комплект поставки входят: собственно клавиатура CMK-149, четырехметровый миди-адаптер для подключения к персональному компьютеру, руководство пользователя на английском языке и пару компакт-дисков с ПО.
Сама клавиатура выглядит довольно симпатично, хотя и немного угловато. Корпус размерами 81x18x6 см, кроме собственно основных клавиш включает в себя некий минимум дополнительных органов управления, как-то: 2 колеса для управления высотой тона (pitch) и модуляцией, выключатель питания со светодиодной индикацией (при подключении без компьютера) и 5 кнопок управления для выбора патча, банка, миди-канала, транспонирования клавиатуры, а также для сохранения настроек и демо-трека. Кроме того, CMK-149 имеет вход для педали сопряжения аккордов.
Все дополнительные кнопки запрятаны под резиновый кожух на корпусе клавиатуры и не могут быть нажаты случайно. Кроме того, клавиши 2-й октавы, помеченные цифрами от 0 до 9, а также символом H, используются для ввода числового значения параметров.
В общем и целом питание CMK-149 может осуществляться тремя способами: внешний адаптер 7-12v постоянного напряжения, батарейка (аккумулятор) 9v типа "крона" или прямо от компьютера через миди-адаптер.
Для соединения со звуковой картой компьютера используется 15-штырьковый D-разъем игрового порта и 5-штырьковый DIN-разъем MIDI-адаптера. Для работы в системе должны быть установлены драйверы звуковой карты, а также программа-секвенсор (например, CakeWalk или CuBase).
Все подробности настроек, как-то: выбор патча или банка синтезатора, транспонирование (смещение) на одну или несколько октав вниз или вверх и т.д., — подробно описаны в инструкции к клавиатуре. Однако, если у вас есть проблемы с английским языком, поищите русский мануал вот здесь: www.fatar.ru .
Приятной неожиданностью стало то, что CMK-149 может хранить в памяти до ста различных настроек для быстрого вызова.
Простая, добротная, надежная и недорогая клавиатура для домашнего и полупрофессионального использования.

MIDIman USB Keystation 61
MIDI-клавиатуры серии USB от компании MIDIman совершили своеобразный переворот в области использования MIDI-технологий. Возможность подключения миди-клавиатуры к компьютеру напрямую через порт USB без обязательного наличия отдельного MIDI-интерфейса позволяет значительно более комфортно ее эксплуатировать. Единственное, что от вас требуется, это установить входящее в комплект программное обеспечение, и все!
Активная клавиатура MIDIman USB Keystation 61 является несколько более серьезным и внешне симпатичным аппаратом, чем рассмотренный выше CMK-149.
Стильный полупрозрачный корпус, довольно приличное количество дополнительных функций и органов управления... Плюс к этому пять, а не четыре октавы и возможность подключения через порт USB. Впрочем, давайте по порядку...
В коробке, кроме самой клавиатуры, я обнаружил также блок питания, тонкую книжку с английской инструкцией, USB-кабель для подключения к компьютеру и один компакт-диск с драйверами и программами для создания и редактирования музыки. Подключение прошло довольно гладко. Клавиатура запиталась прямо от порта USB и не потребовала никаких дополнительных источников питания, так что сетевой адаптер я просто отложил в сторону.
Справа сверху клавиатура, помимо уже знакомых и ставших уже традиционными колесик Pitch Bend и Modulation, имеет ползунковый слайдер для ввода данных (Data Entry). На задней панели корпуса вы найдете разъемы для подключения педали Sustain, MIDI Out и разъем USB интерфейса. Кроме того, там же имеются переключатель режима питания (USB/DC 9V/ battery) и вход для штекера блока питания.
В качестве дополнительных функций Keystation 61 включает в себя все основные "умения" продвинутых миди-клавиатур: сдвиг на октаву, транспозицию, переключение программ, переключение номеров MIDI-каналов и банков, разбиение клавиатуры на зоны и, что особенно порадовало, наличие цифровой индикации.
Кроме того, несколько центральных клавиш могут на некоторое время превратиться в переключатели нескольких основных звуковых эффектов вроде хоруса, реверберации и т.д.
Все клавиши, способные активировать те или иные дополнительные функции, подписаны, и запутаться в них достаточно трудно. Кроме того, более быстрое переназначение режимов иногда помогает производить слайдер Data Entry. Ну, а собственно переключение клавиатуры из штатного состояния в режим переключения функций осуществляется непосредственно с клавиатуры по нажатию кнопки MIDI/Select.
Красивая, компактная (90х21х7.5 см), относительно недорогая и очень функциональная миди-клавиатура.

SilentMan, SilentMan@tut.by
MIDI-клавиатуры Fatar StudioLogic CMK-149 и MIDIman USB Keystation 61 предоставлены для обзора компанией "БОСТЛАЙН"



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2003 год в рубрике hard :: sound

©1997-2024 Компьютерная газета