Тайны мира компьютерных шрифтов 2

Тайны мира компьютерных шрифтов

Продолжение. Начало в КГ №5

Шрифт и компьютер

Сегодня большинство шрифтов — результат напряженной работы целых дизайнерских коллективов, работающих в составе специализированных шрифтовых компаний — Monotype, ITC, Linotype, Bitstream, Adobe и некоторых других.
Исторически самым первым способом представления символов алфавита на языке, понятном компьютерам, был растр — сетка, внутри которой можно было заполнять определенные ячейки и получать таким образом символ на экране. Этот способ был вполне приемлем, если речь шла только об узнаваемости символов. Добавьте сюда быстроту отображения и очень скромные требования к ресурсам — и мы получим алфавитно-цифровые интерфейсы времен IBM XT. Конечно, можно было путем программных ухищрений эмулировать увеличение символов, но вот при уменьшении довольно скоро наступала ситуация, когда узнаваемость символов пропадала совершенно.
Поэтому с появлением операционных систем с графическим интерфейсом (MacOS, Windows) назрела необходимость описывать символы шрифтов не на основе растровых карт, а с помощью других методов. Таким способом стала векторная графика, заключавшаяся в описании абриса любых, сколь угодно сложных фигур с помощью нескольких базовых примитивов — отрезков и дуг, а точнее, кривых 3-го порядка, описанных французским математиком Пьером Безье.
С помощью стандартных процедур на уровне ядра операционной системы набор команд, соответствующий символу, растеризуется, т.е. преобразуется в битовую карту высокого разрешения и выводится на монитор или принтер. Так как символ алфавита в данном случае "оторван" от жестко заданной растровой карты, он может подвергаться любым трансформациям без потери качества, будь то масштабирование, поворот, наклон или зеркальное отображение. Правда, для полноценной растеризации требуется гораздо большая вычислительная мощь компьютера, но результат оправдывает все затраты. Именно тогда и появились программы, работающие по принципу WYSIWYG (What You See Is What You Get — что видишь, то и получишь).

Компания Adobe Systems первой применила векторный принцип описания символов, разработав формат Type 1, появившийся на рынке в середине 80-х годов вместе с языком описания страниц PostScript. Последний стал промышленным стандартом в индустрии допечатной подготовки и останется таким в обозримом будущем.
Вообще любой шрифт представляет собой подпрограмму, в которой математическими методами описывается построение всех символов алфавита и служебных знаков. Файл шрифта Type1 имеет две части: открытую, в которой задаются обозначение шрифта, сведения о версии, разработчике, начертании и принадлежности к определенной гарнитуре и т.п., приведена кодовая таблица и идентификаторы, и закрытую, в которой, помимо собственно описаний символов, есть и масса информации о разметке (хинтах), кернинговых парах и трекинге. И чем тщательнее разработан шрифт, тем больше в нем описано таких пар и более точно описан кернинг.
Любой PostScript-шрифт имеет два файла: собственно шрифтовой с расширением *.PFB (Printer Font Binary) и файл AFM (Adobe Font Metric), содержащий дополнительную информацию о разметке и кернинговых парах. Некоторые программы, работающие с Type 1 шрифтами, требуют еще и файла INF.
ОС Windows работать напрямую с PostScript-шрифтами не может. Поэтому нужен своего рода "центр управления", позволяющий ОС видеть их и нормально с ними работать. Такой программой, скорее всего, будет Adobe Type Manager (АТМ), резидентно сидящий в оперативной памяти и преобразующий на лету Type 1 шрифт в формат, понимаемый ОС Windows всех версий.
Но большинство пользователей имеет дело со шрифтами, реализованными в другом формате — TrueType, поддержка которого встроена в ядро самой ОС. Причиной разработки стали особые требования к устройствам вывода низкого разрешения — мониторам, офисным принтерам и т.п. Лавинообразное распространение шрифтов формата TrueType привело к тому, что практически все гарнитуры теперь реализованы в обоих форматах.
В Windows можно работать только с TrueType-шрифтами, которые спрятаны в папке WINDOWSFONTS. Кроме TT-шрифтов, в ней еще живут растровые шрифты, предназначенные для DOS-программ. Обычно по умолчанию Windows устанавливает шрифты Arial, Courier (моноширинный шрифт, имитирующий литеры пишущей машинки), Times New Roman, а также Wingdings и Symbol — специализированные шрифты, содержащие наборы специальных символов.

Повсеместно распространенный Office добавляет в папку FONTS еще несколько шрифтов, которые, впрочем, можно спокойно снести: шрифты инсталлированные, но не используемые, также потребляют ресурсы. То же можно сказать и о любых шрифтах, устанавливаемых другими прикладными пакетами. Подавляющее большинство документов, которые печатаются для внутрифирменного использования (договоры, счета, письма), можно прекрасно оформить и с помощью Times и Arial, если только нет жестких требований к применению фирменных шрифтов.
Однако для документов, рассчитанных на полиграфическое исполнение, надо применять только Type 1 шрифты. Другой вопрос, что надо сделать для того, чтобы пакеты верстки и рисования, работающие в ОС Windows, смогли получить доступ к этим шрифтам. Самое простое решение — инсталляция программы Adobe Type Manager Deluxe, которая позволит оперативно управлять шрифтами в форматах Type 1 и TrueType. Хотя версия АТМ 4.0 Deluxe выпущена еще в начале 1997 года, она до сих пор активно применяется многочисленными пользователями, администраторами и дизайнерами, и, скорее всего, будет использоваться еще долго. К несомненным преимуществам программы относятся: управление кэшем шрифтов; подключение и отключение шрифтов/наборов шрифтов без их фактического удаления; сглаживание шрифтов при отображении на экране. Можно также создавать наборы шрифтов, используемых в различных проектах, экспортировать их парой щелчков мыши, что весьма удобно, когда работу надо передать в другое место.
Вот какие шрифты профессионалы рекомендуют установить на компьютер тем, кто собирается профессионально работать с текстом во всех его ипостасях.

Первый из них — Garamond, разработанный в начале 30-х гг. на основе гравированных шрифтов XVI века, созданных Клодом Гарамоном. Шрифт принадлежит к ренессансным антиквам. Очень хорош в мелкокегельном наборе и, как это ни странно, в монументальных надписях. Практически все ведущие разработчики шрифтов выпустили свои версии этого шрифта. Один из кириллических его вариантов — шрифт "Мысль", разработанный в 1986 году.
Второй — Times, самый популярный шрифт XX столетия, созданный примерно в то же время по заказу авторитетнейшей английской газеты Times. Этот шрифт, относящийся к переходной антикве, стал настоящим типографическим феноменом, успех которого в обозримом будущем вряд ли кто повторит. Об исключительности Times говорит и то, что его TrueType-версия, разработанная фирмой Monotype, включена в состав стандартного набора шрифтов Windows. Самой лучшей кириллической версией Times является шрифт Newton, разработанный в 1990 году на основе рисунков шрифта Monotype. Этот вариант можно считать самым удачным воплощением русской специфики типографики.
Для особо торжественных случаев рекомендуется очень красивый и строгий шрифт Palatino, созданный в 1950 году. Также очень популярен шрифт Journal, являющийся вариантом гарнитуры Excelsior фирмы Linotype. Из антиквенных шрифтов, хорошо работающих в массивном текстовом наборе и довольно часто применяющихся в современной печати, отметим Baltica (1951-52 гг.).
Из многочисленного семейства рубленых гарнитур это в первую очередь Helvetica, созданная в 1957 г. Очень лаконичный, но тем не менее гармоничный, рисунок символов как нельзя лучше отразил эстетику рационализма и прагматичности, возобладавшую в типографике второй половины XX века. Helvetica на сегодня является самой развитой в мире по начертательному составу и поддерживаемым языковым версиям. Компания Microsoft также не обошла вниманием этот шрифт и включила его в стандартную поставку Windows — правда, под другим именем — Arial.
Также заслуживает внимания гарнитура Futura, созданная в 1927 году. Подчеркнуто конструктивистские особенности рисунка символов, вытянутые пропорции сделали Futura одним из самых популярных шрифтов, применяемых в акциденции — заголовках, рекламных объявлениях, плакатах, — а множество вариантов и начертаний позволяют применять этот шрифт практически во всех областях. Кириллические версии, самой известной из которых является Futuris (1991 г.), способны стать "палочкой-выручалочкой" для дизайнера, исповедующего в своих работах стилевое единообразие и элегантную сдержанность.

Из компании ленточных антикв отметим популярный шрифт Optima фирмы Linotype. Этот шрифт является попыткой соединить пропорциональность и торжественность антикв с рационализмом гротесков, и в случае мелкокегельного набора Optima является достаточно оригинальным выбором.
Итак, в наш набор вошли: программа Adobe Type Manager Deluxe версии 4.0 для управления шрифтами; в системной папке Fonts — шрифты Arial, Courier, Symbol, Times New Roman и Wingdings формата TrueType — лучше всего их не трогать и других TT-шрифтов не инсталлировать; набор из 10-20 шрифтов формата Type 1. Вполне разумным будет создать 3-4 набора шрифтов. В первый включить антиквенные гарнитуры (ITC Garamond, PT Newton, Linotype Palatino, ITC New Baskerville, PT Baltica и др.), во второй — гротески (Linotype Helvetica, Futura, GillSans, ITC AvantGarde и др.), в остальные наборы можно включить сгруппированные акцидентные шрифты, которые будут применяться в проектах, требующих нестандартного шрифтового решения. Такая организация позволяет всегда содержать в порядке шрифтовое хозяйство.

Денис Лавникевич

Окончание следует



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2003 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета