Интернет и бизнес

Интернет и бизнес

Многие мои знакомые часто твердят мне практически одну и ту же фразу, когда речь заходит о заработке денег через Интернет: "Бизнес в Интернете сделать НЕВОЗМОЖНО!". На самом же деле ситуация не так уж плачевна, как может показаться сразу. Иначе чем можно объяснить такое вкладывание довольно крупных денежных средств в интернет-проекты? Интернет на самом деле является неразведанной бизнес-площадкой, однако это может послужить плюсом при создании электронного бизнеса, так как нет стандартов поведения в этой области, а это может резко повысить ваши доходы. Яркими примерами тут можно назвать такие проекты как yahoo.com, amazon.com или ebay.com. Все они приносят неплохую прибыль своим владельцам. Например, Джеф Безос, основатель Amazon.com, за три года своей карьеры заработал миллиард долларов. Но не все так безоблачно в этой сфере. Практически только один из тысячи интернет-проектов достигает успеха, остальные либо проваливаются и забрасываются своими владельцами, либо приносят небольшую прибыль, но развития не получают. Однако хочу предупредить, что не нужно жаловаться тем, кто не смог заработать денег на Интернете, думая при этом, что как только они зарегистрируются у нескольких десятков спонсоров и разместят двадцать баннеров на narod.ru, то деньги польются к ним рекой. Нет, деньги в Интернете не льются рекой, как пишут во многих письмах с предложениями о заработке. Деньги в Интернете нужно зарабатывать так же, как и в обычном бизнесе: своим умом, упорным трудом и огромным желанием, учитывая при этом специфику самого Интернета. И надо запомнить одну вещь, что не Интернет виноват в том, что вы ничего не заработали, а человек.

Что же представляет собой Интернет для человека и как человек пользуется Сетью? Многие думают так: "Интернет — это огромное, бездонное деньгохранилище, откуда можно почерпнуть несметные богатства". Однако это самая распространенная ошибка среди начинающих интернет-бизнесменов. Интернет не имеет даже материальной основы, за исключением компьютеров, соединенных вместе. Интернет даже нельзя считать виртуальной реальностью, так как виртуальная реальность подразумевает собой эмуляцию физической модели жизни. Интернет — это обыкновенное средство общения и обмена информацией, средство связи и средство, которое может собрать многомиллионную целевую аудиторию со всего земного шара в одном месте. В этом и заключается специфика глобальной сети: помочь собрать многомиллионную целевую аудиторию в одном месте и в одно время. И границ тут нет. Для того, чтобы собрать огромную аудиторию для продажи товаров, вам нужно создать сеть магазинов по всему миру, а в интернет-сети вам нужно только создать виртуальный магазин в виде веб-сайта и продавать товар. Весь магазин умещается на одном сайте вместе с корзиной заказов и перечнем товаров и услуг, где пользователь за пару кликов может заказать себе все что пожелает. Вы только занимаетесь обслуживанием магазина и получением денежной прибыли. Однако деньги в Интернете идут не из виртуального мешка, а из кошельков тех пользователей, которые и покупают ваш товар через Сеть. Именно те люди, которые понимают это, и зарабатывают на Интернете хорошие деньги, или, сказав иначе, зарабатывают, используя Интернет.
Теперь разберемся непосредственно со спецификой заработка в Интернете. В Сети на сегодняшний день существуют две основные бизнес-модели.
1. Продажа товаров и услуг со своего сайта. Это, как правило, интернет-магазины и интернет-аукционы.
2. Продажа рекламных площадок на своем сайте. Такие сайты носят чисто информационный характер и служат для привлечения целевой аудитории на сайты по продаже товаров и услуг. Как правило, такими сайтами являются порталы и сайты целевой направленности.
На обеих моделях можно заработать хорошие деньги, но если эти две модели совместить воедино, то можно заработать вдвойне хорошие деньги. Лично я только "за" использование этих моделей совместно. Как правило, крупнейшие западные интернет-компании (Yahoo, Amazon eBay и т.д.) используют именно эту модель, которая и приносит им огромные барыши. Что касается русских проектов, то самыми известными, по-моему, являются Яндекс и iXBT. Мое мнение таково, что успеха может добиться только действительно интересный интернет-ресурс, рекламирующий на своих страницах исключительно свои товары и услуги.

Итак. Допустим, вы решили открыть онлайн-магазин, и вам нужно раскрутить его в Сети. Что для этого нужно? Естественно, популярный ресурс, с которого можно привлечь целевую аудиторию, которая бы и купила ваш товар. Что для этого делается? Допустим, вы решили торговать косметикой через Интернет. Вы договорились с местным поставщиком французской косметики, заплатили веб-мастерам за магазин, купили хостинг и имя, к примеру, www.kosmetika-online.by. Но клиентов нет! Естественно, вы купили рекламу на раскрученных сервисах и порталах, вы наняли раскрутичка для проекта, и люди повалили к вам толпой. Но никто ничего не покупает. Почему? Вы начинаете впадать в отчаяние. Ответ прост. Нет целевой аудитории. Вы гоните на свой сайт кого попало, но только 2–3% интересуются косметикой, остальные просто кликнули по вашему баннеру с соблазнительной блондинкой, потому что их мысли были заняты чем угодно, только не косметикой. Как этого избежать и повысить продажи? Элементарно. Вы открываете информационный ресурс, посвященный исключительно косметике, например, www.kosmetika-info.by. Далее на этом сайте рассказываете людям о последних достижениях в области косметологии и парфюмерии, даете советы по уходу за кожей для парней и девушек, пишете статью на наболевшую тему молодежи "Как побороть прыщи" и как бы ненароком кидаете ссылки на ваш онлайн-магазин с припиской, что все косметологические препараты, которые тут описываются, есть в этом магазине по крайне низким ценам. Теперь, когда человек знает, что ему нужно, он с радостью кликнет по ссылке на ваш магазин и купит у вас товар. Только товар ваш должен быть действительно либо лучше, либо дешевле, чем у конкурентов, иначе, прочитав информацию по товару, клиент запросто может пойти и купить его у вашего конкурента на 2 доллара дешевле. Естественно, раскрутив ваш информационный сайт, вы вряд ли сможете получить баснословный наплыв клиентов онлайн-магазина. Скорее всего, он составит около 10% от посетителей информационного ресурса, а процент покупателей будет и того меньше — где-то в районе 1%. Однако не стоит отчаиваться. Как деньги к деньгам, так и высокая посещаемость идет к росту посещаемости вашего ресурса:
• благодаря продвижению позиций вашего сайта в рейтингах;
• страницы вашего все возрастающего по объему архива косметологических консультаций приведут к увеличению посещаемости вашего сайта с поисковых машин;
• благодаря превращению ваших новых посетителей в категорию ваших постоянных посетителей;
• благодарные клиенты дадут вашему проекту устную рекламу.
Во-вторых, если вам удается совершить одну продажу товара в день при средней посещаемости вашего информационного сайта 100 человек в день, у вас есть шанс надеяться, что при увеличении посещаемости вашего информационного сайта до 500 человек в день количество клиентов, купивших у вас товар, будет более одного. Ведение популярного проекта, конечно, отнимает много времени и сил. Но лучше много работать и много зарабатывать, чем скучать в ожидании редкого клиента. И потом, раскрученный ресурс — это актив, который всегда можно продать, когда вам захочется переключиться на другой вид деятельности (либо отдохнуть).
Надеюсь, с начальной раскруткой проекта понятно все. Конечно, тут я не стал вдаваться в подробности раскрутки другими методами, такими как поисковые системы, обмены баннерами и ссылками, регистрациями в рейтингах и каталогах, так как для одной статьи это слишком много. Я лишь показал модели интернет-бизнеса и практическое их применение. Теперь поговорим о том, как и где создать бизнес-сайт.

Однажды, бродя по интернет-ресурсам, я случайно наткнулся на сайт http://voronoff.by.ru. Он рассказывает о новых, малоизвестных в СНГ методах диагностики и лечения болезней. В Германии, Швейцарии, Южной Америке эти способы хорошо известны. Основная цель сайта — продажа медицинских услуг. Как оказалось, автором этого сайта является коммерческий директор Ростовского центра биоэнергетики и цветолечения. Итак, первое, что бросается в глаза — это бесплатный хостинг. Сегодня даже школьник может позволить себе купить доменное имя второго уровня, благо цены на них не так велики. Само имя сайта звучит как название домашней странички самого господина Воронова, но никак не центра биоэнергетики и цветолечения. Для такого центра название http://www.med-center.ru смотрелось бы куда солиднее, чем вышенаписанное. Итак, правило: Не экономьте на имени и хостинге, так как это и есть лицо вашего будущего бизнеса и ваших будущих прибылей. Запомните, что интернет-бизнес ничем не хуже традиционного бизнеса, и правило "Сколько вложишь, столько и получишь" справедливо и тут. Далее, не поручайте делать бизнес-сайт своему племяннику, который уже год умеет работать с компьютером и "зависает" в Интернете круглосуточно. Каждый должен заниматься своим делом. Все это лучше всего заказать веб-студии с профессиональными дизайнерами, у которых в активе уже не один десяток работ и где каждый отвечает за свой участок проекта. Вы ведь не закажете строить дом одному человеку, который научился пилить дрова и разводить цемент? Точно так же и тут. Хотя большинство фирм поступают именно так, отдавая работу по созданию интернет-проекта "левым" школьникам и студентам, которые и HTML-то толком не знают, а потом директора этих фирм не верят в перспективность интернет-бизнеса. Теперь по поводу содержания сайта. Тут нужно усвоить одну простую вещь. Интернет — это средство связи, и на сайте не должно быть ничего лишнего. Все по делу. Информация должна излагаться кратко и доступно, без различных сравнений, метафор и эпитетов. Для чего это нужно? Во-первых, пользователь пришел на сайт не читать художественные произведения, ему нужен конкретный ответ на поставленный вопрос. Когда вас спрашивают: "Сколько будет дважды два?", то вы четко отвечаете: "Четыре". Тут то же самое, все четко и понятно. Во-вторых, поисковые системы — это роботы. Для них нет никаких стилистических и языковых приемов русского языка. Они действуют по схеме "равно — не равно", таким образом пытаясь дать пользователю конкретный результат. Следовательно, если на ваших страницах будет исключительно конкретная информация, то и результат будет тот, который нужен пользователю. В Интернете не следует писать, что вы можете предложить клиенту, вы должны написать, что конкретно вы делаете. Никого не привлекает общая информация типа "Наш Центр предлагает абсолютно новые способы лечения". Каждый человек, способный на поступок, ищет в Интернете конкретную информацию (я отделяю людей, способных на поступок, от людей, просто блуждающих по Интернету). Напишите: "Наш Центр излечивает гипертоническую болезнь" — результат будет другой. Если в первом случае человеку с гипертонической болезнью ваше объявление ни о чем не говорит, кроме того, что существует какой-то Центр, то во втором данный человек получит ценную информацию, что существует Центр, где он может излечиться. Надеюсь, с подачей информации все понятно.

Теперь коснемся такого вопроса как удержание интернет-бизнеса на плаву. Как правило, большинство интернет-ресурсов на начальном этапе являются убыточными для своих владельцев. Именно из-за этого многие люди и бросают заниматься бизнесом в Интернете, так как перестают в него верить. Конечно, замечательно, если у вас уже есть свое дело, и вы можете позволить себе расширить сферу своей деятельности на Интернет. Однако если вы решили начать бизнес исключительно в Интернете, то тут вам уж точно придется вложить капитал (минимум на покупку хостинга и домена) и много-много времени. С этим ничего не поделаешь. Как я уже говорил — в Интернете существуют две основные модели бизнеса. Так вот, если вы хотите что-то через Интернет продавать, тут как раз и понадобится хороший капитал, если же вы хотите создать информационный ресурс, то тут нужно много времени. Поэтому для качественного бизнеса в Интернете вырисовывается следующая модель: "капитал+время". Эти две составляющие и являются моделью успеха любого бизнеса. Давайте рассмотрим это на следующем примере.
Вася создал информационный ресурс, где он оказывал услуги тем, кто хотел купить недвижимость. За небольшую плату в 10 долларов он предлагал посетителям сайта дать подробную информацию о стоимости недвижимости в любом районе города. С такой информацией посетитель смело мог идти и покупать недвижимость по самой низкой цене. Сервис просто отличный. Заплатив 10 долларов Васе, посетитель экономил 1000 долларов на покупке недвижимости. Люди приходили к нему толпой за такой драгоценной информацией, и Вася получал за свои услуги 100.000 долларов в год, а отнимало времени у него это всего 3-4 часа в день. Но через некоторое время появился у Васи конкурент Петя. Который решил усовершенствовать сервис Васи. Он начал раздавать такую же информацию на своем сайте, но с одним отличием. Он раздавал ее БЕСПЛАТНО. Он сделал так, что вы можете посетить его сайт и выбрать любую форму недвижимости, какую вам только захочется, в любом районе, и получите информацию о продажной цене. Сколько это будет для вас стоить? — НИЧЕГО, ни цента! Вторым шагом Пети было следующее. Он обратился на все крупные сайты, посвященные недвижимости, со словами: "Зачем давать ссылку на сайт, где посетители платят за информацию о ценах? Там эту информацию продают за $10, а я предлагаю ее бесплатно! Разместите лучше мою ссылку!"

Немного подумав, авторы этих сайтов разместили у себя ссылку на сайт Пети. Эти ссылки сгенерировали сотни и тысячи посетителей в месяц. Все крупные сайты, посвященные недвижимости, стали размещать ссылку на сайт Пети, потому что он предлагает такой удобный для клиентов сервис. Это им было выгоднее, чем размещать ссылки на сайт Васи, потому что теперь они могли заявить своим посетителям: "Смотрите. Мы заботимся о своих клиентах и предоставляем им такую ценную и бесплатную информацию". Они даже стали печатать статьи о сайте Пети. Так вот, по истечении шести месяцев ни один сайт по недвижимости больше не указывал на сайт Васи — и он уже не смог конкурировать с Петей. Его доход упал с $100.000 в год до всего лишь $15.000. А еще через шесть месяцев Вася ПОТЕРЯЛ СВОЙ БИЗНЕС. Однако, Петя еще ни цента не заработал на своем сайте! Наоборот, он платил каждый месяц по $2000 за доступ к базе данных. Учитывая, что, кроме содержания сайта, ему нужно было самому кушать, ежемесячные затраты Пети составляли $3500. Но при этом у него появился хорошо раскрученный сайт с трафиком примерно 300 тысяч посетителей в месяц. Угадайте, что теперь сделал Петя? Петя поступил очень мудро. Он позвонил крупнейшим фирмам по торговле недвижимостью в стране и сказал им: "Привет, ребята. Знаете, у меня есть просто замечательный ресурc по обзорам недвижимости. Вы можете разместить у меня свою рекламу всего за 30.000 долларов в месяц". Ребята ему сразу же ответили: "Вы хотите, чтобы ваши 300.000 посетителей увидели нашу рекламу. Мы согласны размещать у вас рекламные блоки". Вот что значит предлагать целевую аудиторию. Петя уже в первый месяц заработал 100.000 долларов. Вот так Петя сделал свой бизнес. Конечно, эта история выдумана, но я хотел показать на ней, как с помощью целевой аудитории можно неплохо заработать. И вам необязательно договариваться давать рекламу на кого-то, давайте ее на себя. Этим вы заработаете вдвое больше денег.
И в заключение хочу пожелать. Не пасуйте перед начальными неудачами. В конце концов победителем станете вы, и только вы.

Сергей Жуковский
Статью можно обсудить по адресу http://board.ohct.com .



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2002 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета