...
...

Не спешите их хоронить

Не спешите их хоронить

Биржевые аналитики, трейдеры, да и просто держатели акций сегодня отнюдь не в восторге от ситуации на рынке высоких технологий — производства компьютеров и комплектующих, телекоммуникаций, интернет-бизнеса. Тем не менее, более беспристрастный анализ обнаруживает несколько иную ситуацию. Все на самом деле не так уж и плохо, и при кажущемся неблагополучии e-business, тем не менее, вполне успешно развивается.

Интернет-бум конца девяностых уже в конце 2000 года сменился разочарованием. После падения котировок на NASDAQ и массовых банкротств считавшихся еще недавно перспективными проектов само слово "интернет" в западной бизнес-среде стало чуть ли не ругательным. Между тем розничные продажи через Всемирную паутину растут, и многие более спокойные аналитики наперекор настроениям рынка предсказывают рост доли розничных покупок через Интернет. Не отстает в этом плане и Россия — по утверждениям торговцев, продажи компьютерной техники через Рунет уже могут сравниться с оборотами специализированной сети магазинов.
Согласно отчету компании Retail Forward, в прошлом году розничные продажи через Интернет выросли до 36 млрд USD, или до 1% всех розничных продаж (цифры по 2000 году не приводятся). Авторы отчета прогнозируют в течение четырех ближайших лет дальнейший рост как продаж через Интернет — до 110 миллиардов долларов в 2006 году — так и удельного веса интернет-коммерции в розничной торговле — до 2,5%. Во Всемирной сети по-прежнему наиболее востребованы такие товары как книги, компьютерное железо, одежда и подарки (игрушки, часы и т.д.).
Обороты торговли 50 самых успешных розничных интернет-торговцев в 2001 году, по данным той же Retail Forward, составили 14 млрд USD, или 40% всего рынка. Почти все представители "большой полусотни" — 42 компании — имеют сильные позиции и вне Интернета, продавая товары, например, по почтовым каталогам.

Впрочем, оффлайновое присутствие не является обязательной составляющей успеха на рынке. Так, например, самый известный представитель сетевой торговли в розницу — книжный магазин Amazon — вне Интернета вообще никак не представлен. Тем не менее, в прошлом году его продажи составили 3,1 млрд USD. В частности, многих американских покупателей на сайт Amazon.com привлекла рекламная программа "бесплатная суперэкономная доставка", которая предусматривает бесплатную доставку (не по всему миру, к сожалению) покупки при заказе на сумму свыше 49 долларов. Еще недавно этот веб-магазин приносил своим акционерам одни убытки, но сейчас дела идут в гору: во II квартале нынешнего года продажи составили 806 млн USD — на 21% выше, чем годом раньше. Как ожидают аналитики, в нынешнем году Amazon продаст книг на 3,6 млрд USD, а акционеры по итогам года получат 5 центов на акцию. А через год продажи должны вырасти до 4,2 млрд долларов.
Традиционные торговые предприятия, возникшие задолго до бума World Wide Web, благодаря своему присутствию в Сети увеличивают и продажи в собственных обычных магазинах, отмечают эксперты Retail Forward. По их оценке, 40% покупок в "реальных" магазинах сети Best Buy были сделаны после изучения интернет-каталога.

В отличие от западных покупателей, большинство русскоязычных пользователей остаются "на вы" с электронной коммерцией, и до массовых покупок одежды в Рунете (а тем более — в Байнете) пока еще, кажется, далеко. Но, например, книги и компьютеры в российском секторе Сети уже сейчас продаются довольно бойко. Так, согласно проведенному в июле компанией Spylog исследованию интернет-рынка компьютерного железа, продажи во II квартале нынешнего года составили 13,8 млн USD. Исполнительный директор заказавшего это исследование холдинга eHouse Владислав Улендеев считает, что Интернет в России уже стал серьезным каналом розничных продаж компьютерной техники, и их объемы сравнимы с аналогичными показателями крупнейших специализированных розничных сетей столицы. Байнету пока до такого соотношения далеко, но постоянно растущее число интернет-магазинов является объективным фактом, также, как и увеличение числа пользователей Интернета в Беларуси. А, как свидетельствует статистика, вместе с общим числом пользователей растет и число пользователей платежеспособных, морально готовых приобретать товары в интернет-магазинах (в том числе и по кредитным карточкам).

Если выжившие после кризиса интернет-торговцы во главе с лидером электронной коммерции — сетевым магазином Amazon — наконец-то научились зарабатывать деньги в Сети, то классические компании интернет-экономики, например, Yahoo!, по-прежнему заняты поиском жизнеспособной стратегии. Многие из них хотят брать деньги за услуги, которые пока еще остаются бесплатными: веб-почту или доступ к контенту. По словам Роба Эндерли из Giga Information Group, плату за доступ к ранее бесплатным ресурсам ввела AOL. "Но трудно сказать, насколько успешным оказался такой подход, если принять в расчет нынешние показатели AOL", — заявил Эндерли интернет-изданию E-Commerce Times. Эксперт считает, что такая бизнес-модель работает лучше, чем модель бесплатного доступа к контенту, "но ясно, что эта модель должна повзрослеть, так, чтобы стоимость привлечения и удержания клиента стала лучше соответствовать тем деньгам, которые люди готовы платить".

Другие крупные интернет-проекты пытаются брать деньги за дополнительные услуги. Так, Microsoft Network за несколько долларов в месяц предоставляет дополнительное место на своем сервере для хранения информации. "Несколько долларов в месяц за нужные людям штучки наподобие дополнительного пространства для электронной почты или хранения картинок — это именно то, что может оказаться востребованным", — сказал E-Commerce Times старший аналитик IDC Роб Розенталь. Эксперты также полагают, что интернет-компании смогут заработать на компьютерных программах, доступ к которым будет предоставляться только через Сеть. Для бизнес-приложений эта модель, известная как Application Service Provision (ASP), применяется давно и успешно.

Денис Лавникевич


© Компьютерная газета

полезные ссылки
Аренда ноутбуков