Авторское право и Интернет

Авторское право и Интернет

Никого не обижает тот, кто пользуется своим правом

Каждый законопослушный гражданин, размещая информацию в Интернете, боится ее несанкционированного использования другими пользователями Сети. Кроме того, его интересует вопрос, а не нарушает ли он таким размещением чужих прав.
Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1971 года 1 ), Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года 2, Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 года 3, участницей которых является Республика Беларусь, главам 60 и 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь 4 и Закону Республики Беларусь от 16 мая 1996 года "Об авторском праве и смежных правах" (в редакции 1998 года; далее — Закон) 5 . Хотя напрямую в них нигде не говорится об интернет-ресурсах, но суды не могут сослаться при вынесении решения на отсутствие законодательного регулирования, поэтому им следует в соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса применять нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (хотя Республике Беларусь неизвестны еще судебные процессы в рассматриваемой области).

Существуют два подхода к государству и творимому им праву в Интернете. Первый — "Правительство, уходи!" — поддерживается большей частью интернет-сообщества. Они исходят из предоставленных каждому человеку естественного права поиска информации и свободы доступа к ней, а государству нечего вмешиваться в их дела: в Интернете все само собой урегулируется. Но такой подход приводит к тому, что авторы боятся допускать свои произведения к использованию в Интернете, что обедняет его содержательно. При этом многие говорят, что в Интернете с его быстротой копирования и передачей на любые расстояния невозможно применять обычное авторское право. Но ведь это же можно сказать и о контрафактных видеокассетах, компьютерных и аудиокомпакт-дисках. Скорее следует признать, что проблема авторских прав связана не только с Интернетом, а коренится она в менталитете. Но со временем все меняется. Вот уже и суды (даже российские) рассматривают споры, возникающие из интернет-отношений, то есть государство все-таки приходит и в эту сферу общественных отношений.
Прежде всего, попытаемся понять, что является объектом авторских прав в Интернете, то есть какие результаты интеллектуальной деятельности человека подлежат его охране. В статье 993 Гражданского кодекса приводится не исчерпывающий перечень произведений, являющихся объектами авторского права. Кроме прочего, он включает: литературные, музыкальные, аудиовизуальные и фотографические произведения, произведения изобразительного искусства и компьютерные программы (как отдельный объект). Статья 3 Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1997 года "О рекламе" 6 говорит, что реклама также может полностью или частично быть объектом авторского права (например, баннеры). Как мы видим, многие из охраняемых произведений встречаются и в Интернете.
Сама страница в Интернете, безусловно, является самостоятельным творческим произведением. Она представляет собой комплексный объект авторского права, так как она сочетает в себе различные единичные объекты: гипертекст (исходный текст, команды которого написаны на языке HTML, предназначенный для управления браузером пользователя с целью получения определенного результата на экране пользователя; исходя из данного определения и определения "компьютерной программы", приведенного в статье 4 Закона, можно заметить сходство между гипертекстом и компьютерной программой), непосредственно авторский текст (статья, книга и т.п.), графические объекты (рисунки, фотографии) и непосредственно сам дизайн странички (размещение элементов и подача их на экране пользователя), музыкальные и аудиовизуальные произведения, компьютерные программы, базы данных и т.д. Сам же сайт можно сравнить с базой данных, так как Закон под последней понимает "компиляцию материалов, данных, информации, по подбору и расположению материалов представляющую результат творческого труда". Кто будет отрицать, что для построения карты хорошего сайта необходимо потратить немало творческих усилий?

Неважно, каково назначение созданной в Интернете странички, а также каково ее достоинство или способ выражения. Никто не может также придираться к качеству странички, говоря об авторских правах на нее. Главное, чтобы произведение было оригинальным, то есть созданным творческим трудом именно данного лица, а также было материализовано. Законодателю абсолютно все равно, в какой объективной форме существует произведение. В случае интернет-ресурса таковой выступает электронная форма, хотя и сам гипертекст, и текст статьи могут быть изложены в письменной форме, а рисунки или фотографии — в форме изображения. При этом следует помнить, что объект авторского права нематериален и существует независимо от его материального носителя, а авторское право на произведение ни в коей мере не связано с правом собственности на носитель. То есть, кому бы ни принадлежал сервер, где находится страничка, авторские права на нее принадлежат лицу, вложившему в нее свой творческий труд. Но авторское право охраняет именно форму произведения, а на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы и открытия оно не распространяется, даже если они выражены в произведениях.
Кроме указанного, не подлежат охране в большинстве стран мира государственные символы, награды, денежные знаки и т.п., произведения народного творчества, а также из-за принципа доступности их всем гражданам официальные документы и их официальные переводы, информация как таковая (но для них обязательно указывать автора и источник). То есть, нет запрета на заимствование новостей, но надо указывать источник. Следует отметить, что в Интернете указанные произведения зачастую становятся объектами авторского права: содержание остается не объектом, но дизайн (оформление) и гипертекст — объекты.

К объектам авторского права Закон также относит производные (переводы, аннотации, рефераты и т.п.) и составные (энциклопедии, атласы и иные) произведения, если при их создании не были нарушены первоначальные авторские права, и они являются результатом творческой деятельности. При этом они охраняются независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны. То есть, если кто-то (не имеющий права официального перевода) осуществил перевод Конституции Российской Федерации на белорусский язык и выложил его на своем сайте, то всеми правами на этот перевод обладает такой переводчик. Если один человек сделал перевод, сборник и т.п., это не означает, что другой не может перевести по-своему и осуществить самостоятельный подбор и расположение материала в сборнике.
Авторское право возникает в момент создания произведения независимо от того, обнародовано оно или нет. При этом не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Учитывая, что некоторые страны предусматривают определенные формальности (например, в Испании — обязательная регистрация), статья 3 Всемирной конвенции гласит, что все эти требования считаются выполненными в отношении произведений граждан стран участников Конвенции, которые поместили на каждом экземпляре произведения (экземпляром признается каждая загруженная в память компьютера пользователя страничка) знак охраны авторского права. Хотя это не избавляет лицо, требующее защиты его прав, от выполнения определенных процессуальных формальностей.
Наш Закон декларирует проставление знака охраны авторского права. Он состоит из знака


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2002 год в рубрике интернет :: вебмастеру

©1997-2024 Компьютерная газета