...
...

Видеокарты SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO и SAPPHIRE 9000 ATLANTIS

ATI RADEON 9000 и 9000 PRO. Обзор видеокарт SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO и SAPPHIRE 9000 ATLANTIS
На этот раз новинки, представленные компанией ATI, достаточно быстро появились в виде "живых" карт в свободной продаже в Минске.

RV250, или RADEON 9000/9000 PRO
RV250 основан на архитектуре RADEON 8500 (R200). В данной ситуации ATI пошла уже проверенным способом: "упрощаем или вовсе убираем некоторые блоки исходного чипа и получаем новый чип с почти той же производительностью, но гораздо более низкой ценой". Ядро RV250 имеет две модификации:
— RADEON 9000 PRO: частота ядра/памяти — 275 MHz/275 (эффективная 550 DDR) MHz;
— RADEON 9000: частота ядра/памяти — 250 MHz/200 (эффективная 400 DDR) MHz.
Для того, чтобы разобраться в нововведениях, плюсах и минусах нового чипа, давайте сравним его с собственной основой — R200. Для удобства восприятия материала приведем таблицу 1, в которой собраны основные технические характеристики и спецификации RV250 и R200.

RV250 R200
Технологический процесс изготовления ядра 0,15 микрон 0,15 микрон
Тактовая частота ядра (MHz) 1)RADEON 9000 — 250;
2)RADEON 9000 PRO — 275

1)RADEON 8500 LE — 250;
2)RADEON 8500 — 275;
3)RADEON 8500 XT — 300

Тактовая частота видеопамяти (MHz) 1) — 200 DDR (эффективная 400);
2) — 275 DDR (эффективная 550)

1) — 250 DDR (эффективная 500);
2) — 275 DDR (эффективная 550);
3) — 300 DDR (эффективная 600)

Тип памяти 128 бит DDR SDRAM/SGRAM 128 бит DDR SDRAM/SGRAM
Поддерживаемые режимы и спецификации AGP AGP 2X (3.3v), 4X (1.5V), 8X (0.8v), AGP 3.0 (2X/4X/8X). AGP 2X (3.3v), 4X (1.5V), AGP 2.0 (2X/4X).
Количество пиксельных конвейеров 4 4
Количество текстурных модулей в конвейере 1 2
Pixel Fill Rate — скорость заполнения полигонов (мегапикселей в секунду) 1) — 1000;
2) — 1100

1) — 1000;
2) — 1100;
3) — 1200

Texel Fill Rate — скорость текстурирования при мультитекстурировании (мегапикселей в секунду) 1) — 1000;

2) — 1100
1) — 2000;

2) — 2200;

3) — 2400
Количество текстур при мультитекстурировании (максимальное) 6 6
Фильтрация текстур (типы) Билинейная, трилинейная, анизотропная. билинейная, трилинейная, анизотропная.
Поддержка: полноэкранного сглаживания/пиксельных шейдеров/вершинных шейдеров/TruForm (N-Patches)/ HSR и оптимизации использования видеопамяти Cуперсэмплинг 2х-6х (SMOOTHVISION)/да, версии 1.4/да, версии 1.1/нет/да (HyperZ II). cуперсэмплинг 2х-6х (SMOOTHVISION)/да, версии 1.4/да, версии 1.1/да/да (HyperZ II).
RAMDAC (MHz) 400 MHz 400 MHz
Поддержка DFP
Да (165 MHz)

Да (165 MHz)
Поддержка TV Да (встроенный TV-encoder) Да (ATI RAGE Theater)
Разрешение (максимальное) CRT:2048x1536 @ 85 Hz;
DFP:1600x1200;
TV: 1024x768.
CRT:2048x1536 @ 85 Hz;
DFP:1600x1200;
TV: 1024x768.

Посмотрев эту таблицу, можно сделать вывод, что новый чип был не сильно урезан в сравнении со старым — R200. Поясним некоторые вещи, приведенные в таблице.
В пункте "мультитекстурирование" можно заметить, что оба ядра используют до 6 текстур за один проход. Но не все так просто: RV 250 делает это медленнее за счет того, что имеет по одному текстурному модулю в пиксельных конвейерах (R200 — два).
Также многие заметили, что RADEON 9000/9000PRO поддерживает вершинные шейдеры на аппаратном уровне и имеет аппаратную поддержку T&L. Опять же не все так хорошо, как кажется: для снижения стоимости продукта эти блоки были ослаблены почти в два раза по сравнению с RADEON'ами 8500-й серии. После прочтения всех этих строк складывается довольно благоприятное впечатление о новом бюджетном поколении графических чипов от компании ATI, но выводы еще делать рано.

Видеокарты SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO и SAPPHIRE 9000 ATLANTIS
Видеокарты поставляются в красочных коробках, в которых помимо них находятся: инструкция по эксплуатации, шнур для подключения к TV-OUT'у и диск с драйверами и софтом. Следует сказать несколько слов о торговой марке SAPPHIRE ("Сапфир"). До того момента, как компания ATI передала права на производство карт на базе своих чипов сторонним производителям (а произошло это менее года назад), карты под маркой ATI собирались в Канаде (но не попадали в страны СНГ из-за дороговизны) и Китае на заводе SAPPHIRE, который и продолжает производить их по сей день, только под собственной торговой маркой. Так что если какие-то из карт и имеют право называться ATI Original, то это карты от SAPPHIRE.
Рассмотрим каждую из них в отдельности.

SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO
Данная видеокарта, как можно догадаться из названия, построена на базе чипа RADEON 9000 PRO. На плате расположены следующие выходы: D-SUB, TV-OUT, DVI-I. Стоит заметить, что исчез чип ATI Rage Theater и вторичный RAMDAC. В новых разработках от компании ATI это добро находится в самом графическом чипе. На ядре у SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO установлен радиатор средних размеров и кулер. На плате установлены 8 модулей памяти производства Hynix объемом 8 мегабайт каждый с временем доступа 3,6 наносекунды.

SAPPHIRE 9000 ATLANTIS
Эта карта основана на базе ядра RADEON 9000. Разъемы те же, что и на SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO.
В отличие от своего старшего брата, SAPPHIRE 9000 ATLANTIS оснащен всего лишь пассивным охлаждением, из-за чего чип обычно довольно сильно грелся, но к зависаниям это не приводило. Установлена память от той же Hynix, но уже со временем выборки 4 наносекунды. Общий объем памяти составляет 64 мегабайта.

Тестирование
Тестовая система, операционная система, драйверы, тестовые программы и утилиты
Центральный процессор — AMD AthlonXP 1800+
Системная плата — PC Partner (VIA KT 333)
Память — 256MB PC2700 CL2 Samsung DDR SDRAM
Жесткий диск — Seagate Barracuda ATA 4 40 GB (7200 rpm), Ultra ATA/100
CD-Rom — Toshiba 32X
Видеокарты — SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO (ATI RADEON 9000 PRO, 64MB DDR), SAPPHIRE 9000 ATLANTIS (RADEON 9000, 64MB DDR), SAPPHIRE RADEON 8500 (ATI RADEON 8500, 64MB DDR), Gigabyte GV-AP64D (ATI RADEON 8500LE, 64MB DDR), SAPPHIRE RADEON 7500 (ATI RADEON 7500, 64MB DDR), MSI 8874 (Nvidia GeForce 4MX 440, 64MB DDR),
Chaintech GF2MX400 (Nvidia GeForce 2 MX 400, 64 MB SDR)
Звуковая плата — ESS Alegro 1989
Модем — Acorp M-56PIM
Операционная система — Microsoft Windows XP Professional
Драйверы — VIA EDE, VIA AGP, VIA AC 97, VIA 4 in 1 4.38, Nvidia DetonatorXP 29,42, драйверы для видеокарт ATI (последняя версия)
Тестовые программы и утилиты — 3DMark 2001, Quake 3 Arena, Unreal Tournament, Serious Sam The second encounter, Comanche, Max Payne, DronezMark, GLMark.
Все настройки в тестовых программах и утилитах были выставлены на максимум

Результаты тестирования


Результаты тестирования

3DMark 2001 (1024x768x32)

3DMark 2001 SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO (ATI RADEON 9000 PRO, 64MB DDR) SAPPHIRE 9000 ATLANTIS (RADEON 9000, 64MB DDR) SAPPHIRE RADEON 8500 (ATI RADEON 8500, 64MB DDR) Gigabyte GV-AP64D (ATI RADEON 8500LE, 64MB DDR) SAPPHIRE RADEON 7500 (ATI RADEON 7500, 64MB DDR) MSI 8874 (Nvidia GeForce 4MX 440, 64MB DDR) Chaintech GF2MX400 (Nvidia GeForce 2 MX 400, 64 MB SDR)
Scores 6970 6264 8345 7826 5123 5504 2866
Game 1 Car Chase (Low Detail), fps 101,0 90,5 124,4 120,9 78,2 98,0 45,5
Game 1 Car Chase (High Detail), fps 43,8 42,2 44,4 43,9 38,8 41,5 25,4
Game 2 Dragothic (Low Detail), fps 106,8 92,5 144,9 124,3 85,7 89,1 46,5
Game 2 Dragothic (High Detail), fps 57,0 50,1 82,0 73,5 50,0 46,1 24,5
Game 3 Lobby (Low Detail), fps 110,2 100,8 118,2 116,6 86,5 79,8 44,0
Game 3 Lobby (High Detail), fps 51,4 48,7 52,6 52,5 42,2 47,7 25,4
Game 4 Nature, fps 37,4 30,4 44,5 40,6
3DMark 2001 (1280x1024x32)

3DMark 2001 SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO (ATI RADEON 9000 PRO, 64MB DDR) SAPPHIRE 9000 ATLANTIS (RADEON 9000, 64MB DDR) SAPPHIRE RADEON 8500 (ATI RADEON 8500, 64MB DDR) Gigabyte GV-AP64D (ATI RADEON 8500LE, 64MB DDR) SAPPHIRE RADEON 7500 (ATI RADEON 7500, 64MB DDR) MSI 8874 (Nvidia GeForce 4MX 440, 64MB DDR) Chaintech GF2MX400 (Nvidia GeForce 2 MX 400, 64 MB SDR)
Scores 5465 4742 6900 6101 3876 4219 1776
Game 1 Car Chase (Low Detail), fps 82,4 70,8 107,4 101,9 57,8 70,5 28,5
Game 1 Car Chase (High Detail), fps 39,9 36,9 42,2 38,0 32,1 36,4 17,0
Game 2 Dragothic (Low Detail), fps 78,6 66,9 112,8 93,5 61,4 65,5 28,2
Game 2 Dragothic (High Detail), fps 44,5 38,6 67,5 58,0 39,9 37,8 15,6
Game 3 Lobby (Low Detail), fps 84,5 72,7 100,5 95,3 61,3 63,2 25,1
Game 3 Lobby (High Detail), fps 42,8 37,5 47,1 38,2 31,5 37,2 14,9
Game 4 Nature, fps 23,3 18,9 28,0 25,5

В этом тесте, как и стоило ожидать, RADEON 9000/9000 PRO проиграл своему прародителю, а связано это с тем, что блок T&L был урезан (по неофициальным данным, R200 имеет два параллельно работающих блока T&L и вершинных шейдеров, а RV250 имеет только один T&L-блок). Что касается конкурентов, то новый RADEON легко кладет на лопатки главного "народного любимца" GeForce 4 MX 440. Если посмотреть на результаты в сцене Nature, то можно сделать вывод, что при всех его "урезаниях" он даже очень хорошо справляется с пиксельными шейдерами.

Игровые тесты

SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO (ATI RADEON 9000 PRO, 64MB DDR) SAPPHIRE 9000 ATLANTIS (RADEON 9000, 64MB DDR) SAPPHIRE RADEON 8500 (ATI RADEON 8500, 64MB DDR) Gigabyte GV-AP64D (ATI RADEON 8500LE, 64MB DDR) SAPPHIRE RADEON 7500 (ATI RADEON 7500, 64MB DDR) MSI 8874 (Nvidia GeForce 4MX 440, 64MB DDR) Chaintech GF2MX400 (Nvidia GeForce 2 MX 400, 64 MB SDR)
Quake 3 Arena, fps (1024x768x32) 160,6 133 179,2 160,0 97,7 133,3 63,2
Quake 3 Arena, fps (1280x1024x32) 104,6 78 123,9 126,7 61,7 92,3 38,0
Unreal Tournament, fps (1024x768x32) 45,95 44,83 46,74 46,00 41,34 45,32 37,03
Unreal Tournament, fps (1280x1024x32) 40,07 38,95 42,96 41,92 33,86 40,37 23,26
Serious Sam The second encounter (Direct3D), fps (1024x768x32) 66,8 59,7 68,5 45,0 48,8 48,6 21,7
Serious Sam The second encounter (Direct3D), fps (1280x1024x32) 52,5 44,5 54,5 45,1 34,1 34,8 13,4
Serious Sam The second encounter (OpenGL), fps (1024x768x32) 101,5 96,5 103 64,9 51,3 61,5 29,2
Serious Sam The second encounter (OpenGL), fps (1280x1024x32) 71,3 64,3 73 54,60 34,0 41,8 17,6
Comanche, fps (1024x768x32) 29,51 28,31 30,13 29,96 25,89 28,53 16,78
Comanche, fps (1280x1024x32) 27,15 26,33 28,67 29,92 21,71 25,21 11,88
Max Payne, fps (1024x768x32) 55,30 49,87 59,40 54,60 44,80 43,40 31,50
Max Payne, fps (1280x1024x32) 45,15 40,15 51,46 43,08 34,80 29,90 19,30
DronezMark, fps (1024x768x32) 157,75 127,75 161,01 153,96 133,60 59,78 52,37
DronezMark, fps (1280x1024x32) 128,63 97,52 140,28 128,11 102,18 59,59 32,83
GLMark, fps (1024x768x32) 59,6 53,8 60,7 58,7 44,0 35,6 19,9
GLMark, fps (1280x1024x32) 51,1 45,6 55,6 53,3 32,2 24,9 13,5

В игровых тестах картина повторяется, хотя в некоторых случаях девятитысячник с приставкой PRO догоняет и даже обгоняет RADEON 8500LE. Что касается сравнения двух конкурентов от компаний ATI и NVIDIA, то тут нет однозначного ответа: где-то быстрее первый, а где-то и второй, но не забывайте главный минус семейства MX четвертого поколения — отсутствие поддержки пиксельных шейдеров, что негативно отразится на его скорости в играх, готовящихся к выходу в данный момент — вот где Radeon 9000 будет "на коне".

Вывод
Для бюджетной карты новый графический процессор просто замечателен. Это первый бюджетный чип, полностью поддерживающий функции DirectX 8.1. Дорогие читатели, теперь вам точно придется поломать голову насчет выбора бюджетной видеокарты: GeForce 4 MX440 или RADEON 9000/9000PRO? Благо стоит последний порядка восьмидесяти условных единиц за простой и чуть больше ста за PRO. Согласитесь, цена просто замечательная за видеокарту с поддержкой пиксельных шейдеров и функций DirectX 8.1. Что касается самих видеокарт SAPPHIRE 9000 ATLANTIS PRO и SAPPHIRE 9000 ATLANTIS, то они (так же, как и карты от "Сапфир" на базе чипов Radeon 7500 и 8500) имеют стабильно хорошее качество изготовления и качественную память от известных производителей (Hynix и Samsung).

Семенков Артем aka ZeroCooL, ZeroCooL1985@tut.by
Оборудование для тестирования предоставлено фирмой "СВ Трэйдинг"



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Корпусные камеры видеонаблюдения