Горячая линия мультимедиа. Решение простых вопросов

Горячая линия мультимедиа
Решение простых вопросов
Очень часто при обучении компьютерам и звуку у начинающих пользователей возникает ряд вопросов. Причем, зная более сложные понятия и термины, они не всегда представляют себе простые вещи. Мне на такие вопросы отвечать сложнее, поэтому "горячую линию" в КГ ожидает некоторая новация. Давайте приведем одно из писем…

Привет, Christoph!!!
Дело в том, что я увлекаюсь Metal-музыкой и вот хотелось бы записать свой metal-шедевр. У меня есть комп, но нет нужных программ для записи. Вот я и хочу спросить у тебя, какие программы мне для этого понадобятся.
Как правило, в группах, играющих тяжелую музыку, 5-6 человек. Это: басист, ритм- и соло-гитары, барабашка, вокалист (в моем случае он мне не нужен, важнее музыка, а не голос) и клавишник.
Так вот мне нужно подыскать такую программу(ы), которая эти 5 человек заменяет.
Т.е., чтобы было возможно создать соло- и ритм-гитарные партии и т.д. для остальных инструментов. Да, чуть не забыл, как-то раз друзья дали мне прогу, с помощью которой можно из уже готовых музыкальных кусков составлять песни. Ну, короче, мне нужно создавать каждый звук гитары или баса, а не использовать уже готовые, а потом их складывать, как конструктор, в одну песню. Проще говоря, нужны эмуляторы тех инструментов, которые я уже назвал. Я много встречал эмуляторов барабанов/ритм-машин, тот же эмулятор от фирмы d-lusion, который ты описывал очень давно. Но вот эмуляторов гитар не встречал.
Подскажи программы-эмуляторы, с помощью которых можно написать песню в тяжелом стиле и с их помощью создать любой звук гитар и барабанов (гитары с эффектом Distortion) от небольшого аккорда до навороченных соло.
И еще пара вопросов:
1. Подскажи эмулятор рояля/пианино и скрипки. Есть ли такие?
2. Где у нас можно будет купить все эти проги?
Если можно, подсказывай такие программы, которые имеют хорошее качество и не слишком навороченные (в смысле их управления).
Сергей.


Вот пишешь, пишешь… о виртуальных синтезаторах, программных и аппаратных сэмплерах и т.п., а вот одно такое письмо заставляет обратить внимание и на начинающих.
Данное письмо не единственное в своем роде, поэтому разовьем тему…
Итак, для начала определимся с терминологией. Сейчас я постараюсь перечислить основные термины, с которыми вы так или иначе столкнетесь, работая с компьютерными программами.
Мультитрековая программа — программа, работающая со множеством треков, как аудио, так и MIDI.
Звуковой редактор — программа, в которой мы обрабатываем аудио-файлы.
Loop — музыкальная или ритмическая фраза, обычно длительностью от одного до четырех тактов. Данный фрагмент обычно предназначен для циклического воспроизведения. Иногда это слово переводят как "кольцо" или "виток", хотя я бы рекомендовал использовать либо английский термин, либо использовать слово "фраза".
Дэнсмэйкеры — мультитрековые программы, в которых loop'ы и сэмплы расставляются в виде кирпичиков по сетке времени. В основном это детские игрушки.
MIDI — Musical Instrument Digital Interface. Довольно старый интерфейс, позволяющий производить управление различными устройствами по цифровым связям. Обычно распространено понятие MIDI-команда, с помощью которой можно указать синтезатору такие параметры, как номер инструмента, громкости нажатия/отжатия клавиши и т.п. Еще одно понятие, которое часто путают с MIDI, — General MIDI (сокращенно GM).
General MIDI представляет собой стандартизированный список из 128 инструментов, разработанный специально для того, чтобы между этими устройствами было максимально возможное сотрудничество и взаимопонимание. То есть, если под первым номером в GM на вашем компьютере стоит Acoustic Piano, то на любом другом синтезаторе или компьютере с таким же стандартным банком будет воспроизводиться этот же инструмент. MIDI-файлы не содержат в себе физических данных, а только команды, за счет чего занимают очень мало места по сравнению с другими форматами. Хотя сама идея с GM не имеет большого успеха, поскольку хоть набор инструментов и стандартный, но разные производители для улучшения качественных характеристик создали свои эксклюзивные синтезаторы со специфическим звуком. Даже компьютерные платы от Roland и Kurzweil отличались друг от друга по звучанию. Это уже не говоря о том, что вы берете дискету, сделанную в домашних условиях, приносите в студию с дорогими устройствами и понимаете, что все звучит совершенно по-другому. Таким образом, сам протокол MIDI остался как удобный метод управления функциями и свойствами различных устройств "по цифре".
Синтезатор — устройство, создающее звук по определенным законам. В современных условиях мы говорим больше о вложенных математических алгоритмах. Синтезатор может пониматься не только как музыкальный инструмент, но и синтезатор речи т.п. Обычное устройство синтезатора включает в себя блоки генераторов звука (тона, шума), усилители, блоки эффектов и систему управления. До прихода цифрового управления, которое отличается высокой степенью точности, использовалось аналоговое. За счет этого старые модели синтезаторов часто называют аналоговыми. Также на данном этапе следует отметить, что существует множество видов синтеза, то есть алгоритмов формирования тембра того или иного инструмента. Наиболее качественное и сложное на сегодня решение — физическое моделирование.
Модуляция — изменение частоты, амплитуды или фазы во времени по определенному закону.
Сэмплер — устройство, позволяющее создать инструмент на базе прототипов — коротких записанных фрагментов (сэмплов).
Программный синтезатор — до некоторого времени ресурсов даже самых передовых компьютеров не хватало для реализации качественного синтеза, выполненного даже в аппаратном виде. Но со временем ситуация стала качественно меняться. Сначала были реализованы программные генераторы и сэмплеры, потом уже дошло и до синтезаторов. Теперь можно сказать, что большинство синтезаторов в компьютерном исполнении выполнено на программном уровне. И, как вы сами понимаете, все на уровне вложенных математических алгоритмов. Исключение составляют более сложные решения, которые пока трудно реализовать программно (смотрите Korg OASYS).
DirectX. Когда дисплеи были маленькими, а дискеты большими, самой распространенной ОС была MS-DOS. Под нее было написано очень много игр. И вот, при переходе всего человечества на Windows, встал вопрос о качественном переносе игр на новую платформу. При этом перенос должен был стать более качественным. Для звука основной вопрос стоял в том, чтобы была возможность воспроизвести два файла одновременно. Некоторые программные продукты уже имели собственные программные модули сведения, но все разнились по качеству и выходному результату. В результате нужно было внести некий стандартный движок, коим и стал DirectSound (один из элементов DirectX). Этот движок находится в состоянии постоянного апгрейда и несет в себе гораздо больше функций, поэтому, если вы устанавливаете новое современное ПО, позаботьтесь о том, чтобы DirectX был последней версии.
VST (Virtual Sampler Technology). Также стандартная технология, но я бы сказал, что ее основной задачей является не просто сведение нескольких аудио-потоков, а все-таки более высокий уровень — взаимодействие между программными устройствами. VST-модули отличаются от DirectX тем, что могут управляться по MIDI и работают на большее количество каналов, нежели стерео.
ReWire. Новый стандартный протокол передачи аудио/MIDI данных между различными программными системами, разработанный компанией Propellerheads. Активно поддерживается сейчас со стороны Cakewalk.

Ответ на письмо…
Вашу проблему можно решить по-разному.
Первая конфигурация:
Tascam/Teac Gigastudio (Gigasampler), Cakewalk SONAR, Sonic Foundry Sound Forge. Propellerheads Reason.
Вторая конфигурация:
IK Multimedia SampleTank, Steinberg Cubase, Steinberg WaveLab.
Третья конфигурация:
Korg OASYS (звуковая плата), Steinberg Nuendo, Steinberg WaveLab.
Вторая и третья конфигурации подобны, только во втором случае в качестве синтезатора/сэмплера используется SampleTank, а в третьем — Korg OASYS. Первая конфигурация очень мощная по наполнению и блок синтезатора/сэмплера разделяется на две программы — Gigastudio и Reason.
Учитывая то, что и у того, и у другого есть недостатки, можно сказать, что программы дополняют друг друга. При этом Gigastudio коммутируется как встроенный программный синтезатор, а Reason соединяется с SONAR по ReWire-протоколу. Следует отметить, что на данный момент я говорю о Reason и SONAR версий 2.0.
Удобоваримую эмуляцию гитары можно встретить только в программных сэмплерах или же в Korg OASYS, хотя в последнем нужно попотеть над отстройкой нужного тембра.
Если вы не можете найти нужную вам программу на прилавках, то обращайтесь в интернет-магазины, коих сейчас достаточно много.
Навороченных программ нет. Если вы хотите качественный результат, то он мне не видится быстрым. Изучать что-то профессиональное необходимо.

В завершение
Ну, вот, в принципе, вы и ознакомились с той новацией, о которой я говорил. То есть теперь, отвечая на простые вопросы, я буду вводить небольшой глоссарий.

Кристофер-2002,
christopher@tut.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2002 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета