Утилита RivaTuner: разгон и настройка видеокарт nVIDIA

Утилита RivaTuner: разгон и настройка видеокарт nVIDIA
RivaTuner — это утилита, которая адресована владельцам видеокарт на базе чипов nVIDIA. Как известно, существует большое количество аналогичных программ, назначение которых — произвести настройку как самой видеокарты, так и ее драйверов. Они не только дублируют возможности встроенного апплета nVIDIA nvqtwk.dll, но и предоставляют доступ к скрытым либо недокументированным ключам реестра, а также позволяют настраивать частоты горизонтальной развертки в различных видеорежимах, разгонять чип и память, переключать режимы работы AGP-контроллера и т.д.

Нужны ли подобные утилиты на самом деле? Неужели разработчики nVIDIA настолько глупы (или хитры?), что не могут или не хотят полностью реализовать потенциал своих собственных разработок? Зачем они скрывают какие-то ключи? Да, все очевидно. nVIDIA очень ответственно относится к разработке программного обеспечения: большая команда разработчиков-программистов (куда больше, чем специалистов по "железу") непрерывно проводит доработку и испытание драйверов, имеются у фирмы даже специальные стенды, на которых круглосуточно крутятся тесты различных вариантов Detonator'ов. Те возможности, которые оказались полезными и при этом не вызвали нареканий во время тестирования, включаются в новых версиях, а опасные или не до конца доделанные — отключаются. При желании можно поковыряться в недрах драйвера и отыскать те ключи, которые проверяются при инициализации, и попытаться их включить вручную. Именно это делают многие разработчики утилит-твикеров. Они расшифровывают недокументированные ключи и добавляют их в базу данных своих программ.
Можно ли, используя твикер, заметно увеличить производительность видеокарты? Да, можно, но в общем случае это будет сделано за счет снижения качества и/или стабильности работы. Скорее в результате экспериментов можно получить противоположный результат — замедлить видеокарту, включив какие-либо недоработанные или специфические режимы.
Есть ли в таком случае польза от твикера? Да, есть:
1) Разгон. Встроенный апплет драйвера серии Detonator тоже позволяет разгонять видеокарту, но его диапазон ограничен более-менее безопасными значениями. А если у вас есть "спецвидеокарта" с крутым кулером и/или быстрой памятью (такие штуки выпускают Gainward, SUMA и другие производители), то без твикера просто не обойтись.
2) Информация о видеокарте. "Noname"-поделки чаще всего имеют нестандартные параметры, и отличить более-менее качественную вещь от халтуры без проверки частот невозможно.
3) Есть некоторые важные параметры, влияющие на производительность (например, VSync), которые стандартный апплет прячет от неопытных пользователей.
Итак, мы решили, что утилита-твикер все-таки нужна. Почему я рекомендую именно RivaTuner? На то есть веские причины.
Во-первых, никаких лишних опций. Обычно твикеры имеют сотню-другую ключей, и не сразу поймешь, какие из них важны, а какие вообще не работают. В RivaTuner их немного, они четко сгруппированы, ко всем имеются подсказки и рекомендации. Если все-таки хочется поэкспериментировать, утилита позволяет загрузить полную базу скрытых ключей для конкретной версии драйвера.
Во-вторых, эта утилита очень точно определяет тактовые частоты, объем памяти и разрядность шины памяти, а также позволяет легко настраивать и разгонять видеокарту, действуя на низком уровне.
В-третьих, что немаловажно, у нее приятный и понятный интерфейс, не вызывающий обычного в таких случаях раздражения и пожелания автору достать руки сами знаете откуда.
Итак, вкратце опишу интерфейс и принцип работы утилиты.
Главное окно RivaTuner имеет вид набора страниц, организованных в виде закладок. Как ни странно, только первая и вторая страницы имеют отношение к настройке видеокарты, а все остальные — только для настройки программы и вывода информации о ней.
На главной странице показывается тип видеокарты и версия драйвера. В принципе, можно работать и с видеокартами не nVIDIA, но при этом не будут работать большинство настроек.
Чтобы получить доступ к настройкам, нужно найти две маленькие кнопочки. Чтобы их ненароком не пропустить, обратите внимание — при первом запуске утилиты они мигают. Первая кнопочка открывает низкоуровневые настройки видеокарты, вторая — настройки драйверов.
К настройкам видеокарты относится: разгон, настройка режимов работы AGP-интерфейса, настройка частот развертки и гаммы, а также генерация отчета. Разгон RivaTuner выполняет аппаратно, с проведением небольшого предварительного тестирования. Впрочем, тестирование проверяет только немедленное зависание, а реальное тестирование разгона нужно проводить в играх. К этому вопросу я еще вернусь, а пока я расскажу о возможностях специального драйвера NVStrap. Его можно инсталлировать в систему с помощью RivaTuner и тем самым получить доступ к важным режимам работы AGP — SideBand Addressing (SBA) и FastWrites. Первый режим предусматривает передачу адреса не по общей шине данных, а по отдельной шине, тем самым устраняя лишние задержки при обмене данными. Режим FastWrites позволяет видеокарте получать данные не только из памяти, но и из регистров процессора. Тем не менее, в большинстве видеокарт, эти режимы заблокированы, поскольку на старых платах они вызывали серьезные проблемы. Если вы уверены, что без SBA и FW вам не обойтись, то вместо опасной операции взлома и замены VideoBIOS вы можете воспользоваться RivaTuner. А еще ее драйвер можно использовать для превращения обычной видеокарты в Quadro и тем самым получить прирост в профессиональных OpenGL-приложениях.
У RivaTuner есть отчет о видеокарте, ориентированный на любителей экспериментов на низком уровне. Он настраиваемый, с возможностью отображения регистров видеоадаптера и чипсета, параметров DirectX-компонентов, а также сравнения двух отчетов. Поясняю, зачем нужна последняя опция: подправил, например, ключ в реестре и смотришь, как изменилось после этого состояние графического контроллера, включилась ли поддержка новых возможностей и т.п.
Переходим к настройкам драйверов. К ним относятся как стандартные настройки (Anti-Aliasing, туман, инструкции CPU и т.п.), так и очень полезные, но закрытые во многих версиях опции (анизотропия, VSync, формат Z-буфера). Кроме того, есть возможность установить желаемые частоты кадровой развертки для всех разрешений, решив тем самым известную проблему Win2000 и WinXP, включить некоторые опции для совместимости, а также одним махом убрать все внесенные изменения из реестра, если что-то пошло не так.
Как и у других утилит, у RivaTuner имеется большой набор различных пресетов для игр и графических приложений, причем они отсортированы по версиям драйверов и типам видеокарт. Если вы преимущественно гоняете какую-то одну игру или программу, можно не возиться с ручной настройкой и загрузить один из пресетов. Кроме них, есть у RivaTuner несколько патчей, устраняющих известные проблемы с драйверами, а также уже упомянутая обширная база данных по скрытым ключам, характерным для той или иной версии драйвера.
В число настроек самой утилиты входит: настройка интерфейса, создание списка запуска (стандартная для аналогичных утилит возможность переключать настройки в зависимости от запускаемой программы), ручное изменение ключей конфигурации программы.
В заключение теоретической части остается добавить, что автор программы — Алексей Николайчук aka Unwinder. Сама программа распространяется бесплатно, "весит" в архиве около 0.5 Мб (в установленном виде, правда — более 8 Мб), обновляется достаточно регулярно. Свежую версию RivaTuner всегда можно найти на сайте "Мир nVIDIA" (www.nvworld.ru).
Переходим к практике разгона. Как и в случае с процессорами, под разгоном видеокарт подразумевается увеличение тактовой частоты для достижения более высокой производительности. При этом у видеокарты имеет смысл разгонять не только сам графический процессор, отвечающий за построение трехмерных сцен, но и видеопамять, которая отвечает за своевременную подачу данных. Какой именно компонент имеет больший смысл разгонять, зависит от конкретной видеокарты. Так, популярные бюджетные GeForce2 MX страдают от недостатка пропускной способности памяти. Для них имеет смысл поднимать частоту именно памяти. При таком подходе разгон упирается в две вещи: максимально достижимые частотные характеристики микросхем и особенности разводки платы. Перегрев, особенно если на микросхемах установлены радиаторы, не оказывает влияния, но сокращает срок службы памяти. Также ограничить разгон может одна неудачная микросхема. Подбирая видеокарту, вы не сможете предотвратить этот фактор, однако можно учесть тот факт, что, как правило, память Samsung менее устойчива к разгону, нежели Hyundai/Hynix, Ascend или Micron, а EliteMT и EtronTech разгоняются еще лучше.
Для некоторых видеокарт полезно будет как следует разогнать и графический чип — это справедливо для GeForce3 Ti200, GeForce4 MX и Titanium, а также семейства Radeon. Обычно максимальная частота ограничивается или технологическими нормами, или слишком интенсивным нагревом. С последним можно бороться установкой вентилятора, если его нет — добавлением или аккуратным нанесением термопасты, заменой кулера, обеспечением дополнительного охлаждения видеокарты.
Разгонять Hi-end (то есть самые дорогие в линейке) видеокарты особого смысла не имеет. Они и так, как правило, работают на пределе возможностей, и без дополнительного охлаждения их лучше не трогать. А вот младшие модели в семействе, такие как GF4 MX420, GF3 Ti200, GF4 Ti4200, разгонять только полезно, так как они изначально "приторможены" для снижения цены.
Итак, для чего разгонять — понятно, что разгонять, надеюсь, тоже. Разберемся с тем, как разгонять и, главное, как проверить разгон. RivaTuner имеет специальную панель разгона, для активации которой нужно установить "птичку" в верхнем левом углу. Утилита спросит, нужно ли перезагружаться или можно сразу же определить текущие частоты ("Detect Now"). Выбрав последнее, мы получим доступ к бегункам, один из которых отвечает за частоту чипа, другой — за частоту памяти. Выбранные значения на самом деле будут округлены до ближайших допустимых частот, так как у тактового генератора есть свои делители и диапазоны, скрытые от пользователя. Впрочем, если нажать кнопку "More", можно будет включить режим более точного программирования тактового генератора (который может давать сбои на некоторых видеокартах, но я с этим не сталкивался). Нам остается только установить более высокие, чем теперь, частоты, и...
Тут наступает самый ответственный момент — подбор безопасных частот, при которых видеокарта будет работать стабильно. Я рекомендую такую стратегию.
Если вы пока не обладаете достаточным опытом, чтобы на основе маркировки памяти и конфигурации кулера определить потенциально достижимые частоты, начинайте с +20%. Сначала подбирайте частоту памяти, потом — графического чипа. Установите частоты, нажмите кнопку "Test". После этого станет доступна кнопка "Apply". Нажимайте ее и проверяйте работоспособность видеокарты в режиме 2D. Для этого проделайте простые действия: если у вас в настройках Windows включено перетаскивание окна целиком, а не только рамки, захватите мышью окно побольше и как можно быстрее подвигайте им по рабочему столу в течение нескольких секунд.
При этом графический чип и память будут нагружены операцией BLT, и если разгон слишком высок, некоторые биты будут переданы с ошибкой. Осмотрите экран — если на нем появились цветные или мигающие точки, нужно срочно снимать разгон, пока система не зависла (кнопка "Defaults").
Второй этап проверки — прогон тестов. Скажу сразу, популярный 3DMark2001 тут не подходит, как и Quake, Unreal и другие игры. Их нужно гонять слишком долго, чтобы увидеть артефакты. Я пользуюсь бенчмарком GLMark (www.vulpine.de). Правда, он много "весит" (около 50 Мб), но глюки выявляет очень быстро. Проявляются они в виде мигающих треугольников и линий. Если артефактов не заметно, а тест проработал положенное время (для GLMark достаточно 3 минут), частоту нужно повышать и дальше, например, добавить 10 МГц. Как только тест начнет сбоить, частоту нужно возвращать на ступеньку назад.
Следующий этап — проверка работы видеокарты. Допустим, вы нашли частоту памяти и частоту чипа, при котором быстрый тест не сбоит. Опустите ее еще на 5-10 МГц и запускайте какую-нибудь игру, предельно нагружающую видеокарту (Quake3 не подойдет, очевидно, что-нибудь вроде Serious Sam, Unreal 2003 или другой игры, выпущенной не более года назад). Погоняйте ее несколько часов без перерыва. Если разгон слишком велик, игра зависнет через полчаса-час. Придется снижать частоты еще на несколько мегагерц и продолжать тестирование. Вероятность того, что что-либо сгорит, невысока, если, конечно, у вас нормально устроено охлаждение корпуса.
Когда вы убедитесь, что разгон удался, можно ставить RivaTuner на автоматическую коррекцию частот при загрузке Windows. Для этого поставьте "птичку" "Apply overclocking at Windows startup".
И напоследок несколько примеров удачного разгона. Видеокарта Gainward Pro/450 на базе чипа GeForce4 MX420, память Samsung 5 нс. Продукция этой фирмы традиционно славится оптимизацией под разгон. Частоты по умолчанию 250 МГц для чипа и 200 МГц (400 DDR) для памяти. С помощью RivaTuner их удалось поднять до 250 и 276 (552 DDR) соответственно. Полученный прирост в разрешении 1024x768x32bit составил от 15% (Max Payne, Giants) до 35% (Quake3, Serious Sam), уровень GF4 MX440 почти достигнут. При этом графический чип не перегревался совсем, несмотря на отсутствие вентилятора. Связано это с тем, что GeForce4 MX проектировался с учетом работы на частотах выше 250 МГц и с быстродействующей памятью DDR на 128-битной шине. А в случае с GF4 MX420 мы имеем пониженную частоту и медленную память с 64-битной шиной, из-за которой графический чип простаивает и не нагревается.
Другой пример, и тоже GeForce4 MX, но на этот раз — ASUS V8170 DDR, MX440, память тоже Samsung 5 нс. Разгон уже не так удачен — сказалась разводка платы: чип, благодаря лучшему охлаждению, удалось довести до 330 МГц, а память — только до 243 (486 DDR) МГц. Наблюдаем следующий прирост: от 7% в Comanche4 до 15% в Quake3 и Serious Sam. Скромнее, но тоже будет заметно.
Желаю вам удачного разгона, но помните — лучше перестраховаться, чем получить в итоге нерабочую видеокарту, да еще после окончания гарантии.

Макс Курмаз, max@hw.by
"Белорусский железный сайт" www.hw.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2002 год в рубрике soft :: системные программы

©1997-2024 Компьютерная газета