GeForce4 Ti4600

GeForce4 Ti4600
В соответствии со своим шестимесячным планом выпуска видеокарт в феврале этого года фирма NVIDIA официально представила новые графические продукты, объединенные общим именем — GeForce4. Впервые была объявлена не одна новая модель, а целых два семейства по три видеокарты в каждом. Младшее семейство, ориентированное на массового потребителя, базировалось на ядре NV17, которое было переименовано в GeForce4 MX. Старшее же, Titanium, предназначалось для наиболее финансово обеспеченных фанатов компьютерных игр, и в его основе — долгожданное высокопроизводительное ядро NV25.

Об особенностях этого ядра сказано уже было немало. Я только напомню, что от предыдущего hi-end чипа, NV20, оно отличается наличием не одного, а двух вершинных конвейеров, что позволяет еще больше ускорить обработку вертексных программ в играх, которые поддерживают эту возможность. Модифицирован контроллер памяти, подсистема кэширования, а также значительно доработаны блоки, отвечающие за экономию пропускной способности памяти. В целом новый графический чип NVIDIA не имеет каких-либо революционных нововведений и даже выпускается по прежней технологии (0.15 мкм).
В семейство Titanium входят три видеокарты, различающиеся тактовыми частотами, дизайном и, само собой, производительностью. Младшая модель, Ti4200, была задержана и в продаже появилась совсем недавно. Говорят, это было сделано для того, чтобы у производителей была возможность распродать старые запасы GeForce3. Две другие модели, Ti4400 и Ti4600, поступили в продажу быстро, однако из-за высоких цен видеокарты на их базе большим спросом не пользуются. Предлагаю рассмотреть характеристики, в том числе и быстродействие, старшей модели семейства GeForce4 Titanium, чтобы решить, стоит ли она тех денег, что за нее просят.
ASUS V8460 Ultra: дизайн
Компания ASUS хорошо известна своими видеокартами для пользователей, ценящих высокое качество, уникальные "фичи" и хорошую комплектацию. Большинство ее видеокарт отличается от похожих друг на друга аналогов на чипах NVIDIA и внешним видом, и качеством компонентов. Естественно, новая топовая модель должна особенно выделяться на фоне конкурентов. И ASUS объявляет, что новая видеокарта V8460 Ultra будет иметь и более высокие, чем предусматривает спецификация, частоты, и медный радиатор, созданный специально для разгона, и специальное золотое напыление для улучшения стабильности и помехозащищенности. Тем не менее, первые партии видеокарт ASUS на базе чипа GeForce4 Ti4600 полностью повторяют эталонный дизайн, имеют стандартные частоты и обычный алюминиевый радиатор. То есть по сути ничем, кроме фиолетового цвета печатной платы, от других видеокарт не отличаются. Поэтому все, что будет сказано ниже о V8460 Ultra, в полной мере касается и аналогов от других производителей.
Видеокарты GF4 Titanium примечательны своими размерами. Фактически их длина больше, чем ширина многих материнских плат. А еще у них очень массивный преобразователь питания с большим количеством электролитических конденсаторов. Из-за этого установить видеокарту Ti4600 или Ti4400 можно будет не на каждую материнскую плату. Посмотрите внимательно на свою материнскую плату. Если вокруг AGP-слота и зоны сразу за ним не встречаются высокие (выше самого слота) конденсаторы и разъемы, то проблем, скорее всего, не будет — если только видеокарте не будет мешать винчестер или дисковод. Известный случай с платой Epox 8KHA+, когда один из конденсаторов в цепи питания памяти мешает видеокарте, не единичный — на самом деле существует много плат, на которые вообще нельзя поставить GeForce4 Ti, просто они меньше распространены.
Все видеокарты на чипе Ti4600 несут на борту 128 Мб памяти DDR SDRAM. Примечательно, что эта память упакована в новые корпуса BGA и к тому же не требует дополнительного охлаждения. На ASUS V8460 Ultra установлены стандартные 256 Мбитные чипы Samsung с циклом 2.8 нс (штатная частота — 357 МГц). Дизайн платы не позволяет использовать потенциал памяти, поэтому последняя работает на частоте 325 (650) МГц. Графический чип имеет частоту 300 МГц.
Как известно, GeForce4 Titanium стал первым hi-end чипом NVIDIA, поддерживающим вывод на два устройства отображения (технология nView). Он имеет два CRT-контроллера, а вот с TDMS- и TV-кодеками возникла путаница — одни источники утверждают, что они встроены, другие — что их нет. Как бы то ни было, V8460 Ultra несет на борту два дополнительных чипа — один, производства Silicon Image, для обеспечения работы цифрового выхода в формате DVI, и другой, Conexant CX25871, для ТВ-выхода. У видеокарты имеется не только стандартный разъем типа D-Sub, но и DVI, на который выводится и цифровой, и аналоговый сигнал. При помощи переходника можно подключать к V8460 любой тип монитора. Разъем ТВ-выхода позволяет использовать и двухкомпонентный сигнал типа S-Video, и композитный телевизионный сигнал — опять-таки с помощью переходника. В общем, доступны любые варианты подключения двух устройств к компьютеру.
Из других особенностей видеокарты ASUS можно отметить необычный кулер. Эталонные кулеры для GF4 Titanium имеют специфический вентилятор, центр которого смещен относительно центра. Но у ASUS радиатор симметричный, овальной формы, плоский с загнутыми вверх лепестками, а вентилятор цилиндрический, с небольшими лопастями. Система аппаратного мониторинга, знакомая по предыдущим моделям ASUS, тут не реализована, поэтому утилита SmartDoctor видеокарту не опознает. Возможно, в будущих сериях мониторинг все-таки появится.

Комплектация
ASUS вложила в коробку с V8460 Ultra не только традиционные мануалку и компакт-диск с драйверами, но и кое-что еще. Во-первых, на отдельном диске записан программный проигрыватель видео ASUSDVD, который является не чем иным, как OEM-версией WinDVD — популярного проигрывателя фирмы Intervideo. На двух других дисках записаны игры — Aquanox и Midnight GT/Rage Rally, а также демки нескольких других игр.
Во-вторых, в комплекте есть два небольших кабеля — один для получения композитного ТВ-сигнала и подключения кабеля с разъемом "тюльпан", а другой — для одновременного подключения цифрового и аналогового мониторов (также может служить переходником DVI-DSub).

Испытания
В общем-то, сравнить GeForce4 Ti4600 не с чем (разве что с младшей моделью, Ti4400). В его ценовой категории нет других видеокарт, а по частотам аналогов ему нет. Старшая модель ATI, Radeon 8500, оценивается заметно ниже, поскольку должна конкурировать скорее с GeForce3, чем с GeForce4.
Тем не менее, сравним именно с ATI. По тактовой частоте чипа Radeon 8500 отстает от GeForce4 на 9%, по частоте памяти — на 18%. Архитектурно оба 3D-ускорителя аналогичны, за исключением того, что у GeForce4 два вертексных конвейера.
В качестве тестового оборудования я использовал процессор Athlon XP 1800+, плату Epox 8KHA+ (KT266A), 256 Мб памяти PC2100, винчестер Quantum Fireball Plus AS. Видеокарты испытывались в двух разрешениях — 1024х768 и 1280х1024, в 32-битном цвете, при отключенных FSAA, V-sync и анизотропной фильтрации.
Сначала посмотрим на fillrate — скорость закраски трехмерной сцены. Очевидно, что GeForce4 выиграл. В прежние времена у видеокарт ATI Radeon было преимущество — технологии экономии пропускной способности памяти, а теперь и видеокарты NVIDIA это умеют. При наложении одной текстуры GF4 на 25% быстрее R8500, а в мультитекстурировании разница составляет всего 11%, поскольку шесть текстур GF4 накладывать не умеет.
Синтетические тесты 3DMark 2001 позволяют оценить производительность отдельных блоков видеокарты. Так, блок T&L лучше у GF4 (по понятным причинам), быстрее эта видеокарта выполняет рельефное текстурирование, но не на много обгоняет R8500 при выполнении эффектов частиц.
Понятно, что и в играх лидировать будет видеокарта NVIDIA. Судя по игровым тестам 3DMark2001, с ростом разрешения отрыв GF4 увеличивается. В сценах с большим коэффициентом перекрытия GF4 опережает Radeon 8500 на 26% (хорошо работает технология LMA-II), а вот в тесте Nature, насыщенном шейдерными спецэффектами, обе видеокарты работают на равных.
Возьмем другие игры. Если не используются новые возможности видеокарт (Unreal, Quake3), GF4 опережает R8500 на 20-25% за счет более высокого fillrate. Если используется только T&L (Black&White), GF4 работает еще быстрее, а если подключаются еще и шейдеры, то разница опять составляет 20-25%.


1024x768x32bit

Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H

GeForce4 Ti4600
ASUS V8460

Разница

Unreal Tournament (DirectX)

57.3

70

18%

Serious Sam (DirectX)

60

65.1

8%

Black&White (DirectX)

63.6

133.3

52%

Comanche 4 (DirectX)

31.4

39.3

20%

Quake3 Arena (OpenGL)

204

211

3%









1280x1024x32bit

Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H

GeForce4 Ti4600
ASUS V8460

Разница

Unreal Tournament (DirectX)

53.8

68.5

21%

Serious Sam (DirectX)

46.1

56

18%

Black&White (DirectX)

54

97

44%

Comanche 4 (DirectX)

29.4

38.8

24%

Quake3 Arena (OpenGL)

142.7

201.7

29%









1024x768x32bit

Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H

GeForce4 Ti4600
ASUS V8460

Разница

Game1 Low

129.6

152.4

15%

Game1 Hi

48.5

52.2

7%

Game2 Low

139.4

188.5

26%

Game2 Hi

76.8

103.1

26%

Game3 Low

129.8

142

9%

Game3 Hi

58.8

65.6

10%

Game4

46.2

42.4

-9%

Fillrate single

809.2

1060

24%

Fillrate multi

2057.7

2317

11%

High polygon Low

36.9

49.8

26%

High polygon High

9.7

12.6

23%

Bump mapping Emboss

113.5

183.8

38%

Bump mapping DOT3

87.7

150.8

42%

Vertex shaders

87.5

102

14%

Pixel shaders

100.9

122.7

18%

Point sprites

28

30.1

7%

Index

8588

10094

15%









1280x1024x32bit

Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H

GeForce4 Ti4600
ASUS V8460

Разница

Game1 Low

110.9

136

18%

Game1 Hi

45.8

51.2

11%

Game2 Low

104.5

143.8

27%

Game2 Hi

60.6

82.1

26%

Game3 Low

107.9

124.6

13%

Game3 Hi

51.6

61.1

16%

Game4

30.1

30.6

2%

Fillrate single

810

1061

24%

Fillrate multi

2065

2349

12%

High polygon Low

35.4

46.3

24%

High polygon High

9.6

12.3

22%

Bump mapping Emboss

87.5

135.8

36%

Bump mapping DOT3

57.4

93.6

39%

Vertex shaders

71.1

89

20%

Pixel shaders

64.7

78

17%

Point sprites

22.2

23.4

5%

Index

6994

8543

18%
Итог
Как показывают результаты тестов, GeForce4 Ti4600 работает на четверть быстрее самой последней видеокарты ATI, Radeon 8500. К сожалению, такая высокая скорость из-за высокой цены на видеокарту недоступна обычному пользователю.
ASUS V8460 Ultra — один из самых дорогих вариантов GeForce4 Ti4600. Но ведь это и самая быстродействующая игровая видеокарта на сегодняшний день, которая к тому же позволяет подключать дополнительно и телевизор, и цифровой монитор.
В общем, V8460 Ultra идеально подойдет для оснащения очень "навороченного" домашнего компьютера.
Плюсы:
— высокая скорость работы;
— хорошее качество изображения и в 2D, и в 3D;
— отлаженные драйверы;
— хорошая комплектация.
Минусы:
— очень высокая цена;
— большие габариты.

Видеокарта ASUS V8460 предоставлена фирмой CD-Life

Макс Курмаз, max@hw.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2002 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета